Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общая характеристика населения современной Мексики. Национальные меньшинства Мексики
Этнография - Народы Америки

По данным последней переписи, проводившейся в 1950 г., население Мексики составляло 25 791 017 человек; по предварительной оценке, в 1958 г. численность населения Мексики достигла 32,3 млн.

Мексика отличается очень высоким естественным приростом населения. Это хорошо видно, если сравнить рост численности населения за последние десятилетия (цифры приводятся по официальным переписям):

1921 г.............................................. 14 334 780 человек

1930 » . . . . 16 552 722 »

1940 ъ ... . 19653522 »

1950 » .... 25 791 017 »

Ежегодный прирост населения в последние годы достигает 2,5—2,7% и является одним из самых высоких в мире.

Население Мексики размещается очень неравномерно. Наиболее густо заселены центральные районы страны. Южные штаты также имеют довольно густое население, хотя там встречаются и районы почти не заселенные, например тропические леса штатов Юкатан и Кампече. На севере население концентрируется в промышленных районах Западной и Восточной Сьерра-Мадре.

Большинство населения Мексики живет в сельских местностях. Согласно официальной статистике, сельское население составляло в 1950 г. 14,8      млн., или более 57%. На деле этот процент значительно выше, так как во время переписи к городскому населению причисляли жителей любого пункта, где проживает свыше 2,5 тыс. человек. Зачастую эти небольшие городки с населением до 3—5 тыс. мало чем отличаются от соседних деревень. Основным занятием их обитателей остается земледелие.

Наряду с такими мелкими городками в Мексике существует довольно большое число крупных, современных промышленных городов. Самым большим городом страны, средоточием ее экономической, культурной и политической жизни является столица — г. Мехико, где в настоящее время проживает свыше 2,2 млн. чел. Три города насчитывают свыше 300 тыс. человек каждый (Гвадалахара, Пуэбла, Монтеррей), 10 городов имеют свыше 100 тыс. жителей, 56 — от 50 до 100 тыс.

Современная Мексика — страна со сложным этническим составом. Подавляющее большинство населения (около б/б) люди новой нации — мексиканцы. Эта новая нация сформировалась в процессе четырехвекового смешения местных индейских племен с пришельцами — испанцами и их цотомками — креолами, а также с немногочисленными ввезенными неграмиД Этническая история Мексики свидетельствует о том, что почти у каждого мексиканца в жилах есть частица индейской крови. Сплочение мексиканской нации оказалось возможным в результате развития капитализма и экономического объединения страны.

Языком новой нации стал испанский язык. Для испанского языка Мексики характерно сохранение значительного количества архаизмов; существует и некоторое морфологическое своеобразие. Но это все же испанский язык, несмотря на наличие в нем большого числа слов из различных индейских языков, главным образом местных названий растений и животных, предметов домашнего обихода и т. п. Подобных заимствований особенно много из языка нахуатль — языка ацтеков. Ряд особенностей в фонетике испанского языка в отдельных районах Мексики возник под влиянием языков местных индейских народов (например, фонетика языка майя повлияла на испанский язык п-ова Юкатан, фонетика языков тарахумара и яки — на говор в штатах Чиуауа и Сонора и т. п.).

Часть населения Мексики до наших дней говорит на индейских языках, сохраняет своеобразные традиции в материальной культуре и быте.

Национальные меньшинства Мексики

По официальным данным 1950 г., около 800 тыс. человек в стране не знали общенационального испанского языка и говорили только на различных индейских языках.

По данным более ранней переписи 1940 г., на индейских языках говорили 2 945 085 человек, но из них 1 253 891 человек знали до некоторой степени и испанский язык и потому считались двуязычными. Однако крупнейшие мексиканские ученые-этнографы считают, что большинство так называемых двуязычных индейцев в действительности не только почти не могут говорить по-испански, но и с трудом понимают этот язык. Таким образом, bcj это население можно рассматривать как индейское. Самыми крупными индейскими народами современной Мексики являются:

ацтеки........ около 700 тыс. человек

отоми...................................... » 300 » »

майя.......................................... » 300 » »

сапотеки................................... » 250 » »

миштеки................................... » 200 » »

цельталь-цоцили свыше 150 » « тотонаки . • . . около 100 » *

Сохранившиеся языки индейцев Мексики принадлежат к девяти различным лингвистическим семьям.

В северной Мексике индейское население очень невелико (6% индейского населения страны). В наиболее промышленных районах севера индейцев совершенно нет. Небольшие индейские племена сохранились лишь в районах, малопригодных для существования человека. В северной Мексике маленькие островки индейского населения" окружены колоссальными пространствами, где живет испаноязычное население. Из индейских племен северной Мексики только у тарахумара и майо численность составляет более 20 тыс., все остальные группы очень невелики. Это индейцы пима, папаго, опата, яки, тепехуаны, сери, кикапу. Некоторые из перечисленных индейских племен имеют очень интересную историю. Так племенные различия между пима и папаго (большинство которых живет в пределах США) появились только после испанского завоевания и хри* стианизации пима. Тех, кто не покорился испанцам, стали .называть папаго. Папаго упорно сопротивлялись и сопротивляются до сих пор ассимиляции. В результате у пима и папаго образовались значительные различия в быте и материальной культуре, так что по сути дела они представляют собой две различные этнические группы, несмотря на то, что сохраняют один и тот же язык.

Кикапу (атапаскской семьи языков) появились в Мексике в 1849 г. после войны с США. Они переселились из Техаса по приглашению, мексиканского правительства, которое выделило им земельные участки при условии, что кикапу будет отражать набеги кочевников-команчей. К 1930 г. индейцев племени кикапу сохранилось всего лишь 495 человек. По культуре, быту и внешнему облику они резко отличаются от других индейцев Мексики.

карта

Очень малочисленное племя сери (языковая семья хока) — в 1930 г. оно насчитывало 170 человек — тем не менее заслуживает особого внимания. Сери — одно из самых примитивных племен Мексики. Они населяют о-в Тибурон и никого не допускают к себе. Иногда сери появляются и на близлежащем побережье материка. До недавнего времени они не знали земледелия и жили охотой, собирательством (морских моллюсков) и рыбной ловлей. Исследователи отмечали у сери в XIX в. развитые отношения матриархата. Еще недавно сери добывали огонь трением г.Жилищем им служит временный шалаш из ветвей. Сери — вымирающая группа, смертность среди них очень велика, особенно в тех случаях, когда они, возвращаясь с материка, заносят различные инфекционные заболевания. Существование такой изолированной примитивной группы объясняется тем, что о-в Тибурон по своим природным условиям и местоположению не представляет никакого интереса для правящих кругов страны.

Одним'из наиболее крупных племен северной Мексики является тарахумара (юто-ацтекская языковая семья), численность их свыше 20 тыс. человек. Сокращение этнической территории тарахумара в колониальный период и позже происходило в самых катастрофических размерах. Сейчас тарахумара загнаны в малодоступный горный; район, неплодородный и мало приспособленный для существования человека (Западная Сьерра-Мадре). Хотя этот район относительно велик по площади, но он чрезвычайно слабо населен. Тарахумара живут отдельными семьями на большом расстоянии друг от друга, занимаясь охотой и крайне примитивным земледелием.

Очень близки друг к другу по языку и материальной культуре индейцы майо и яки, говорящие на языках юто-ацтекской семьи. Их связывает также давняя традиция совместной борьбы против испанских колонизаторов, которая велась почти непрерывно в течение четырех столетий. Инициаторами народной борьбы почти всегда выступали яки. Серьезное поражение национально-освободительному движению майо и яков было нанесено лишь в начале XX в. В наши дни численность индейцев майо и яков составляет около 35 тыс. человек.

Основная масса индейского населения сосредоточена в центральной и южной Мексике, где до испанского завоевания были расселены наиболее развитые земледельческие народы.

Южная Мексика и Юкатан — аграрные районы страны. Индейцы здесь живут повсеместно и в некоторых районах до 90% населения говорит на индейских языках. Здесь сосредоточено 49,5 % всех индейцев* сохранивших свои языки.

В центральных мексиканских штатах, где живут 44,5% населения, говорящего на. индейских языках, индейцы расселены более чересполосно. Численность испаноязычных мексиканцев здесь очень высока. Это экономически наиболее развитые штаты, где наряду с сельским хозяйством большую роль играет и промышленность. Вместе с тем это районы наибольшей плотности населения. Индейское население центральных мексиканских штатов располагается в основном в сельских местностях.

Самым крупным индейским народом, живущим в центральной части страны, являются ацтеки. Они одними из первых подверглись завоеванию, их страна стала базой для дальнейшего продвижения конкистадоров. На месте столицы ацтеков —.Теночтитлана — была построена столица вице-королевства Новая Испания — г. Мехико. Благодаря близости столицы и других крупных испанских городов ацтеки в значительной степени подверглись воздействию испанской культуры и языка. В период завоевания были истреблены многие тысячи индейцев-ацтеков, а в колониальный период они сильно смешивались с испанцами. Все это повело к значительному сокращению численности ацтеков.

В настоящее время они живут разбросанно. Это произошло потому, что область расселения ацтеков стала административным и хозяйственным центром колониальной, а впоследствии и независимой Мексики, поэтому сейчас они оказались разобщенными большими массивами мексиканского населения. Наиболее крупные территории, заселенные ацтеками, находятся в штатах Веракрус, Морелос, Герреро и Мехико. Отдельные более мелкие группы встречаются в штатах Табаско, Тласкала, Халиско и на побережье Мичоакана. Разбросанность*ацтекских групп на таком большом пространстве объясняется также и тем, что bIXIV — XV вв. они основали многочисленные поселения на землях покоренных племен.

Язык ацтеков — нахуатль, или мехикано — распространен широко. В XYI в. на нем было написано много исторических и философских трудов, а также учебников грамматики и книг религиозного содержания. В настоящее время он подвергся влиянию испанского языка —в нем большое количество слов испанского происхождения.

Основная масса ацтеков, населяя экономически развитые районы страны, утеряла некоторые черты прежнего быта и культуры. Лишь отдельные группы ацтеков, расселенные в труднодоступных, главным образом горных районах, удаленных от современных культурных центров, как, например, тлахуика в Морелосе, сохранили чистоту языка и свои старинные -обычаих. Ацтеки более других индейских групп оказались втянутыми в экономическую и общественную жизнь страны.Значительная часть их перешла на испанский язык.

Близки по*языку ацтекам индейцы хуичоль и кора. Эти два небольших племени занимают компактные области на севере штата Халиско и в Наярите.

Другой большой индейскийнарод, населяющий Центральную Мексику,— отоми. Шндейцы отоми живут в штатах Гуанахуато, Керетаро, западной части Идальго, на северо-западе штата Мехико; небольшие группы отоми разбросаны в Сан-Луис-Потоси, ПуэблеиМичоакане. По языку индейцам- отоми близки масахуа (около 80 тыс. человеков штате Мехико и чичимеки- памеихона в штатах Гуанахуато и Керетаро. Отоми давно привлекали к себе внимание этнографов. Очень многочисленные, живущие крайне замкнуто, они во многом сохранили традиции доиспанского периода. Отоми почти не подверглись смешению. Метисное население, которое встречается в их районах, как правило, ацтеко-европейского происхождения2. Современное расселение отоми по разбросанности и лоскутности напоминает расселение современных ацтеков, с той разницей, что отдельные группы отоми сосредоточены на более ограниченном пространстве.

До наших дней сохранилась этническая"обособленность тотонаков (около 100 тыс. человек) и хуастеков (около 50 тыс. человек).

Древние могущественные соперники ацтеков, индейцы тараски также сохранили часть своих земель. Длительное время сопротивляясь испанизации, они до настоящего времени сохранили и свою самобытную культуру, хотя значительное большинство их сейчас знает и испанский язык (на 1930 г. из 44 371 человека, говоривщих на языке тарасков, 29 128 человек говорило также и по-испански)3. В настоящее время их около 45 тыс.

Два больших народа южной Мексики — миштеки (более 200 тыс, человек) и сапотеки (свыше 250 тыс. человек) являются народами очень древней культуры. Миштеки живут в западных районах штата Оахака. Сапотеки обитают к югу от миштеков, в горах и долинах восточной Оахаки, кроме того, значительная группа сапотеков заселяет тихоокеанское побережье Теуантепекского перешейка. Они так же как и миштеки в малой степени подверглись ассимиляции и сохранили традиционную куль- туру. Оба эти народа являются как бы центрами этнического притяжения для соседних родственных индейских групп: индейцу куи- катеки (10 тыс. лбловек), амусго {8 тыс. человек), пополоки (17' тыс. человек) по языку родственны миштекам; сапотекам близки чатины (около 15 тыс. человек).

Второй по численности после ацтеков индейский народ Мексики — майя (около 300 тыс. человек) заселяет п-ов Юкатан. Все центральные районы полуострова заняты труднопроходимыми тропическими лесами и до сих пор не освоены. Благодаря этому многочисленные мелкие группы индейцев майя, разбросанные по этой территории, оставались фактически независимыми вплоть до начала XX в. Полувековая освободительная война индейцев майя имела огромное значение для развития их национального самосознания, сплотила их вокруг идеи^ создания независимого индеиского государства на Юкатане.

Майя принадлежат к большой языковой семье майя-киче, которая распространена на юг за пределами Мексики в Гватемале и Гондурасе. В самой Мексике, помимо майя, к этой лингвистической группе относится еще целый ряд народов. Из них самые многочисленные цельталь-цоцили {свыше 150 тыс. человек), занимающие и сейчас свои исконные земли в штате Чиапас. Кроне них, здесь живут родственные майя индейцы чоли (22 тыс. чел.) маме (около 22 тыс. чел.), чонтали (Табаско), тохолабали, лакандоны. Последние живут очень изолированно и не поддерживают никаких отношений даже с соседними индейскими племенами.

Большую группу племен южной Мексики мексиканские ученые объединяют по лингвистическим признакам в единую семью языков соке- михе. Из них самые многочисленные — михе (свыше 32 тыс. человек) и соке (свыше 20 тыс» человек). Соке и михе по сей день занимают почти ту же территорию, что и в доиспанский период. Она только несколько сократилась. Соке и михе незначительно подверглись испанизации, так как мало общаются с метисным населением.

Современное положение индейского населения и особенно тех групп, которые не знают испанского языка, очень тяжелое.

Несмотря на то, что основным занятием большинства индейцев является земледелие, и несмотря на десятилетия, прошедшие со дня провозглашения аграрной реформы, большинство индейцев до сих пор или не имеет своей земли или получило ее в крайне недостаточном количестве. Согласно переписи 1940 г., 45% индейцев, говорящих только на индейских языках, совершенно не имеют земли1. Это наиболее обездоленная и наиболее угнетаемая часть индейского населения страны, тяжелое положение которой усугубляется незнанием испанского языка.

Индейские народы живут под двойным национальным гнетом: с одной стороны, их угнетает американский империализм, а с другой — они страдают от господствующей мексиканской буржуазии.

Мексика необычайно разнолика не только в языковом, но и в культурном отношении. Часть ее населения, правда небольшая, до наших дней сохраняет сильнейшие пережитки родоплеменного строя, в то время как большинство населения втянуто в орбиту капиталистических отношений.

Истоки своеобразия в экономике и культуре современной Мексики следует искать в сложной истории формирования мексиканской нации. В быту, во всех проявлениях культуры выявляется переплетение испанского и индейского элементов; из этого переплетения возникло нечто новое, своеобразная мексиканская культура, отличная как от культуры индейских народов, так и от испанской культуры.