Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национальные группы Канады
Этнография - Народы Америки

Крупнейшими национальными группами в Канаде после двух основных наций являются более поздние переселенцы — славяне и немцы.

Немцы

Немцев в Канаде по переписи 1951 г. насчитывалось 619 995 человек, из них в степных провинциях живет больше половины. Они начали переселяться в Канаду раньше славян. Можно отметить несколько переселенческих волн.

Немцы-меннониты

Меннониты переселились в Канаду в 1874—1876 гг. из южной России. Родиной их является Германия, где ооразовалась эта анаоаптистская секта, отделившаяся от протестантской церкви и получившая название по имени основателя секты Менно Симонса. Так как по своим религиозным убеждениям они отказывались отбывать воинскую повинность, то подвергались в Германии преследованиям. В конце XVIII в. их привлекла в Россию некоторыми льготами императрица Екатерина II. Меннонитам были даны большие земельные наделы в степях вновь присоединенных Екатеринославской и Таврической губерний. Они были освобождены на 100 лет от воинской повинности. Но когда во второй половине XIX в. в России была введена всеобщая воинская повинность, то, несмотря на предоставленные меннонитам льготы (нестроевая служба, работа в военных мастерских, в пожарных и лесных командах), часть их эмигрировала в Канаду, где они получили земли и южной Манитобе и позднее в Саскачеване.

Члены секты меннонитов, как и других религиозных сект, считали необходимым жить вместе для отправления своих религиозных обрядов; они, представлявшие большею частью зажиточный элемент, являлись для канадского правительства весьма желательными колонистами. Поэтому закон о колонизации разрешал в определенных случаях строить жилые дома не на участке, а в общем населенном пункте.

Таким образом, меннониты расположились селениями, разделившись на группы от 16 до 30 родственных семей каждая.

В первый год селение состояло из двух рядов глинобитных хижин; но постепенно были выстроены рамные деревянные дома и амбары, вдоль главной улицы и вокруг домов были рассажены деревья; к югу от селения выделялось пастбище для общего выгона деревенского стада. Обработку и использование земли каждое хозяйство вело уже самостоятельно, вне зависимости от общины. Огромное значение, особенно в первые годы поселения, имела взаимопомощь, широко практиковавшаяся в этих религиозных общинах. С течением времени в селениях меннонитов появились заведения, обслуживавшие ряд селений: в одном селении паровая мельница, в другом деревенская лесопилка, в двух селениях ветряные мельницы, в нескольких селениях сельские лавки.

Меннониты выделяются среди соседей своей зажиточностью, своим внешним обликом. Обращают на себя внимание черные сюртуки, широкие, матросского покроя брюки и высокие сапоги мужчин, характерные платья, с передниками и шали женщин. Всех меннонитов в 1951 г. насчитывалось 125 938 человек. Они образуют замкнутую религиозную общину и держатся очень обособленно, не желая смешиваться с окружающим миром; девушкам не позволяют выходить замуж за канадцев, и молодые люди должны жениться только на меннонитках; браки вне общины вызывают строгое порицание со стороны старшин. Но тем не менее капиталистические отношения и современная канадская жизнь властно врываются в эти общины. Уже около 5,5 тыс. меннонитов оторвалось от земли и переселилось в города.

Немцы-католики

Немцы-католики также большею частью выселенцы из России, где они жили со времен Екатерины И.

К концу XIX в., лишившись многих привилегий, они эмигрировали в США. Оттуда многие, не успев еще даже приобрести гражданство США, перебрались в начале XX в. в западную Канаду. В отличие от других национально-религиозных групп, это были не сплоченные, однородные коллективы, а масса отдельных семей и небольших групп, прибывавших из многих штатов США; к ним присоединялись и выходцы из Германии (см. названия новооснованных в прериях городков: Лейпциг, Мюнстер), несшие с собой свои культурные навыки. Всех их объединяло общее происхождение, немецкий язык и католическая религия. Они являются более терпимыми к другим религиям и английскому языку, чем меннониты, и их селения гораздо меньше оторваны от общеканадской жизни. Хотя многие выписывают газеты на немецком языке (издающиеся в Канаде), но гораздо больше выписывается англоканадских газет и журналов. Во многих селениях явно сокращается употребление немецкого языка. Все поселенцы понимают разговорный английский язык, хотя старшее поколение не понимает книжного языка и языка английских проповедей. В свою очередь для молодежи литературный немецкий язык также труден, многие его и не учат совсем. Во многих семьях и между собою говорят по- английски. Нередко родители говорят по-немецки, а дети отвечают им по-английски. Даже если дома говорят по-немецки, то дети между собой и среди других говорят по-английски. Все чаще случаются браки между немцами и англоканадцами. Хотя это население позже других обосновалось в Канаде, ассимиляция его идет быстрее, чем у прочих национально-религиозных групп.

Славяне

Из крупных национальных групп Канады, в большей степени сохранивших свои национальные особенности, наиболее многочисленной являются представители славянских народов, общая численность которых достигает 1 млн. человек (из них больше всего украинцев — 400 тыс. человек, второе место по численности занимают поляки — 220 тыс. человек, значительно меньше здесь русских — около 100 тыс. человек, чехов, словаков, выходцев из Югославии).

Подсчитано, что каждый 15-й канадец является славянином. Славянская иммиграция была в основном сельскохозяйственной, и большая часть переселенцев селилась на землях степных провинций страны. Благодаря своему многовековому опыту потомственных хлеборобов они сыграли выдающуюся роль в освоении огромных целинных пространств степных провинций Канады и превращении их в один из крупнейших хлебопроизводящих районов мира.

Украинцы

Канадские украинцы являются не только наиболее многочисленной, но и наиболее сохранившей свою национальную культуру группой славянского населения Канады. Ярким свидетельством этого является сохранение родного языка. При переписи 1951 г. более 352 тысяч украинцев объявили украинский язык своим род- ным языком.

В степных провинциях Канады проживает около 65% украинских канадцев (264 109 человек по переписи 1951 г., из них 99 тыс. в Манитобе, 87 тыс. в Альберте и 78,6 тыс. в Саскачеване). По своей численности они занимают второе место среди населения этих провинций и в своем большинстве заняты в сельском хозяйстве. Они, как и другие фермеры Канады, испытывают все трудности кризисных явлений в сельском хозяйстве страны.

Остальные 35% украинских канадцев расселены по другим провинциям Канады. Около 100 тыс. человек живут в Онтарио, из них 76 092 в городах и промышленных центрах провинции: в Британской Колумбии насчитывается 22 613 человек, в Квебеке — 13 тыс. Меньше всего украинцев живет в приморских провинциях. Половина всех украинцев живет в городах, являясь в своем большинстве составной частью промышленного пролетариата Канады. Украинская иммиграция в Канаду началась с 90-х годов прошлого века — основная волна шла из Галиции и Буковины (теперь западные области УССР), поэтому переселившиеся украинцы и стали известны в Новом Свете, как «галичане» и «рутены» (русины); сравнительно небольшая часть прибыла из России, главным образом из правобережной Украины (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Бессарабии, а также и из Румынии. В 1951 г. украинские канадцы отмечали 60-летие украинской иммиграции в Канаду.

В 1891 г. прибыли из Виннипега два ходока Иван Пилипов и Василий Елиняк из галицийской деревни Небилова; убедившись на месте, что за 10 долл. можно получить 50 десятин земли (2Д секции в 160 акров) и заработать на уборке урожая, они поехали за семьями — это послужило началом массовой иммиграции. Приезжая в Канаду, немногие могли найти работу в промышленности и горнодобывающих центрах на востоке и в Британской Колумбии. Большинство оседало как фермеры в трех степных. провинциях, где им отводились более трудные для освоения северные участки лесостепи, страшившей других переселенцев. Селились они по соседству, обычно землячествами, отдельно гуцулы, отдельно буковинцы и т. д., давая своим поселениям украинские названия: Збараж, Згода, Гонор и др.

В лесостепных районах в это время как раз заканчивалась постройка двух трансконтинентальных дорог — Канадской Северной железной дороги и Главной магистрали, и железнодорожные компании были заинтересованы в заселении участков, прилегающих к железным дорогам. Первые поселенцы-украинцы (в некоторых районах селившиеся по соседству с франкоканадцами) построили себе дома-мазанки на деревянной основе состоявшие из жилой хаты и хлева для скота, соединенных сенями; крутые крыши покрыли длинной травой, нарезанной в болотах. Мужчины находили себе работу на железной дороге; старики, женщины, подростки корчевали пни, очищали землю от камней, копали огороды, сажали картофель и овощи, ухаживали за скотом. Очищенные места огораживали ивовым плетнем. Всем приходилось работать долго и трудно на новой земле, с трудом покупался сельскохозяйственный инвентарь. Постепенно наряду с мазанками стали появляться рамные и бревенчатые дома более зажиточных украинцев.

После основной волны сельскохозяйственной иммиграции с семьями с начала XX в. началась иммиграция одиночек — безземельных крестьян, батраков, сезонников, вливавшихся в ряды канадского пролетариата. Забитые, темные панские батраки получали в Канаде самую черную тяжелую работу в шахтах, на приисках, в лесу, на строительстве железных дорог и мостов. Многие гибли от несчастных случаев. Наиболее эксплуатируемую часть украинцев составляли бездомные одиночки-мигранты, получившие название «Жак». Они выделялись особым костюмом, состоявшим из широких брюк, сапог с толстым носком, красного галстука с кричащей яркой булавкой и черной широкополой шляпы с изрезанными в бахрому полями и лихо заломленной набекрень. Они говорили на особом англо-украинском жаргоне, употребляя английские слова с украинскими грамматическими окончаниями. Это были самые дешевые рабочие руки. Жакам платили вполовину меньше, чем «старым канадцам», что снижало стоимость труда других рабочих. Пользуясь темнотой бывших панских батраков, их нередко использовали в качестве штрейкбрехеров. Все это вызывало вражду канадских рабочих к славянским, делало условия их жизни чрезвычайно тяжелыми. Дискриминация была сильна еще в первые годы после первой мировой войны. В период между двумя мировыми войнами происходил процесс канадизации украинцев.

После Октябрьской социалистической революции иммиграция украинцев из России в основном прекратилась, хотя в 1923—24 гг., после окончания гражданской войны в нашей стране, в Канаду прибыла значительная группа беженцев-белоэмигрантов. После воссоединения западных областей Украины с Украинской ССР, а также после установления народно-демократического строя в ряде стран Центральной Европы наблюдаются частые случаи реэмиграции славян: возвращения канадцев славянского происхождения на родину в Западную Украину, в страны народной демократии. После режима непосильного труда и дискриминации на чужбине, здесь, на родине своих дедов и отцов, они обретают новую, счастливую жизнь. Богатейший сравнительный материал для характеристики жизни простых людей в условиях двух миров, двух систем дает переписка вернувшихся на родину украинцев с родственниками и земляками, оставшимися за океаном (см. например раздел «На чужбине и дома» в газете «Закарпатская Украина»).