Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия ацтеков. Наука и искусство
Этнография - Народы Америки

Религиозные представления ацтеков были очень сложными. К собственному многочисленному пантеону божеств ацтеки присоединили тольтекского Кецалькоатля (Пернатого змея) и др. Кроме того, ими был заимствован культ ряда божеств у соседних народов: у миштеков — культ Тескатлипоки и т. п.

Как и у всякого земледельческого народа, среди громадного числа богов у ацтеков можно выделить большую группу земледельческих божеств. Это прежде всего Тлалоки — боги гор, управлявшие дождями, громом и молниями (аналогичные богам, носившим имя Чаков, у майя). Почитание их было связано с реками, озерами и источниками. Каждая долина имела своего Тлалока, обитавшего на ближайшей возвышенности. Ацтеки считали, что все эти бесчисленные Тлалоки подчинены верховному Тлалоку. С культом Тлалока, как божества плодородия, было связано широко распространенное почитание змей. На важность места, занимаемого в ацтекской религии культом Тлалока, указывает то, что четверть всех больших годовых праздников была непосредственно связана с ним.

Другими земледельческими божествами были Синтеотль, самое имя которого значит бог кукурузы, То- нанцин — богиня земли и плодородия и многие другие.         ^

Божества, связанные с почитанием звезд и планет, играли незначительную роль в религии и мифологии ацтеков; исключение составлял бог солнца Тонатиу. Тонатиу был богом воинов и рассматривался не как божество, связанное с плодородием, а скорее как начало, враждебное произрастанию растений.

Каждое племя имело своих богов- покровителей. Так, покровителем племени теночков или ацтеков Теночтитлана был Хуицилопочтли1 — бог войны и охоты (у тласкальцев ему соответствовал Камаштли). Согласно легендам теночков, Хуицилопочтли руководил их переселением с севера. Ему и Тлалоку был посвящен главный храм Теночтитлана. Кроме того, каждый кальпулли имел свое божество-покровителя.

Одним из главным божеств ацтекского пантеона был Тескатлипока (Дымящееся зеркало). В XVI в. он почитался всеми племенами нахуа как всемогущее божество, верховное по отношению ко всем племенным, военным и охотничьим божествам. Обычно его изображали с зеркалом из обсидиана в руках, магическим зеркалом, в котором отражается все, что происходит на свете. Тескатлипока был также богом войны. Его обычно представляли жестоким божеством, наказующим людей голодом и чумой и требующим бесчисленных человеческих жертв.

Человеческие жертвоприношения достигали в Мексике больших размеров, однако сообщения некоторых испанских хронистов об одновременном жертвоприношении 20 тыс. человек, возможно,преувеличены. Жертвоприношения эти в большинстве случаев были связаны с божествами растительности, воды (дождя) и земли; но больше всего человеческих жертв приносили богу Хуицилопочтли, особенно в дни войны или после одержанной победы.

У   ацтеков имелось многочисленное жречество с развитой иерархией. Существовали специальные школы (называвшиеся калъмекак), где обучались дети знатных лиц и жрецов. В них будущие жрецы изучали, кроме религиозных обрядов, астрологию и одновременно получали ряд полезных сведений по астрономии, метеорологии и математике. Одним из наиболее важных предметов была история племени, а также мифология. Определенное внимание при обучении уделялось и чисто медицинским познаниям.

Наука и искусство

Как уже указывалось выше, культура племен нахуа выросла на базе древней тольтекской культуры. Ацтеки развили и углубили тольтекскую культуру, а в ряде случаев (обработка металлов, скульптура и др.) значительно превзошли ее.

В области чисто научных знаний наиболее развитыми у ацтеков были медицина и астрономия. Ацтекские медики, наряду с использованием заклинаний, магических формул и заговоров, достигли большого успеха в применении различных лекарственных трав. Так, при лихорадочных заболеваниях ими использовался хинин, при болезнях сердца — дигиталис и др. Ацтекским врачам был известен общий наркоз (достигавшийся путем применения растения яутли), а также, по всей вероятности, и местная анестезия. Следует отметить, что европейские медики пришли к использованию всех этих лекарственных средств на несколько столетий позже, причем многие средства были заимствованы у индейцев. Сохранившиеся в ацтекских рукописях рисунки заставляют предполагать, что ацтеки имели довольно точные знания по анатомии человеческого тела и по функциям его органов. Высокого уровня достигла у ацтекских врачей и диагностика заболеваний.

Сохранилось большое число ацтекских рукописей, по-видимому, следующих тольтекской традиции. Ацтекские рукописи были пиктографическими. В них обычно изображался ряд сценок, каждая из которых соответствовала целому рассказу или, реже, фразе. Основной пиктографический текст часто дополнялся отдельными словами, записанными с помощью идеограмм и фонетических знаков, т. е. иероглифическим способом. Однако иероглифы никогда не употреблялись для записи целых фраз, а исключительно для передачи имен собственных, географических названий и дат. Таким образом, у ацтеков были только начатки иероглифического письма, дополнявшие пиктографию.

Среди ацтекских рукописей имеются записи о взимании дани с подвластных областей, трактат о воспитании детей, священные календари, исторические хроники и т. д. Ацтекские хроники распадаются на две группы — тескоканскую и теночтитланскую. В тескоканских хрониках излагаются важнейшие события, причем народности или племена, местности, а также даты обозначаются иероглифами. В теночтитланских рукописях перечисляются подряд годы и указывается, что произошло в тот или иной год (например, завоевание, смерть правителя и т. д.). Такого рода летописи появились, по-видимому, после того как Ицкоатль (1428—1440) сжег древние исторические рукописи, желая уничтожить память о временах до возвышения Теночтитлана.

Ацтекский календарь, заимствованный без существенных изменений у тольтеков, был очень близок к календарю майя. Год подразделялся на 18 месяцев (по 20 дней) и 5 добавочных дней. Летосчисление велось по 52-летним циклам. Конец цикла отмечался с большой торжественностью обрядом «Нового огня». В отличие от майя, у ацтеков не было летосчисления по эре, т. е. счета лет от определенной даты. Ацтекские жрецы вели наблюдения за движением Венеры и других планет.

Архитектурные памятники ацтеков почти не сохранились; они были уничтожены испанскими завоевателями. Но и оставшиеся единичные образцы ацтекской архитектуры (храмы в Коиштлауике и Тенаюке, храмовый комплекс, высеченный в скалах Малиналько) показывают достаточно ясно, какого высокого уровня достигла ацтекская архитектура.

Монументальная архитектура ацтеков, дошедшая до нас в значительном количестве образцов, была тесно связана с религией. Культовая скульптура характеризуется преобладанием условных, нереалистических черт, подчеркнутым символизмом и схематизмом. Ярким примером такого рода скульптуры является колоссальная статуя богини Коатликуэ, матери Хуицилопочтли, найденная в развалинах глдвного храма Теночтитлана. В то же время немногочисленные примеры скульптуры, не связанной с культовыми задачами (напри* мер, «Голова мертвого человека» или известный портрет «Воина-Орла»), показывают, что ацтекские скульпторы могли создавать в подобных случаях прекрасные реалистические произведения.

Ацтекская живопись стояла значительно ниже живописи майя и никогда не смогла сравняться с ней ни в правдивости и верности рисунка, ни по цветовой гамме. Тем не менее отдельные рисунки из ацтекских рукописей, иллюстрирующие то или иное историческое событие, привлекают порой своей четкостью, подчеркнутой гра- фичностью и симметрией изображений.