Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Начало плантационного рабства и ввоз рабочих и рабов
Этнография - Народы Америки

Испанская корона намеренно задерживала развитие экономики, в том числе и товарного сельского хозяйства, в своих американских колониях, поскольку метрополия была заинтересована в сбыте колонистам ряда продовольственных товаров: вина, оливкового масла, пшеничной муки. Иначе дело обстояло в Вест-Индии.

В XVII в., когда власть испанской короны в Вест-Индии ослабла и островами один за другим стали завладевать англичане, сюда проникла из Бразилии культура сахарного тростника. В течение второй половины XVII        в. острова Вест-Индии, в особенности Ямайка, Барбадос и Куба, стали центрами производства сахара и рома. Для работы на плантациях и на заводах понадобилось много рабочих рук. Начался ввоз рабочих из Европы и рабов из Африки; вербовку рабочих и торговлю рабами захватили в свои руки англичане.

С начала XVII в. массы бедняков-белых переселялись в Америку в качестве «законтрактованных»: перед отъездом из метрополии они подписывали контракты на определенный срок.

По приблизительному подсчету, к этой категории принадлежало более- 250 тыс. человек, эмигрировавших в течение колониального периода* Большинство направлялось в колонии Центральной Америки *.

Другую категорию составляли политические ссыльные. Практика ссылки в Вест-Индию была настолько распространена, что в английском языке появился в ту пору глагол «to barbado» (сослать в Барбадос) 2. Кромвель ссылал в Вест-Индию непокорных ирландцев и шотландцев. Монсеррат стал главным образом ирландской колонией, и ирландский говор еще и сейчас часто слышится во многих районах британской Вест- Индии 3.

Рабов из Африки начали ввозить на Эспаньолу с 1505 г.; позже — ж на другие острова.

Негров использовали на работе в рудниках и на плантациях сахарного тростника. Европейцы также работали на плантациях, но их положение было иным. Отслужив положенный срок, белый мог получить землю; негры же находились в полной зависимости до конца жизни. Труд кабальных рабочих европейского происхождения не мог выдержать конкуренции с трудом рабов-негров и был постепенно вытеснен.

Африканские невольники оказались для рабовладельцев более выгодными работниками, чем индейцы первобытных племен и европейцы, по ряду причин. Жители Гвинеи, откуда главным образом привозили невольников, знали развитое земледелие, добычу руды и разнообразные ремесла — этим они выгодно отличались от индейцев араваков и карибов. В Гвинее существовали государства, в которых широко применялся труд рабов. Наконец, оторванные от родины и соплеменников, находившиеся в условиях почти тюремного режима, африканцы часто не могли общаться между собою, так как они принадлежали к разным народам, говорили на разных языках. Поэтому африканцы в первое время имели меньше возможностей для совместной борьбы или бегства. Этими конкретно-историческими причинами, а не какими-либо расовыми свойствами объясняется сравнительная выгодность рабского труда африканских негров. Разумеется, негры вовсе не предназначены природой для подневольного труда, как утверждают расисты. Рабство негров в Америке возникло вследствие совершенно конкретных исторических и экономических, а отнюдь не биологических причин.

Специально организован- тные английские рабовладельческие компании ввозили в Вест-Индию массы невольников из Западной Африки. Было подсчитано, что общее число рабов, привезенных во все английские колонии Америки за период между 1680 и 1786 гг., превышало два миллиона 1.

Карл Маркс обратил внимание на большое значение английской работорговли в процессе первоначального накопления и отметил, что по Утрехтскому миру 1713 г., которым закончилась война за испанское наследство, «Англия ...вынудила у Испании по договору asiento (договор относительно работорговли) привилегию, разрешающую ей продавать в испанских владениях Америки негров, закупленных в Африке, тогда как до сих пор торговля неграми допускалась лишь между Африкой и английской Вест-Индией. Англия получила право вплоть до 1743 г. доставлять в испанскую Америку 4800 негров ежегодно»2.

Помимо Вест-Индии, где плантационное рабство развилось особенно •сильно, в XVII и XVIII вв. немало негров-рабов ввозилось в испанские колонии, в первую очередь в Новую Гранаду, в Венесуэлу. В этих колониях с развитием плантационного хозяйства негры стали занимать значительное место среди населения.

Плантационное рабство привело к тому, что в состав населения Латинской Америки вошел новый компонент — африканцы, принесшие с -собой свою культуру и развившие ее в новых условиях.

Соотношение расовых и этнических групп в колониальный период

Для освещения процесса формирования новых народов Центральной и Южной Америки большое значение имеет определение численности населения и соотношение его расовых и этнических групп в течение колониального периода.

Индейцы, как уже было сказано, сильно сократились в своей численности. Население европейского происхождения, в основном испанского, быстро увеличивалось в течение XVI в., но в последующие века колониального периода прирост за счет приезжих из Испании упал. К этим двум «основным группам начального этапа колонизации прибавились новые. Даряду с приезжими из Европы испанцами, так называемыми гачупинами, стала быстро расти группа местных уроженцев европейского происхождения, получивших название креолов. Креолы считали себя такими же белыми, как и гачупины, но фактически они смешивались с индейцами.

Вопрос о браках с индейскими женщинами поднимался неоднократно в колониальном законодательстве с самых первых лет. Внебрачное сожительство было широко распространено; испанские солдаты, приезжавшие без жен, обращали в наложниц местных женщин. Развилась торговля наложницами: «Женщина ценится в 100 Кастельянос, ,так же высоко, как целая усадьба, и даже девочки 9—10 лет также ценятся высоко. Имеется рынок, где продаются женщины всех возрастов, и многие торговцы получают большие барыши на этой торговле» г. Корона была заинтересована в том, чтобы создалось оседлое население из испанских колонистов, поэтому поощрялись законные браки с крещеными индианками; это предписывалось многими инструкциями, например, инструкцией правителя Эспаньолы Николая Овандо от 1502 г. Инструкция одобряла даже браки испанок с индейцами, чтобы индейцы скорее стали истинными католиками2.

Лас Касас считает эти смешанные браки частым явлением. «Там был* я видел это сам, поселок или город, называемый Вера Пас, состоящий из 60 испанских поселенцев, большей частью идальго, женатых на туземных женщинах»3. Другой хронист того же периода, Серрано-и-Санс, приводит отчет Родриго де Альбукерке, который произвел распределение земель индейцев на Эспаньоле в 1514 г. и сообщил, что энкомиенды были выделены 60 испанцам, которые имели жен-индианок.

Кроме законных браков, было много внебрачных связей. Дети от этих связей чаще всего оставались жить со своими матерями-индианками и считались нередко индейцами. В других случаях это потомство причислялось к метисам (misti). Так стали называть детей от брака белого с индианкой. Фактически и креолы метисированы, разница лишь в степени метисации. Группа метисов все время возрастала.

Соотношение групп разного происхождения интересовало ученых еще в XVII, XVIII вв. Так, французский автор XVIII в. Р. Рейналь приводит пример изменения этнического состава населения: «Во времена Кортеса число индейцев, приписанных к энкомиендам в провинциях Мехико, Тласкала, Мичоакан и Оахака, было равно 23 тыс. На 1746 г. население на этих землях состояло из 15 940 индейцев, 1800 испанцев, метисов и мулатов и 1600 негров-рабов»4.

Прожив пять лет в Испанской Америке (1799—1804), Гумбольдт провел обстоятельное исследование финансовых и церковных документов и составил сводные данные о населении Новой Испании (без Гватемалы) на 1804 г. Согласно этим данным, общая численность населения была 5 840 тыс. человек, из них 2,5 млн. индейцев. Гумбольдт приводит также расчеты Ф. Наварро на 1810 г. в этих же границах: 6 122 354 человека, из которых индейцев — 3 676 281, лиц смешанного происхождения — 1 338 706 и европейцев, или «американских испанцев»— 1 097 928 человек5.

Собрав разнообразные сведения и учтя процент прироста, Гумбольдт исчислил население Испанской Америки к концу 1823 г. в следующих приблизительных цифрах6.

Индейцев:

в Мексике...................................

3 700 000 ’

 

в Гватемале ...............................

880 000

Всего 7 530 000

в Колумбии................................

720 000

в Перу и Чили............................

1 030 000

в г. Буэнос-Айресе с провинциями . . .

1200 000

 

Белых — европейцев и потомков европейцев

без примеси индейской

и негритянской крови, так называемых гачупино, а также креолов:

в Мексике...................................

1230 000 \

 

в Гватемале ...............................

280000

 

на Кубе и Пуэрто-Рико.............

339 000 [

Всего

в Колумбии ...............................

642 000

3 276 000

в Перу и Чили............................

465 000

 

в г. Буэнос-Айресе с провинциями . . .

320 000

 

Негров (рабов и свободных)

на Кубе и Пуэрто-Рико.............

389 000

1 Всего

на континенте............................

387 000

J 776 000

Население смешанного происхождения — метисы, мулаты, самбо

(потомство от браков индейцев и негров)

и т. п.

 

в Мексике...................................

1 860 000 '

 

в Гватемале................................

420 000

 

в Колумбии................................

1 256 000

1 В се г о

в Перу и Чили............................

853 000

5 328 000

в Буэнос-Айресе с провинциями..........................................................

742 000

 

на Кубе и Пуэрто-Рико.............

197 000

 

В целом по Испанской Америке:

индейцев ...................................

7 530 000,

или 45%

белых..........................................

3 276 000,

или 19%

негров .......................................

776 000,

или 4%

населения смешанного происхождения

5 328 000,

или 32%

 

16 910 0001

 

В настоящей таблице не проведено разделение между испанцами, приехавшими из метрополии, и креолами. В другом случае Гумбольдт привел цифры для Новой Испании на 1803 г., согласно которым на 4,8 млн. населения приходилось 1 025 тыс. креолов и 70 тыс. уроженцев метрополии. Современный американский исследователь Риппи исчислил соответствующие цифры для всей Испанской Америки: около 3 млн. креолов и около 300 тыс. уроженцев метрополии2. Сумма данных им цифр для креолов и уроженцев Испании в целом (3 300 тыс.) почти совпадает с цифрой Гумбольдта для белых (3 276 тыс.).

Далее Гумбольдт перехоидт к населению за пределами испанских колоний.

Индейцев:

в Бразилии..........................................

ъ остальной Южной Америке (независимые племена) ...........................

260 000 ^

£ Всего

420 000 } 680 000

Бел ых:

на о-вах Вест-Индии, помимо Кубы и Пуэрто-

Рико .................................................

в Бразилии...........................................

в Гвиане английской, голландской и французской ...........................................

140 000' 920 000

10 000 ,

Всего 1 070 000

Негров:

на о-вах Вест-Индии, без Кубы и Пуэрто-Рико

в Бразилии..........................................

в Гвиане английской, голландской и французской ........................................... ..........

По Центральной и Южной Америке вне пределов колоний ...........................

1 571 000 1 960 000

206 000 '

4 887 000 1

Всего 3 737 000

Кроме того, Гумбольдт исчисляет отдельно негр Негры-рабы:

на Антильских и других о-вах. 1 090 ООО

в Бразилии.................................. 1 800 ООО

в испанских колониях на континенте . . 307 000 в Гвиане английской, голландской и

французской............................ 200 000 ,

»ов:

Всего 3 397 900

Негры свободные:

на Гаити и других Антильских островах

в Бразилии..................................

в испанских колониях на континенте . . в Гвиане английской, голландской и французской .........

870 000] 160 000 80 000

6 000.

Всего 1 116 000 2

Данные о населении за пределами испанских колоний несомненно менее точны, потому что Гумбольдт исследовал основательно лишь Испанскую Америку. Кроме того, численность независимых племен и свободных негров вообще дана примерно. Тем не менее из сопоставления данных Гумбольдта можно сделать некоторые выводы.

В Центральной Америке и в андских странах уменьшение численности индейцев, имевшее место в первые века колониального периода, к концу этого периода приостановилось. Начался даже некоторый прирост индейцев. За колониальный период вырос большой слой населения смешанного происхождения — около трети общей массы. Коренное население — индейцы и группы смешанного происхождения (включая и смешение с неграми) — составляло подавляющее большинство: более трех четвертей. Сравнительно невелика группа европейского происхождения и совсем мала численность негров. В Вест-Индии, в Аргентине и в Уругвае численность индейцев, резко сократившаяся в первые века колонизации, так и не поднялась, оставшись очень незначительной. Чрезвычайно быстро выросло и относительно очень велико появившееся в колониальный период население африканского происхождения.

Различия в соотношении групп и в процессах их роста в различных частях континента объясняются многими причинами, в том числе и следующими:

1)   В Центральной Америке и в андских странах колонизаторы, встретившись с народами развитой культуры, изменили свою политику по отношению к коренному населению. Вместо прямого ограбления и физического истребления, вместо рабства были введены формы феодальной эксплуатации и позже — вольнонаемного труда. По мере роста капиталистических отношений в Испанской Америке начали развиваться формы наемного труда, аренды. Развитие их шло очень медленно и пережитки феодальных отношений сохранились до настоящего времени.

Большие индейские народы, как ацтеки, майя, кечуа, аймара, арау- каны, сопротивлялись угнетению, они продолжали существовать и развивать дальше свою культуру. Высокий уровень развития, на котором испанские завоеватели застали эти индейские народы, способствовал быстрому физическому и культурному смешению тех и других, образованию групп метисов и культуры смешанного характера. Этот процесс продолжается до настоящего времени.

2)   В Вест-Индии, Аргентине, Уругвае индейское население, стоявшее на уровне первобытно-общинного строя, было уничтожено, потому что колонизаторы захватывали его земли и не могли с выгодой для себя эксплуатировать его труд. В формировании аргентинского и уругвайского народов превалировали группы европейского происхождения, главным образом испанцы. Индейский и негритянский компоненты были здесь незначительны.