Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народные развлечения мексиканцев. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, танцы
Этнография - Народы Америки

Для широких масс угнетенного населения, деревен- ского и городского, народные праздники и развлечения — единственный способ хоть на время позабыть свою нужду и заботы. Очень многочисленны, как и во всех католических странах, церковные праздники.

Прежде всего у каждой местной общины есть свой годовой праздник — фиеста: как правило, это день местного святого. К такому празднику задолго готовятся, приглашают гостей из соседних деревень; кроме церковной службы, угощения, музыки и танцев, нередко выполняются разные старинные обряды, показываются инсценировки, пантомимы. Помимо» праздников местных общин, есть общенациональные фиесты, в большинстве тоже связанные с днями церковных праздников. Они справляются обычно с характерным для мексиканцев весельем, шумными и пестрыми зрелищами, процессиями, фейерверками. Самый веселый и яркий праздник — это масляничный карнавал.

Обилие праздников отнюдь не означает, что народным массам Мексики легко живется. Напротив, как и в средневековой Европе, оно указывает лишь на культурную отсталость и засилье католической церкви, которая, поощряя традиционные праздники и связывая их с христианским культом, извлекает для себя немалый доход и в то же время отвлекает внимание народных масс от борьбы за их кровные интересы. При этом ясно, какой ущерб наносят эти многочисленные дни праздничного безделья народному хозяйству и благосостоянию самого населения.

Из народных развлечений, совсем не связанных с религией и церковью, наиболее характерны бои быков. Этот обычай был принесен из Испании почти сразу же после появления в Мексике испанцев; первый бой быков был устроен еще в 1529 г. Теперь эти зрелища, превратившиеся в национальную традицию, устраиваются, как и в Испании, регулярно, каждое воскресенье. Самые известные бои быков происходят в Мехико, на специальном стадионе «Пласа де торрос», который вмещает 50 тыс. зрителей. При этом он почти всегда бывает переполнен.

Сходные, хотя и более безобидные, развлечения устраиваются в провинции, в деревнях, во время фиест. Это так называемые торрео: люди ловят быков арканами, валят их, а затем вскакивают на них верхом.

Очень популярны в Мексике петушиные бои, а также скачки, как простые, так и с какими-либо фокусами, джигитовкой.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, танцы

Устное народное творчество Мексики разноязычно^ как разноязычно ее население.

В каждой местности имеются свои легенды, предания, рассказы о старине, восходящие нередко к доиспанскому времени. Очень разнообразен песенный фольклор. Он делится на традиционный, по большей части религиозного характера, и на современный. Традиционные песни — это главным образом гимны и

песнопения, сопровождающие те или иные церковные обряды. Но в числе традиционных песен есть и светские, например, так называемые маньяки- mac: это небольшие, преимущественно поздравительные песенки. Значительно разнообразнее и интереснее произведения современного фольклора — песни-эфемериды и импровизации, которые слагаются по какому- нибудь случаю и живут обычно недолго. Это так называемые корридос, •самый характерный вид мексиканского фольклора. Среди них выделяются любовные песни и песни политического содержания.

Наиболее интересны корридос политического характера. В них народ •откликается на злободневные события. Многие из корридос посвящены революции. В одних воспеваются ее вожди, особенно такие, как Сапата и Панчо Вилья; в других боец-партизан поет о своей борьбе.

Корридос слагаются самим народом, и поют их все. Но есть и общепризнанные исполнители корридос, по большей части мужчины, причем юдин обычно поет, а другой аккомпанирует ему на гитаре. Спев несколько песен, исполнители уступают место другой паре, и так может продолжаться часами. Раз сочиненные песни передаются от одного к другому устно. Теперь, правда, многие из них печатаются, и сборники песен продаются по дешевой цене.

Некоторые очень популярные песни в годы гражданской войны становились революционными песнями и своего рода гимнами отдельных повстанческих групп и партизанских отрядов. Так, среди солдат Эмилиано 'Сапаты подобную роль играла песенка «Аделита», популярная, впрочем, по всей стране. В отрядах Панчо Вильи своего рода боевым гимном стала •известная и у нас «Кукарача».

Мелодика мексиканских песен разнообразна. На большинстве мелодий лежит отпечаток испанской народной музыки.

Но у некоторых окраинных индейских племен сохранился в известной мере и более самобытный музыкальный строй. Особенно славятся мелодичные песни индейцев сери (Сонора), хуичолей (Наярит), цоцилей (Чиапас). Они очень просты, одноголосны, но в них встречаются развитые аккордовые интервалы, иногда довольно сложный синкопированный ритм ж т. д.

Характерное явление музыкальной культуры Мексики—бродячие народные оркестры. Они состоят из трех — двенадцати музыкантов, странствующих по городам и деревням, играющих на ярмарках, свадьбах и этим зарабатывающих себе скудное пропитание. Название таких бродячих оркестров — маръячи. Основные инструменты марьячи — струнные: скрипки, гитары, небольшие арфы и др. Теперь к струнным инструментам часто .добавляют рожок и бара>ан.

'Очень своеобразны мексиканские народные танцы. Самый распространенный из них харабэ имеет свой вариант для каждого района страны. В современном виде харабэ возник в Мексике в XVIII в. и, возможно, испанские сегидилья и болеро были предшественниками этого теперь типично мексиканского танца. Харабэ танцуют все от мала до велика, танцуют нарами под гитару с пением, под игру оркестра — маръячи. Ритм танца очень сложный и меняется после каждой фигуры. Танцующие выбивают эти ритмические рисунки ногами, руки во время танца почти неподвижны. Эта манера танца особенно характерна для наиболее широко распространенного харабэ тапатио. Очень необычны па этого танца с подвернутой внутрь стопой, несомненно они индейского происхождения.

В глухих отдаленных районах сохранились в довольно чистых формах традиционные индейские танцы. В отличие от мексиканских, © подлинных индейских танцах участвуют главным образом мужчины. Исполнители надевают специальные наряды, часто с пышными головными уборами, и маски, причем танцуют босиком. В руках держат специальные погремушки. Танец идет под монотонное сопровождение ударных инструментов, главным образом деревянного барабана — тепонацтли„ Ритм танца до конца остается неизменным.

Просвещение

Ни в чем так не проявляются характерные для Мексики контрасты, как в области культуры.

С одной стороны, Мексика,— бесспорно, одна из передовых по культуре стран Латинской Америки. С другой стороны, культурный уровень огромной массы населения там продолжает до наших дней оставаться чрезвычайно низким.

В Мексике существует ряд высших учебных заведений, являющихся рассадниками культуры в самых отдаленных уголках страны. Наиболее крупные из них — Национальный политехнический институт, основанный президентом Карденасом в 1938 г., Технологические институты в Монтеррее и Мехико и др. В Мексике есть двенадцать университетов. Старейший из них, Национальный автономный университет в Мехико, основан в 1551 г. и является вместе с Университетом Сан-Маркос в Лиме одним из первых на американском континенте.

Тем не менее народное образование находится в Мексике пока еще в довольно плачевном состоянии. Не хватает школьных помещений. Па подсчетам, произведенным на 1946 г., Мексика имела начальные школы только для 54,5% детей школьного возраста, остальные, что составляла 2 285 404 детей, не могли учиться. В результате начавшейся в мае 1948 г. национальной кампании по строительству школ положение несколько улучшилось, однако до наших дней сотням тысяч мексиканских детей негде учиться. Положение учителя чрезвычайно тяжелое. Заработная плата его до сих пор крайне низка; в сельских школах она подчас бывает ниже, чем заработок батрака. Значительная часть учителей не имеет дипломов. Часто учительские вакансии остаются вообще незамещенными; многие школы имеют только одного учителя.

Плохо подготовленный, полуголодный, перегруженный работой учитель часто не в состоянии ни поддержать свой авторитет среди населения, ни привить населению уважение к образованию, к науке. А местный священник, пользуясь этим, обычно ведет свою реакционную пропаганду, настраивает население против школы, натравливает его на учителя. Под влиянием поповской пропаганды отсталое и суеверное население отказывается посылать детей в «безбожные» школы. Нередко даже жизнь учителя подвергается опасности.

Положение со школьным образованием в Мексике осложняется тем, что страна разноязычна, и наиболее отсталое индейское население во многих районах не владеет испанским языком. Обучение индейских детей в этих районах на испанском языке представляет непреодолимые трудности. На индейских же языках письменности и учебников до сих пор выпускается мало и пока только на нескольких языках — ацтекском, отоми, сапотекском и некоторых других.

Общий культурный уровень населения, особенно индейского, остается низким. В 1930 г. около 60% взрослого населения Мексики было неграмотно, и этот процент был еще выше в индейских штатах (например в Оахаке — 78%). В настоящее время число неграмотных снизилось и составляет около 31 %.

Литература, изобразительное искусство, кино

Испанское завоевание было тяжелым ударом для древней индейской культуры, которая в значительной степени была разрушена. Начавшее развиваться в колониальный период искусство носило подражательный характер; местные традиции сознательно игнорировались. Тем не менее уже в XVI—XVII вв. появляются первые выдающиеся произведения мексиканской литературы и искусства. К этому периоду относится творчество замечательного драматурга Хуана Руиса де Аларкона (1580—1639) и крупнейшей поэтессы того времени, монахини Хуаны Инес де ла Крус (1651—1695). Живопись этого периода также была подражательной. Это была в основном церковная живопись — роспись католических соборов, картины религиозного содержания.

Борьба за независимость и самостоятельное государственное существование дали резкий толчок развитию мексиканской литературы и искусства. В течение XIX в. в литературе выдвигается ряд писателей-романи- -стов, которые обращаются к национальной тематике и создают патриотические произведения. Следует упомянуть Игнасио Родригеса Гальвана, автора поэм «Пророчество Куаутемока», «Повстанец из Улуа»идр. Наиболее интересным реалистическим произведением мексиканской литературы XIX в. является замечательный роман Эриберто Фриаса о восстании индейцев яков под предводительством Кахеме — «Томочик». Однако в течение всего XIX в. еще трудно говорить о больших достижениях в этих областях, так как слишком сильно было влияние различных европейских школ.

Но подлинный подъем в литературе и искусстве Мексики наступает после буржуазно-демократической революции 1910—1917 гг. Он был вызван обращением к индейскому наследию, научным изучением' его. Культурные достижения индейских народов прочно вошли в сокровищницу общенациональной мексиканской культуры и необыкновенно обогатили ее.

Особенно это сказалось на изобразительном искусстве: графике, живописи и архитектуре.

В области графики обращение к социальной тематике, революционной борьбе, повседневной жизни народа привело к созданию замечательных произведений художников-граверов, объединенных Мастерской народной графики (А. Бельтран, А. Гомес и др.). Особенно замечательны достижени я в области монументальной стенной живописи. Мексиканские художники Диего Ривера, Сикейрос, Ороско и другие в своем искусстве творче^ ски воспроизводят древние принципы и неповторимое своеобразие индейской храмовой росписи. Используются не только манера письма древних мастеров, но также их колористическая гамма. В то же время тематика этих произведений связана с современностью.

Связь с народом, демократические принципы искусства плодотворно отразились на молодом мексиканском киноискусстве, уже успевшем создать кинокартины, завоевавшие широкую известность: «Мария Канделярия», «Рио Эскондидо», «Макловия» и др.

Авторы последних лет в своих литературных произведениях также следуют этой общей демократической направленности мексиканского искусства. Крупнейшие писатели современности — Мартин Луис Гусман, поэт Эфраин Уэрта я недавно скончавшийся Хосе Мансисидор.