Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Население Мексики и Центральной Америки до испанского завоевания
Этнография - Народы Америки

Центральной Америкой называют ту часть американского континента, которая служиткак бы мостом, соединяющим северную и южную части материка, и включает территории современных Гватемалы, Британского Гондураса, Гондураса, Сальвадора, Никарагуа, Коста-Рики и Панамы. Огромные пространства Мексики и Центральной Америки до испанского завоевания населяло большое число индейских племен и народов, экономический, социальный и культурный уровень которых был очень различен. На п-ове Нижняя Калифорния жили бродячие племена собирателей, а на юге, в центральной и южной Мексике и на Юкатане, у ряда народов к приходу европейцев уже существовало раннеклассовое общество, сложились первые государства, высокого расцвета достигли искусства и ремесла, появилось иероглифическое письмо.

История многих племен и народов почти неизвестна. Подчас лишь сохранившиеся названия и разбросанные очень скудные сведения в ранних испанских хрониках подтверждают их существование. Основные материалы для изучения истории народов доколумбовой Центральной Америки, особенно в более ранние периоды, могут дать только археологические исследования. Уже с 90-х годов XIX в. в Центральной Америке развернулись археологические работы, которые получили наибольший размах в Мексике. Однако далеко не все области Центральной Америки в равной степени хорошо изучены археологами. Более того, в ряде случаев не ясна этническая принадлежность отдельных подробно изученных археологических культур. Это очень затрудняет изложение даже в общих чертах истории народов Центральной Америки и Мексики, описание их быта, культуры, социальных отношений до появления европейцев.

Значительная часть Мексики и Центральной Америки представляет собой горную страну. На севере мощные хребты Восточной и Западной ‘Сьерра-Мадре окаймляют с востока и запада обширные пустыни северомексиканского плато, которое все более повышаясь к югу переходит в целую гряду вулканических горных цепей центральной Мексики. Горные хребты, протянувшиеся здесь в самых различных направлениях, то широко расходятся, образуя большие долины, то вновь громоздятся, отгораживая эти долины от внешнего мира. Такой же в основном ландшафт сохраняетсяидалеекюгу;исключение составляют низменности побережья Мексиканского залива и Теуантепекского перешейка, п-ов Юкатан, а также Никарагуанская низменность.

Различные области Центральной Америки были очень неравномерно заселены. Наиболее густое население скоплялось в благодатных для земледелия теплых горных долинах, особенно в Центральной и Южной Мексике. Пустыни северной Мексики, прибрежные заболоченные низины Мексиканского залива, тропические леса южного Юкатана имели очень редкое население.

Языки

Языки Мексики и Центральной Америки принадлежали в основном к трем крупным лингвистическим семьям:

1)   Юто-адтекской, представленной на территории Мексики и Центральной Америки языковыми группами нахуатль, кора-хуичоль, кахита-опа- та-тарахумара, пима-тепехуана.

2)   Соке-майя, включавшей две большие языковые группы: майя-киче и соке-тотонакску ю *

3)   Макро-отомийской, в которую входили миштеко-пополокская, сапо- текская, отоми и чинантекская языковые группы.

На юге Центральной Америки жили племена, говорившие на языках небольшой обособленной семьи пайя-ленка. Кроме того, на территории Мексики некоторые племена говорили на языках сиу-хоканской семьи (коауильтеки, тамаулипеки, тлапанеки), а на крайнем юге Центральной Америки начиналась область расселения племен большой языковой семьи чибча-мискито.

Языковая принадлежность некоторых племен (тараски, куикатеки и др.) до сих пор является спорной.

Заселение

Освоение Мексики и Центральной Америки человеком шло с севера и основным путем был, по-видимому, западный путь — вдоль тихоокеанского побережья. Это объяснялось тем, что огромные безводные пустыни в центре северной Мексики преграждали путь древним переселенцам. Низменные болотистые берега Мексиканского залива были мало пригодны для жизни человека, да и юго-восток современных США был сравнительно поздно заселен. С тихоокеанского побережья люди постепенно проникали во внутренние плодородные долины Мексиканского плато. Можно предполагать, что и наиболее южные районы Центральной Америки также заселялись вдоль тихоокеанского побережья с последующим продвижением населения на восток, к Атлантическому океану.

По данным палеонтолога Гельмута де Терра, люди на территории теперешней Мексики появились в конце ледникового периода, 20—15 тыс. лет тому назад1. Древнейшая археологическая культура, открытая в Текишьяке, представлена небольшим количеством скребков, обработанных сколков обсидиана и халцедона и остроконечным костяным орудием. Эти орудия были найдены в слоях, содержавших кости мамонта и других ископаемых животных верхнего плейстоцена. На берегу оз. Тескоко, в Тепешпане, в слое верхнего плейстоцена найден скелет человека вместе со скелетами ископаемых слонов и орудиями. В пластах ранней послеледниковой эпохи (10—5 тыс. лет тому назад, по данным'Г. де Терра) обнаружены орудия из базальта (скребки, топоры, ножи, наконечник метательного копья).

Ко II тысячелетию до н. э. территория Мексики и Центральной Америки была населена небольшими по численности племенами, которые занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством, часто меняя место жительства. По-видимому, в начале I тысячелетия до н. э. появилось земледелие. Основой питания стала кукуруза. До сих пор не установлено, где была первоначальная родина кукурузы — в области Анд в Южной Америке или в Гватемале. В Центральной и Северной Америке кукуруза довольно быстро распространилась с юга на север. Наряду с кукурузой начали возделываться и другие культурные растения. С распространением земледелия среди археологических находок появляются грубая керамика со скудной орнаментацией и статуэтки.

Культура древнейших земледельческих племен лучше всего изучена по раскопкам в центральной Мексике. Раскопки древних поселений в Сакатенко, Эль-Арболильо, Тикомане и залитом лавой вулкана Шитли Копилько дали материал, позволяющий восстановить жизнь населения долины Мехико в период развитого неолита (I тысячелетие до н. э.). Зарубежные исследователи называют его периодом Архаической или Средней культуры.

Обитатели этих поселений, рассеянных по всей долине Мехико, жили в небольших хижинах, сделанных из плетня, обмазанного глиной, с тростниковой крышей. Основным занятием их было земледелие: возделывание кукурузы, выращивание бобов и различных овощей. Для изготовления одежды культивировался хлопок. Разнообразные по форме орудия труда изготавливались из камня, вулканического стекла — обсидиана (наконечники, скребки, лезвия), кости. Плоские жернова и зернотерки для размола зерен кукурузы делались из застывшей лавы. Значительного развития достигло гончарное производство. Наряду с грубыми простыми кувшинами, для керамики этого периода характерны черные чаши на трех ножках, украшенные красным геометрическим орнаментом. Иногда белые геометрические узоры наносились на сосуды из красной глины. Формы керамических изделий отличались большим разнообразием. В поселениях Средней культуры долины Мехико при раскопках находят много небольших (обычно до 15 см) глиняных фигурок, чаще всего женских. Эти етатуэтки из обожженной глины были, по-видимому, предметами религиозного культа.

На существование обмена указывают находки украшений из тихоокеанских раковин и изделий из нефрита, минерала, не встречающегося в долине Мехико.

Различия в богатстве и способах погребения свидетельствуют о появлении имущественной дифференциации и начале разложения родового строя. Очевидно в конце эпохи Средней культуры широко развернулся процесс образования этнически своеобразных культур. Если в археологическом материале Средней культуры почти незаметны местные особенности, которые могли бы быть связаны с какой-либо этнической группой, то в последующий период появляется целый ряд обособленных археологических культур, вероятно, принадлежавших различным группам племен.

Древние культуры

В настоящее время известно пять древних высоких культур.

Наиболее южной из них была культура древнеиших майя, развивавшаяся в центральной части современной Гватемалы и юго-западной Мексике. На атлантическом побережье Мексики (современные штаты Веракрус и Табаско) и частично в долине Мехико были расположены крупнейшие центры другой, так называемой ольмекской культуры — Ла-Вента, Трес Са- потес,Чолула. На томже побережье, но севернее ольмеков, находилось крупное поселение Тахин — центр третьей, так называемой тотонакской культуры. В Южной Мексике развивалась культура сапотеков (главное поселение — Монте-Альбан). Наконец, пятой была культура тольтеков, обитателей Теотихуакана — крупнейшего города центральной Мексики того времени.

Все сведения, имеющиеся о перечисленных выше культурах, добыты исключительно путем археологических раскопок. Поэтому можно только предположительно связывать их с этническими группами, жившими в тех местах в последующее время. В научной литературе условно принято называть эти археологические культуры по имени племен и народностей, живших позднее на этой территории. Трудно определить, какая из культур была наиболее древней: возможно, что они развивались одновременно.

Увеличение производства на базе высокоразвитого земледелия повлекло за собой рост имущественного, а следовательно и социального расслоения. Опираясь на анализ памятников материальной культуры, можно предполагать, что обитатели этих крупных центров культуры находились на этапе раннеклассового общества, и что у них уже сложилось или начало складываться государство.

Для всех этих пяти древнейших высоких культур характерными чертами является наличие высокоразвитой архитектуры, замечательные скульптурные памятники, живопись, иероглифическое письмо (следует отметить, что у тотонаков памятники письменности не обнаружены). Археологический материал показывает, что эти культуры развивались не изолированно, а взаимодействуя и обогащая друг друга. Так, например, на ранних сапотекских памятниках Монте-Альбана заметно влияние культуры ольмеков, на некоторых памятниках майя нередки мотивы, заимствованные у тольтеков.