Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национальные особенности франкоканадцев. Роль церкви. Язык и фольклор
Этнография - Народы Америки

На протяжении всей истории английского господства в Канаде франкоканадцам приходилось отстаивать свои национальные права и бороться против всех видов угнетения и попыток подчинения господствующей нации. Эта борьба была частью борьбы за независимость Канады от английского господства. Единство задач обеих наций Канады было особенно отчетливо высказано в программе движения «патриотов» 1837—1838 и 1840 гг., сформулированной лидерами этого движения Папино и Лафонтеном. Это движение было частью буржуазно-демократического движения XVIII и XIX вв. в Европе и Америке.В результате упорной борьбы франкоканадцам удалось сохранить свой язык, свои культурные особенности и автономию провинции. В борьбе они сплотились в единую, компактную нацию, с чрезвычайно сильным национальным самосознанием и чувством патриотизма. Настоящими канадцами они считают только себя, называя англоканадцев «англичанами» (а граждан США «американцами» или«янки»). Буржуазные националисты и католическая церковь стремились и стремятся, особенно теперь, направить национальные чувства франкоканадцев в русло шовинизма и вражды к другим национальным группам страны.

Выразителями буржуазного национализма являются стоящие у власти в провинции националисты-корпоратисты, возглавляемые Дюплесск, которые стремятся сорвать единство рабочего движения Канады, натравливая французских трудящихся на английских. Они поддерживают политику канадского правительства, отдающего богатства страны в эксплуатацию американскому империализму. Корпоратисты провели ряд антирабочих и антидемократических законов. В провинции действовал антидемократический закон железного замка (Paddlock law), на основании которого полиция могла опечатывать на долгое время любое помещение прогрессивных организаций. Отмена этого закона в 1957 г. является большой победой демократических сил страны. Движение за отмену этого закона охватило широкие слои населения Канады и продемонстрировало единство канадского народа в борьбе за демократические свободы.

Пропаганда националистов-корпоратистов рассчитана на отсталые слои трудящихся. Она имеет некоторый успех среди части мелкой буржуазии.

Основой мелкобуржуазного национализма во французской Канаде является растущее недовольство широких кругов мелкой буржуазии политикой монополий, за которыми стоит американский финансовый капитал. Рост монополий ведет к разорению мелких и средних предпринимателей французской Канады, не выдерживающих конкуренции и демпинга промышленников США. Это толкает значительные слои мелкой буржуазии на путь борьбы за национальные интересы, на путь протеста против захвата американскими монополиями лесов, шахт и заводов Квебека.

Мелкобуржуазный национализм имеет различные оттенки. Часть либеральной интеллигенции довольно прогрессивна и готова стать на путь борьбы. Другая часть, как, например, Союз избирателей, настроена против господства США и политики войны, но занимает антирабочую позицию. Некоторые из руководителей католических профсоюзов держатся прогрессивной линии единства и независимости рабочего движения Канады от профсоюзов США, выступают за необходимость расширения торговли с другими странами, против вывоза канадского сырья в США.

Антиамериканские настроения характерны и для некоторой части духовенства.

Прогрессивное руководство рабочим и национально-демократическим движением ставит целью защиту права франкоканадцев на национальное самоопределение и установление национального равноправия для франкоканадских рабочих и крестьян. Залог успеха этой борьбы оно видит в создании единого национального фронта всех патриотических сил провинции и в объединении этой борьбы с общим движением трудящихся всей Канады, направленным против господства в стране американского империализма, за независимость Канады, за мир.

К движению за мир и национальную независимость присоединяются рядовые члены буржуазных партий, католических профсоюзов, фермеров и некоторые слои национальной буржуазии, интересы которой ущемляются американским капиталом.

Статьи против участия Канады в войне в Корее печатались в либеральной газете «Le SoleiU. Выступления против войны появлялись в газете партии Социального кредита «Vers Demain», еженедельнике партии Католического действия «Le Front Onvrier», не говоря уже о статьях прогрессивной печати, как, например, газете «Combat» (газета Рабочей прогрессивной партии Канады).

Роль церкви

Квебек является старейшим католическим центром Северной Америки, местопребыванием кардинала, примаса ланады.

Католическая церковь,— самая влиятельная церковь в Канаде, 48% населения которой считаются католиками (6069 тыс. человек по переписи 1951 г.). Основным ядром католиков Канады являются франкоканадцы; национальность и католическое вероисповедание соединяются на всем протяжении истории французской Канады* Католичество до сих пор считается национальной религией Квебека. Клерикалы внушали народу, что быть франкоканадцем это значило быть католиком и что отступление от католицизма является изменой нации.

Во Франции, а затем и в других странах Европы католическая церковь в период буржуазных революций лишилась значительной части своих привилегий, в Канаде же и, в частности, во французской Канаде она целиком сохранила их. За католической церковью были оставлены все ее земельные владения (конфискованы были только земли иезуитского ордена) и право на сбор десятины.

Католическая иерархия связала свою судьбу с капитализмом еще со времени проведения первых железных дорог в стране, вложив свои денежные накопления в спекуляции с землей и в железнодорожное строительство. И в настоящее время католическая церковь является не только крупнейшим землевладельцем страны, но и участником империалистических монополий. Характерно, что капиталы церкви и ее доходы не "облагаются никакими налогами и данные о них не подлежат публикации. Однако подсчитано, что в 1944 г. эти капиталы равнялись 600 млн. долларов и они приносили годовой доход 50 млн. долларов1. Таким образом, католическая церковь Канады в лице высшего духовенства непосредственно связана с монополистическим капиталом. Неудивительно, что на всем протяжении истории канадского доминиона она играла реакционную роль, сдерживая и нейтрализуя демократические настроения народных масс франкоканадцев и направляя их в русло расовой и религиозной вражды к протестантскому в основном населению английской Канады, всячески препятствуя тем самым объединению трудящихся всей Канады, для общей борьбы с империализмом.

Католическое духовенство во французской Канаде располагает до сих пор огромной политической властью. Оно вмешивается в борьбу политических партий, активнейшим образом учавствует в избирательных кампаниях, стремясь заставить свою паству голосовать за угодных им кандидатов. Религия глубоко проникла в быт франкоканадцев. Чрезвычайно сильно влияние клерикалов на женщин, особенно в сельских местностях. В повседневной жизни франкоканадок кюре является главным их судьей, советчиком и руководителем. Около 40 тыс. франкоканадок — монахини. Паломничество к святым местам в случае болезни является еще обычным явлением.

Католическая церковь пытается овладеть и рабочим движением через католические профсоюзы. Особенно активную работу проводят церковники среди молодежи, воздействуя на нее через различные молодежные религиозные учреждения.

Против влияния католической церкви ведут активную борьбу прогрессивные элементы провинции.

Школа

В школе влияние католической церкви чрезвычайно сильно. Французская школа в Канаде до сих пор клерикальная. Начальные школы контролируются общинными «комиссарами», выборы которых находятся целиком под наблюдением духовенства. В числе учителей и учительниц — множество членов духовных орденов, монахинь и монахов. Программы начальной школы долгое время состояли из одного катехизиса, молитв и т. п.; с трудом были допущены в школу арифметика, чтение и письмо. Но и сейчас франкоканадские дети воспитываются в духе католического фанатизма, вражды к «еретикам», в слепой покорности духовенству.

Только в 1943 г. прогрессивной общественности французской Канады удалось добиться закона об обязательном начальном обучении детей до 14 лет (в английской Канаде до 16 лет). Охват детей школой в провинции Квебек ниже, чем в других частях страны. Очень часты случаи, когда дети моложе 14 лет вынуждены идти на заработки. В провинции Квебек только 40% учащейся молодежи оканчивают 8 классов школы (тогда как в соседнем Онтарио — 60%), только 5 чел. из 100 оканчивают 11 классов школы, в английской же Канаде их оканчивают 35 из 100. Во французской Канаде процент неграмотного населения вдвое больше, чем в остальной Канаде.

Средняя и высшая школа во французской Канаде точно так же находится под сильным влиянием церкви. Отступление преподавателей от католических традиций грозит им обвинением в вероотступничестве.

В средней и высшей школе преподавание ведется по программе «классического обучения» XVIII в.: изучаются латынь, греческий, философия

Аристотеля и Фомы Аквинского. Декарт и Спиноза считаются «новыми» философами и еретиками.

Высшая школа французской Канады до последнего времени выпускала главным образом юристов, нотариусов и врачей. Мечтой каждого зажиточного франкоканадца было сделать сына юристом, врачом или служителем культа. Впрочем, многие франкоканадцы получали образование во Франции. Засилие католической церкви мешало развитию науки. Неудивительно поэтому, что франкокападские ученые составляют лишь около 8% среди ученых страны.

За последнее время франкоканадцы начинают изучать также современную промышленность и коммерцию в специально создаваемых технических и коммерческих училищах. Господствующая в провинции система образования не удовлетворяет современную франкоканадскую интеллигенцию и прогрессивные круги общественности. Она не соответствует потребностям современного промышленного века. Ширится протест против средневековой «классики», движение за модернизацию программы обучения, за отделение школы от церкви.

Язык и фольклор

В борьбе за национальное сушествование франкоканадский народ создал свою национальную культуру. отличающую его и от англоканадцев и от культуры современной Франции.

Он отстоял право на свой язык, являющийся официальным языком провинции и вторым языком федерального парламента. Но французский язык франкоканадцев отличен от языка Франции. Хотя сохранился основной словарный фонд и грамматический строй языка Франции, но под влиянием местных условий появился целый ряд изменений в его лексике, фонетике, синтаксисе и орфографии. Канада оказалась для французских переселенцев XVII и XVIII вв. новым миром, в котором они столкнулись с незнакомыми предметами, растениями, животными, явлениями природы, с новыми социальными условиями, и колонисты приспосабливали свой язык к новой среде, придавая новое значение французским словам, заимствуя слова из индейских языков, а позже из английского языка.

Особенности современного франкоканадского языка складываются из:

1)         остатков диалектологических особенностей французских переселенцев;

2)         французских архаизмов и 3) канадианизмов. Под последними имеются в виду новые слова, имеющие французское происхождение, французские слова с новым дополнительным значением, видоизмененные индейские слова и англицизмы. Из индейских языков больше всего заимствованы географические названия, названия явлений природы, которым придавалась французская форма (например, Gaspesie, L’Achigan, Matane и др.). Англицизмы сказываются главным образом в области техники, коммерции, права, новых видов спорта, целого ряда явлений современного быта. Влияние английского языка особенно сильно в разговорной речи господствующих классов французской Канады. За последнее время входят в речь американизмы. Третья часть франкокандцев знает английский язык. Язык ака- дийцев Нью-Брансуика имеет некоторые диалектологические отличия от французского языка провинции Квебек.

Литературным языком в идеале считается современный язык Франции, но фактически канадианизмы начинают получать и в литературе права гражданства. Язык франкоканадцев, особенно в сельских районах, развивается значительно медленнее языка самой Франции после Великой Французской революции и до сих пор во многом близок языку эпохи Корнеля и Расина.

Народный язык французской Канады нашел свое яркое проявление в богатейшем фольклоре. Французские народные песни не были забыты переселенцами, но многие из них так изменились, что трудно узнать их происхождение: старая основа приспособлялась к иной природе, к другому образу жизни, к новым обстоятельствам. Слагались и новые баллады, исторические песни и вообще самые различные жанры народного творчества: резко различается фольклор лесорубов, моряков, рыбаков, сельского населения. Многие песни франкоканадцев широко распеваются по всей Канаде, например песня о жаворонке, «Алуэт». Известный франкока- иадский этнограф Мариус Барбо собрал большую коллекцию записей фольклора своего народа.

Время от времени устраиваются фестивали народной песни и танца, в которых принимают участие исполнители из различных мест французской Канады. В 1930 г. такой фестиваль происходил в Шато Фронтенак, в провинции Квебек, на котором выступали местные ансамбли песни и пляски семейные хоры франкоканадцев и отдельные исполнители.В фестивале приняла участие группа франко-индейских метисов, приехавшая из провинции Манитобы. Эти фестивали приурочиваются к 24 июня, когда отмечается день св. Жана-Батиста, считающегося покровителем франкоканадцев.