Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Средства передвижения мексиканцев. Пища и одежда
Этнография - Народы Америки

Проблема транспорта и связи из-за горного характера страны до сих пор чрезвычайно сложна. Горные районы и сейчас еще связаны с внешним миром только пешеходными тропами. В Мексике есть деревни, жители которых никогда не видели колеса.

До прихода европейцев никаких транспортных животных в Мексике не было, а водные пути сообщения почти не имели значения. Все грузы переносились носильщиками — тамеме. В некоторых районах (Оахака и др.) транспортировка грузов носильщиками сохранилась до наших дней. Некоторые горные племена (тараски, яки и др.) в этом отношении особенно славятся. Техника переноски тяжестей у мексиканцев такая же, как у большинства индейцев Америки: груз несут за спиной, обычно в особых кожаных ящиках на ремнях, лямки от которых проходят вокруг лба.

Пища

В национальной пище мексиканцев отражается низкий уровень экономики и тяжелое материальное положение огромной массы населения. Подавляющее большинство его питается скудно, однообразно.

Основу питания почти повсеместно составляет кукуруза. Ее приготовляют следующим образом: сухие зерна в течение одной ночи размачивают в воде с примесью извести или золы, что помогает удалить наружную кожицу. Затем кукурузные зерна размалывают на ручной зернотерке, укрепленной на особом треножнике — мешате (это очень трудоемкая обязанность женщин, которую они выполняют изо дня в день в течение всей жизни). Получается влажная масса. Иногда ее просто разводят водой и пьют, приготовленный напиток называется алголе. Но обычно из размолотого маиса делают тонкие лепешки—тортпилъяс. Большинство населения Мексики, кроме разве немногочисленной группы буржуазии, ест тортильяс три раза в день. Кто побогаче, ест их с приправами. Например, их сворачивают в трубку, кладя внутрь мясную начинку. Приправой служат также сыр, разные соусы с большим количеством перца. Из кукурузы приготовляются и многие другие кушанья. Кроме кукурузы, большую роль в питании населения играют бобы. В северных скотоводческих районах первое место в пищевом рационе населения занимает сыр; сорта его очень разнообразны.

В прибрежных областях людей кормит в значительной степени море.

Кроме рыбы, в пищу идут разные морские животные. Одно из любимых кушаний — жареные креветки или рачки, а также мясо осьминога, вареное и мелко нарезанное.

Наиболее распространенный национальный напиток в Мексике — пульке. Это довольно слабый алкогольный напиток, грязно-белого цвета, имеющий своеобразный запах. Местные жители пьют его в больших количествах, что очень вредит здоровью. Местами пульке перегоняют в текила (подобие водки). Другой напиток изготовляется в северо-западных районах из кактуса пейоте, который растет главным образом на скалах Нижней Калифорнии. Этот опьяняющий напиток называется мескаль. Древний народный напиток индейцев Мексики — шоколад — в настоящее время широко известен всему миру. Но для массы населения самой Мексики шоколад стал теперь почти недоступным из-за своей дороговизны.

Одежда

Современная национальная одежда в Мексике представляет собой результат многовекового переплетения индейских и испанских типов одежды.

От древней, чисто «индейской» одежды у населения Мексики остались сейчас разнообразные виды сандалий (гуарачес), которые носят на босую ногу. Другие части костюма в той или иной степени испытали на себе европейское влияние.

Тем не менее большая часть индейцев до сих пор носит национальные костюмы, которые очень разнообразны и живописны. В горных районах штата Чиапас, например, можно по одежде определить, к какой именно деревне принадлежит ее владелец.

Мексиканцы-мужчины носят рубашку из хлопчатобумажной ткани и такие же брюки. В южных районах все это обычно белого цвета.Часто на плечи набрасывается особая накидка —сарапе. Они бывают различных цветов и часто богато орнаментируются. В основе сарапе лежит древнеацтекский плащ-накидка (тилъмашли), но теперь сарапе, подобно южноамериканскому пончо, имеет посередине отверстие для головы. Днемего носят как плащ, ночью же он служит одеялом. Наконец, обязательной частью мужского одеяния является широкополая соломенная шляпа сомбреро. Без нее горячее мексиканское солнце не позволит показаться на улице. У жителей плоскогорья сомбреро большие и островерхие. В дождь «они заменяют зонтик.

Основу женского костюма составляют легкая хлопчатобумажная блу- -за и довольно узкая юбка. Верхней одеждой обычно служит ребосо — особая цветная, чаще всего в мелкую полоску, шаль универсального употребления. В жаркую погоду она защищает голову от солнца, ибо женщины особых головных уборов, как правило, не носят, в ней же, по индейскому обычаю, носят детей и разные вещи. Женщины украшают себя бусами, серьгами. Своеобразны национальные костюмы индейских женщин.

Зажиточная верхушка населения, особенно в городах, стремится подражать европейским и американским модам.

Но есть один довольно живописный и чисто национальный тип костюма, носимый только богатыми: это так называемый чарро, костюм всадника, причем слово «charro» означает и самого человека и его одежду. Чарро состоит из узких черных кожаных брюк, черных сапог с высокими каблуками и тупым носком, мягкой белой рубахи с развевающимся черным галстуком и из короткого жакета или куртки с серебряными пуговицами и серебряными шнурами. На голове — огромная шляпа с богатой вышивкой или аппликацией из кожи. Весь костюм выдержан в своеобразном франтоватом испанском стиле с оттенком восточной роскоши. Стоит чарро очень дорого (сотни песо) и доступен, конечно, немногим.

Религиозные верования

Господствующая религия в Мексике — католицизм. Хотя церковь уже 100 лет отделена от государства и лишена своих прежних колоссальных богатств, а вместе с ними и экономической мощи, ее влияние среди населения до •сих пор очень велико. Католическая церковь в Мексике — одна из важнейших реакционных сил. Она систематически выступает против всяких демократических преобразований.

Подавляющее большинство населения Мексики понимает католическую религию по-своему, и мало кто вдумывается в ее богословские тонкости. Главное там — это культ местных святых, которых очень много. На первом месте стоит национальная мексиканская святая — Гваделупская божья матерь. Главная церковь ее находится в предместье Мехико; она построена •еще в XVI в. Здесь сосредоточены колоссальные сокровища. В праздник Гваделупской божьей матери — 12 декабря— у этой церкви собирается до 50 тыс. паломников со всех концов страны. 12 декабря считается национальным праздником. Интересно, что истоки почитания мадонны Гваделупы совсем не христианские: образ мадонны лишь заменил собой образ древней ацтекской богини земли — Тонанцин, центр почитания которой находился в той же местности. В культе Гваделупской божьей матери сохранились даже старинные ацтекские обряды — например, танцы в масках.

Большое развитие среди населения получил культ креста, особенно в южных штатах с их более густым индейским населением. Верующие считают крест особым божеством и не связывают его с церковными рассказами о смерти Христа. Отдельные общины почитают своих местных святых. В этом культе фактически тоже продолжаются традиции древнемексиканских форм почитания общинных божеств-покровителей.

Сохранение пережитков древних языческих культов в христианских формах объясняется в значительной мере тем, что католическое духовенство, стремясь укрепить среди индейского населения новую религию,, шло на большие уступки и допускало сохранение старых обрядов при условии, чтобы они приурочивались к дням празднования католических святых.

Таким образом «язычество» спокойно процветает в Мексике под внешним покровом христианства. Довольно частым явлением оказывается между прочим то, что в оградах католических храмов стоят древние идолы. Во многих случаях трудно разобрать источник того или иного суеверия — языческий он или христианский. Население даже в городах, а тем более в деревнях, крепко верит в могущество разных колдунов и особенно колдуний, которые хранят и передают из поколения в поколение древние верования и магические обряды.