Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Независимые племена Мексики
Этнография - Народы Америки

Завоевательная политика ацтеков далеко не везде имела успех. На востоке упорное сопротивление ацтекам оказало племя тласкальцев (группа нахуа), сохранившее независимость до испанского завоевания.

К западу от долины Мехико располагались огромные владения тарас- ков, охватывавшие север современного штата Герреро, весь Мичоакан, большую часть Халиско и Наярита. Тараски не были автохтонным населением этих мест. Они появились здесь как завоеватели и основались на плоскогорье, теперь носящем их имя, вокруг озер Пацкуаро, Кусей- то и других и на близлежащих склонах гор. Тараски занимались земледелием, разводя кукурузу, зеленый перец и фасоль, а также рыбной ловлей на озерах. Высокого развития достигло у тарасков ремесло (керамические изделия, ткани, изделия из перьев). Происхождение тарасков неизвестно. Их язык стоит особняком среди других индейских языков.

Этническая принадлежность древнейших обитателей этой области тоже ие ясна. Позднее вдоль тихоокеанского побережья, довольно глубоко заходя в глубь материка, расселились племена нахуа, которые, видимо, ассимилировали древнее население. Все они впоследствии, начиная с XIV в., были покорены тарасками. Подобно ацтекам, тараски размещали небольшие воинские гарнизоны в покоренных местностях. У тарасков родовой строй был уже в стадии разложения. Хотя верховный вождь (калъцонси) избирался, церемония избрания приобретала формальный характер, так как наследником избирали обычно его сына. Главным центром тарасков был Цин-Цун-Цан с храмом богини луны Пацкуаро, основанный знаменитым вождем Тариакури, который объединил племена тарасков.

При его наследникеТангашоане, победителе ацтеков, тараски достигли наибольшего могущества. Сын Тангашоана покорился испанцам.

Обширный горный район к северу от долины Мехико занимали отоми и родственные им племена паме, хона, масахуа п др. Вплоть до середины XIV в. они жили в самой долине, но были вынуждены оттуда уйти под давлением племен нахуа. Многие ученые склонны рассматривать отоми как наиболее древнее население центральной Мексики. Отоми, и особенно жившие далее к северу племена паме и хона, в экономическом и культурном отношении сильно отставали от своих южных соседей. Языки этих племен составляли самостоятельную группу, входящую в семью макро-отоми. На отдаленных северных окраинах Мексики были расселены многочисленные независимые племена, не затронутые влиянием высоких древних культур.

Племена Нижней Калифорнии

Наиболее примитивные племена населяли п-ов Нижняя Калифорния, представляющий собой узкий пустынный и гористый участок суши, вытянувшийся на юг вдоль северо-западного побережья Мексики. Южную оконечность полуострова занимало племя перику, на север от перику жили несколько мелких племен: хуичита, гуаикура, арипа и другие; все они объединяются в лингвистическую группу гуаикура. В последних работах мексиканских ученых (В. Хименес-Морено, О. Мендисабаль, А. Масон) гуаикура вместе с их южными соседями перику в свою очередь объединяются в единую лингвистическую семью гуаикура-перику. Далее к северу от гуаикура жили племена кочими, лаймоны, килиуи, акваа- ла, камия, кукапа и другие, видимо, говорившие на языках юманской группы сиу-хоканской языковой семьи (лингвистическая классификация этих племен до настоящего времени спорна).

Индейцы Нижней Калифорнии не знали земледелия. Лишь у кочими оно существовало в самом зачаточном состоянии. Кочими засевали кукурузой небольшие участки земли, но за посевами не ухаживали. Урожаи были очень низки, а иногда вследствие засухи или по другим причинам совершенно погибали. Поэтому даже у кочими основным способом добывания пищи было собирательство, в меньшей степени охота, и в некоторых местах рыболовство. Собирательством занимались и мужчины и женщины. Собирали разнообразные дикие плоды, орехи, коренья, съедобных моллюсков и т. п. Постоянного жилища не было, иногда использовали пещеры, чаще делали легкие шалаши.

Женщины носили нечто вроде короткой до колен юбки, сделанной из звериной шкуры или плетенной из растительных волокон; мужчины ходили обнаженными. И те и другие носили разнообразные украшения из перьев, ракушек и т. д.

Гончарства у индейцев Нижней Калифорнии не существовало; их немногочисленная хозяйственная утварь была плетеной. При охоте пользовались луком и стрелами. Некоторые племена, занимавшиеся рыболовством, делали плоты, на которых они выезжали на ловлю. Рыбу ловили сетями.Их социальная организация почти не изучена.Полагают, что она была сходна с социальной организацией индейских племен современного штата Калифорния в США. К калифорнийским индейцам были очень близки племена сери (сиу-хоканская семья) и гуасавов (юто-ацтекская семья) на севере тихоокеанского побережья Мексики. Они также не знали земледелия и были собирателями морских моллюсков, рыболовами и бродячими охотниками. Сери занимали о-в Тибурон, прилегающие мелкие островки и обширное пространство на материке, вдоль побережья, напротив этих островов. Гуасавами называли ряд мелких племен, занимавших прибрежные лагуны и островки южнее области расселения яков и майо.

Племена северо-запада

Весь северо-запад Мексики занимали племена, говорившие на языках юто-ацтекской семьи (за исключением племен сери). Но в культурном отношении племена северо-западной Мексики были неоднородны. Разнообразие природных условий — каменистые пустыни, поросшие кактусами на севере и западе, хребты Западной Сьерра-Мадре, тропические саванны прибрежной полосы на юге — было одной из причин, породившей большие раз-» личия в типах хозяйства населения этой области.

Крайний северо-запад входил в сферу влияния культуры пуэбло. Основой хозяйства живших здесь племен пима и опата было высокоразвитое поливное земледелие. Каждая община владела ирригационными каналами, иногда длиной в несколько километров. На орошенных землях возделывалась кукуруза, тыквы, фасоль, дыни. Культура этих народов подробно описана в главе об индейцах Юго-Запада Северной Америки1.

Тихоокеанское побережье и склоны Западной Сьерра-Мадре занимали земледельческие племена: яки, майо, тарахумара, кончо, тепехуанов и многие другие.

Индейцы яки и майо жили к югу от опата и пима вдоль тихоокеанского побережья. Северные отроги Западной Сьерра-Мадре и большой район вплоть до р. Кончос занимали индейцы кончо. Немного южнее располагались тарахумара, которые занимали почти всю территорию современного штата Чихуахуа. К югу от них жили тепехуаны, акахи, кора, хуичоли и многие другие более мелкие группы.

Все эти племена занимались земледелием, возделывая кукурузу, фасоль и другие растения. Большое значение в хозяйстве сохраняли охота, рыбная ловля и собирательство. Способы обработки почвы и ухода за посевами были более примитивными, чем у пима и опата. Искусственное орошение почти не применялось. Истощенные участки забрасывались, так как вокруг было много необработанной земли.

Племена северо-востока

К востоку от зоны расселения земледельцев северо- запада вплоть до высокой, труднопроходимой гряды Восточной Сьерра-Мадре простирались обширные пространства пустынь и солончаков, перерезанные горными хребтами. Вся эта область, как и прилегающая часть прибрежной равнины Мексиканского залива, была очень слабо населена. В основном здесь жили небольшие бродячие охотничьи племена,, занимавшиеся также собирательством. Численно каждое из этих племен было невелико. Социальная организацияихслабоизучена. Вероятно,это были небольшие изолированные родоплеменные группы. Как'редкое исключение, у отдельных групп, осевших на более плодородных землях в долинах немногочисленных рек и около озер, существовала примитивная земледельческая культура. Языки индейцев, населявших эту огромную область, в большинстве своем давно исчезли и не были изучены. Принадлежность их к той или иной лингвистик ческой группе может быть определена лишь по свидетельствам ранних испанских авторов, сообщения которых порой очень противоречивы.

К востоку от кончо и тарахумара жили индейцы тобосо, говорившие на языке атапаскской семьи. На юг от тобосо жили лагунеро, сакатеки и гуачичили, языки которых на основании косвенных данных относят к юто-ацтекским. Низовья Рио-Гранде-дель-Норте населяли племена коауилтека, южнее по побережью жили тамаулипеки, а несколько отступя от берега моря, в горах Восточной Сьерра-Мадре ханамбре и другие племена, говорившие на сиу-хоканских языках.

Племена майя-киче

К югу от подчиненных ацтеками чиапанеков и сапотеков шла область расселения многочисленных племен языковой группы майя-киче. За исключением цельталь и цоциль, бывших данниками ацтеков, остальные племена майя-киче оставались независимыми. Они распадались на несколько языковых групп: киче и близкие к ним по языку какчикели, цутухили, кекчи, покомам, покомчи; мам и близкие к ним хакальтеки, агватека и ишиль; чоль и близкие к ним чонталь, чух, чорти, тохолабаль. История отдельных племен этой области почти неизвестна. Однако, несомненно, многие из этих племен испытали влияние древней культуры майя. Все эти племена занимались земледелием по образцу древних майя. Ко вре- мени испанского завоевания некоторые из указанных племен уже находились в стадии перехода к раннеклассовому обществу и создали свою культуру, не уступавшую культуре народностей центральной Мексики. Особенно интересна культура наиболее крупного племени киче, занимавшего (вместе со своими соседями какчикелями и цутухили) нагорную часть Южной Гватемалы.

Киче, какчикели и цутухили появились здесь сравнительно поздно* в X в. н. э. Откуда они пришли и каков был их путь, по археологическим данным проследить пока не удается; систематических раскопок в этой области почти не проводилось. Поэтому основные данные для изучения древнейшей истории этих народностей приходится черпать из двух письменных источников: книги «Пополь-Вух» и «Летописи какчикелей».

Последний памятник, как уже показывает само название, является изложением истории племен какчикелей, начиная с появления на земле их мифических предков и кончая событиями после испанского завоевания. Наряду с легендами и сказаниями в нем содержится много ценного исторического материала. «Пополь-Вух», написанная на языке киче, представляет собой наиболее значительное по содержанию и крупное по размеру литературное произведение, дошедшее до нас от племен группы майя. Оно было создано в древности и, возможно, было записано иероглифическим письмом. Вскоре после испанского завоевания какой-то индеец-киче переписал «Пополь-Вух» на своем родном языке, но уже пользуясь испанским алфавитом. Через пятьдесят лет испанский монах Франсиско Хименес нашел эту книгу в маленьком поселении киче, где она использовалась для обучения индейских детей прошлому их народа. Хименес сохранил рукопись и перевел ее на испанский язык в своем сочинении по истории Гватемалы.

«Пополь-Вух» начинается с описания сотворения мира тремя главными богами киче. Далее описывается создание людей: боги творят их сперва из глины, затем из дерева и наконец, так как две первые попытки оказались неудачными, из кукурузы. Эти люди и являются предками киче. В последующих частях произведения излагаются приключения двух божественных братьев — Хун-Ахпу и Шбаланке, странствующих по земле и борющихся с тремя великанами (олицетворение землетрясений). Победив их, близнецы отправляются в подземное царство Шибальба. После долгой и упорной борьбы с правящими там демонами они уничтожают их и освобождают томившихся в плену отца и дядю. В конце своей жизни близнецы поднялись на небо и стали солнцем и луной. Заключительная часть книги описывает события истории киче.

Судя по материалам этой части, а также по данным «Летописи какчикелей», киче и родственные им племена первоначально обитали где-то на Центральном мексиканском плоскогорье, по всей вероятности в непосредственном соседстве с тольтеками Толлана. Затем, очевидно в результате тех грандиозных перемещений племен, о которых говорилось выше, они были вынуждены пуститься в VIII в. в странствования и проникли до лагуны Терминос в штате Кампече. Здесь после кровопролитных сражений с жителями прибрежных областей киче и какчикели были принуждены прекратить свое движение на восток и повернуть в глубь страны. Постепенно, с жестокими лишениями продвигаясь в юго-восточном направлении, вверх по течению р. Усумасинты, они достигли, наконец, центральных областей Гватемалы и осели там.

Южные племена

К югу от племен майя-киче жили многочисленные мелкие племена, в большинстве случаев земледельческие. Население размещалось очень неравномерно. Болотистые низины побережья и густые тропические леса были заселены очень редко. Основная масса населения сосредоточивалась в более возвышенных районах.

Территория современного Гондураса была занята племенами хикаке, пайя и ленка, говорившими на языках семьи пайя-ленка. Между племенами майя-кине и ленка жили пипили, пришедшие сюда вместе с никарао во времена великого переселения племен. Пипили и никарао говорили на языках группы нахуатль. Никарао жили на тихоокеанском побережье к югу от ленка, вперемежку с племенами чоротегов (макро-отомийской , языковой семьи).

Остальная часть Центральной Америки была населена племенами языковой семьи мискито-чибча, тесно связанными с южноамериканскими центрами культуры.