Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Гватемала: географический и исторический очерк
Этнография - Народы Америки

Республика Гватемала, южная соседка Мексики, — самая северная из республик Центральной Америки. По размерам территории — это вторая из центральноамериканских республик после Никарагуа, ее площадь-—109 тыс. км2; по численности же населения, около 3,5 млн. (1957), она стоит на первом месте.

Современная Гватемала — отсталая аграрная страна с однобоким развитием экономики, вызванным засилие vj иностранного капитала; страна* где на принадлежащих иностранным ком паниям плантациях выращиваются в огромных количествах кофе и бананы на экспорт, а промышленность находится в зачаточном состоянии. Заинтересованность некоторых империалистических государств в природных богатствах Гватемалы неоднократно приводила и приводит к насильственному утверждению власти диктаторов, опирающихся на военщину и прямую поддержку извне, главным образом империалистов США. Но народ этой маленькой страны сумел показать всему миру в период наибольшего размаха национального демократического освободительного движения свое стремление к освобождению, свой патриотизм.

Географический очерк

По своим природным условиям Гватемала имеет много общего с соседними районами Мексики. Южная часть ее — лесистое, хорошо орошаемое нагорье, с высокими вулканическими вершинами Тахамулько, Санта- Мария, Фуэго и др.; всего в стране около 40 вулканов. К северо-востоку нагорье постепенно понижается и переходит в известняковую платформу Юкатана. Атлантическое побережье — болотистые низины; вдоль тихоокеанского побережья также располагается полоса низменностей в' 50— 60 км шириной у границы с Мексикой.

Гватемала очень живописная страна. Самые высокие вершины покрыты снеговыми шапками. Горы частью покрыты хвойными лесами, главным образом сосновыми, а в узких межгорных долинах и на плато — лиственные леса, для которых наиболее характерен дуб. Глубоко в горах развертывается широкая зеркальная гладь одного из красивейших озер мира — Атитлана. Низменности вдоль тихоокеанского побережья и низменности вдоль атлантического побережья, а также север страны покрыты густыми и влажными тропическими лесами. Вместе с тем здесь встречаются более сухие районы саванн, а на нагорье — небольшие зоны каменистых полупустынь с редкими кактусами.

Краткий исторический очерк

До испанского завоевания на территории современной Гватемалы жили многочисленные индейские племена, говорившие на языках семьи соке-майя. Предки этих народов несомненно внесли свой вклад в культуру так называемой древней империи майя, а ко времени европейского* завоевания здесь жил один из самых развитых индейских народов Центральной Америки — индейцы киче.

Гватемала была завоевана испанцами из Мексики. В 1523 г. испанский отряд одного из помощников Кортеса — Педро Альварадо — достиг наиболее плодородных и густонаселенных областей южного нагорьж. В 1524 г. было основано первое испанское поселение, там, где теперь находится столица республики. Индейцы по-разному отнеслись к завоевателям. Здесь повторилось то же, что произошло в Мексике. Стародавняя вражда помешала индейцам оказать дружное сопротивление захватчикам. Так, например, долгая героическая борьба индейцев киче не была поддержана их соседями какчикелями. В сравнительно короткий срок почти все коренное население было покорено испанцами.

В течение колониального периода территории современной Гватемалы* мексиканского штата Чиапас и на юг вплоть до Панамы представляли собой одну административную единицу — генерал-капитанство Гватемала, подчиненное юрисдикции вице-короля Новой Испании.. Гватемала не дала завоевателям сказочных богатств, которых они искали. Здесь почти не было месторождений драгоценных металлов, кроме того Гватемала находилась в стороне от основных путей торговли с метрополией* Это был периферийный район испанских колоний в Америке. Все эти обстоятельства вызвали замедленные по сравнению с другими испанскими колониями темпы экономического развития. Испанцы завезли в Гватемалу пшеницу, сахарный тростник. Но товарное значение получило производство лишь двух культур местного происхождения — какао и индиго. Центральная Америка является родиной какао и изготовляемого из него шоколада, а в Гватемале находился один из важнейших центров этой культуры. Бобы какао широко употреблялись в пищу древними народами Центральной Америки. Изготовлять из какао плиточный шоколад впервые научились, как предполагается, именно индейцы Гватемалы,— для них это был способ консервирования ценного питательного вещества. Бобы какао служили также предметом обмена и даже выполняли функцию денег. Эта роль бобов какао сохранялась в более глухих местах вплоть до 80-х годов XIX в. В доевропейское время правитель ацтекского государства собирал дань со своих подданных главным образом бобами какао. Какао считалось священным растением, даром бога Кецалькоатля. Испанские завоеватели сразу оценили достоинства какао и испанское правительство, установив строгую монополию на вывоз какао из Америки, извлекало огромные 'доходы.

Испанское завоевание и постепенная колонизация страны существенно изменили этнический состав населения.

Несмотря на то, что в Гватемале оседало, сравнительно с другими испанскими колониями Америки, мало постоянных переселенцев из Испании, к XIX в. число их потомков составляло несколько десятков тысяч человек (наиболее вероятная цифра около 20 тыс.). Это население было- сосредоточено главным образом в городах Гватемала, Антигуа и других менее крупных городах восточной части нагорья. Появившееся в первые же десятилетия после завоевания население смешанного испано-индейского происхождения также первоначально жило главным образом в городах. В дальнейшем, численно разрастаясь, население смешанного происхождения,говорившее большей частью по-испански, стало расселяться по всей юго-восточной части нагорья. Под давлением этой колонизации часть коренного населения оказалась смещенной со своих исконных земель. Но этот процесс в Гватемале никогда не принимал таких размеров, как, например, в центральной Мексике. Большая часть индейских народов продолжала жить на том же месте, что и до испанского завоевания.

В 1821 г., через три столетия после появления первых конкистадоров,' Гватемала провозгласила свою независимость. С 1823 г. по 1839 г. она входила в оказавшуюся недолговечной Федерацию республик Центральной Америки.

В дальнейшем за время самостоятельного существования произошли существенные сдвиги в экономике страны. Хотя Гватемала была экономически слаборазвитой аграрной страной, с середины XIX в. она оказалась втянутой (по крайней мере юг страны) в мировой рынок, поскольку в ряде районов развились крупные капиталистические плантационные хозяйства, основанные главным образом за счет иностранных инвестиций. Со второй половины XIX в. в горных районах Гватемалы появляются плантации кофе — культуры, уже зарекомендовавшей себя в других районах Центральной Америки. Особо благоприятные природные условия и дешевые рабочие руки способствовали высоким прибылям хозяев плантаций. Один из районов по производству кофе располагался около городов Гватемала и Антигуа. Здесь владельцами плантаций была по преимуществу местная аристократия — потомки испанских переселенцев колониального периода. Два других района плантаций кофе — на тихоокеанском побережье от Окоса до Чамерико и во внутренних районах страны в большой области между городами Хуэхуэтенанго и Кобан — своим возникновением обязаны предприимчивости немецких плантато- ров-переселенцев, которые обосновались здесь в период с 1860 по 1870 гг.

С начала XX в. в экономику Гватемалы все более и более проникает североамериканский капитал. Для Гватемалы, как, впрочем, и почти для всей Центральной Америки, реальным воплощением этого проникновения и решающей силой его оказалась пресловутая «Юнайтед фрут компани», основанная в 1889 г. За три десятилетия бесконтрольного хозяйничанья' в чужой стране (первые банановые плантации «Юнайтед фрут» в Гватемале были заложены в 1906 г.) эта монополия сумела путем различных махинаций прибрать к рукам значительную часть национального достояния гватемальского народа. Помимо огромных земельных участков в низовьях р. Мотагуаи на тихоокеанском побережье «Юнайтед фрут» контролировала все железные дороги страны, приобрела исключительное право на строительство порта на тихоокеанском побережье, обладала монополией на международную радио-телефонную связь и т. п. По признанию одного гватемальского автора, «Юнайтед фрут» и принадлежавшая монополистам США электрическая компания («Эмпреса электрика де Гватемала») «в экономической жизни... были полновластными хозяевами всех ключевых позиций страны»1; они обладали, по выражению того же автора, «надгосударственной властью». Политическая власть в стране принадлежала крупным землевладельцам (в руках 2,2% собственников было сосредоточено до 75% культурной земельной площади республики). Из них избирался парламент, правительство, местная администрация. За ними стояли иностранные монополии. Каждый очередной диктатор был лишь верным слугой крупных земельных собственников и иностранных компаний.

Всеобщее недовольство большинства населения страны, особенно усилившееся в период реакционной деспотической диктатуры генерала

Убико (1931—1944), привело в октябре 1944 г. к революционному взрыву и вооруженной борьбе. В декабре 1944 г. в результате победы демократических сил президентом был избран представитель патриотически настроенной буржуазии Хуан Хосе Аревало. Вновь принятая конституция (1945) была буржуазно-демократической, в ней намечалось проведение аграрной реформы. Правительством Аревало был проведен ряд прогрессивных мероприятий: легализованы профсоюзы, введено социальное страхование, начата борьба с неграмотностью, была составлена и стала проводиться в жизнь специальная программа просвещения индейского* населения и т. д.

Эти демократические мероприятия способствовали дальнейшему росту патриотических настроений в стране; пробудившиеся к политической жизни массы требовали проведения аграрной реформы и перераспределения земли; в июне 1952 г. новым президентом Хакобо Арбенсом был опубликован закон об аграрной реформе. Начавшееся осуществление аграрной реформы сильно затронуло интересы могущественной «Юнай- тед фрут». После более чем 40 попыток инспирированных государственных переворотов империалисты США организовали в июне 1954 г. контрреволюционную вооруженную интервенцию, которая поставила у власти послушную марионетку американского капитала — Кастильо Армаса, залившего землю Гватемалы кровью патриотов. Новый диктатор всеми, силами стремился разрушить в угоду монополиям США демократические завоевания гватемальского народа. В конце июля 1957 г. Армас был убит,, его место занял Мигель Идигорас Фуэнтес.

Одной из причин поражения народной революции в Гватемале явилась недостаточная организованность пролетариата, главным образом сельскохозяйственных рабочих. Более или менее массовое прогрессивное профессиональное движение началось после легализации профсоюзов, лишь в 1944 г. Коммунистическая партия Гватемалы, численно очень небольшая * не смогла возглавить этого движения.

В период независимости особых изменений в этническом составе страны не произошло. Избыток рабочих рук на местах не вызывал необходимости ввоза рабочей силы извне в больших масштабах даже в период быстрого развития плантационного хозяйства. На кофейных плантациях нагорья и тихоокеанского побережья в подавляющем большинстве работали индейцы. «Юнайтед фрут», правда, ввозила некоторое число ямайских негров для работы на банановых плантациях крайнего юго-востока, где никогда не было значительного населения, но это почти не отразилось на этническом составе Гватемалы. Число немецких переселенцев, главным образом владельцев и управляющих кофейными плантациями, было незначительно и не могло сколько-нибудь существенно повлиять на этнический состав населения. То же самое можно сказать и о численно небольшой прослойке североамериканцев из управленческого аппарата в крупных плантационных хозяйствах и в других предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям. Они вообще очень редко остаются в стране по истечении срока службы.

Как и в колониальное, время, основными группами населения являются: индейцы различных племен, метисы, которых в Гватемале называют ладино, и креолы, претендующие на чистоту испанской крови.