Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Племена, подчиненные ацтекам
Этнография - Народы Америки

К началу XVI в. значительная часть Мексики находилась под властью формирующегося государства ацтеков с центром в Теночтитлане. Ацтекам платили дань многочисленные племена нахуа, жившие на землях современных штатов Мехико, Морелос, Пуэбла, Герреро, Веракрус, Чиапас, Табаско, а также хуастеки, тотонаки, соке, миштеки, са- потеки и многие другие.

Хуастеки

Хуастеки, самые северные племена лингвистической группы майя-киче, занимали низовья рек Тампико и Пануко и районы, расположенные далее к югу вдоль побережья, а также прилегающие горные районы. Это были оседлые земледельческие племена. Изучение истории хуастеков представляет большой интерес, так как территориально они были отделены от близких им по языку племен языковой группы майя-киче.

К сожалению, описания хуастеков нет в трудах авторов эпохи испанского завоевания, и археология хуастеков недостаточно изучена. Наиболее ранние культурные пласты, по-видимому, связаны с древней культурой майя. В дальнейшем здесь отмечается последовательно влияние Теотихуакана, соседней тотонакской культуры и, наконец, после покорения ацтеками южных хуастекских областей, влияние ацтекской культуры. В целом культура хуастеков была сравнительно отсталой.

Тотонаки

Южные соседи хуастеков тотонаки сначала занимали все побережье от р. Туспан вплоть до р. Папалоапан, где соприкасались с племенами майя. Но впоследствии в результате вторжения племен нахуа, вышедших к морю с севера и юга их территории, тотонаки оказались отделенными от своих прежних соседей.

Язык тотонаков близок языкам индейцев южной Мексики—соке и михе—и вместе с ними входит в языковую семью — соке-майя-тотонакскую.

История тотонаков почти неизвестна. Ранние источники отсутствуют: археологически тотонаки еще мало исследованы. Возможно, что предки тотонаков были создателями замечательных памятников Тахина в штате Веракрус, которые датируются X—XI вв. н. э. (знаменитая пирамида с нишами, большие своеобразной формы каменные скульптуры, сплошь покрытые аллегорическими рельефами, великолепно выполненные из глины смеющиеся головки)* Но Тахин погиб задолго до прихода испанцев, а центром тотонаков была Семпоала. В это время тотонаки были данниками ацтеков, и в их культуре чувствуется сильное ацтекское влияние*

Племена Чиапаса

Область вдоль побережья Мексиканского залива была к XVI в. заселена племенами нахуа, продвинувшимися из центральной Мексики. Племя чиапанеков (группа нахуа) вторглось в область расселения племен соке, цельталь и цоциль и покорило их.

В дальнейшем чиапанеки и подвластные им племена стали данниками ацтеков. Земледельческие племена цельталь и цоциль по языку и культуре были тесно связаны с другими племенами группы майя-киче* испытавшими влияние древней цивилизации майя. История племен соке и родственных им по языку михе и пополока (соке-тотонакская языковая группа) почти неизвестна. Соке, по-видимому, находились под влиянием племен майя-киче. Племена михе были отсталыми. Некоторые из них еще не знали земледелия и занимались охотой и собирательством, переходя с места на место.

Миштеки и сапотеки

Самой западной группой южномексиканских индейцев были миштеки и родственные им племена. Собственно миштеки занимали до испанского завоевания большую страну от побережья Тихого океана до внутренних высокогорных районов Оахаки, Пуэблы и Герреро. Именно эти горные районы были центром, откуда шло расселение миштеков к тихоокеанскому побережью. На этой же территории жило еще несколько индейских племен,. родственных по языку миштекам: на севере — пополока1, чочо (чучоны) и масатеки (гуатимикамаме); в центральной части области расселения миште- ков — трики; на побережье — амусго (мусго); на востоке — чинантеки. Миштеки сравнительно незадолго до испанского завоевания заняли эту область. Собственно миштекская керамика в археологических находках появляется лишь с XIII в. Миштеки пришли сюда, вероятно, с юга штата Веракрус. Имеются свидетельства, что до XVII в. в штате Веракрус сохранялся миштекский язык. Первоначально миштеки обосновались в Пуэбле, к югу от долины Мехико, но вскоре были оттуда вытеснены племенами нахуа и начали в свою очередь теснить к востоку сапотеков, переселяясь на их территорию.

Керамика, архитектура, система счета, календарь и религия миштеков во многом близки ацтекским. Это объясняется тем, что миштекская и ацтекская культуры происходили из единого центра — Пуэблы.

В отличие от миштеков сапотеки, насколько известно, с очень древних времен занимали ту страну, на которой их застало испанское завоевание: восток Оахаки, юг Теуантепекского перешейка. Есть основания считать, что предки сапотеков были создателями так называемой древне- сапотекской культуры с центром в Монте-Альбан. Период культурного упадка, вызванный вторжением миштеков, сменился новым подъемом уже смешанной сапотеко-миштекской культуры. Центром в это время стал г. Митла. Знаменитые храмы Митлы со стенами, украшенными сложнейшими геометрическими орнаментами, полихромная керамика, тончайшие ювелирные изделия из золота, мозаика из перьев—вот самый краткий перечень культурных достижений миштеков и сапотеков в этот период. Миштеки и сапотэки долгое время боролись между собой за гегемонию в этой части Мексики. В конце концов и те и другие стали данниками ацтеков.

К сапотекам близки по языку чатины, которые жили между областями миштеков и сапотеков в центральной части Оахаки. Чатины были, вероятно, наиболее древним этническим пластом этой области и прежде занимали значительную территорию. В преданиях миштеков и сапотеков- неоднократно говорится о столкновениях с чатинами при продвижении к побережью океана. Берег океана и прибрежные острова населяли индейцы хуаве, говорившие на языке обособленной группы. Западными соседями хуаве были чонталь; их язык принадлежал к семье сиу-хока.

Миштеки и сапотеки были численно наиболее значительными и экономически и культурно наиболее развитыми среди индейцев той части южной Мексики, которая находилась к западу от Теуантепека. Их культура мало в чем уступала, а в некоторых отношениях и превосходила ацтекскую культуру. Вполне возможно поэтому, что и у миштеков и у сапотеков ко времени испанского завоевания социальные отношения достигли того же уровня, что и у ацтеков.