Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Негритянская пресса. Негритянский вопрос и Коммунистическая партия США
Этнография - Народы Америки

Негритянская пресса родилась в борьбе против рабства. История негритянской печати в значительной степени отражает историю социальной борьбы негров в^ США. Первая негритянская газета выходила в 1827—1830 гг. в Нью-Йорке. Это —«Журнал свободы» Расверма и Корниша («Freedom’s journal»). «Журнал свободы» вел активную пропаганду аболиционистских идей. Наиболее влиятельной негритянской газетой в период перед гражданской войной 1861—1865 гг. была, как уже говорилось выше, «Северная звезда», издававшаяся Фредериком Дугласом.

После гражданской войны начали выходить многочисленные негритянские газеты и журналы, однако время их существования часто измеряется несколькими месяцами. Среди них первая негритянская газета южных штатов— «Цветной американец» («Colored American»).

Первое крупное и стабильное негритянское издание — выходящий с 1910 г. «Кризис» («Crisis») — орган Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. Наибольший тираж «Кризиса» (106 тыс. экземпляров) был отмечен в годы после первой мировой войны. Редактором журнала до 1933 г. был У. Дюбуа.

Другим значительным журналом является «Opportunity», издаваемый с 1923 г. группой писателей «молодого поколения». В настоящее время «Оппортьюнити» принадлежит Негритянской городской лиге.

Бюро переписи США зарегистрировало в 1940 г. 339 периодических негритянских изданий, из них 210 газет. Только четыре негритянские газеты в США выходят ежедневно (в их числе «Atlanta daily world»), остальные два раза в неделю, раз в неделю и раз в две недели1. В 1946 г. тираж 137 негритянских газет составил почти 2 млн. экземпляров.

Большинство газет имеет местное значение. Лишь десять негритянских газет циркулируют по всей Америке. Наиболее влиятельная из негритянских газет США, «Pittsburgh courier», в 1942 г. выходила тиражом в 225 тыс. экз. Широкое распространение имеют также «Afro-American», выходящая в Балтиморе, «Chicago defender», «New-York age» и некоторые другие.

Из 129 журналов, выходящих раз в месяц, раз в два месяца, раз в три месяца, четыре касаются вопросов театра, литературы и искусства2.

Экономическая слабость негритянской буржуазии, финансирующей издание газет и журналов, и нищета негритянских масс создают для негритянских изданий постоянные денежные затруднения. Однако негритянские газеты не в состоянии посылать своих собственных корреспондентов на места важнейших событий не только из-за недостатка денежных средств, но и потому, что в «демократической» Америке негра далеко не всюду пустят. Обычно негритянские газеты получают сообщенияотбелыхагентств, и новости, которые негритянские газеты печатают, нередко оказываются устаревшими. Главное негритянское газетное агентство — Ассоши- эйтед Нигро пресс (Associated Negro press) — основано в 1919 г.

Передовые негритянские писатели и журналисты сотрудничают в изданиях коммунистической партии. С 1950 г. выходит журнал «Свобода» («Freedom»), специально освещающий проблемы, связанные с жизнью и борьбой негров Америки и Африки.

Негритянский вопрос и Коммунистическая партия США

Марксистско-ленинская идеология революционной борьбы против капиталистического рабства — единственная идеология, указывающая путь к окончательному разрешению негритянского вопроса, как и всякого дюугого национального вопроса.

Коммунистическая партия США всегда активно интересовалась судьбами негритянского народа. Однако ее программа, принятая в 1919 г. повторяла некоторые ошибки, допущенные в негритянском вопросе ее предшественницами — Социалистической рабочей партией (образовалась в 1876 г.) и Социалистической партией (образовалась в 1901 г.), которые- недооценивали национальную сущность негритянского вопроса, считая его вопросом исключительно классовым.

В 1928 г. Коммунистическая партия США сформулировала свою позицию в негритянском вопросе, определив тогда негров в Черном поясе как угнетенную нацию, а негров на Севере — как национальное меньшинство. Для негров Черного пояса компартия выдвигала лозунг права на самоопределение. Коммунисты считают, что окончательно освободить народы от национального гнета можно лишь освободив трудящихся от ига капитализма. Национальный вопрос есть часть общего вопроса о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Национальный вопрос имеет огромное значение и как вопрос о резервах пролетариата в социалистической революции. Однако американская компартия видит возможность уже в рамках американской капиталистической системы добиться уничтожения дискриминации и сегрегации негров и осуществить равноправие негров во всех сферах жизни3. Освобождение негров от национального гнета — дело не только самого негритянского народа, но и всех прогрессивных сил Америки. Поэтому компартия считает своим первостепенным долгом борьбу за полное фактическое равноправие негров, против линчеваний и сегрегации, против всех проявлений белого шовинизма.

В 1946 г. на заседании Национального комитета Коммунистической партии США, посвященном национальному вопросу, было принято решение о необходимости усилить борьбу против дискриминации негров в экономике, политике, профсоюзах, против линчеваний и шовинистических выступлений.

В резолюции XV съезда Коммунистической партии США (декабрь 1950     г.) — «Новый этап в освободительном движении негритянского населения»— говорилось: «Ввиду того, что американский империализм вынужден прикрывать свою политику завоевания мирового господства и особенно свои вооруженные выступления против колониально-освободительного движения в Азии демагогическими фразами о демократии и равенстве, негритянский вопрос срывает маску с действительного лица Уолл-стрита и приобретает огромное международное значение. Борьба за свободу и равенство для негритянского народа является неотъемлемой частью борьбы против войны и фашизма и является источником огромной силы для антиимпериалистической борьбы всего американского народа»1. XV съезд вновь подчеркнул необходимость активизировать борьбу за ликвидацию антинегритянских барьеров во всей жизни страны, разоблачать правых лидеров рабочего движения, которые несут главную ответственность за ослабление борьбы за права негритянского народа, и разъяснять неразрывную связь между интересами белых рабочих Севера и негритянских рабочих Юга.

Выступивший на съезде виднейший деятель негритянского освободительного движения, член Национального комитета Коммунистической партии США Бенджамин Дэвис указал на то, что ведущей силой в борьбе негритянского народа на современном этапе все более становится негритянский пролетариат. Он сказал: «Боевой подъем борьбы негров за свое освобождение, борьбы против монополий и их военной программы может произойти только под руководством негритянских рабочих, представляющих одну из наиболее революционных частей американского рабочего класса и являющихся связующим звеном между ним и негритянским освободительным движением».

В августе 1954 г. Национальная конференция компартии приняла программу партии, где в качестве одной из главнейших задач выдвигалась задача создания широкого единого демократического фронта американского народа во главе с рабочим классом, союзником которого является негритянский народ, борющийся за свое освобождение. Пересмотрен был также лозунг самоопределения негров Черного пояса. Конференция констатировала, что хотя негритянский вопрос остается вопросом национальным, самоопределение негров в Черном поясе не является сейчас актуальной задачей и не выдвигается самими неграми, которые требуют полного равноправия и гражданских прав.

Негритянский вопрос стоял в центре внимания американских коммунистов и на состоявшемся в феврале 1957 г. XVI съезде партии. Охарактеризовав своеобразные черты освободительного движения негров на современном этапе и осудив некоторые сектантские ошибки, допущенные компартией в негритянском вопросе, делегаты выработали конкретную программу действий, направленных на осуществление первоочередной, насущной задачи, стоящей сейчас перед всем американским народом,— завоевать для негритянского народа равноправие во всех областях экономической, политической и культурной жизни США. Эта программа включает следующие требования — уничтожение всех видов дискриминации негров, претворение в жизнь решения Верховного суда о совместном обучении белых и негров, отмена избирательного налога и других ограничений прав негров и белых, земельная реформа на Юге, запрещение Куклукс* клана и других расистских организаций, законодательное запрещение линчеваний и т. д.1

Число негров в рядах Коммунистической партии США постоянно возрастает. К 1929 г., к VI съезду компартии, в ее рядах состояло всего 200 негров. В 1930 г. их число увеличилось до 1500, а в 1938 г. было уже около 75 тыс. негров-коммунистов. В 1946—1950 гг. негры составляли около 15% всех членов компартии США. Некоторые из них стали подлинными вождями и руководителями коммунистического движения.

Коммунисты выступают в авангарде борьбы против расовой дискриминации и неравноправия негров, борьбы, в которую в наши дни включаются все более широкие слои американской общественности, считающие расовую дискриминацию позором для США. Прогрессивным силам США удалось добиться некоторых успехов в этой борьбе (принятие конгрессом США законопроектов, направленных против дискриминации п сегрегации); однако расизм (особенно на юге США) до сих пор пронизывает все стороны общественной и хозяйственной жизни страны и проведение в жизнь решений конгресса встречает упорное сопротивление.