Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национальная политика испанского правительства в Мексике. Борьба за национальную независимость
Этнография - Народы Америки

В течение всего колониального периода мадридское- правительство при постоянной поддержке католической церкви настойчиво проводило политику разобщения различных групп мексиканского населения по расовому признаку. Подобная политика вызывалась стремлением парализовать всяческую возможность выступлений против колониального господства Испании.

Светское и церковное законодательства строго разграничивали права испанцев (в эту категорию входили и креолы), метисов и индейцев. Одна» ко, несмотря на то, что формально креолы, в основном принадлежавшие к господствующему классу, и уроженцы метрополии имели равные права, фактически к высшим должностям колониальной администрации и в военном аппарате креолы не допускались. Точно так же их не допускали к высшим церковным должностям. Правительство постоянно пренебрегало интересами креолов в пользу испанцев. Помещики-креолы должны были терпеть различные ограничения в своих занятиях сельским хозяйством и при сбыте продукции.

Положение преобладающего большинства индейского и метисного населения, для которого тяжелый колониальный гнет искусственно усугублялся национальной политикой Испании, было крайне тяжелым.

Метисы считались свободными людьми, но никакими гражданскими правами не пользовались. Все же по сравнению с индейцами, не говоря уже о неграх-рабах, их положение было несколько лучше. Они были освобождены от принудительных работ, на которые сгонялись тысячи индейцев. Метисы никогда не знали энкомиендарной зависимости. Но им был совершенно недоступен сколько-нибудь значительный административный пост в правительственных органах; в армии они могли быть только солдатами. Более того, на метисов распространялся целый ряд унизительных запретов, относившихся к покоренному индейскому населению: они не имели права ездить верхом на лошади или в повозке, не могли носить платье европейского покроя и т. п.

Колониальные власти постоянно стремились противопоставить метисное население индейскому, изолировать метисов от индейцев. Этим,были вызваны такие меры, как запрещение метисам жить в индейских деревнях. В городах метисы были непосредственно подчинены городским административным органам, в то время как индейцы имели отдельное управление.

Церковь полностью поддерживала национальную политику правительства. Вплоть до XIX в. в католических процессиях, которые проходили по улицам городов, метисы шли особой группой на третьем месте: на первом месте шли испанцы — уроженцы метрополии, на втором — креолы. Самыми последними шли индейцы.-В городах обычно были отдельные приходы для метисов и отдельные для индейцев. Священникам из испанско-креольских приходов запрещалось обслуживать метисов и индейцев Ч

Национальная политика правительства Испании способствовала тому, что термины креол, метис, индеец приобрели со временем отчетливое социальное содержание.

В числе «креолов» оказались потомки некоторых самых знатных индейских семей, которые получили испанское дворянство, а также потомки от законных браков между испанцами и знатными индейскими женщинами.

Крерлы почти целиком принадлежали к господствующему помещичьему классу. Буржуазная прослойка среди креолов была очень невелика. С укреплением экономических позиций помещиков-креолов они все больше и больше тяготились необходимостью делить свои доходы с метрополией. Некоторое неравноправие креолов, по сравнению с испанцами, еще более усиливало их недовольство и вело к нарастанию сепаратистских настроений. Из креольской среды вышла большая часть колониальной интеллигенции, ставшая выразительницей идей сепаратизма.

Метисами в Мексике называли людей смешанного индейско-испанского происхождения, имеющих испанскую фамилию.

В созданной испанцами социальной иерархии метисы занимали промежуточное положение между креолами и индейцами. Социальный состав метисов был очень неоднороден. В массе своей они принадлежали к эксплуатируемому классу. Первые десятилетия испанской колонизации это были главным образом ремесленники в испанских мастерских, управляющие в энкомиендах, солдаты, прислуга в испанских домах и т. п. Однако со временем непрерывно возрастает число метисов, занятых в сельском хозяйстве. Большинство крестьян-метисов, не имея собственных земельных участков, попадали в кабальную зависимость от помещиков. Только незначительная часть метисного крестьянства, владельцы небольших земледельческих или скотоводческих хозяйств, вошла в состав мелкой буржуазии наряду с ремесленниками и розничными торговцами. Уже с XVIII      в. метисы стали проникать в ряды низшего духовенства, а некоторые из них, с трудом получив образование, вливались в ряды местной интеллигенции. Бесправное положение огромных масс метисного населения Мексики, составлявшего к концу колониального периода вторую по численности после индейцев группу, способствовало развитию в его среде стремления к освобождению от гнета Испании.

Несмотря на колониальный гнет, тормозивший развитие страны, в Мексике постепенно развивались внутренние экономические связи между отдельными районами страны. Косвенно этому способствовало административное единство — вся территория современной Мексики входила в вице-королевство Новой Испании. Возникло новое этническое единство — огромные массы метисного и креольского населения, которые говорили на одном, испанском языке. Именно эти группы, и главным образом метисы, образовали впоследствии основное ядро мексиканской нации.

Таким образом, именно в колониальный период были заложены ос* новы формирования мексиканской нации.

Борьба за национальную независимость

В последнем десятилетии XVIII в. в Мексике неоднократно организовывались заговоры против испанского владычества, главным образом в среда помещичьей креольской и мелкобуржуазной метисной интеллигенции.

Но решающую роль в освобождении страны от колониальной зависимости сыграли огромные массы безземельного мексиканского крестьянства, поднявшие в сентябре 1810 г. одно из самых крупных крестьянских восстаний во всей Латинской Америке.

Во главе восстания стал приходский священник Мигель Идальго-р- Кастильо. Выдвинутые им требования национальной независимости и программа социальных преобразований, а главным образом издание декрета о возвращении земель индейским общинам привели к тому, что по его призыву поднялись десятки тысяч крестьян-индейцев и метисов.

Восстание перерастало в аграрную революцию. Господствующие слои креольской знати и крупная буржуазия, напуганные стихийной силой восстания, стали на сторону колониальных властей, забыв на время свои сепаратистские устремления. Одновременно церковь употребляла все свое влияние, проповедуя верность испанской метрополии. В результате восстание Идальго было жестоко подавлено, а сам Идальго расстрелян.

Однако борьба на этом не прекратилась. Повсюду возникало множество крупных и мелких отрядов, которые продолжали партизанскую войну против правительственных войск. Среди вождей партизанских отрядов вскоре выдвинулся новый руководитель движения, один из соратников Идальго, сельский священник Хосе Мария Морелос. Метис по происхождению, он до 25 лет был батраком на асиенде. Морелос действовал очень решительно и сумел собрать большую армию восставших. К концу 1812 г. весь юг Мексики, кроме городов Мехико, Пуэбла и Веракрус, находился в руках восставших. По инициативе Морелоса был создан Национальный конгресс, куда вошли представители революционных районов страны.

Национальный конгресс объявил Мексику республикой, декретировал равенство рас, запретил рабство, открыл индейцам доступ к гражданским и церковным должностям.

В программу Морелоса также входила конфискация земель у крупных помещиков и раздача ее мелкими участками крестьянам, отмена, церковной десятины и захват церковных земель. Эта программа была очень обширна и отвечала самым насущным требованиям народных масс. Но против революционных армий Морелоса, как и ранее против Идальго, объединились все силы реакции. Вскоре повстанцы потерпели поражение от испанских войск, а в 1815 г. Морелос был захвачен и казнен.

После происшедшей в Испании революции (1820) и победы там прогрессивных сил положение в колониях изменилось. Креольская землевладель* ческая знать и духовенство испугались свежего воздуха, повеявшего из метрополии, и решили от нее отложиться. Им удалось обмануть часть народа и привлечь на свою сторону остатки повстанческих отрядов для борьбы за независимость Мексики. Власть Испании была в 1821 г. свергнута, и после короткого периода «империи» в Мексике была принята республиканская Конституция (1824).

Следует особо подчеркнуть, что без освободительной борьбы в 1810— 1815 гг. масс индейцев и метисов, расшатавших устои колониального господства испанцев в Мексике, не было бы возможно почти бескровное отделение от Испании в 1821 г. Самоотверженная борьба за самостоятельное национальное существование оказала огромное влияние на развитие патриотизма мексиканцев, способствовала росту их национального самосознания.