Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Англоканадская литература. Искусство английской Канады
Этнография - Народы Америки

Художественная литература Канады достигла большого развития. Целый ряд произведений ее писателей получил международное признание. Литература Канады начала складываться в первой половине XIX в., в эпоху буржуазно-демократического движения, направленного против гнета Англии, и подъема канадского патриотизма. Национальная литература Канады развивалась на французском и английском языках, на основе французских и английских традиций, интерпретируемых по новому, в своеобразной канадской среде. В нее вошли также элементы культуры славянских, скандинавских и немецкого народов.

Новая Шотландия считается колыбелью англоканадской культуры. Ее писатели Оливер Гольдсмит (1794—1861 гг.), Джозеф Хоу (1804—1873), Томас Халибэртон (1796—1865) положили начало развитию национальной литературы английской Канады.

Родоначальником национальной англоканадской литературы считается Томас Халибэртон, лойялист, родившийся в Новой Шотландии, первый канадский юморист-сатирик, «отец американского юмора», талантливо высмеивавший пороки американской буржуазной демократии. Он написал ряд произведений, среди которых наибольшей известностью пользуется «Часовщик» (1837 г.)— первое выдающееся произведение канадской литературы, выдержавшее несколько изданий в Канаде, Англии и США и переведенное на французский и немецкий языки; в лице его героя, бродячего продавца часов Сэма Слика, он создал образ хитрого стяжа- теля-янки, обманывающего простаков-фермеров. В рассказе «Атташе» Халибэртон создал образ хищного американского дельца.

Расцвет англоканадской литературы относится уже к периоду после организации канадской конфедерации (1867 г.); он был вызван подъемом национального самосознания народа Канады. Патриотизм, прославление родины и ее природы характерны для произведений канадских писателей 70—80-х годов XIX в. Поэзия занимает главное место в литературном творчестве этого периода.

Пояьляются произведения поэтов Александра Маклачлан, Чарльза Мэр, Изабеллы Кроуфорд, Чарльза Робертса. 80-е и 90-е годы характеризуются творчеством целой плеяды национальных поэтов Канады — Д. К. Скотта, Блисса Кармен, А. Лампмана и др. Арчибальд Лампман считается наиболее талантливым из них, это певец канадской природы и своего народа, автор «Лирики земли»; в его стихотворениях высказывается протест против социального неравенства. Видное место в канадской литературе заняла писательница-индианка из племени могаук — Полина Джонсон (1862—1913 гг., индейское имя Полины — Текахи- онвейк). Лучшие ее произведения навеяны индейским фольклором. Во многих стихах Джонсон звучит протест против варварского обращения колонизаторов Канады с индейцами*

В конце XIX в. и начале XX в. на фоне общего упадка художественной литературы этого периода выделяется имя всемирно известного писателя-анималиста Э. Сэтона-Томнсона (1860—1946 гг.), произведения которого переведены почти на все языки мира1.

Подъем рабочего движения и национального самосознания среди канадцев после первой мировой войны и под влиянием Октябрьской социалистической революции способствовал усилению борьбы передовых^ канадцев за развитие своей национальной культуры.

Прогрессивные тенденции этого периода нашли яркое отражение в творчестве замечательного писателя Канады Стефана Ликока (1869—1944 гг.). Это был второй после Халибэртона сатирик-юморист Канады, высмеивавший и разоблачавший социальное зло, которое несет людям капитализм. В рассказах «Братская любовь наций» (1926 г.), «Дух современности» (1927) Ликок призывал к дружбе с Советским Союзом и разоблачал лживость антисоветской пропаганды. Его книга «Солнечные скетчи о маленьком городе» до сих пор является одним из лучших произведений художественной литературы Канады.

Но Ликок был почти одинок среди писателей Канады этого периода, большая часть которых стремилась уйти от современности, посвятив себя идеализации старины, описанию тихих уголков страны, не затронутых еще промышленным развитием; крестьянского Квебека (У. Друммонд); рыбацких селений Ньюфаундленда (Норман Дункан); сельского Онтарио (Мариан Кэйт) и т. д.

В 20-х годах развивается реалистическая тенденция в канадской литературе, которая закрепляется после второй мировой войны. Среди авторов реалистических романов и повестей выделяются Фредерик Гроув, Филипп Чайльд, Хью Макленнан и др. Гроув, будучи широко образованным человеком, в течение 20 лет батрачил в сельскохозяйственных провинциях канадских прерий, и лучшие его произведения («По дорогам прерий», «Времена года», «Хлеб наш насущный», «Ярмо жизни») посвящены описанию жизни поселенцев в этой части страны. Этой же теме посвящены произведения Роберта Стил «Зерно»; Марты Джонсон «Дикие гуси» и др.

Виднейшими поэтами современной Канады являются Е. Пратт, Джо Уоллес, Д. Лайвсэй, Эрл Бирней, Андерсен Патрик, Джон Сутерланд, Л. Людек, Р. Сустер. Большинство из них стало популярными поэтами за время второй мировой войны благодаря своим выступлениям против фашизма. Это прогрессивные национальные поэты Канады. Большой популярностью пользуются произведения современных писателей Канады: Рубэка Гули «Расследователь», представляющее собой сатиру на маккар- тизм; Фрэнка Парка — «Власть и деньги»; У. Макдональда—«В Москве на свой страх и риск».

Особенно важное значение приобрело творчество писателя-коммуниста Дайсона Картера (род. 1910 г.), известного также в качестве публициста. Он написал серию правдивых книг об СССР («Секретное оружие России»— 1942 г., «Грех и наука» — 1945 г., «Мы видели социализм»— 1951 г.). В романе «Будущее за нас»— 1952 г. (переведен на русский язык) он правдиво рассказывает о борьбе канадского народа за демократические свободы, за мир. Его роман «Сыновья без отцов» посвящен жизни канадских горняков. В 1958 г. вышла книга Д. Картера «Большая ложь», посвященная разоблачению лжи об СССР.

Заслуживает также внимания литература, посвященная путешествиям англоканадцев по своей стране. Таковы: «Поездки по индейским территориям» Александра Генри, «Зимние исследования и летние поездки» Анны Джемисон, книги Стефансона об Арктике. Необходимо отметить работу литературного критика современной английской Канады Десмонда Пасей. В его книге «Художественная литература Канады»1 дается первый наиболее полный критический анализ канадской литературы на всем протяжении ее истории. Автор является сторонником развития реалистического направления. Он стремится показать связь между развитием национальной литературы Канады и формированием чувства национального самосознания канадцев, связанного с развитием страны. Но склонность Пасея придавать географическому фактору главное значение при определении характера творчества канадских писателей, а также почти полное отсутствие анализа творчества ряда прогрессивных писателей страны значительно снижает ценность его анализа литературы Канады.

Богат и красочен фольклор канадского народа. Он сложился из нескольких источников: из песен франкоканадских крестьян и лесных беглецов, из традиционных баллад и песен Англии, Ирландии и Шотландии, привезенных колонистами в Новый Свет, из фольклора моряков и рыбаков приморья, лесорубов Онтарио, поселенцев из стран Европы в прериях, из песен и легенд индейцев и эскимосов.

Фольклор приморских провинций собирает и изучает целый ряд фольклористов Канады. В 1919 г. был опубликован первый сборник песен Новой Шотландии «В поисках баллад» Роя Макензи, впервые обратившего внимание на богатство фольклора жителей этой провинции. Через 9 лет вышел его второй сборник «Баллады и морские песни Новой Шотландии». Собиранием произведений народного творчества своей родной провинции занимается Элен Крейтон. Ее книга «Традиционные песни Новой Шотландии» (1950 г.) является пока что самой обширной из опубликованных коллекций народных песен английской Канады. Интенсивно собираются народные песни жителей Ньюфаундленда. Опубликованы сборники: «Баллады и морские песни Ньюфаундленда» Елизаветы Гринлиф; «Народные песни Ньюфаундленда» Мод Карпельс и др. Местный фольклорист Джеральд Дойль в Сент-Джонсе собирает народные песни своей родины. Но фольклористика английской Канады еще очень молода. Если целый ряд фольклористов посвятил себя изучению народного творчества приморских провинций, поистине богатейшей сокровищницы фольклора, то в отношении изучения фольклора жителей Онтарио и степных провинций пока что сделано очень мало. Почти отсутствуют систематические собрания песен и легенд лесорубов Онтарио, жителей степных провинций, в фольклор которых богатый вклад внесли канадцы славянского, немецкого, скандинавского и голландского происхождения.

Начиная с 1920-х годов, когда Канада начинала выдвигаться в ряды передовых капиталистических стран, в ней издается огромная научная и справочная литература. Канадская энциклопедия «Канада и ее провинций» в 22 больших томах представляет сводку сведений о современной Канаде. «Хроника Канады», заключающая исторический материал, занимает 32 тома. Много издает Торонтский университет, начавший свою издательскую деятельность еще с конца XIX в. Канадское географическое общество в Оттаве издает специальный ежемесячный Канадский географический журнал. Необходимо также отметить публикации Национального музея в Оттаве. Все это говорит о растущем самосознании англоканадской нации. Об этом же свидетельствует и история развития национального искусства Кацады.

В Канаде печатается около 80 газет на английском языке. Наиболее влиятельными являются буржуазные газеты «Глоб анд мейл» (газета консервативной партии), «Торонто дэйли стар» (либеральная партия) и про” грессивная «Канейдиен трибюн» (газета Рабочей прогрессивной партии Канады). В Канаде выходит целый ряд сельскохозяйственных журналов, пользующихся широкой популярностью среди фермеров, специальные журналы для женщин.

Искусство английской Канады

Родоначальниками искусства английской Канады считаются художники Поль Кэйн (1810—1871) и Корнелиус Кригхофф (1812—1872). Они изображали жизнь Канады 40—60-х годов прошлого столетия.

Искусство их глубоко народно. Повседневный быт франкоканадского крестьянина, жизнь индейцев резервации Каюгнавага, ландшафт Квебека — вот главные сюжеты картин К. Кригхоффа. Творчество его как национального художника оценено только за последние годы в связи с ростом национального самосознания канадцев. Расцвет его творчества падает на 1852—1864 гг. Кэйн изображал пейзаж и быт канадского запада, его зарисовки из быта индейцев не потеряли своего значения и по сегодняшний день1.

Конец XIX и начало XX в. характеризуются творчеством целой плеяды художников: Джон Фрэзер (1838—1898), Генри Сандхэм (1842—1910), Гораций Уолкер (1858—1938), Ганьон Кларенс (1881—1942), Дж. Моррис (1865—1924) и др. Преимущественными сюжетами их творчества были пейзаж и быт восточной Канады. Первыми художниками, отобразившими природу и жизнь канадского запада, были Фредерик Вернер и Генри Уэрр. Картины Вернера изображают стада бизонов в прерии, кочевья индейцев, жизнь колонистов. Пейзаж и быт индейцев канадского запада и, в частности, индейцев Британской Колумбии являются главной темой творчества Эмилии Карр.

В 1879 г. была основана Королевская Академия искусств Канады, и тогда же началась организация национальной художественной галереи в Оттаве, где собраны теперь произведения почти всех более или менее выдающихся художников Канады. Богатые коллекции картин хранятся также в Королевском музее Торонто и Торонтской художественной галерее.

Большую роль в развитии национального искусства Канады сыграла знаменитая «группа семи», в которую объединились в 1919 г. семь художников страны: А. Джексон, Д. Макдональд, Ф. Кармайкал, JI. Гаррис, А. Лисмер, Ф. Уорлей, Ф. Джонстон. Эта группа выразила назревшее среди художников Канады стремление к освобождению от подражаний европейским образцам, к поискам своих национальных форм. Художники группы изображали канадский пейзаж, стремясь к новой его интерпретации, отыскивая для этого своеобразную форму. Этим же путем шли выдающиеся художники Канады Том Томсон (умер в 1917 г.) и Д. Битти (1869—1941), не будучи объединенными с группой семи.

Художники Канады создали большие произведения искусства, обогатившие национальную культуру их страны. Заслуживают внимания работы современного своеобразного мастера графики Генри Оренштайна. В прошлом рабочий, он с исключительным реализмом изображает быт канадских рабочих. Но наряду с оригинальным творчеством национальных художников в произведениях некоторых из них сказывается влияние формализма, отход от реализма к абстракции.

Значительно слабее это влияние ощущается в искусстве французской Канады*

Скульптура в Канаде получила меньшее развитие, чем живопись Из современных скульпторов наиболее известны Вальтер Оллуард, Мэйт Макензи, Елизавета Винн и другие, создавшие скульптуры выдающихся людей Канады.