Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Украинские организации Канады. Духоборы
Этнография - Народы Америки

Иммигранты украинцы, очутившись в условиях тяжелой эксплуатации и дискриминации, как и другие славяне Канады, начали объединяться в товарищества взаимопомощи, создавать свои библиотеки, фермерские и рабочие клуоы, товарищества украинских иммигрантов.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России всколыхнула украинские фермерские и рабочие массы Канады. В 1918 г. было создано Сотоварищество украинский рабочий дом, переименованное в 1924 г. в Товарищество украинских рабочих и фермерских домов (Турфдом). Начала выходить прогрессивная газета «Украинськи po6iT- iiii4i BicTi». Сотни передовых украинских канадцев — шахтеры Альберты, лесорубы Квебека, фермеры Манитобы — боролись в Испании и 1937—1938 гг. в рядах интернациональных бригад против фашистов генерала Франко. В канадском батальоне имени Макензи-Папино в Испании было украинское подразделение им. Т. Шевченко. Но с самого начала возникновения прогрессивных украинских организаций им пришлось преодолевать множество препятствий в борьбе за политические и экономические права. Канадская полиция нередко нападала на украинские дома трудящихся, арестовывала руководителей, конфисковывала украинскую литературу; в 1940 г. канадское правительство объявило антифашистские украинские товарищества (наряду с другими прогрессивными организациями) вне закона; оно закрыло антифашистскую, в том числе и украинскую, печать, заключило в концентрационные лагери как руководителей прогрессивных организаций и редакторов газет, так и многих рядовых членов Турфдома. Дома, клубы, и имущество украинских прогрессивных организаций были переданы фашистской националистической организации «Кохмитет украинцев Канады» (КУК). Но осенью 1941 г., после нападения гитлеровской Германии на СССР и установления союзнических отношений между СССР и Канадой, все прогрессивные организации славян были восстановлены и имущество их возвращено. В годы войны было создано Товарищество объединенных украинских канадцев (ТОУК),явившееся преемником Турфдома.

В январе 1943 г. в Виннипеге начала выходить газета «Украшськс слово». Выходит газета «Украшська життя», печатается молодежная газета «Украйниан Канейдиан». После окончания второй мировой войны ]{ связи с политикой «холодной войны» канадского правительства деятельность прогрессивных украинских организаций была чрезвычайно затруднена, но, несмотря на это, продолжала развиваться на новой, более широкой основе. Большое значение в жизни украинских канадцев имеют съезды ТОУК.

В январе 1958 г. состоялся 8-й съезд Товарищества объединенных украинцев Канады; делегаты представляли отделения товарищества, разбросанные от Атлантического до Тихого океана. Съезд проходил в Украинском рабочем доме в г. Торонто, выстроенном больше 20 лет назад и являющимся центром культурно-просветительной работы украинцев восточной Канады (таким центром в степных провинциях является г. Виннипег). Съезд подчеркнул необходимость мер по сохранению украинского языка среди молодого поколения канадских украинцев.

Прогрессивные украинцы на своих съездах разоблачают позорную роль реакционных украинских националистов в Канаде, пользующихся покровительством канадского правительства1.

Большим праздником для прогрессивных украинских канадцев было открытие в 1951 г. памятника Т. Шевченко и в 1952 г. музея его имени в Палермо близ Торонто. В 1956 г. в Виннипеге были открыты музей и памятник Ивану Франко в связи со столетием со дня его рождения, широко отпразднованным украинцами Канады. Свои праздники канадские украинцы отмечают фестивалями украинской музыки, песшг и танца.

Русские

Около 46 тыс. русских канадцев живут в степных провинциях (19 455 человек в Саскачеване, 15 353 человека в Альберте и 8463 в Манитобе, по переписи 1951 г.). В Британской Колумбии русских насчитывалось 22 ИЗ человек (1951 г.), в Онтарио — 16 885 человек, Квебеке около 8 тыс. и 699 человек в Новой Шотландии. Согласно переписи 1951 г. русский считают родным языком 39 223 человека, то есть третья часть всего русского населения Канады.

Духоборы

Начало массовой русской иммиграции в Канаду положили духоборы, стоявшие долгое время особняком среди славянской массы населения Канады. Эмиграция их была вызвана гонениями на них гражданских и церковных властей царской России. Духоборы проповедовали общинный строй, равенство всех людей и непротивление злу; они отказывались от воинской службы, не признавали начальства, духовенства и церковной обрядности.

В 1899 г. духоборы прибыли в Канаду в количестве 7700 чел. и были, поселены в провинции Саскачеван, вблизи города Иорктауна. Они селились деревнями, и на карте западной Канады появились русские деревни — Тамбовка, Каменка, Горелое, Троицкое и др. Землю духоборы держали в общинной собственности. Общиной закупали сельскохозяйственный инвентарь, совместно обрабатывали поля. Религиозным и общественным центром духоборов стал поселок Веригино (по имени Петра Веригина, стоявшего в течение 22 лет во главе общины).

Однако духоборы не нашли в Канаде той свободы совести и убеждений, какую искали. Буржуазное канадское правительство не хотело признавать их общинные принципы собственности и их общественные взгляды. Власти заставляли духоборов записывать участки земли в частную собственность, требовали присяги королю Великобритании, на что духоборы по своим убеждениям не соглашались. За отказ от частной собственности власти отобрали у них землю, в которую духоборы вложили много труда. Из-за преследований значительная часть духоборов переселилась на Дальний Запад — в Британскую Колумбию (1908 г.). Там они занялись лесоразработками, завели образцовые садовые хозяйства. В 1917 г. в Британской Колумбии была создана кооперативная организация «Христианская община всемирного братства», ведавшая всеми деловыми операциями общины, в распоряжении которой было несколько лесопильных заводов, плодоконсервная фабрика, кирпичные заводы, электростанция. Но в 1938 г. все имущество общины было распродано за неуплату долгов кредиторам, земли конфискованы провинциальным правительством, и духоборы-общинники стали арендаторами своих же земель, хотя и сохранили название общинников в отличие от «независимых». Общинному хозяйству был положен конец. Большая же часть оставшихся в Саскачеване духоборов, провозгласив себя «независимыми», отказалась от общинных начал ведения хозяйства и превратилась в самостоятельных фермеров. Позже выделились «независимые» фермеры и в Британской Колумбии.

В 1945 г. в Канаде насчитывалось до 28 ООО духоборов.

Хотя земледелие является главным занятием духоборов, оно не обеспечивает жизнь семьи, и многие духоборы, особенно молодежь, работают в лесной промышленности, на шахтах, заводах и на строительстве.

В настоящее время существуют две организации духоборов: «Союз духоборцев Канады», состоящий главным образом из «независимых» духоборов степных провинций, и «Союз духовных общин Христа», объединяющий преимущественно бывших общинников, с центром в Гранд- Форкс (Британская Колумбия). Обе организации имеют молодежные организации и выпускают свои бюллетени.

Особняком стоят «свободники», наиболее фанатичная часть духоборов; в знак протеста против преследований их общинных принципов и захвата их садов и полей они решили отказаться от всякой культуры и даже от ношения одежды. «Голые парады» по деревням стали своеобразной фор мой выражения «свободниками» своего протеста против преследований и нарушений догматов их секты. В 1932 г. по всем духоборческим селениям прокатилась волна таких парадов.

У «общинников» больше всего сохранились элементы старой русской культуры. Их селение — типичная великорусская деревня, кое где сохраняется еще баня с печкой-каменкой. Правда, старые бревенчатые дома, мазанки и полуземлянки постепенно заменяются рамными или кирпичными домами.

В Британской Колумбии сохранились еще большие общинные дома на 30—40 человек с общими, в прошлом, кухней и столовой, и отдельными спальными помещениями для каждой семьи. Но теперь каждая семья питается отдельно. Хотя духоборы и носят современную европейскую одежду, в женском костюме еще сохраняются старые традиции. В торжественных случаях духоборки надевают кофту и длинную широкую юбку, под которую поддевается несколько нижних юбок. Сохранился еще и женский головной убор, состоящий из платка и повойника. Духоборы Британской Колумбии, особенно так называемые общинники, более консервативны в быту, чем духоборы-фермеры, «независимые», которые быстрее смешиваются с окружающим их населением и становятся менее рьяными последователями вероучения секты. Главным образом это заметно в Саскачеване. Духоборская молодежь этой провинции двуязычна и нередко между собой говорит по-английски.

После некоторого сопротивления духоборы стали посылать своих детей в правительственные школы (за исключением свободников, детей которых до сих пор с помощью полиции помещают в лагерь насильственной ассимиляции в Нью-Денвере). В Саскачеване школьным обучением охватывается значительно большее количество детей духоборов, здесь имеется своя духоборческая интеллигенция — врачи, учителя, юристы, тогда как в 30-х годах в среде общинников ее почти не было. Во вторую мировую войну многие из духоборов служили добровольцами в канадской армии и сражались против фашизма. Это было огромным сдвигом в мировоззрении членов секты, проповедующей непротивление злу. Дальнейшие сдвиги и постепенный распад секты наблюдаются в послевоенный период. Все большее и большее вовлечение духоборов в промышленность ведет к нарушению их изолированности от окружающего населения. Все активнее втягиваются духоборы в общественную жизнь страны. Многие из них ставят сейчас вопрос о возвращении на родину.

После революции 1905 г. приток русских в Канаду несколько увеличился. Большинство прибывавших в Канаду русских оказывались среди наиболее эксплуатируемой части населения Канады. Они могли найти себе только тяжелую, изнурительную работу землекопов или на укладке железнодорожного пути летом и лесозаготовках зимой. На промышленные предприятия попадали очень немногие. ^Особенно тяжелы для русских, как и для других славян, были годы кризиса 30-х годов.

13 1909—1914 гг. в различных городах Канады появляются русские библиотеки, группирующие вокруг себя русских рабочих; создаются товарищества взаимопомощи, игравшие чрезвычайно важную роль в жизни русских канадцев. С 1930 г. открываются рабоче-фермерские клубы имени Максима Горького. В следующем году выходит первый номер русской прогрессивной газеты «Канадский гудок». Но с началом второй мировой войны русские прогрессивные клубы, газеты, библиотеки подверглись разгрому. Несмотря на это, уже с 1941 г. начала печататься новая русская прогрессивная газета «Вестник», выходящая и сейчас. В 1942 г. на все- канадском съезде «комитетов помощи Родине» была создана Федерация русских канадцев, объединившая канадцев русского происхождения по всей стране. Вскоре при Федерации основывается русско-канадская молодежная организация. Федерация ведет культурно-просветительную работу: организует хоровые, музыкальные, драматические кружки, открывает русские школы для детей и взрослых. Создано свыше 20 таких школ. Работа проводится в рабоче-фермерских русских клубах и народных домах. В 1953 г. состоялся 6-й съезд Федерации русских канадцев, подчеркнувший неразрывную связь движения русских канадцев с патриотическим прогрессивным движением всех трудящихся Канады. Среди других вопросов был поставлен вопрос об укреплении связей с духоборческой колонией русских канадцев для борьбы за мир.