Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Майя: характеристика, хозяйство и материальная культура, общественный строй
Этнография - Народы Америки

На рубеже нашей эры к северо-востоку от оз. Петен-Ица возникли древнейшие города-государства майя. Здесь, среди развалин целого ряда городов (Тикаль, Вашактун, Волантун, Балакбаль и др.) обнаружены каменные сооружения (платформы и пирамиды), скульптурные стелы и иероглифические надписи на камне и керамике. У майя был обычай воздвигать в конце каждого двадцатилетия стелу (большую плиту из известняка) с иероглифической надписью, которая начинается датой. По датам в надписях на стелах и на стенах зданий можно приблизительно судить о времени существования городов. Древнейшая известная стела была воздвигнута в 328 г. н. э.

Города в долине р. Усумасинты (Йашчилан, Пьедрас Неграс, Паленке, Копан, Киригуа) относятся к более позднему времени. Самые ранние из обнаруженных здесь надписей датируются V—началом VI в. н. э. О высоком уровне культуры в этих городах можно судить по великолепным памятникам архитектуры, скульптуры и настенной живописи. Все древние города майя погибли в IX — X вв., судя по тому, что датированные* надписи обрываются в это время. По мнению некоторых исследователей, причиной гибели городов было истощение полей в связи с особенностями подсечно-огневого земледелия майя, другие — связывают гибель городов с вторжением извне. В V—VI вв. выходцы из древнейших центров цивилизации майя около оз. Петен-Ица заселили восточный берег Юкатана. В это время были основаны города Цибанче, Ичпаатун, Тулум, Коба и наконец Чичен-Ица, крупнейший центр северного Юкатана. В конце VII — начале VIII в. часть жителей переселилась с севера на юго-запад Юкатана, в провинцию Чаканпутун, важнейшим центром которой стал г. Эцна.

Тольтекское завоевание

В X в. Юкатан завоевали тольтеки. Прежде всего разгрому подверглась провинция Чаканпутун. Затем тольтеки, во главе с легендарным завоевателем Кукульканом (тольтекское имя — Кецалькоатль) овладели г. Чичен-Ица и сделали его своей столицей. Во времена тольтекского завоевания в Юкатане появились две новые группы — «люди ица» и «люди тутуль-шиу». Этническая принадлежность этих групп неизвестна. Возможно, что они были смешанными майя-тольтекскими. «Люди ица» обосновались в г. Чичен- Ица, откуда и произошло его название (Чичен-Ица в переводе означает «Колодец людей ица»). «Люди тутуль-шиу» сделали своей столицей г. Ушмаль. Легендарному тольтекскому завоевателю Кукулькану приписывается основание г. Майяпана (в переводе — «Знамя майя»).

Чичен-Ица оставалась столицей Юкатана в течение двух столетий после тольтекского завоевания. В конце XII в. правитель Майяпана — Ху* нак Кеель — с помощью наемных войск разбил Чак Шиб Чака, правив- шего в Чичен-Ице, и разрушил древнюю столицу. Чак Шиб Чак с остатком своих людей ушел в леса к оз. Петен-Ица, где основал г. Тах-Ица (Тайясаль). Однако Хунак Кеель не смог покорить другие города. Начались длительные междоусобные войны, в ходе которых Майяпан потерпел поражение и был занят людьми ица.

Владычество Кокомов

В конце XIII в. в Майяпане пришла к власти династия Кокомов, возводивших свое происхождение к легендарному Ку- кулькану. Кокомы с помощью наемных войск добились гегемонии на Юкатане и удерживали ее до середины XV в. Правление Кокомов, которые, по словам источников, грабили и обращали в рабство «простой народ», вызвало возмущение населения. Этим воспользовались правители городов, стремившиеся к независимости от Майяпана. В 1441 г. началось восстание, во главе которого стоял Ах Шупан, правитель «людей тутуль- шиу». Майяпан был разрушен и Юкатан распался на отдельные города- государства. Из них наибольшую роль играли три: Мани, где правила династия Шиу, потомков Ах Щупана; Сотута, где обосновался сын убитого правителя Майяпана из династии Кокомов; Ицмаль, в котором правила династия Челей, потомков одного из высших майяпанских жрецов. Междоусобные войны между городами продолжались до испанского завоевания (1541—1546).

О хозяйстве, социальном строе и культуре древнейших городов-государств майя можно судить только на основании археологических данных. Подробные описания, сделанные во времена испанского завоевания, относятся к юкатанским городам-государствам XVI в.1 Судя по этим описаниям , общество майя было уже классовым.

Основную массу населения составляли зависимые общинники и рабы, а господствующий класс — знать и жрецы. Экономическое господство знати у майя было основано как на эксплуатации труда зависимых общинников, так и на владении наследственными угодьями и эксплуатации труда рабов. Общинники обязаны были обрабатывать поля знати и кроме того платили дань. Власть знатных над рабами не была ничем ограничена, а в отношении зависимых общинников знать обладала административной и судебной властью.

Хозяйство и материальная культура

Год в Центральной Америке подразделяется на два сезона — сухой (ноябрь — май) и дождливый (июнь — октябрь). Во время сухого сезона земледельцы выбирали в лесу участок и расчищали заросли каменными топорами. С больших деревьев сдирали кольцеобразно кору или окружали ствол огнем; деревья после этого засыхали.

В апреле высохшие деревья и кустарник сжигали, после чего поле было* готово к севу, который начинался в мае с первыми дождями. Земледельцы отправлялись на поля с заостренными палками, неся в заплечных сумках семена кукурузы, смешанные с семенами фасоли и тыкв. Сеятель делал палкой небольшие ямки в шахматном порядке и, бросив туда несколько зерен, засыпал ямку ногой. Каменистая почва не давала возможности применять более совершенные орудия, чем заостренная палка. Майя сеяли много разных сортов кукурузы. Среди них были сорта с большим початком, которые созревали за шесть-семь месяцев, и сорта с маленьким початком, созревавшие примерно за три месяца. Стебли со зреющими початками сгибали, чтобы в початок не попала дождевая вода и чтобы он был менее заметен для птиц. Когда початки окончательно созревали, начиналась уборка. Початки ломали, оставляя обертку на стебле, и собирали в плетеные из лиан корзины. Чтобы открыть обертку, употреблялась заостренная палка или рог оленя. Во время сбора отбирали на семена большие початки, оставляя их в обертке. Для зерна майя устраивали в углу хижины хранилища, защищенные от сырости древесной корой и пальмовыми листьями. Для хранения больших запасов зерна они делали специальные амбары.

При вторичном посеве на том же участке урожай резко сокращался. Новый лес на выжженых участках вырастал через шесть — десять лет. Но такие участки с новым низкорослым лесом были гораздо менее плодородны и давали меньший урожай. Истощив все расположенные поблизости поля, жители были вынуждены покидать селение и искать новое место жительства.

Кроме кукурузы, майя выращивали много других культурных растений: томаты, тыквы, фасоль, сладкий картофель (батат), зеленый перец, какао, ваниль, таба^, а также различные фруктовые деревья. Из технических культур наиболее важными были хлопок, хенекен (разновидность агавы), из которого делали веревки и растение, дающее синюю краску (индиго). Красная краска (кошениль) добывалась из насекомых, живущих на одном из видов кактуса.

Майя разводили индюков и собак, мясо которых употребляли в пищу. Значительную роль играло пчеловодство. Ульями служили полые колоды с маленьким отверстием сбоку. Кроме того, собирали мед диких пчел.

Охота, как и рыбная ловля, велась общинниками коллективно. В тропических лесах охотились главным образом на оленей, тапиров, пекари, кроликов, броненосцев, игуан, индюков. Основным охотнйчьим оружием служили лук и стрелы, копье и дротики, которые бросали при помощи копьеметалки. Для охоты на птиц употреблялась выдувная трубка, из которой стреляли глиняными шариками. Широко применялись также силки и ловушки. Рыбу ловили сетями и удочками. На побережьях охотились с гарпунами за дюгонями.

Селения располагались обычно около естественных водоемов. Жители строили легкие однокамерные хижины с высокими крышами для защиты от тропических ливней. Стены белили известью. Перед хижиной устраивали навес. В центре селения находились храм, площадь, дома знати и жрецов, отличавшиеся большими размерами и богатством отделки. Обычно храм был единственным каменным зданием в селении. В каждом селении был также большой дом, в котором проводили время холостые мужчины (пережиток мужских домов).

Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, плаща и сандалий. Женщины носили юбки, а в некоторых местностях еще и нагрудные повязки. В качестве украшений употреблялись ручные и ножные браслеты, ушные подвески, губные и носовые вставки, ожерелья. Существовал обычай сплющивать череп у грудных детей, сжимая голову между двумя дощечками. У мальчиков лицо обжигали горячими тряпками, чтобы не росла борода. Были распространены татуировка и раскраска тела.

Основу питания составляла главным образом кукуруза. Сухие зерна размачивали в известковой воде, а затем растирали на ручном жернове. Полученную массу разводили водой, приготовляя особый напиток, или жарили из нее на раскаленных камнях лепешки. Из кукурузы изготовляли еще очень много блюд и напитков, иногда с примесью перца и какао. Опьяняющий напиток делали из корней дерева бальче.

Общественный строй

Жители селения составляли территориальную общину, в которой сохранялось много пережитков родового строя. При посеве кукурузы, а также для расчистки и обработки новых полей, земледельцы обычно объединялись в группы человек по двадцать, причем на каждого женатого мужчину выделяли участок определенных размеров. Кроме того, у каждой семьи был свой участок около дома. Охоту, рыбную ловлю, добычу соли вели обычно также коллективно, большими группами. Часть добычи отделяли в пользу знати, остальное распределяли между членами группы. Среди жителей выделялись богачи (айикалъ), занимавшие промежуточное положение между знатью и рядовыми общинниками. Жители селений лесли многочисленные повинности. Они обязаны были обрабатывать поля знати, платить дань правителю, делать «подношения» жрецам, строить храмы, дороги и дома для знати и жрецов, а также содержать военный отряд во время походов. В состав дани входили: кукуруза, мед, дичь, птица, фрукты, соль, ткани, хлопок и т. д. Уклоняющихся от уплаты дани приносили в жертву богам.

Рабовладение у майя достигло значительных размеров. Главным источником рабства был захват военнопленных. Поэтому рабами владела прежде всего военная знать. Войны часто велись только для того, чтобы добыть рабов. В рабство обращали также за воровство и другие преступления. Рабами становились несостоятельные должники и лица, оставшиеся без защиты — сироты и разведенные жены. Свободные, вступившие в брак с рабом или рабыней, превращались также в рабов. Дети рабов оставались рабами. Рабы использовались на самых тяжелых работах, в частности для переноски грузов. Велась широкая торговля рабами. Изображения рабов встречаются в памятниках искусства древнейших городов майя.

Господствующий класс составляли военная знать и жрецы. Знать владела большим числом рабов, плантациями какао и фруктовых деревьев, пасеками, соляными месторождениями. При ежегодной расчистке лесов для знатных выделялись участки, во много раз превышавшие надел рядового общинника. Знать была освобождена от уплаты дани. В случае войны знать должна была являться под знамена правителя. Права знати были наследственными. Особую прослойку среди знатных составляли жрецы. Жрецами становились обычно сыновья самих жрецов или же младшие сыновья знатных (старший сын наследовал отцу). Жречество играло громадную роль в общественной жизни, так как в его руках был сосредоточен не только религиозный ритуал, но и почти полностью научные знания и искусство. Будучи единственными знатоками календаря, жрецы устанавливали сроки земледельческих работ.

Купцы были частью из знати, частью из разбогатевших общинников. Для доставки товаров они пользовались караванами рабов-носильщиков. Между всеми важнейшими городами были проложены дороги, мощенные щебнем. Купцы имели специальные карты торговых путей. Жители прибрежных поселений для перевозок употребляли долбленые лодки с парусами, вмещавшие до 40 человек. В городах были устроены обширные рынки, а также гостиницы, в которых за определенную плату могли останавливаться купцы с^товарами. Торговля велась в установленные дни. Майя вели торговлю не только внутреннюю, но и с соседними народами. Важнейшими товарами были ткани, мед и воск, кремневое оружие, соль и рыба, а также рабы. Металлические изделия, которых не было на Юкатане, доставлялись из Мексики, Гондураса, Никарагуа и Панамы. В качестве главной единицы обмена употреблялись зерна какао (напрймер, раб стоил около 100 зерен|какао, кролик — около 10 и т. д.). Реже для той же цели использовали раковины, полотнища определенных размеров, мексиканские медные топорики и колокольчики.

Семья у майя, по-видимому, была переходной от парной к моногамной. Муж мог бросить жену, равно как и жена могла уйти от мужа и снова вступить в брак. Тем не менее перемена жен не одобрялась, а прелюбодеяние каралось смертью. Жених должен был отработать пять-шесть лет в доме будущего тестя, который мог его выгнать, если был им недоволен. Имущество родителей наследовали только сыновья. Женщинам запрещалось участвовать в религиозных церемониях, посещать храмы, есть вме* сте с мужчинами и даже смотреть на мужчину на улице.

Организация управления в древнейших городах-государствах неизвестна. Накануне испанского завоевания во главе города-государства стоял халачвиник (великий человек), власть которого переходила от отца к сыну. Он распоряжалсявсемивнутренними и внешними делами государства и был главнокомандующим во время войны. При нем был калъвак («майордом» испанских авторов), который поддерживал связь с подвластными селениями, ведал доставкой дани и принимал посетителей. Советником халач виника был верховный жрец. Халач виник назначал батабов — управителей, подвластных ему селений и городов. Батаб наблюдал за сельскс=> хозяйственными работами, особенно за обработкой полей знати, собирал с общинников дань и разбирал судебные дела. Представителями батаба были особые должностные лица {ах кулелъ), которые распоряжались низшими служителями, выполнявшими полицейские функции.

Во время войны батаб командовал отрядом воинов своего селения. Воины набирались из жителей селения и составляли постоянную дружину. В военное время селение должно было обеспечивать продовольствием свой отряд. Воины получали плату от батаба. В случае необходимости в войска призывались и остальные жители. Из истории известны примеры, когда халач виник опирался на наемные войска. Воины были вооружены луком и стрелами, копьями, дротиками, пращей и деревянными мечами, лезвие которых состояло из острых осколков обсидиана. Для защиты служили деревянные щиты и стеганые из хлопка панцири. По некоторым сообщениям, лук был известен у майя до тольтекского завоевания. Однако на древних фресках, изображающих военные сцены, совершенно не встречается изображений лука.