Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Теотихуакан
Этнография - Народы Америки

В долине Мехико высокую культуру создали обитатели Теотихуакана. О их языковой принадлежности никаких данных не имеется. Некоторые ученые, однако, учитывая тесную культурную общность между теотиху- аканцами и позднейшими тольтеками — жителями г. Толлана, полагают, что язык первых также принадлежал к группе нахуатль. Просто тольтеками т,еотихуаканцев называть всё же нельзя, ибо под именем «тольтеки^ в индейских преданиях и ранних испанских источниках фигурировали совершенно различные по языку и культуре народы.

Теотихуаканские тольтеки продвинулись в долину Мехико, по-видимому, из сопредельных южных или юго-восточных областей в IV в. н. э. Некоторые специфические обычаи (деформирование черепа, обычай сидеть со скрещенными ногами и т. п.) связывают их с развитыми народами юга — оль- меками и майя.

Теотихуаканские тольтеки были земледельческим народом. Они выращивали кукурузу, бобы, перец, хлопок и другие культуры. Они были искусными ткачами и выделывали превосходные ткани. Культура теотихуаканских тольтеков впитала многие элементы поздней Средней культуры долины Мехико, особенно в керамическом производстве. Но величайшим культурным достижением теотих- уаканцев были их грандиозные архитектурные сооружения, их своеобразная скульптура, главным образом изображения различных божеств сложного политеистического пантеона.

Наибольшим великолепием отличались культовые постройки столицы— Теотихуакана. Храмы воздвигались на высоких ступенчатых пирамидах. Некоторые из них сохранились до наших дней. Самая величественная «Пирамида солнца» поднимается более чем на 60 м и имеет почти 210 м в основании. Замечательный храм, посвященный богу Кецалькоатлю («Пернатый змей»), украшен многочисленными высеченными из камня массивными головами пернатых змей и изображениями других мифических существ. Стены храмов часто покрывались яркой росписью. Жилые постройки теотихуаканских тольтеков представляли собой большие общинные дома из 50—60 комнат, располагавшихся вокруг внутреннего дворика.

Судя по археологическим материалам, процесс классового расслоения у теотихуаканских тольтеков зашел настолько далеко, что у них уже сложилось государство. Теотихуакан постепенно превратился в экономический и религиозный центр большой области, которая подчинялась тольтекам. Это способствовало развитию культурного единства населения большей части центральной Мексики.

Переселения племен

Культура теотихуаканских тольтеков просуществовала до XI в. н. э. Неизвестно, что послужило причиной упадка этой культуры. Вероятно, упадок был связан с происходившими в IX—X вв. по всей Мексике и Центральной Америке крупнейшими передвижениями племен. Причины, вызвавшие эти передвижения, еще не известны. Равным образом в большинстве случаев неизвестны и пути, по которым двигались переселявшиеся племена, или откуда они шли. Но во всяком случае, к X в. все перечисленные выше пять крупнейших культурных центров или прекращают свое существование или вступают на какой-то новый (судя по археологическому материалу, связанный с иным этническим составом) путь развития. Один за другим угасают древние города майя за исключением расположенных на севере п-ова Юкатан. Обитатели Толлана, тольтеки, появляются в юго-восточной Мексике и на Юкатане, где в результате этого создается новая смешанная майя-тольтекская культура. В южной части Гватемалы обосновываются новые племена киче, какчикели и цутухили. Ольме^ская культура исчезает бесследно; во всяком случае позже названного рубежа мы не встречаем памятников, которые могли бы быть охарактеризованы как ольмекские. Прекращает свое существование древняя тотонакская культура Тахина. В области расселения сапотеков появляются совершенно иные археологические памятники, связанные с культурой миштеков и свидетельствующие о появлении там этого племени.

В этом грандиозном перемещении племен, очевидно,, не последнюю роль сыграли многочисленные племена нахуа. Их продвижение с севера и северо-запада, из области расселения юто-ацтекских групп (к которым они также принадлежали), в центральную Мексику началось еще в VIII в. н. э. По всей вероятности, натиск новых пришельцев с севера и заставил передвинуться прежних обитателей этих областей на юг. А их передвижение, в свою очередь, вызвало передвижения племен южной Мексики и Гватемалы. Некоторые племена, говорящие на языках нахуатль бшпили. никаюао). продвинулись далеко на юг, до Никарагуа.

Племена группы нахуатль

В момент своего переселения группы нахуа1 были кочевыми родоплеменными объединениями. Не случайно, поэтому, оседлые обитатели долины Мехико презрительно называли их чичимеками (дикими). Постепенно племена нахуа (акол^ хуа, тепанеки, уэшоцинка, чалка, шочимилка, теочичимеки, тлашкалтеки, ацтеки и др.) заняли довольно обширные пространства в центральной Мексике. Восприняв многое из культуры древнего оседлого земледельческого населения, пришельцы, как правило, сохраняли свой язык. Уже к XII в. в Пуэбле, на юг от долины Мехико, возник крупный центр культуры миштека-пуэбла. Генезис этой культуры тесно связан с культурой Толлана, позднего тольтекского центра в штате Идальго, возникшего после гибели Теотихуакана. Племена нахуа и миштеки, восприняв древнюю тольтекскую* традицию, создали высокую и самобытную культуру, распространившуюся затем по всей долине Мехико. Непрерывные враждебные столкновения между различными поселениями долины не давали объединиться племенам нахуа. Возникавшие время от времени политические союзы между ними оказывались недолговечными и быстро распадались. Во второй половине XIII в. в долине Мехико появилось племя теночков или ацтеков, по имени которых культура миштека-пуэбла часто называется также ацтекской.