Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и одежда ацтеков. Пища и социальный строй
Этнография - Народы Америки

Жилищем для большинства населения служила хижина из тростника, обмазанная глиной и крытая соломой и листьями агавы. Дома более богатых строились из высушенного на солнце кирпича и камня и иногда имели два этажа. Дома знати строились обычно на небольших земляных террасах. Плоские земляные крыши домов поддерживались деревянными столбами, а стены комнат завешивались тканями. Чаще всего в доме находился небольшой внутренний дворик. Наружные стены дома редко имели окна, так что во время войны эти дома могли служить укреплениями. Стены покрывались известью и часто окрашивались в красный цвет. Дома обычно были небольшими, в каждом из них жила одна или иногда две-три семьи. Большинство поселений, за исключением Теночтитлана, главного поселения теночков, где дома были расположены довольно тесно, состояло из отдельных, широко разбросанных групп домов, окруженных обработанными участками земли.

Теночтитлан (Мехико) был расположен на небольшом острове, в значительной своей части болотистом. Этим объясняется то, что большинство его домов было построено на сваях. Весь город был перерезан каналами: испанцы обычно сравнивали Теночтитлан с Венецией. Для сообщения с берегом были выстроены три каменных дамбы, каждая 10 м в ширину, а к востоку от острова, через оз. Тескоко, была сооружена плотина длиной в 11 км, которая разрезала озеро надвое и защищала Теночтитлан от наводнения в случае внезапного подъема воды. В южной части города была построена широкая набережная, освещавшаяся по ночам пылающими жаровнями. Два каменных акведука снабжали Теночтитлан питьевой водой из Чапультепека.

В центре крупных поселений находился один или несколько храмов. Они представляли собой огромные пирамидальные сооружения, на усеченной вершине которых имелось несколько помещений. К ним вела лестница, расположенная по одной стороне пирамиды. Внутри этих помещений находились статуи божеств, алтарь для жертвоприношения и культовая утварь. Обычно ступенчатые пирамиды храмов сооружались из тесаного камня и украшались многочисленными каменными скульптурами и барельефами.

Одежда

Мужская одежда состояла из повязки вокруг бедер (магитли) и короткого плаща, накинутого на плечи и завязанного у правого плеча; на ноги надевали кожаные или сплетенные из волокон агавы сандалии. Женщины носили юбки и длинные белые рубашки без рукавов, богато украшенные вышивкой. Богатые люди, знать и жрецы носили плащи, сделанные из перьев, и украшенные разноцветными перьями пышные головные уборы. И мужчины и женщины носили большие серьги. Кроме того, мужчины часто носили особые украшения, подвешенные к перегородке носа. Во время торжественных церемоний наряд знати и жрецов дополнялся изящными украшениями — ожерельями, браслетами, подвесками из золота, опала, нефрита, бирюзы и т. п. Очень распространено было раскрашивание тела красной, синей, желтой и черной красками.

Пища

Главнейшей продовольственной культурой была кукуруза. Из нее приготовляли различные тонкие лепешки. Кукурузные зерна, предварительно распаренные в горячей воде, растирали на каменных зернотерках, которые еще и сейчас называют в Мексике и Центральной Америке словом ацтекского происхождения — мешаше (ацтекский метлатлъ). Тесто или варили прямо в горшках, илиг завернув в листья, пекли. Из кукурузной муки варили также похлебку.

Мясо варили в воде, обмазав его тестом, или жарили. В качестве приправы употребляли много перца. При приготовлении различных блюд употребляли как пчелиный мед, так и сахар, приготовленный из сока агавы. Одним из наиболее распространенных напитков был чоколатлъ (откуда наше слово шоколад). Приготовлялся он из зерен какао, привозившихся из более жарких районов южной Мексики и Гватемалы. Второй, также очень распространенный, сильно опьяняющий напиток — окт- ли (более известный в настоящее время под названием пульке) приготовляли из перебродившего сока агавы.

Социальный строй

Ко времени завоевания Мексики испанцами общественный строй у отдельных племен нахуа был очень различен. Если у некоторых, как например у тласкальцев, в значительной мере еще сохранялся родовой строй, то у других, как например у ацтеков Теночтитлана, уже формировалось государство.

Различием в общественном строе отдельных племен и народностей древней Мексики в значительной мере и объясняются те противоречия^ которые встречаются у большинства авторов, писавших об ацтеках, начиная от очевидцев завоевания, миссионеров и чиновников, живших в Новой Испании в XVI и начале XVII в., и индейских и испанских хронистов, вплоть до современных ученых, основывавших свои исследования на сочинениях перечисленных авторов.Так, одни считали древнюю Мексику империей, управлявшейся выборным императором, другие видели в ней феодальную монархию или сравнивали ее с ранним римским государством, наконец, JI. Г. Морган и его друг и последователь А. Ф. Бан- делье считали, что древние мексиканцы к началу XVI в. еще не вышли из средней ступени варварства, и у них не было ни рабства, ни элементов частной собственности на землю, ни начатков государственной власти.

Многие ошибки в описании социального строя ацтеков произошли от некритического отношения современных исследователей к сочинениям ранних испанских авторов. Испанские конкистадоры и хронисты XVI —XVII        вв. рассматривали общественный строй ацтеков, основываясь на феодальных порядках, еще сохранившихся в Испании, и переносили на ацтекское общество привычную для себя терминологию.

Во главе ацтекского общества стояли два правителя. Один из них назывался тлакатекухтли и был первоначально лишь военным вождем и жрецом. Круг обязанностей второго правителя — сихуакоатля до сих пор полностью не выяснен, во всяком случае он ведал собиранием и распределением дани и был обязан следить за порядком и соблюдением законов и религиозных обрядов. Но уже к концу XV в. он занимал по отношению к тлакатекухтли подчиненное положение*

Наряду с правителями у ацтеков, как и у других племен нахуа, существовал племенной совет, первоначально- игравший главную роль в управлении. Состав этих советов у разных племен был чрезвычайно различен. Известно, что у тласкальцев, в значительной степени сохранивших родовой строй, он был весьма многочисленным и играл большую роль, это позволило испанцам даже говорить о «тласкальском сенате». У те- ночков первоначально совет состоял из представителей всех родов, не менее 20 человек, носивших название тлатоани (ораторы). Впоследствии совет стал созываться лишь в особо важных случаях, а число членов совета сократилось до четырех человек. В XV и начале XVI в. он состоял только из ближайших родственников тлакатекухтли.

Формально верховный правитель теночков тлакатекухтли избирался советом. Фактически же власть тлакатекухтли стала наследственной в пределах одной семьи, так как совет состоял из родственников правителя.

Первоначально племена нахуа состояли из родов, по-ацтекски паль- пулли (большой дом). Несколько этих кальпулли группировалось в одном селении. Так например, в Теночтитлане жило первоначально не менее семи кальпулли. Со временем характер их значительно изменился, и объединение по принципу родства стало заменяться объединением по территориальному принципу; ко времени завоевания Мексики испанцами основу ацтекского общества во многих районах составляли уже не родовые группы, а отдельные селения, или части селений, жители которых принадлежали иногда к разным родам.

Про заселение Теночтитлана ацтеки в XVI в. рассказывали миссионерам, что бог Хуицилопочтли разрешил всем членам племени строить себе дома в любом из четырех больших кварталов поселения. Об утрате родового принципа социальной организации свидетельствует также то, что распределение покоренного населения между испанцами проводилось в Мексике по территориальному признаку, в то время как в Вест-Индии при этом распределении испанцы основывались на родовой принадлежности индейцев.

Каждое поселение имело собственную земельную территорию. В тех случаях, когда поселение было очень большим и состояло из нескольких кальпулли, земля, принадлежавшая поселению, была разделена между отдельными кальпулли.

Значительная часть этой земли не обрабатывалась, а оставалась для различных нужд всего кальпулли, из этого фонда также выделяли, в случае надобности, наделы для новых семей.

На общей земле все члены данного кальпулли могли охотиться, ловить рыбу, рубить дрова, собирать траву и т. д. Каждая отдельная семья получала свой участок земли, носивший название тлалъмилли, из земель того кальпулли, к которому она принадлежала. Эти участки не перераспределялись каждый год, как это было у племен кечуа и аймара в древнем Перу, а передавались по наследству от отца к старшему сыну. Однако это было не право собственности, а только право наследственного владения. Младшие сыновья при вступлении в брак получали свои участки земли из земельного фонда общины.

Как отдельные наделы, так и земля, принадлежавшая кальпулли в целом, не могли быть ни проданы, ни сданы в аренду отдельному лицу. Кальпулли, в случае нехватки земли, мог арендовать землю у соседнего кальпулли.

Размеры участков, находившихся в наследственном пользовании отдельных семей, были разными и определялись в зависимости от находившейся в распоряжении кальпулли площади земли, пригодной для обработки, и числа семей, между которыми эта площадь должна быть разделена. Есть основания полагать, что в среднем площадь наделов равнялась двум или трем гектарам.

Земельные владения кальпулли, деревень и участки отдельных семей были строго разграничены. Нарушение границ земельных участков каралось смертью.

Если рядовые члены кальпулли, называвшиеся масехуаль, не обрабатывали своего надела в течение трех лет без уважительной причины, надел отбирали, а виновный исключался из числа членов кальпулли. Кроме своих участков масехуаль были обязаны обрабатывать специальные участки земли — тлатокатлалли, выделенные для содержания местных вождей, и участки, предназначавшиеся для уплаты дани или податей правителям, для ведения войны, для содержания жречества и т. п. Земледельческие работы на этих участках производились сообща всеми членами каль- пулли под руководством деревенских старшин.

Таким образом, основная форма землевладения была общинной. Нона- ряду с ней существовали зачатки частной собственности на землю в виде особых участков, которые выделялись отличившимся воинам на вновь покоренных землях. Эти наделы обрабатывались побежденными и наследовались сыновьями воина. Такие же участки выделялись в личную собственность правителя.

Возникновению и развитию частной собственности способствовала кроме того издавна развитая в Мексике меновая торговля. Занимавший крайне выгодное географическое положение в долине Мехико Теночтитлан быстро превратился в экономический центр этой области. Грандиозный базар в Теночтитлане был одним из самых крупных в Мексике. У ацтеков существовала специальная категория людей, занимавшихся торговлей, так называемые почтеки. Объединяясь по нескольку человек, эти торговцы совершали иногда далекие путешествия к берегам Мексиканского залива и Тихого океана, и далеко на юг, на Юкатан, населенный племенами майя, и даже до современной Гватемалы. Средствами обмена служили стержни гусиных перьев определенной длины, наполненные золотым песком, куски меди и бобы какао, использовавшиеся как платежное средство почти везде в южной и центральной Мексике, Гватемале и более южных районах.

В значительной степени развитию частной собственности и связанному с ней социальному расслоению способствовали частые военные экспедиции ацтеков, во время которых захватывалось подчас довольно большое число военнопленных.

Первоначально все военнопленные обычно приносились в жертву богам. Но с ростом производительных сил, постепенным выделением знати и жречества появляется возможность использования труда рабов. Искусные в каких-либо ремеслах военнопленные стали выкупаться отдельными лицами. Труд рабов становился экономически выгодным, и рабство начало приобретать все большие размеры. Появились долговые рабы уже не из военнопленных, а из соплеменников, в рабство стали обращать за некоторые преступления (кражу, родство с изменником). Характерно, что пойманный преступник становился рабом того лица, которому он нанес вред. К XVI в. у ацтеков уже довольно широко развилась торговля рабами. Так, Берналь Диас в описании рынка говорит: «Далее шли рабы, мужчины и женщины, которых продавалось такое множество, что оно не уступит числу рабов, привозимых португальцами из Гвинеи. У большинства из них были привязаны к шее длинные палки, чтобы они не могли убежать».

В период, непосредственно предшествовавший испанскому завоеванию, обычное право ацтеков уже проводило резкую грань между свободными и рабами. Так, в случае убийства раба пострадавшим лицом считался собственник раба, и виновный должен был возместить ему убыток, сделавшись его рабом. В случае убийства свободного, виновный предавался смерти через повешение или ему отрубали голову.

На значительное распространение рабства у ацтеков указывает наличие специального закона, защищавшего свободных от незаконного обращения в рабство.

Кроме того, несомненно, труд рабов использовался при сооружении монументальных культовых построек, что также косвенно свидетельствует о распространении рабства у ацтеков.

Военные походы ацтеков давали еще один источник дохода: покорен^ ные племена облагались данью, для чего составлялись специальные списки. Дань эта была очень разнообразна. Обычно в нее входили кукуруза, хлопок, бобы, какао, перец, мед, кошениль, различные породы дерева, каучук, изумруды, бирюза и другие драгоценные и полудрагоценные камни, морские раковины, ткани, медные топоры, щиты и мечи, тростниковые трубочки, наполненные благовониями, перья птиц и разнообразные изделия из них, шкуры различных животных и даже живые орлы. У покоренных племен сохранялась старая социальная организация, т> для наблюдения за сбором дани ацтеки назначали постоянных должностных лиц. Из общинной земли побежденных выделялись специальные участки, обрабатывавшиеся сообща всеми общинниками, и урожай с них шел на уплату дани ацтекам. Чтобы удержать в повиновении своих данников, ацтеки оставляли в их стране небольшие гарнизоны. Появление постоянных воинских гарнизонов на земле покоренных племен говорит по сути дела о существовании постоянной армии.

Развитие торговли и рабства усилило имущественное неравенство. Наряду с этим, по мере распространения господства ацтеков на все новые и новые области, усиливалась и власть правителя Теночтитлана. Как уже говорилось, для содержания правителя и прочих должностных лиц выделялись особые участки, обрабатываемые сообща всеми членами кальпулли. Позднее доходы-лравителя и знати увеличились за счет дани с покоренных племен. Кроме того, они получали в собственность участки земли, отнятые у покоренных племен.Эти участки обрабатывались людьми, не имевшими собственной земли; их называли майеками или талъмаитлъ. Они получали участки земли для обработки, за что должны были отдавать часть урожая или обрабатывать участки владельца земли. Майеки не имели права покидать обрабатываемую землю. От подати, уплачиваемой всеми членами кальпулли, они были освобождены. Ничего более* определенного о майеках за отсутствием данных сказать нельзя. Насколько известно, число их не было очень значительным.

Земли, находившиеся в личном пользовании правителей, передавались по наследству вместе с майеками, которые их обрабатывали. Правители имели право делить свои земли между наследниками. Еще до испанского завоевания у ацтеков существовали земельные карты, на которых светло- желтым цветом были обозначены земли кальпулли, кроваво-красным — земли правителей, а карминово-красным цветом — земли, предназначенные для содержания знати, для ведения войны, для содержания жречества и обеспечения религиозного культа и т. д.

Социальное расслоение среди свободных нашло свое отражение также в обычном праве. Законы ацтеков выделяли из всей массы населения правителей и знатных вообще. Так, за повреждения (ранения), нанесенные какому-нибудь рядовому человеку, виновный должен был возместить убытки пострадавшему (т. е. оплатить его лечение, дать новую одежду вместо поврежденной и т. д.). Если же повреждение было нанесено знатному лицу, то преступление наказывалось смертью. Оскорбление верховного правителя также наказывалось смертью. То же наказание полагалось за незаконное присвоение знаков отличия, носимых правителями и знатными.

В обычном праве ацтеков уже явственно проступали характерные черты правовых отношений раннеклассового общества: бесправное положение рабов, привилегии знати и т. п. Отход от родоплеменных отношений становится особенно очевидным в тех случаях, когда обычное право ацтеков сталкивается с проблемой охраны собственности. Детально разработанные положения о наказаниях за преступления против собственности (вплоть до смертной казни или продажи в рабство за цену, равную стоимости украденного) являются косвенным подтверждением глубокой имущественной дифференциации в ацтекском обществе.

Развитие меновой торговли, возникновение рабства и вслед за тем имущественного неравенства вели к разложению родового строя, к усилению власти правителя, к превращению ее во власть деспотическую, к возникновению частной собственности на землю, к выделению, с одной стороны, зажиточной части населения, а с другой стороны, правда, еще незначительного слоя людей, лишенных собственных земельных участков. Одновременно с этим в слагавшемся ацтекском государстве многие из покоренных племен сохраняли родовой строй.