Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Японцы в США
Этнография - Народы Америки

Иммиграция из Японии долгое время запрещалась японским правительством и началась лишь с 80-х годов XIX в. В поисках заработка японская беднота вербовалась на гавайские сахарные плантации, искала работу в Канаде, Южной Америке и США. В 1800 г. в Соединенных Штатах было 2039 японцев, в 1900 г.— 24            236, в 1910 г.— 72 157Они селились в западных штатах: перед второй мировой войной из 126 947 японцев США 88,5 тыс. жили в штатах тихоокеанского побережья, причем на Калифорнию приходилось 73,8% всего японского населения страны2.

С самого начала японская иммиграция столкнулась в США с антияпон- ской пропагандой. В 1907 г. между США и Японией было заключено «джентльменское соглашение», по которому ищущим работу японцам въезд в страну запрещался. Антияпонские чувства подогревались оживленной агитацией, которая велась в интересах крупных земельных и промышленных компаний. Населению внушали, что некоторые национальные особенности японцев якобы дают им преимущества перед американскими землевладельцами, рабочими и торговцами; что японцы — фермеры и крупные землевладельцы стремятся захватить все свободные участки в Калифорнии; что, пользуясь поддержкой своего правительства, они могут захватить в свои руки политический контроль над делами штата. Газеты писали «о государстве в государстве»,создаваемом японцами в США.

В этой агитации сказывался не столько действительный страх перед японским «государством в государстве», сколько стремление крупных калифорнийских фермеров отделаться от конкурентов фермеров-японцев. 19 мая 1913 г. был издан правительством штата Калифорния (а позже штатами Орегон, Колорадо, Вашингтон, Айдахо, Небраска, Техас, Нью-Мексико) закон, по которому японцы могли арендовать землю не больше как на три года, а земельные участки, приобретенные японцами в собственность по издании отого закона, не могли быть проданы или переданы по наследству японцам, не имеющим американского подданства. Японцы обходили этот закон, переводя землю на имя своих детей, родившихся в Америке и имеющих, следовательно, гражданские права, в том числе и право приобретения земли, или нанимая американских граждан в качестве подставных совладельцев земли.

Японские поселенцы, трудолюбивые и сплоченные, много сделали для развития сельского хозяйства на западе США. Они брались за выведение новых культур, превращали пустынные и болотистые земли в плодородные цветущие сады и огороды.

В 1924 г. последовал новый запрет на иммиграцию японцев. Он не касался лишь лиц свободных профессий, богатых торговцев и пр. Все же и после этого приток японцев в США не прекратился. С 1921 по 1930 г. прибыло 33 462 чел. В последнее десятилетие перед войной иммиграция резко сокращается (с 1930 по 1940 г.—1948 чел.), японцы выезжают из США (за то же десятилетие число японцев в США уменьшилось на 12 тыс. человек). В 1950 г. в США была 141 тыс. японцев, из них 52 тыс.— родившиеся за границей.

Среди американцев японского происхождения различаются: 1) иммигранты первого поколения, то, что по-американски называется aliens — чужестранцы (японский термин «иссей»— issei); 2) американцы японского происхождения второго поколения (nissei), граждане, родившиеся в США, и 3) третье поколение (sansei) — дети ниссей. Есть и особая категория — кибей (kibei), обозначающая вернувшихся в Америку американских граждан японского происхождения — ниссей, которые на долгое время уезжали в Японию. Средний возраст ниссей в 1939 г. был 19 лет, иссей — 58 лет.

Про иссей американцы говорят, что они —«японцы больше, чем сами японцы». Но дети их (ниссей) посещают американские школы, колледжи. Если их отцы — буддисты, то они — члены христианских сект.

Положение ниссей чрезвычайно тяжело, ибо американское общество не нринимает их. Среди буржуазной интеллигенции стремление стать полноправными членами общества вылилось в организацию Лиги японоамериканских граждан, добивающихся равноправия. В 1939 г. в США было около 500 организаций — спортивных, религиозных, культурных, братских, общественных,— созданных ниссей только в области тихоокеанского побережья. Почти все японцы Калифорнии входили в эти организации, которые, охватывая своими секциями все стороны жизни — земледелие, коммерцию, общественную жизнь, школьное дело и пр., привлекали широкие слои японского населения США.

1 декабря 1925 г. в Японии был издан «Новый национальный закон», по которому японцы, родившиеся в США после издания этого акта, автоматически теряли японское гражданство, если они не были зарегистрированы в течение 14 дней в японском консульстве. Таким образом, зарегистрированные в японском консульстве получали два гражданства — японское и американское. Чтобы создать материальную заинтересованность в приобретении двойного гражданства, закон предусматривал потерю собственности и права наследования в Японии. Родившиеся до издания закона также могли объявить о своем желании получить японское гражданство заявлением в консульство. Большая часть японцев американского гражданства, живших в 1942 г. в Калифорнии, имела двойное гражданство.

До второй мировой войны 55% японцев в штатах тихоокеанского побережья жили в городах. Сюда их выгнал из сельских районов закон 1913 г. По экономическим причинам, а еще более из-за расовой дискриминации они концентрируются в особых кварталах — «маленьких Токио». В колониях японцев большую роль играют японские общины, установившие особую форму экономической помощи («Танамоши»). Каждый желающий начать какое-нибудь «дело», получает ссуду от своей общины. Распространен и другой вид взаимопомощи («вручение подарка»)— помощь безработным.

В семьях японцев Америки совсем еще недавно сохранялись патриархальные устои. Власть мужчины — главы семьи была очень велика. Жена обязана смотреть за домом, воспитывать детей, угождать свекрови и более всего чтить своего господина — мужа. Мужчина должен скрывать свои чувства, не проявлять слабости, нежности к жене. Желательные дети — мальчики. Женщину, родившую дочь, не поздравляют с новорожденной. Как утверждают американские этнографы, боязнь родить девочку и заслужить немилость мужа и его родственников часто доводит женщин до истерии. Японские иммигранты женятся преимущественно на японках. Они либо выписывают своих невест, обосновавшись в Америке, либо уезжают на время в Японию для совершения бракосочетания. Часты были заочные браки: заокеанские женихи получали из Японии через брачное бюро фотографии девушек (Picture brides) и выписывали их в Америку (известный японский обычай). Девушки, главным образом из бедных семей, попадали под власть деспотичного, нелюбимого мужа и его матери. Единственное преимущество, которым могли воспользоваться иммигрантки из Японии,— получить с относительной легкостью развод, чего они не смогли бы добиться в Японии1.

Дети воспитываются в большом послушании. Их приучают к сдержанности, запрещают жестикулировать при разговоре, громко смеяться и т. д.

Подросшие дети работают вместе с родителями и их заработок идет в общий семейный котел. Многие дети из зажиточных семей, родившиеся в США, воспитывались в Японии (kibei shimin), а достигнув 14—16 лет возвращались в США. Такая система воспитания консервирует японские обычаи в зажиточных японоамериканских семьях.

К началу второй мировой войны 43% самодеятельного японского населения в тихоокеанских штатах были заняты в сельском хозяйстве, или в отраслях хозяйства, с ним связанных. Хозяйство японских фермеров и арендаторов было серьезно подорвано после выхода в свет закона 1913 г., ограничившего для японцев срок аренды и лишавший японцев права передавать земельную собственность по наследству. В результате за 20 лет (1920—1940) земельная площадь, обрабатываемая японцами, сократилась с 361 до 226 тыс. акров. Но самый большой удар по хозяйству японцев был нанесен во время войны.

В 1942 г. правительство США приняло меры по выселению японцев иссей и ниссей с тихоокеанского побережья. Из 110 тыс. эвакуированных 70 тыс. были помещены в лагери.

В лагерях проверялась лойяльность к США с заполнением анкет и отказом от японского гражданства. Лагери для японцев были созданы в Юте, Аризоне, Калифорнии, Айдахо, Вайоминге, Колорадо и Арканзасе. Сообщают, что некоторые лица нарочно отказывались дать удовлетворительные ответы, так как жизнь вне лагеря при враждебности окружающего населения пугала их. Переселенные в восточные районы страны японцы были встречены открытой враждой. Нередки случаи, когда дома переселенцев поджигались.

Первоначально все японоамериканцы (ниссей) были признаны негодными к военной службе. Но уже в январе 1943 г. была образована первая боевая команда из японцев. В том же году 8 тыс. японцев США служили в армии, воевали в Италии. 100-й пехотный батальон, составленный исключительно из японоамериканцев, потерял 40% своего состава. Японцы были переводчиками, разведчиками, солдатами, около 2 тыс. их служило в торговом флоте США, японки служили в различных вспомогательных военных организациях.

Когда война закончилась, перед японским населением США, большинство которого находилось в лагерях, всталазадача начинать жить сызнова. Лагери были закрыты, надо было искать пристанище, работу. Многие вернулись в штаты тихоокеанского побережья, где жили до войны. Здесь их встретила враждебность, подогреваемая теми, кому выселение японцев было выгодно. Вынужденные держаться друг за друга в условиях расовой дискриминации, японские семьи живут довольно изолированно, и ассимиляция японцев в этих условиях идет медленно. Часть японцев не могла или не хотела вернуться на старые места и живет среди американского населения в различных районах страны.