Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Буржуазнодемократическая революция и национальный вопрос в современной Мексике
Этнография - Народы Америки

В 1915 г. президент Карранса опубликовал декрет о возвращении земли крестьянским общинам — эхидо — за вознаграждение. Однако эта реформа была половинчатой, содержала различные оговорки и предусматривала вознаграждение помещикам. Кроме того, либералы под давлением крупных землевладельцев постарались как можно дольше затянуть процесс проведения реформы в жизнь.

В 1917 г. в стране была принята новая, сравнительно демократическая конституция.

Сменявшие друг друга впоследствии президенты и правительства под давлением крестьянских масс вынуждены были проводить политику аграрных реформ или хотя бы видимость такой политики и выступать против засилия иностранного капитала. Общий смысл земельного законодательства за период 1915 — 1934 гг. состоял прежде всего в том, чтобы видимостью уступок крестьянству отвлечь миллионные массы его от прямой борьбы за землю, парализовать мощное аграрное движение.

Наиболее широкие демократические преобразования, в том числе более смелое проведение аграрной реформы, прогрессивное рабочее законодательство, попытки борьбы против иностранного капитала и местных реакционных сил, имели место при президенте JIacapo Карденасе (1934— 1940), когда в Мексике был создан, по инициативе Коммунистической партии, народный фронт (февраль 1936 г.), ставший внушительной политической силой в стране.

Однако эта буржуазно-демократическая и антиимпериалистическая, хотя и непоследовательная политика сменилась при последующих президентах политикой уступок американскому империализму и местным клерикалам.

После революции 1910—1917 гг. Мексика стала на более демократический путь развития. Как говорилось выше, борьба за демократические преобразования, антиимпериалистическая направленность этой борьбы, активное участие в ней подавляющего большинства населения дали мощный толчок развитию патриотизма мексиканцев, способствовали их национальной консолидации. В прямой связи с этим находится расцвет национальной культуры Мексики за последние десятилетия.

Национальные отношения в стране приобрели некоторые новые черты. Возросший интерес к национальной истории, национальной культуре породил потребность тщательного изучения сначала древней, а позднее и современной культуры индейцев Мексики, которая неотъемлемой составной частью вошла в общенациональную мексиканскую культуру. Начинается систематическое изучение культурных ценностей, которые создали индейцы, их языков и т. п. Эти начинания находят поддержку у правительства. Впервые широко ставится вопрос о необходимости включения всего ицдейского населения в национальную жизнь страны. Но в то же время официальная доктрина отказывает индейским народам в самостоятельном национальном развитии в будущем и видит единственный путь в ассимиляции индейцев. Как основная задача выдвигается «национализация» тех групп, которые сохранили языковую обособленность и культурную специфику. К этому направлена национальная политика всех мексиканских правительств после революции 1910—1917 гг. вплоть до наших дней.

В течение последних десятилетий в Мексике неоднократно создавались различные специализированные органы, которые должны были помочь разрешению «индейской проблемы». Оставляя в стороне аграрную реформу, освещение которой составляет особую и очень важную тему, можно указать на ряд экономических и просветительных мероприятий. Первоначально предполагалось, что задачу «национализации» индейцев в состоянии разрешить сельские школы. В 1923 г. Министерство народного просвещения организовало систему «культурных миссий», которые должны были направлять экономическое, общественное и культурное развитие сельских общин и обеспечить подготовку учителей для сельских школ. Часть этих миссий работала в районах сплошного индейского населения. Но число их было очень невелико: в 1951 г. в таких районах работало только 18 миссий.

В 1940 г., помимо уже существовавшего специального Управления по индейским вопросам, было создано Управление по просвещению индейцев. В связи с общенациональной правительственной программой по борьбе с неграмотностью Министерство народного просвещения начало с 1944 г. более широкий план обучения индейских детей. В индейских начальных школах обучение ведется на родном языке как первая ступень к получению образования на испанском языке. Введено обучение грамоте на языках нахуатль, отоми, майя, тарасков и др. Для некоторых индейских языков была создана письменность на основе латинского алфавита, двуязычные буквари (майя-испанский, тараско-испанский, отоми-испанский, нахуатль- испанский и др.)» а также специальные книги для чтения.

С 1949 г. начал функционировать «Национальный индейский институт», который объединил большинство мексиканских ученых, занимающихся различными сторонами индейского вопроса. При непосредственном участии института в ряде индейских районов Мексики, у индейцев цельталь-» цоциль, тарахумара, миштеков и других, были созданы специальные координационные центры, которые должны были согласовать деятельность различных просветительных организаций в пределах определенного района.

Отмечая важность мероприятий по просвещению индейского крестьянства, нельзя, однако, не сказать, что все же они проводятся еще в далеко недостаточных размерах. Обучение грамоте на родном языке сводится к приобретению элементарных навыков чтения и письма и рассматривается как подготовка к получению образования на испанском языке. Но подавляющее большинство крестьян-индейцев не имеет возможности продолжать учение. Те же немногие, которые в состоянии продолжить образование, могут получить его лишь на испанском языке. Подобная система просвещения в конечном счете рассчитана на ассимиляцию индейского населения.

Государственный строй

Официальное название страны — Мексиканские Соединенные Штаты.

Действующая в настоящее время (правда, с некоторыми изменениями) Конституция Мексики принята в 1917 г. в результате ожесточенной борьбы широких народных масс в 1910—1917 гг. Именно поэтому некоторые ее статьи носят передовой антиимпериалистический характер и сохраняют свое прогрессивное значение до наших дней.

По государственному устройству Мексика — федеративная республика, которая состоит из 29 штатов, двух территорий (Кинтана-Роо на п-ове Юкатан и Южная Нижняя Калифорния) и одного федерального округа. Несмотря на то, что каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные собрания и правительство, фактически права штатов весьма ограничены, и вся деятельность органов самоуправления штатов направляется федеральными властями. Так называемые территории непосредственно управляются федеральными властями.

Законодательная власть принадлежит конгрессу, который состоит из двух палат: сената и палаты депутатов. Сенат избирается прямым тайным голосованием раз в шесть лет, по два представителя от каждого штата. Палата депутатов — раз в три года по одному депутату от округа в 170 тыс. человек. В настоящее время правом голоса с 18 лет пользуются все мужчины и женщины, состоящие в браке; граждане, не состоящие в браке, голосуют с 21 года и, как отмечает мексиканская конституция, «если они ведут достойный образ жизни». Следует отметить, что женщинам избирательные Драва были предоставлены полностью лишь с 1953 г.

Правительство возглавляется президентом, который избирается прямым голосованием раз в шесть лет. Он наделен обширными полномочиями: назначает и смещает правительство, распоряжается всеми вооруженными силами.