Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Негритянское театральное искусство. Живопись и скульптура. Негры-ученые в работе
Этнография - Народы Америки

Еще задолго до отмены рабства среди негритянских рабов на плантациях в южных штатах выделились талантливые певцы, танцоры, рассказчики, шуты, банджисты, появились целые труппы рабов, разыгрывавших веселые сценки на потеху плантаторам. «На каждой плантации,— писал Дж.У. Джонсон,— имелась своя труппа негров, которые умели откалывать шутки, петь и танцевать под аккомпанемент банджо и костей — обычно ребер овцы или какого-либо другого небольшого животного, вычищенных и выбеленных на солнце»5.

Популярны были массовые танцы, в частности кейк-уок (cake-walk; cake — пирог, walk — ходьба). Мужчины и женщины, сначала отдельно, потом парами, просто ходили под музыку, и тот, кто делал это лучше, грациознее всех, получал приз — пирог.

Другим видом негритянских представлений были священные действа, исполнявшиеся актерами, одетыми в фантастические костюмы.

В начале XIX в. появляются негритянские бродячие певцы — менестрели, сохранившие и обогатившие негритянское народное творчество. В это же время появляются и первые негритянские актеры-профессионалы. В 1807 г. (?) в Нью-Йорке родился великий негритянский актер, один из лучших исполнителей роли Отелло и других шекспировских ролей,— Айра Олдридж. В 40—50-х годах XIX в. Олдридж совершил гастрольную поездку по Европе, выступая в пьесах Шекспира, и посетил Россию.

После освобождения негров возникают многочисленные бродячие негритянские труппы, кочевавшие с места на место. Представления негритянских актеров, их песни и танцы пользовались неизменным успехом. Нередко даже белые актеры, подражая негритянским менестрелям, мазали лицо сажей или жженой пробкой и исполняли негритянские песни и танцы. Менестрели положили начало негритянскому театру, но именно они утвердили на сцене карикатурный образ негра, широко улыбающегося, беспечного, беззаботного (Rufus и Rastus, Amos и Andy). Против этого шаржа прогрессивным негритянским театральным деятелям приходится вести упорную борьбу.

Развитие негритянского театра шло в двух формах — концертно-эстрадной и драматической. Концертно-эстрадные представления, музыкальные комедии и музыкальные обозрения — ревю выросли из отдельных комических сценок, сопровождавшихся пением и танцами, которые исполнялись в концертных программах.

К концу XIX в. центром негритянской театральной жизни стал театр Боба Кола, автора первых негритянских музыкальных комедий. В 90-х годах на сценах театров ставились многочисленные музыкальные комедии, о содержании которых говорят их названия: «Поездка в Кунтаун» (город черных), «Безумства города черных» и т. д.

Драматическое искусство негров получило развитие гораздо позже, чем музыкальная эстрада.

Период до первой мировой войны характеризуется упадком негритянского театра, на подмостках которого господствовали пошлые развлекательные обозрения. После 1915 г. негритянский театр постепенно возрождается под влиянием движения «малых театров». Негритянские театры обращаются к пьесам с социальной тематикой и становятся более демократическими и народными. Низкая входная плата, установленная в этих театрах, позволяла посещать театр широким слоям негритянского населения. У негритянских театров появляются свои драматурги-негры: Халл Джонсон, У. Ричардсон, затем Лэнгстон Хьюз и др.

Ко времени окончания первой мировой войны в Гарлеме были открыты два крупных негритянских театра — театр АнитыгБуш и «Лафайет-театр» Чарлза Гилпина. «Лафайет-театр» сыграл важную роль в истории негритянского театра. Именно здесь выдвинулись многие одаренные негритянские драматурги, режиссеры, актеры. В этом театре дебютировал П. Робсон.

Экономический кризис 30-х годов подорвал материальную основу негритянского театра, который вновь стал клониться к упадку. С 1935 по 1939 г. правительство Ф. Д. Рузвельта оказывало некоторую поддержку негритянскому театру, субсидируя так называемые федеральные театры. Но в 1939 г. федеральные театры были закрыты по постановлению конгресса. В 40-х и 50-х годах негритянский театр по-прежнему находится в тяжелом положении.

В 30-х—40-х годах театры поставили ряд пьес на негритянские темы: «Порджи» Дюэоуза Хейварда, «Император Джоунз» Ю. О’Нила, «Зеленые пастбища» Поля Грина и Марка Коннели и др. Появляются в это время и пьесы прогрессивных американских писателей, вскрывающие социальные корни расовой дискриминации, например, пьеса Д. Гоу и А. Д’Юссо «Глубокие корни».

Очень трудна, а зачастую трагична, судьба негритянского актера в США. Американская пропаганда уверяет, что в области искусства нет расовой дискриминации, что здесь негр может якобы свободно проявлять свою творческую индивидуальность и добиться признания и равенства. Однако в действительности актеров-негров почти не принимают в американские театры, их допускают туда только на время, пока идет пьеса с негритянскими ролями. Выдающийся негритянский актер Чарлз Гилпин, с огромным успехом сыгравший роль императора Джоунза в одноименной пьесе О’Нила, был вынужден потом работать лифтером. П. Робсон в течение многих лет тщетно мечтал сыграть роль Отелло на американской сцене. Негритянским актерам обычно дозволено выступать в традиционных комических ролях старых смирных «дядей Томов» и преданных своим белым господам смешных кормилиц «тетушек Джемайм». Так, по сообщению сектора культуры Национального негритянского конгресса, в 1947 г. в 500 фильмах, выпущенных в Америке, участвовало 11 негров, из них десять — в традиционных ролях «дядей Томов» и «тетушек Джемайм».

Знаменитый негритянский комик Берт Уильямс был по призванию трагическим актером, но «цветной барьер» не дал ему возможности выступать в серьезных ролях. Много препятствий пришлось преодолеть и другим негритянским актерам, имена которых сейчас широко известны: Флоуренс Милз, Ричарду Гаррисону, Кэнаде Ли, Этель Уотерс и др.

Живопись и скульптура

Еще во времена рабства славились негры — мастера резьбы по дереву, краснодеревщики и др., украсившие своими произведениями дома многих плантаторов. Однако в целом история негритянского изобразительного искусства до первой мировой войны не богата именами и достижениями. Можно назвать например имена художника Генри-Овасса Тэннера, автора серии картин на библейские сюжеты1, мастера стенной живописи Уильяма Скотта, скульпторов Эдмонии Льюис и Меты-Уоррик Фуллер.

Заметный подъем в негритянском изобразительном искусстве наблюдался в конце 20-х годов. Арчибальд Мотли был первым негритянским художником, устроившим в 1928 г. индивидуальную выставку работ. С 1928 г. в выставках негритянского американского искусства, устраиваемых в Нью-Йорке на средства Харманского фонда, приняло участие свыше 250 художников и скульпторов.

В негритянской живописи и скульптуре различаются, грубо говоря, два направления. Произведения художников одного направления воссоздают искусственный примитивизм в подражание народному негритянскому искусству Африки. Таких художников буржуазные искусствоведы часто считаютнаиболее близкими народу выразителями прогрессивных идей в искусстве. Художникам другого направления свойственно игнорирование негритянской тематики, отход от традиций народного творчества, увлечение модными модернистскими веяниями — кубизмом, импрессионизмом и т. п. К первому направлению принадлежат Эдвин Харлстон,

Лора Уоринг, Аарон Дуглас, Пальмер Хейден; ко второму — Арчибальд Мотли, JI. Уэллз, Уильям Джонсон, Ричмонд Барте и другие1. Однако разница между обоими направлениями вовсе не столь велика, как может показаться. И то и другое направление выражает упадок современного буржуазного искусства. Воспроизведение африканских примитивов не есть следствие благотворного влияния африканского народного искусства, но результат влияния тех же модернистских течений буржуазной культуры, например, школы немецких экспрессионистов.

Лишь немногим негритянским художникам и скульпторам удалось создать реалистические произведения. Среди них следует назвать Горация Пиппина (1888—1946). Пиппин — художник-самоучка. Во время первой мировой войны он был ранен в правую руку и поэтому писал, поддерживая левой рукой искалеченную правую. Выставка картин Пиппина в 1937 г. принесла ему успех; за ней последовали другие выставки. Основные темы произведений Пиппина — военная, библейская и бытовая. Пиппин начал с картин в духе африканских примитивов. Его ранние картины неинтересны и бедны красками (преобладает контраст двух тонов — черного и белого). В своих лучших произведениях Пиппин приближается к реализму. Таковы его военные зарисовки и ряд картин из жизни и быта американских негров: «Внутри хижины», «Молочник из Гошена», «Хижины на хлопковых полях» и др. Пиппин примыкал к прогрессивному лагерю американских деятелей культуры. Ему принадлежит серия картин о Джоне Брауне, плакаты о «Глубоких корнях» Гоу и Д’Юссо, «Дань Сталинграду», «Мистер Предрассудок» и др.

В 1945 г. в художественной выставке участвовали художники Арчибальд Мотли, Лора Уоринг, Хейл Вудрафф, получивший премию зафресковую живопись (он считается ведущим современным негритянским художником), скульптор Ричмонд Барте (известный своими работами «Маска черного мальчика», «Африканская танцовщица», «Мать и сын» и др.), Сарджент Джонсон и др. В последние годы появились новые имена: Эрнест Кричлоу (иллюстратор и карикатурист), Джекоб Лоуренс, создавший несколько серий картин на историко-военные и бытовые темы, Чарлз Уайт, Роберт Гве- тмей, Элизабет Кэтлет и другие.

Негры-ученые в работе. «История Коммунистической партии США»

Председатель Национального комитета американской компартии У. Фостер1 говорит о возрастающей роли негритянских ученых в науке.

В последнем издании «Американских деятелей науки» упомянуто 20 имен ученых-негров. Но число негров-ученых относительно очень невелико. Этот факт не вызывает удивления, еслв учесть те огромные, часто непреодолимые препятствия, которые стоят перед неграми на пути к образованию. Большинство высших учебных заведений по-прежнему не принимает негров. Но если негру, как уже говорилось выше, ценой бесконечных лишений и удастся получить высшее образование, то он далеко не всегда может найти работу по специальности.

Показательна в этом отношении биография одного из наиболее прославленных негритянских ученых — Джорджа-Вашингтона Карвера. Бывший раб, он после освобождения долго скитался по стране в поисках учебного заведения, которое принимало бы негров, с трудом получил высшее сельскохозяйственное образование и смог найти применение своим знаниям лишь в негритянском институте Таскиги. Карвер учил студентов и фермеров выращивать на Юге овощи и фрукты, разводить домашнюю птицу и скот, а не только заниматься хлопководством.Он стремился ввести и распространить культуру арахиса (земляного ореха), из которого добывается свыше 300 различных химических продуктов, а также сладкого картофеля (батата), из которого можно получить свыше 100 различных продуктов. Карвера часто называют негритянским Бербанком. В 1943 г., после смерти Карвера, конгресс специальным постановлением объявил место его рождения национальным заповедником. Однако всю свою жизнь этот ученый боролся с нуждой и унижениями и умер в нищете. Даже либерально-буржуазный биограф Карвера, Эмбри, указывает, что Карвер ни разу в своей жизни не имел возможности купить новый костюм, но объясняет это, правда, «скромностью» и «неприхотливостью» ученого1.

Среди негритянских ученых выделяется группа историков, экономистов и этнографов — Уильям Дюбуа2, Картер Вудсон и др. У. Дюбуа принадлежит целый ряд важных исследований по различным вопросам истории, этнографии, искусствоведения3.

Большую научную ценность представляют также работы известного негритянского историка Картера Вудсона, редактора журнала «The Journal of Negro history»4. Профессор Эрнест Джаст, биолог, хирург Луис Райт, Чарлз Дру и другие в 40-х годах были награждены Спингарнской премией за достижения в различных областях науки.