Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия майя. Письмо и наука. Литература и искусство
Этнография - Народы Америки

В сельскохозяйственной земледельческой религии важнейшую роль играл культ Чаков, богов дождя и покровителей полей. Но представлениям майя, Чаки были связаны с символикой цветов и странами света: Красный Чак помещался на востоке, Белый — на севере, Черный — на западе, Желтый — на юге. Далее важную роль играли бог кукурузы Юм Кааш («Владыка лесов»), который всегда изображался юным, и бог смерти Ах Пуч («Разрушитель»), изображавшийся в виде скелета.

Верховным богом в пантеоне майя считался Ицамна, бог неба, а его жена Иш Чель была богиней плодородия. Ицамна был покровителем жрецов, ему приписывали изобретение письменности и наук. Бог войны Как-у- пакат (Огненный лик) был покровителем военной знати. Купцы.считали своим покровителем бога Эк Чуах, который считался также покровителем плантаций какао.

Жрецы майя разработали сложнейшие мистические учения о богах. Согласно этим учениям, четыре бога — Хобниль, Кан Цик Наль, Сак Кими и Хосан Эк — правили миром поочередно, ежегодно сменяя друг друга у власти. Эти представления в своей основе фантастически отражают древний социальный институт смены власти по родам, и боги, сменяющие друг друга у власти, первоначально, вероятно, соответствовали тотемам сменяющих друг друга у власти родов. Аналогичным образом возникли представления о богах, сменяющих друг друга у власти каждое двадцатилетие, отражающие, очевидно, позднейший этап, когда срок пребывания родов у власти значительно удлинился.

Особую категорию жрецов составляли чиланы. Они давали ответы от имени богов на вопросы верующих. Знаменитые оракулы привлекали множество паломников.

По представлениям майя, было тринадцать небес, или небесных сфер (слоев неба), и девять подземных миров. По четырем углам мира, на востоке, севере, западе и юге, находились «мировые деревья», которые соответственно назывались Красное, Белое, Черное и Желтое дерево. В центре мира находилось Зеленое дерево. На четырех «мировых деревьях» по странам света обитали боги дождя, Чаки. Здесь же было четыре гигантских кувшина с водой; когда боги лили из них воду, шел дождь. На небесах, в тени ветвей

Зеленого дерева находился рай с богиней Иш Таб, а в подземных мирах — ад. Участь в загробном мире определялась не только поведением в земной жизни, но и социальной принадлежностью (например, жрецы после смерти попадали на третье небо) и, отчасти, родом смерти. Майя считали, что мир пережил несколько эр, каждая из которых заканчивалась потопом.

Письмо и наука

По-видимому, на рубеже нашей эры у майя возникло иероглифическое письмо. Древнейшие известные надписи на камне относятся к IV в. н. э. По основным принципам письмо майя не отличается от других иероглифических систем. Иероглифические тексты написаны на древнем языке майя, который знали только жрецы. Кроме многочисленных надписей на камне в развалинах древних городов, уцелело три рукописи майя, в основном календарного содержания. Майя писали на бумаге, сделанной из луба фикуса, или на оленьей коже с помощью волосяной кисточки г.

Календарь возник у майя также на рубеже нашей эры. Год начинался с зимнего солнцестояния и подразделялся на 18 месяцев (по 20 дней) и 5 добавочных дней. Древние названия месяцев обозначают главным образом различные земледельческие работы. Хронология майя представляла собой комбинацию более древнего циклического летосчисления (с 4-летним и 52-летним циклами) и позднейшего летосчисления по эре.

Свою эру майя начинали с мифической даты (по-видимому, конец последнего потопа), соответствующей 3113 г. до н. э. Майя указывали число дней, прошедших от отправной даты, а в конце еще прибавляли дату по циклическому летосчислению.

Для обозначения цифр майя употребляли три знака: точку для единицы, черточку для пяти и изображение раковины для нуля. При помощи этих трех знаков можно было записать любое число, так как майя употребляли позиционную систему написания чисел, подобную, европейской, но с той разницей, что у майя счет был двадцатиричный, а число писалось сверху вниз. Самая нижняя цифра обозначала единицы, вторая снизу — двадцатки, третья снизу — четырехсотой и т. д.

Астрономы майя вычислили продолжительность солнечного года с точностью до одной минуты (т. е. точнее, чем в принятом в настоящее время грегорианском календаре). Они умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения луны и планет.

О других научных знаниях майя сведения крайне скудны. Известно, что была значительно развита медицина и в связи с ней ботаника, так как для изготовления лекарств служили обычно растения.

По-видимому, у майя были специальные школы, где обучались дети жрецов и знати. Обучение молодежи было в руках жрецов, а главным предметом изучения являлась жреческая астрология, т. е. умение предсказывать будущие события. Астрология включала отчасти и положительные знания по метеорологии, астрономии и математике, потому что жрецы должны были уметь предсказывать не только судьбу отдельных лиц, удачу в походах и т. д., но также и наступление дождей, засухи и различные астрономические явления. Кроме астрологии, важным объектом изучения была история. Особенное внимание будущие жрецы уделяли изучению мифологии и религозных обрядов.

Литература и искусство

О литературе майя можно судить главным образом на основании книг Чилам Балам1. Эти книги написаны на языке майя испанскими буквами в колониальный период и представляют собой хаотическую смесь текстов и отрывков различного содержания, стиля и происхождения. Некоторые отрывки относятся к доиспанскому [периоду, но подверглись более или менее сильному искажению.

Весьма распространенными были календарные тексты, то есть краткие заметки о днях и месяцах. Часть этих заметок — жреческая астрология, но многие из них — просто народные приметы. С календарными текстами связаны тексты ритуальные, трактующие о местопребывании и атрибутах богов. Сохранилось несколько хроник майя с кратким перечислением важнейших событий, а также исторические повествовательные тексты (из них наиболее интересно описание прихода к власти Хунак Ке- еля). Особенно обширно представлены в книгах Чилам Балам пророческие тексты, т. е. пророчества жрецов-чиланов о будущих годах и двадцатилетиях. Из всех религиозных текстов пророчества отличаются наибольшими художественными достоинствами. В пророчествах речь идет, как правило, о бедствиях, как-то: война, засуха, голод. Сохранилась одна эпическая песня о захвате г. Чичен-Ица вражеским войском.

Большим распространением пользовались у майя драматические произведения. Для театральных представлений строились специальные сооружения в виде каменных платформ. Были профессиональные актеры, отличавшиеся большим мастерством. Играли обычно в масках. Ни одно драматическое произведение не сохранилось, но известны названия некоторых комедий, например «Прихлебатель», «Продавец кувшинов» и т. д. Инструментальная музыка у майя была очень тесно связана с песнями и танцами. Употреблялись различные ударные и духовые инструменты, особенно флейта с четырьмя отверстиями. В гамме различалось пять тонов. Струнных инструментов не было, за исключением музыкального лука с тетивой из волокон хенекена.

Среди различных архитектурных сооружений следует упомянуть ступенчатые пирамиды с храмами на вершине, дворцы, астрономические обсерватории, стадионы для игры в мяч, колоннады, платформы для танцев и представлений, арки. Для перекрытия помещений майя употребляли так называемый «ложный свод», обычно стрельчатой формы, образуемый наклоном внутрь стен. Фасад зданий украшался посередине и наверху поясами сложных узоров. Здания в г. Ушмаль характеризуются преобладанием геометрического архитектурного орнамента и большим числом колонн и полуколонн. Постройки тольтекского периода в г. Чичен-Ица украшались стилизованными фигурами людей и животных, особенно змей.

На древнейших рельефах фигуры изображаются условно — голова и ноги в профиль, а туловище в фас. В дальнейшем появляются рельефы, где фигуры изображены полностью в фас или в профиль. Стелы в честь окончания двадцатилетия обычно снабжались рельефными изображениями, а в ряде случаев делались в виде статуй. Многие рельефы изображают сложные сцены (пленники перед правителем, правитель на троне, окруженный знатью и т. д.) и отличаются исключительной выразительностью и реализмом. Сохранились великолепные образцы круглой скульптуры, например фигура юного бога кукурузы из г. Копана.

Наиболее выдающимся памятником живописи майя являются недавно открытые фрески Бонампака (VIII в. н. э.), изображающие военные сцены. В живописи сохраняется отчасти традиция условного изображения.

Но наряду с этим фигуры представлены в разнообразных динамических позах и многие из них трактуются без малейшей условности, с предельным реализмом и выразительностью.

Фресковая живопись обнаружена также в развалинах Вашактуна. Кроме того, образцом изобразительного искусства майя может служить керамика с художественной росписью и металлические диски с изображениями.