Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пуэрториканцы США. Филиппинцы. Выходцы из стран Азии
Этнография - Народы Америки

К числу национальных меньшинств США следует причислить и пуэрториканцев — иммигрантов из владения США — Пуэрто-Рико. 1 оворят они на испанском языке. Ь 1ША их довольно много (700 тыс. по данным 1957 г.). Иммиграция пуэрториканцев возросла значительно со времени первой мировой войны. Являясь жителями колонии США, они не обязаны были оформлять въезд в страну, как это требуется для иммигрантов из-за границы. К 1920 г. число пуэрториканцев, переселившихся в США. удвоилось по сравнению с довоенным. Господство американских монополий, вконец разоривших население Пуэрто-Рико, гонит из страны тысячи бедняков, отчаявшихся заработать на кусок хлеба у себя на родине. Но и в Соединенных Штатах их положение немногим лучше. 83% всех пуэрториканцев, поселившихся в США, живет в Нью-Йорке. Их колония в Гарлеме по величине равна крупнейшему городу в Пуэрто-Рико. Дурные жилищные условия, голод, нищета, высокая детская смертность — непременная принадлежность гарлемских трущоб встречают здесь пуэрториканских иммигрантов. Так как пуэрториканцы смешанного происхождения и имеют примесь негритянской крови, то в США они страдают от расовой дискриминации, попадая в категорию «цветных» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Большинство пуэрториканцев — люди неквалифицированного труда, причем только половина их работает в промышленности (на сахарных заводах, в швейной промышленности и др.). Большое число пуэрториканцев занято обслуживанием населения: они работают портье в отелях, рассыльными, судомойками; пуэрториканские женщины нанимаются в домашние работницы, прачки. И уж совсем невелико число пуэрториканцев, имеющих собственное дело. Как правило, это мелкие «бизнесмены»— хозяева баров, мелких лавочек, ремонтных мастерских.

Филиппинцы

До 1 yzu-x годов в США с Филиппин приезжала преимущественно молодежь для получения высшего образования (в 1920 г. там было всего 5603 филиппинца). Немногие из них оставались в стране. После «джентльменского соглашения» США с Японией об ограничении иммиграции японцев (1907 г.), начался ввоз законтрактованных филиппинских рабочих на Гавайи, а потом и в США, так как на филиппинцев ограничительные законы в отношении лиц азиатского происхождения не распространялись. Последующий приток филиппинцев на Гавайи был вызван законом 1924 г., также допускавшим иммиграцию жителей Филиппин как граждан владений США. Отсюда многие филиппинцы, главным образом подвергавшиеся преследованиям участники большой забастовки на гавайских плантациях, переселились в США. Затем все большее число иммигрантов стало приезжать в США непосредственно из Филиппин. Этому способствовала агитация заинтересованных в дешевой рабочей силе сельскохозяйственных и промышленных компаний Запада.

Одним из пунктов закона о независимости Филиппин (1934 г.) было распространение на иммиграцию филиппинцев в США ограничительных законов (установлена квота — 50 чел. в год). Через год появился другой закон (Repatriation Act), по которому США субсидировали возвращение филиппинцев на родину (с правом возвращения лишь в порядке очереди по установленной для них квоте).

Всего в США 50 тыс. филиппинцев (перепись 1950 г.), и большая часть их живет в Калифорнии. Их статус весьма неопределенен. Многие получили американское гражданство, вступив в годы второй мировой войны в ряды американской армии. Став гражданами США, они привозили с собой свои семьи. Это сельскохозяйственные рабочие, сезонники, рабочие на консервных заводах и шахтах, домашние слуги, обслуживающий персонал гостиниц, работники городского транспорта и пр. Многие переселенцы с Филиппин не имели никакой специальности, не знали английского языка. У себя на родине, на Гавайях или на месте, в США, они попадали в руки контракторов, беззастенчиво наживавшихся на их неопытности.

Филиппинцы, пожалуй, в еще^болыией степени, чем остальные национальные меньшинства США, переживают трудности, связанные с расистской травлей, широко практикуемой в многонациональной Калифорнии. Им дают самую низкооплачиваемую работу, даже немногочисленные интеллигенты чаще всего не имеют возможности работать по специальности из-за неписанных расистских законов.

Дискриминация в общественной и политической жизни отягощается трудностями бытового характера. Иммигранты с Филиппин — по преимуществу мужская молодежь, прибывшая сравнительно недавно, или люди среднего возраста, от 35 до 45 лет. Женщин же очень мало: соотношение между числом мужчин и женщин равняется 14 : I1. Так как смешанные браки для филиппинцев в силу расовых предрассудков явление редкое, 77% взрослых мужчин не женаты. Довольно редкие случаи смешанных браков имеют место в штате Нью-Мексико: между филиппинцами и мексиканками и даже американками. В городах филиппинцы живут главным образом в китайских кварталах или кварталах выходцев из других стран Азии.

Выходцы из стран Азии

Довольно большая группа населения США законодательным путем поставлена в исключительное положение. К ним относятся китайцы, японцы, индийцы и другие жители стран Азии. По переписи 1950 г. в США насчитывалось 117 629 китайцев и 141 768 японцев. Большое число их, несмотря на то, что они живут в США давно, не имеют прав граждан США. Дети же их, родившиеся в США,— американские граждане. Дело в том, что и китайцы и японцы причисляются к народам, на которых распространяются законы о запрещении иммиграции.

Китайцы в США

Иммиграция китайцев связана с развитием промышленности тихоокеанского побережья США. В XIX в., когда шло освоение Запада и в круг экономических интересов США включились западные и тихоокеанские области, потребовались рабочие руки. Ввоз китайских кули — дешевых и неприхотливых работников — удовлетворял спрос тихоокеанских областей, начиная с середины XIX в. Они работали на строительстве железных дорог, городов, на шахтах. К концу XIX в. Запад наводняют рабочие из восточных штатов. В годы кризисов здесь поднимается агитация против ввоза китайских рабочих, против предоставления им гражданских прав. В 80-х годах XIX в. выходит несколько законов, запрещающих въезд в США лицам китайского происхождения, рассчитывающим получить работу2. Этот закон не распространяется на студентов, дельцов, людей интеллигентных профессий. Появление таких законов было использовано американскими предпринимателями и китайскими вербовщиками, наживавшимися на нелегальном ввозе совершенно бесправных китайских кули, главным образом через Сан-Франциско. Китайцам запрещались браки с американками, владение в США землей, запрещалось охотиться, носить оружие. По законам штата Калифорнии, китаец не может занимать муниципальную или государственную должность.

При таком положении вещей естественно, что китайское население США со времени появления запретительных законов стало сокращаться, В 1890 г. в США было зарегистрировано 107 488 китайцев (из них на тихоокеанском побережье жило 87 828), в 1900 г.— 89 863, в 1910 — 71 831, в 1920 — 61 6393.

По переписи 1950 г. в США значится около 118 тыс. лиц китайского происхождения1. Для китайцев США, как для других групп, на которых распространяются ограничительные законы, характерно численное преобладание мужчин.

60% всех китайцев США живет в западных районах, 33% — в восточных. В основном китайцы — городские жители. Самое большое китайское население — в Сан-Франциско, где в 1940 г. было зарегистрировано 23           215 китайцев, далее идет Нью-Йорк (13 731). Китайское население в городах живет колониями. Самая старая китайская колония — в Нью- Йорке: Чайна-таун — китайский город. Расположен он в дистрикте Боуэ- ри рядом с кварталами других иммигрантов. Узкие улицы, магазины с китайскими изделиями, всюду вывески, написанные китайскими иероглифами, приглашающие в китайские рестораны, китайские магазины, лавки редкостей и проч.

Самое большое поселение китайцев в США, а вместе с тем и за пределами Азии,— в чайна-тауне города Сан-Франциско. Здесь на 15 улицах, напоминающих города Южного Китая, стоят пагоды; дома с лепными украшениями в виде драконов; узкие и темные лавочки, торгующие китайскими сувенирами, шелками, изделиями китайской кухни. Почти все жители квартала — выходцы из провинции Гуаньдун. Большинство из них говорит на кантонском диалекте, который здесь в ходу больше, чем английский язык. В Сан-Франциско имеется даже китайская телефонная станция. У китайцев сохраняются большие семьи, куда входят и отдаленные родственники. В таких семьях ведущая роль принадлежит старшему поколению.

Мужчины, работающие на производстве, а также люди интеллигент» ного труда носят европейское платье. Содержатели лавочек, курилен опиума и ресторанов для поддержания «экзотического» колорита иногда надевают китайский национальный костюм.

Колонии китайцев имеют многочисленные общественные организации, которые помогают нуждающимся, улаживают споры, защищают права своих соплеменников. Организации эти являются большим подспорьем в жизни совершенно бесправных в США китайских иммигрантов.

Изолированность китайского населения выражается не только в существовании особых кварталов и в особенно приниженном положении китайских рабочих,которым платят меньше,чем прочим рабочим,но, как уже говорилось, и в искусственной отгороженности китайцев от общественной жизни страны. Как правило, ни в одном из выборных органов страны нет китайцев. Не спасает китайцев США от дискриминации и получение высшего образования, так как к интеллигентным профессиям их, как правило, не допускают. Но и далеко не всякий физический труд доступен китайцам. С каждым годом сокращается число китайцев, работающих на шахтах (в 1860 г. на шахтах в Калифорнии работало 35 тыс. китайцев, в 1920 г.— всего 151 человек), на железных дорогах, в сельском хозяйстве (в 1860 г. было 30 тыс. китайцев — сельскохозяйственных рабочих, а в 1920 г.— 3600)2. Более всего китайцев работает в прачечных и ресторанах. Очень часто занятие профессией в семье переходит по наследству.

Китайская общественность в США с большим сочувствием относилась к борьбе Китая за независимость. Трудовой люд посылал свои сбережения в фонд борьбы за освобождение Китая. В 1937 г. в чайна-тауне г. Сан- Франциско был воздвигнут памятник великому китайскому революционному демократу Сун Ят-сену.