Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельское хозяйство мексиканцев. Кустарно-ремесленные производства
Этнография - Народы Америки

Экономику Мексики определяет сельское хозяйство; в целом Мексика — крестьянская страна, и подавляющая часть ее населения связана так или иначе с землей.

Помещикам — владельцам крупных латифундий — еще недавно принадлежала львиная доля всех обрабатываемых земель Мексики: в 1910 г. они владели четырьмя пятыми их; почти половина всей сельскохозяйственной площади принадлежала 11 тыс. крупных и крупнейших земельных собственников. Крестьянство в огромном большинстве было почти совершенно лишено земли и арендовало ее на кабальных условиях у помещиков или работало у них батраками.

В настоящее время свыше 2 млн. хозяйств вообще не имеют земли. Немногим лучше положение 1 млн. собственников мелких наделов, не превышающих 5 га, и 120 тыс. мелких арендаторов.

Проведение земельной реформы (особенно при президенте Карденасе) несколько сократило крупные латифундии, однако и до сих пор в них сосредоточено очень большое количество земли и при том — лучшей. Латифундисты упорно сопротивляются осуществлению аграрной реформы. Помещики организуют специальные банды, которые терроризируют крестьян, убивают наиболее передовых из них, отбирают земли, переданные крестьянам по реформе. Тем не менее, в Мексике в настоящее время вс^е шире разворачивается крестьянское движение. Безземельные крестьяне захватывают пустующие, пригодные к обработке земли латифундистов. Среди передовой части крестьянства и сельскохозяйственного пролетариата зреет сознание единства целей. В Национальной крестьянской конфедерации насчитывается свыше 2         млн. членов. Прогрессивные крестьянские организации присоединились к Всеобщему союзу рабочих и крестьян Мексики, созданному в 1949 г. Страшная нищета крестьянства, особенно безземельного и оатраков,— вот основная причина расширяющегося аграрного движения. Крестьянство составляет две трети населения страны, но получает лишь одну шестую национального дохода. Урожайность очень низка, техническое оснащение сельского хозяйства также находится на очень низком уровне. Одной из основных причин этой отсталости является зависимость экономики страны в целом от иностранного капитала. Крупные плантационные хозяйства, особенно по производству тех* нических культур (хлопка и хенекена) на юге страны и скотоводческие на севере, целиком зависят от экспорта главным образом в США, т. е. от цен, диктуемых североамериканскими монополистами. Снижение цен немедленно отражается на заработке батраков, на условиях аренды земли. Рост плантационного хозяйства идет за счет сокращения посевных площадей под основные продовольственные культуры. В результате Мексика вынуждена ввозить продовольствие.

Характерной чертой социальной структуры мексиканского крестьян* ства является наличие значительной прослойки сельскохозяйственного пролетариата, батраков-сезонников, так называемых брасерос. Брасерос большей частью уходят на сезонные полевые работы в США. Только в 1954 г. через официальные центры было завербовано около 290 тыс. чел.1 Кроме того, ежегодно тысячи батраков тайно переплывают пограничную реку Рио-Гранде-дель-Норте. Ежегодно число брасерос возрастает. Лишь невероятная нищета и постоянные голодовки заставляют безземельных крестьян уходить на заработки в США, где они вынуждены терпеть всяческие издевательства, оставляя на произвол судьбы свои семьи. Трагедия брасерос и их семей вызывает возмущение всей прогрессивной мексиканской общественности.

Деревни в Мексике — двух видов: свободные деревни и деревни при помещичьих имениях — асиендах.

Типичная мексиканская асиенда и сейчас еще представляет собой поместье с сильнейшими пережитками феодальных отношений. Обычный состав ее населения: главный управляющий; несколько уцравляющих* стоящих над отдельными ранчо, на которые делится поместье; священник, изредка школьный учитель; пастухи, постоянные и сезонные батраки — последние обычно из окрестного населения; постоянные и временные арендаторы; местная полиция; ремесленники — кузнецы, плотники, каменщики; наконец, домашние слуги. Изредка появляется сам владелец* Господствующей формой эксплуатации крестьян до буржуазно-демократической революции был так называемый пеонаж. Пеон — это безземельный батрак, прикрепленный к поместью и к его хозяину кабальными долгами и маленьким клочком земли, который ему выделяет хозяин. К. Маркс называл пеонаж скрытой формой рабстваг. Пеон — обычно из местных крестьян — жил на отведенном ему клочке земли вместе с семьей. Это было выгоднее помещику, который почти бесплатно пользовался трудом всей семьи пеона. Положение пеонов было чрезвычайно тяжелым.

В 1895 г. число пеонов в стране (вместе с членами их семей) достигало 7,8        млн. Конституция 1917 г. запретила долговое рабство — пеонаж. Но в действительности подобные отношения еще продолжают сохраняться. Вместе с безземельными сельскохозяйственными рабочими пеоны составляют около 64% (1940 г.) занятого в сельском хозяйстве населения3.

Свободные крестьянские общины (эхидо)4 находятся в другом положении. Они в какой-то мере являются продолжением традиций древнеацтекских сельских общин, строившихся на основе родовых союзов (кальпулли) и сообща владевших землей — так называемых алъпетлалли.

До середины XIX в. крестьянские общины были еще довольно многочисленны, и у них еще оставалось немало земли. Режим диктатора Порфирио Диаса привел к почти полному разрушению крестьянских общин и к лишению их земли. После революции 1910—1917 гг. в соответствии с аграрной реформой началось постепенное восстановление общинного землевладения..

По реформе 1917 г. землю в первую очередь получили зажиточные элементы деревни, на которые опиралось буржуазно-республиканское правительство. Позже давление демократических сил в стране заставило правительство несколько расширить рамки земельной реформы. К 1940 г. в Мексике было уже 11,5 тыс. эхидо (с 1,7 млн. хозяйств). Экономическое положение членов эхидо несколько улучшилось. Однако в условиях капиталистической экономики неотвратимо возник и развился процесс расслоения внутри эхидо; выделились кулацкие хозяйства зажиточных эхидатариев, которые сами начали эксплуатировать чужой труд.

В более отдаленных и отсталых районах вплоть до наших дней господствует натуральное хозяйство.

Среди сельского населения Мексики выделяются две основные группы: сельская беднота, составляющая основную массу населения, и зажиточные элементы. Последняя, весьма малочисленная группа, состоит из богатых крестьян, лавочников, части лучше оплачиваемых ремесленников, сельской интеллигенции. Эта господствующая верхушка сельского населения носит бытовое название «los correctos» (буквально — порядочные).

Традиционная культура мексиканского земледелия — кукуруза. На ее возделывании была в основном построена экономика Мексики еще до испанского завоевания. Маис остался и сейчас ведущей и важнейшей сельскохозяйственной культурой: им ежегодно засевается около 2,5—3       млн. га земли. Это в три-четыре раза больше, чем посевная площадь под всеми остальными сельскохозяйственными культурами Мексики. Три четверти всего валового сбора маиса идет обычно на питание населения (на приготовление тортилъяс — лепешек, составляющих основу питания всего мексиканского народа). Около одной шестой части идет на корм скоту, сравнительно небольшая часть — на приготовление спирта, остаток — на семена.

На втором месте по занимаемой посевной площади стоят бобы, тоже традиционная и чрезвычайно важная для питания населения культура. Значительная часть производства бобов, как и кукурузы, сосредоточивается в мелких крестьянских хозяйствах.

Посевы пшеницы занимают сейчас видное место в мексиканском земледелий, особенно в северных штатах и в южной части Мексиканского плато, но эта культура введена уже испанцами. То же надо сказать и о       рисе, возделываемом на хорошо орошаемых землях в низовьях речных долин и на побережьях. В южной части плато сеют и ячмень. Сейчас важную роль в экономике Мексики играет еще одна культура, ввезенная испанцами,— кофе, которое является второй по значению статьей мексиканского экспорта. По производству кофе Мексика занимает третье место в мире.

Из технических культур чисто местного происхождения приобрели особенно большое значение две: хлопок, разводимый главным образом в северной части страны, и хенекен,— вид агавы, возделываемый в Юкатане и дающий очень крепкое волокно. Другой вид агавы культивируется по преимуществу в северных областях Мексики: это так называемый магей, из которого добывается пульке, излюбленный мексиканский алкогольный напиток. Сок этого растения собирают, когда оно начинает цвести: при появлении цветочных почек их обрезают и собирают выделяющийся оттуда сахаристый сок. Пульке получается в результате брожения этого сока

Агава используется населением в различных целях. Молодые листья употребляются в пищу, более старыми кроют крыши хижин, из корней добывается лекарственное средство против сифилиса, из шипов прежде делали наконечники стрел.

В тропической зоне возделываются сахарный тростник, бананы, ананасы; там же в менее жарких районах выращивают табак, который является исконной индейской культурой. В крестьянском хозяйстве играют заметную роль огородные растения — перец, помидоры и др.

Если земледелие Мексики развилось главным образом на местной основе, то скотоводство, напротив, представляет испанский вклад в местную культуру. До прихода европейцев индейские племена Мексики разводили только собак и индюков. Теперь мексиканцы держат скот разных видов. Главные животноводческие районы находятся на севере, где много привольных пастбищ. Там разводят крупный рогатый скот, коз и овец; скот экспортируется в значительном числе в живом виде в США. Из овечьего и козьего молока делают сыр; товарное молочное хозяйство разбито больше вблизи столичного рынка.

Уровень мексиканского сельского хозяйства, особенно земледелия, до сих пор чрезвычайно низок, он характерен дешевизной человеческого труда и сохранением полукрепостнической отработочной системы в крупных хозяйствах. До прихода европейцев Америка вообще не знала плужного земледелия, и до сих пор во многих районах Мексики неизвестен даже примитивный деревянный плуг: обрабатывают землю мотыгой или копалкой. Усовершенствованные земледельческие орудия и машины, облегчающие труд человека, очень слабо проникают в быт населения.

Из земледельческих орудий особое значение имеет мексиканский мачете — большой тяжелый нож универсального назначения, заменяющий также и топор; им расчищают землю от леса и кустарника, делают изгороди и пр. Очень показательно для состояния мексиканского земледелия сохранение некоторых весьма примитивных способов обработки земли.

На Юкатане, например, до наших дней сохранилась первобытная подсечная система земледелия: густой тропический лес индейцы выжигают и в удобренную золой землю сажают маис. Через два-три года участок забрасывается и расчищается новый.

Кустарно-ремесленные производства

Деревенские кустарно-ремесленные производства уже в древнеацтекском государстве отличались разнообразием и большим искусством. В результате четырехвекового колониального гнета многие из этих производств безвозвратно погибли, другие пришли в упадок, приспособляясь к рыночному спросу и низкопробным вкусам туристов; но зато появились и новые виды ремесленного производства, принесенные испанскими ремесленниками; способные индейские мастера перенимали у них навыки мастерства нередко вопреки желанию своих невольных учителей.

В настоящее время кустарные производства мексиканских сельских ремесленников можно разделить на три главных вида. Первый из них— изготовление изделий в крестьянских хозяйствах для собственного потребления (утварь, простая гончарная или деревянная посуда, корзины, черепица, металлические изделия и пр.), некоторые из этих предметов делаются изящно и с большим вкусом; второй вид — изготовление вещей для городского рынка и для туристов; в числе их встречаются и произведения настоящего художественного мастерства, но интерес туристов к так называемым «mexican curios» давно привел к их стандартизации. Они теперь часто выделываются фабричным способом и даже ввозятся из Японии. В Мексике есть города, где существуют рынки, специально посещаемые туристами. Таков г. Толука, расположенный вблизи столицы и потому особенно доступный для туристов; там они покупают изделия тарасков. Третьим видом ремесленного производства является изготовление предметов для продажи на местных рынках. Такие предметы многочисленны и разнообразны. Каждый штат, даже отдельные деревни, славятся теми или иными производствами. На местных городских рынках можно найти иногда огромное разнообразие произведений мастеров из соседних и более отдаленных деревень.