Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ацтеки: характеристика, хозяйство, ремесло
Этнография - Народы Америки

В 1325 г. ацтеки основали на болотистом островке в западной части оз. Тескоко свое поселение Теночтитлан, крайне выгодное островное положение которого ограждало их от нападения соседей. Первоначально социальное устройство ацтеков было совершенно таким же, как у многих других индейских племен Северной Америки. Группа семей составляла род, объединявшийся общностью происхождения, т. е. все члены рода имели одного общего предка. Во главе рода стоял старейшина, руководивший всей жизнью сородичей. Двадцать таких родов объединялись в четыре фратрии, составлявшие племя. Каждый род был вполне независим в своих делах, но вопросы, имевшие значение для жизни всего племени в целом, решались] племенным советом, состоявшим из старейшин всех родов. Во главе племени стояли два вождя, один из которых руководил военными действиями, другой ведал внутренними делами племени, и религиозными обрядами. Оба вождя избирались советом из его членов и были ответственны перед ним. Совет мог в любой момент, если находил нужным, сместить того или другого вождя, и даже обоих, и назначить на их место других, более подходящих, по его мнению, лиц. Таким было ацтекское племя во время переселения в долину Мехико.

В конце XIV в. власть над долиной Мехико принадлежала исключительно племени тепанеков с центром в Ацкапоцалько. Союз, заключенный для свержения тепанекского ига между Теночтитланом, Тескоко и Тлакопаном, вначале был союзом трех более слабых племен против одного сильного. Каждое из племен, членов этого союза, обладало равными правами, и все совместные действия решались общим советом трех вождей. Исходя из размеров воинских сил, выставленных тем или иным участником союза против тепанеков, было условлено, что вся добыча будет делиться на пять равных частей. Ацтеки и тескоканцы должны были получать по две доли, любой добычи, а жители Тлакопана — одну долю.

После разгрома Ацкапоцалько, однако, положение начало быстро изменяться. Тройственный союз стал самой могущественной силой во всей долине Мехико. Ацтеки, получившие после победы значительную область на берегу оз. Тескоко, приобрели тем самым прочную базу для своих дальнейших наступательных действий. Захваченные после разгрома тепанеков новые земли были распределены между самыми выдающимися воинами; побежденные превратились в их рабов. Благодаря этому среди ацтекского племени образовалась довольно многочисленная прослойка богатых и знатных лиц, жаждавших новых завоеваний с целью еще большего обогащения.

Ко времени верховного вождя Ицкоатля, пришедшего к власти в 1428 г., процесс преобразования племени ацтеков в примитивное классовое общество уже зашел достаточно далеко. Повинуясь желаниям рабовладельческой верхушки, Ицкоатль начал войну с южными соседями ацтеков, могущественными шочимилками и чалками, и добился того, что они признали его верховную власть. Новые богатства, поступившие в результате этой войны в Теночтитлан, позволили значительно расширить город; кроме больших новых домов, построенных богатыми воинами, была предпринята постройка храмов и были сооружены дамбы, соединявшие остров с материком. Благодаря им связь Теночтитлана с подвластными ему областями стала быстрой и удобной.

После смерти Ицкоатля в 1440 г. правителем ацтеков стал его сын Монтесума I, прозванный Илуикамина (Гневный). Как и его отец, Монтесума I вел постоянные войны и еще более расширил область господства Теночтитлана. В его правление ацтекские войска вышли за пределы мексиканской долины и, переправившись на востоке через горы, совершали набеги на Пуэблу и Веракрус. На юге было подчинено много поселений в Морелосе и Герреро. Войска Тескоко энергично помогали ацтекам. О третьем члене союза — Тлакопане — нет никаких упоминаний; хотя он и сохранил свою самостоятельность, но, разумеется, уже не получал почти ничего из награбленной при этих войнах добычи.

Столица ацтеков — Теночтитлан — продолжала неуклонно расти. Монтесума I предпринял постройку акведука (водопровода), тянувшегося от родников в Чапультепеке, через дамбы, в центр города. Теперь Теночтитлан был в изобилии снабжен питьевой водой. Для защиты от йаводнений, случавшихся в период зимних дождей, восточная окраина ацтекской столицы была ограждена большой насыпью.

В 1451—1456 гг. долину Мехико постигло бедствие. Сильные бури и морозы в течение этих лет постоянно губили урожаи. Начавшийся голод еще более усугубил классовые противоречия в ацтекском обществе. Бедные, не имея запасов зерна, были вынуждены, чтобы прокормиться, идти в кабалу к богатым; за мешок кукурузы они отдавали себя и членов своей семьи в долговое рабство.

Сын Монтесумы I, Ашаякатль, пришедший к власти в 1469 г., еще больше расширил господство Теночтитлана над другими городами Мексики. Был подчинен соседний г. Тлателолько, до этого времени еще сохранявший свою независимость. Тлателолько славился торговлей, и рынок его, даже после того, как город стал фактически предместьем Теночтитлана, оставался самым большим в Мексике. На юге ацтеки доходили до сапотеков Оахаки и племен Техуантепека. Ашаякатль попытался распространить ацтекские завоевания и в западном направлении и руководил походом на тарасков, живших на территории современного штата Мичо- акан. Но здесь, впервые за все годы военных успехов, ацтеки были разгромлены и более никогда даже не пытались предпринять новый поход в эту область. Тараски сохраняли свою независимость до момента завоевания их территории испанцами.

Последующие за Ашаякатлем правители Теночтитлана, его братья Тисок и Ахуицотль, продолжали завоевательную политику своих предшественников. При них границы ацтекского государства раздвинулись от области хуастеков на севере до границ Гватемалы на юго-востоке. Многочисленные походы войск Теночтитлана заканчивались победами и захватом новых рабов. Так, при одном походе в северную Оахаку, предпринятом с помощью Несахуальпилли, правителя Тескоко, теночками было захвачено более двадцати тысяч пленных. Но Ахуицотль предпринимал походы и с другой целью: он постоянно усмирял восстания в подвластных областях, особенно в Пуэбле, где жители Чолулы упорно сопротивлялись ацтекам.

В правление Ахуицотля была завершена постройка большого храма, начатая его предшественниками, и сооружен второй акведук, так как первый уже не мог удовлетворять потребности в воде сильно возросшего населения Теночтитлана. В 1503 г. необычайных размеров наводнение причинило городу крупные разрушения; чтобы восстановить поврежденные дамбы, пришлось даже обратиться за помощью к тескоканцам.

Погибшему во время этих восстановительных работ Ахуицотлю наследовал его племянник Монтесума И, называвшийся Шокойоцином (Младший). Он вел неудачную войну против тласкальцев, но основной его заботой были уже не новые завоевательные походы, а стремление удержать в повиновении подвластные ацтекам народы, покоренные его предшественниками. В 1516 г., после смерти Несахуальпилли, правителя Тескоко, Монтесума II сам назначил ему преемника, не пожелав признать кандидата, выдвинутого советом тескоканцев. Это вызвало восстание, и союз, и без того уже давно потерявший прочность, распался окончательно.

Испанцы застали в Мексике формирующееся государство ацтеков. Хотя у теночков сохранялись сильные пережитки родоплеменной организации, существовавшей в период продвижения племен нахуа в долину Мехико, военные успехи ацтеков и выгодное экономическое и стратегическое положение Теночтитлана в центре долины Мехико резко ускорили их социальное развитие.

Хозяйство

Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Главным орудием была деревянная заостренная с одного конца палка. Иногда такие палки имели у острого конца небольшое расширение, образующее плоскую поверхность, и тем самым слегка напоминали современные лопаты. Эти палки употреблялись как для разрыхления почвы, так и при посеве, для того чтобы делать небольшие ямки, в которые затем бросали зерна. Ацтеки широко применяли искусственное орошение, а также различные виды удобрений.

Интересной особенностью ацтекского земледелия были чинампа (плавучие сады), устраиваемые и по настоящее время на озерах Чалко и Шо- чимилько. Делались они следующим образом: на небольшие легкие плоты, сделанные из тростника и дерева, клали ил, взятый со дна озера, и немного земли; в эту плодородную смесь сажали семена по преимуществу огородных растений и цветов. Несколько таких плотов, связанных вместе, прикрепляли к сваям, вбитым в дно озера. Чинампами называли также небольшие искусственные островки, которые насыпали по болотистым берегам озер. Теночтитлан, расположенный на небольшом острове и, следовательно, не имевший достаточного количества земли, был окружен большим числом таких плавучих огородов.

Ацтеки выращивали различные сорта кукурузы и фасоли, помидоры, тыквы, кабачки, зеленый и красный перец, агаву, табак и многое другое. Возделывали несколько разновидностей хлопка.

Домашних животных у ацтеков не было, за исключением собак; последних в некоторых районах употребляли в пищу. Из птиц теночки разводили индюков, гусей и уток.

Ацтеки были также прекрасными охотниками; охотились они на оленей, кроликов и различных диких птиц. При охоте пользовались луком и стрелами, дротиками, которые бросали при помощи метательной дощечки— атлъ-атлъ, и ловушками. Рыболовство было широко'распространено у племен, живших по берегам озер.

Ремесло

Хозяйство ацтеков носило замкнутый, полунатуральный характер. В каждой семье изготовляли все необходимое: глиняную посуду, ткани и т. п. Однако с развитием меновой торговли из среды земледельцев выделяются наиболее искусные мастера-ремесленники, которые начинают производить изделия специально для обмена. Но занятие ремеслом не освобождало их от обязанности обрабатывать выделенные общиной участки земли. Часто для обработки этих участков они нанимали кого-нибудь из членов своей общины. Развитию ремесел способствовало наличие в той или иной местности больших залежей гончарной глины или большого количества годного к обработке обсидиана, кремня и т. п.

Основные орудия производства у ацтеков были каменными и деревянными. Ножи изготовлялись из кремня, халцедона и главным образом обсидиана. Обычно один конец ножа вставлялся в еще невысохший шарообразный комок каучука, который, засохнув, служил' рукояткой. Из обсидиана же делали скребки, наконечники стрел, дротиков и копий.

Топоры, изготовлявшиеся из различных пород камня, тщательно полировали. Длинные тонкие пластины обсидиана вставляли по краям деревянных мечей. Участник испанского завоевания Берналь Диас писал, что эти мечи были необыкновенно остры: сильные воины перерубали ими своего противника.

Широкое распространение имело гончарное производство. Гончарные изделия были очень разнообразны. Часто даже отдельные селения изготовляли свои, особой формы глиняные сосуды, имевшие также различную обработку поверхности и орнаментацию. Сосуды лепились от руки, так как гончарный круг не был известен. Особенно славились характерной, богато орнаментированной керамикой Тласкала и Чолула. Сосуды из Чолулы, украшенные геометрическим орнаментом или изображениями людей, богов, животных и растений, служили объектом меновой торговли на протяжении всей южной Мексики и значительной части Центральной Америки.

Очень распространено было и ткачество. Вследствие неблагоприятных климатических условий, до нас не дошло ни одной древнемексиканской ткани; о ткацком деле у ацтеков нам известно лишь по описаниям испанских авторов XVI в. и по рисункам в ацтекских рукописях. Ткачеством занимались исключительно женщины. Нити изготовляли из хлопка, а также из волокон одного из видов агавы.

Для окраски тканей, так же как и для раскраски изображений на рукописях, употребляли различные f минеральные и растительные краски. Среди них особый интерес представляет красная краска, изготовлявшаяся из кошенили — насекомых, водящихся на кактусах. Сначала ацтеки получали кошениль от миштеков в счет уплаты дани, позднее стали сами разводить культуру тех видов кактуса, на которых водится кошениль, в окрестностях Мехико.

Особым видом тканых изделий были такие, в основу которых при тканье закладывали стержни перьев. Из разноцветных перьев составляли сложные узоры, а иногда даже изображения животных и богов. Ткани с узорами из перьев использовали для украшения щитов, из них делали плащи. Изделиями из перьев славился один из кварталов Теночтитлана.

Различные деревянные предметы, бытовавшие у ацтеков, например, метательные дощечки и барабаны покрывались тонкой резьбой. Часто деревянные барабаны делали в виде какого-либо животного — эта деревянная скульптура отличалась большой реалистичностью.

Но наибольшего совершенства достигли ацтеки в обработке камня. Не только грубые топоры и ножи изготовлялись ацтеками-мастерами. Их руками создавались и монументальные, замысловатые изображения богов для храмов и миниатюрные изделия из хрупкого горного хрусталя, свидетельствовавшие о высоком профессиональном мастерстве. Ацтекские мастера умели искусно полировать поверхность камня; из больших кусков обсидиана путем тщательной полировки изготовлялись зеркала. Высоко стояло искусство мозаики из камня и раковин. У ножей, предназначенных для религиозных церемоний (человеческих жертвоприношений и т. д.), рукоятка, сделанная из дерева, покрывалась мозаикой из кусочков раковин и бирюзы.

Медь, взимавшаяся ацтеками с покоренных племен в качестве дани, употреблялась для изготовления топоров и тесел, а также наконечников копий; последние обычно делались зубчатыми. Медные орудия применялись главным образом при обработке дерева. Обрабатывали медь обычно холодной ковкой, хотя плавка ее была также известна. Как показал анализ ряда медных изделий, они содержали небольшой процент олова, а некоторые из них приближаются по своему составу к бронзе.

Золото широко применялось для изготовления ювелирных изделий. Ацтеки достигли большого совершенства в ювелирном деле, но, к сожалению, до нашего времени сохранилось очень небольшое число изделий из золота. Большинство их было переплавлено в слитки испанскими завоевателями.