Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Франкоканадская литература и искусство
Этнография - Народы Америки

Национальная франкоканадская литература возникла фактически в 60-х годах XIX в. с появлением так называемой «французской школы» О. Кремази (1827—1879), JI. О. Фрешетт (1839—1908) и др. Она развивалась независимо от англоканадской литературы и параллельно с нею, отлична и от литературы Франции.

В противоположность англоканадцам, не прерывавшим связи с метрополией со времени завоевания Канады, франкоканадцы потеряли связь с Францией. Лишь в 1855 г., после почти столетнего перерыва, в порт Квебек прибыл с разрешения Англии французский пароход, так как Франции нужно было набирать солдат для войны с Россией во время крымской кампании. Встреча с единоплеменниками оживила любовь к старой родине; за неделю до отбытия парохода появилась поэма «Старый канадский солдат», автор которой Октав Кремази считается отцом франкоканадской поэзии. Торговый договор 1860 г. между Квебеком и Францией, способствовавший оживлению экономических и культурных связей между Канадой и Францией, помог проникновению в Канаду французской литературы. Выдающимся поэтом французской Канады был Луи Фрешетт, которого французская Академия наградила в 1880г. премией за стихотворение «Северные цветы или птицы в снегу». Лучшей его поэмой считается «Легенда одного народа» (1885 г.), в которой изображена история французов в Канаде со дня прибытия их в Америку и до подавления второго восстания французских метисов и казни вождя повстанцев Луи Риля (1885 г.). Ряд поэтов вышел из литературного клуба в Монреале.

Особняком стоит поэма «Старые канадцы» поэта Филиппа Обера де Гаспе, представляющая собою обработанный в стихах народный эпос канадских французов. Будучи уже глубоким стариком, де Гаспе создал романтическое произведение о канадском прошлом.

Классический роман из жизни канадских французов «Мария Шапделен» . написал француз Луи Эмон, молодой журналист, иммигрировавший в Канаду в 1912 г. Здесь он работал простым батраком на ферме в провинции Квебек, познакомился с жизнью франкоканадцев; его впечатления вылились в форме романа, который знакомил читателя с своеобразным бытом и обычаями французской деревни в Канаде. Этот роман стал классическим не только во франкоканадской, но и в англоканадской литературе. За ним последовали несколько подражаний, в которых воспевалась жизнь сельского Квебека. Только после выхода в свет произведений Габриель Руа («Bonheur d’occasion») и Рожера Лемелина («Аи pied de la Pente Douce» и «Les Plouffes») героями становятся трудящиеся канадских городов.

В своем романе «Семья Плюффе» Р. Лемелин очень ярко и с подлинным реализмом описывает быт рабочей семьи города Квебек накануне второй мировой войны, показывая реакционную роль католических профсоюзов и католического духовенства в быту рабочих. В его произведениях, как и в произведениях писателей Ж. Ришар, Ринге и др., находят отражение антиимпериалистические, антиамериканские и антивоенные настроения широких слоев франкоканадского народа.

Сравнительно недавно стало обязательным изучение в школах национальной франкоканадской литературы, тогда как раньше изучалась только литература Франции.

Выходит также научная и справочного характера литература, но в значительно меньшем количестве, чем в английской Канаде. В Торонто организовано Общество Шамплена, которое издает работы французских историков и исследователей. Выдающимся историком французской Канады считается Ф. К. Гарно, который был вообще первым национальным историком Канады.

Периодика

В Канаде печатается на французском языке 13 газет и 5 еженедельников, из них 11 газет выходит в провинции Квебек и 2 — за ее пределами (в Оттаве и Нью-Брансуике)* Наиболее распространенными газетами являются «La Presse» (выходящая в г. Квебеке) и монреальская «La Patrie». Последняя считается вторым после торонтской «Звезды» («Star») официозом. Канады. В националистических кругах большое влияние имеет католическая газета «Le Devoir». Растет значение прогрессивной газеты «Комба» («Combat»). Помимо этих газет общепровинциального значения, почти каждый город имеет свою местную газету. В сельских местностях круг читателей прессы очень ограничен, новости здесь узнают по радио.

Искусство

Франкоканадцы имеют не только свою литературу, они создали также свое национальное История франкоканадской живописи восходит к XVIII в. и связана с именами: Жака Леблон и Франсуа Бокура — первых франкоканадских и вообще канадских^ художников. В j^IX в. складывается особая квебекская группа художников, представленная такими людьми, как Наполеон Бурасса, Жозеф Легаре, Теофиль Амель, Антуан Плямондои и др., оказавшая глубокое влияние на развитие искусства всей Канады. Все они (кроме Легаре) получили образование в Европе — в Италии и Франции, Их искусство по манере своей было подражанием старым, преимущественно итальянским мастерам; в нем преобладала религиозная тема, но встречаются картины с изображением жизни индейцев, крестьян (habitants) и природы французской Канады. Таковы: картина Легаре «Отчаяние индейца» (получившая премию общества искусств в Монреале в 1821 г.); картины кисти Плямондона: «Избиение гуронов ирокезами», «Портрет дочери вождя абенаков», «Эпидемия холеры в Квебеке в 1832 г.», «Портрет Захария Винсент, последнего из гуронов Лоретта». Наиболее яркой фигурой из этой группы является Бурасса, который известен не только как художник, но и как скульптор, создавший бюст вождя буржуазнодемократического движения франкоканадцев 1837 г. Л. Папино; и как архитектор — собор Лурдской богоматери в Монреале, монастырь доминиканцев и собор в Фолл Ривер (штат Массачусетс, США) являются его творениями. Им же написан идиллический роман об акадийцах «Жак и Мари», ставящий его в ряд с лучшими писателями своего времени.

С 80-х годов прошлого столетия изображение жизни французской деревни и природы Квебека становится преобладающим сюжетом живописи не только художников французской Канады А. Жансона, Кларенса Ганьона, Сюзор-Коте, но и в произведениях англоканадцев (Горация Уолкера, Джеймса Морриса и др.). На этой теме вырастает национальное искусство французской Канады, находящееся, однако, под сильным влиянием искусства Франции.

Отрицательное влияние на современное искусство Канады оказывают модернистско-абстрактные направления.

Значительное развитие получила во французской Канаде художественная резьба по дереву. Она носила преимущественно религиозный характер и была связана с украшением церквей. Высокого совершенства в этом искусстве достигли Луи Жобин, Медард Бурго, Эльзеар Суси; Робер Рус- синь является современным скульптором, порвавшим с церковной традицией и вызвавшим тем самым выступления против него клерикалов.

Архитектурный стиль французской Канады носит черты трех периодов* Старые дома и сооружения городов построены в старофранцузском и церковном готическом стиле. Больше всего таких зданий в г. Квебеке, который, судя по описаниям, напоминает французские города по Луаре, но с банками, церквями, бензиновыми колонками в современном американском стиле. Одновременно с промышленным развитием в канадских городах появилось много сооружений в американском стиле «модерн». Их много в Монреале, где небоскребы перемежаются со старыми домами европейской архитектуры. После войны наметилось развитие своего оригинального стиля, представляющего собой смешение элементов старофранцузского стиля со стилем «модерн». Так построены университет и Лорентийский отель в Монреале, некоторые дома богачей в гг. Монреале и Квебеке.

Во французской Канаде развивается своя национальная музыка, на которую оказывает глубокое влияние богатая народная музыка и песня. Здесь начала вообще развиваться музыкальная культура Канады. Квебекский симфонический оркестр является старейшим в стране, здесь же возник и первый оперный театр Канады (Оперная Компания Монреаля). В Монреале имеется французский театр Le Theatre du Nouveau Mond. Выдающимися представителями музыкального искусства французской Канады являются композитор Левалле, Александр Братт, Клерман Пе- пинь и др.

Активно развивается национальная культура в период после второй мировой войны. Война с фашизмом и победоносное ее завершение содействовали демократизации национальной культуры французской Канады. Опасность проникновения американского империализма вызывает необычайный подъем национализма во французской Канаде, как и в других частях страны.