Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Быт негров. Негритянский диалект. Развлечения
Этнография - Народы Америки

Расовые предрассудки глубоко проникли в быт Америки и уродуют сознание многих миллионов-американцев. дти предрассудки воспитываются в американцах с юных лет под влиянием всепроникающей пропаганды расовой ненависти, проводимой буржуазной прессой, кино, радио, литературой по указке империалистической верхушки американской буржуазии. Усилия реакции направлены на то, чтобы не дать неграм возможности стать равноправными американскими гражданами, чтобы держать их в порабощении экономическом, политическом и моральном.

На Юге, где пережитки рабства в экономике и сознании людей наиболее сильны, существует даже особый, неписанный «кодекс поведения» для негров. По этому кодексу, негр обязан уступать дорогу белому, не имеет права возражать белому человеку и спорить с ним, смотреть в лицо белому во время разговора и т. п. Негр должен стоять в присутствии белого человека, если его не пригласят сесть, должен обращаться к белому со словами «mister» или «sir» и отвечать: «Yes, sir», или «No,sir». Белый на Юге входит в дом негра, не прося позволения, не снимая шляпы; он, как правило, никогда не подаст руки негру, никогда не уступит места и не поможет негритянской женщине. Белый употребляет в обращении к негру покровительственные или оскорбительные для негров обозначения: «uncle» (дядя), «Ьоу» (парень), «nigger», «darky» (черномазый), «aunty» (тетка), «girl» (девушка) — независимо от возраста и социального положения негра.

Во многих штатах Юга неграм запрещено ездить в тех же вагонах, что и белым. Им отводят старые, лишенные всяких удобств вагоны, но и этих вагонов мало, и они всегда переполнены. В трамваях и автобусах неграм предоставляются худшие задние места, отделенные обычно от остальной части автобуса или трамвая перегородкой. В ноябре 1949 г. в Бирмингеме (Алабама) кондуктор трамвая выстрелами из револьвера тяжело ранил трех негров, Уильямса, Кресби и Гарлингтона, за то, что один из них, Уильямс, пытался занять место в отделении, предназначенном для белых пассажиров. Полиция не арестовала этого кондуктора, выдвинув нелепый предлог, что кондукторам в Бирмингеме якобы разрешено носить оружие «для собственной защиты».

Негры не допускаются в места общественного пользоьания — театры, кин9, стадионы, парки, библиотеки. Надписи «Только для белых» и «Неграм и собакам вход воспрещен»— обычное зрелище в южных штатах. Из 774 библиотек в 13 южных штатах в 1939 г. только 99 обслуживали негров. Одна из библиотек попросила у известного негритянского ученого и писателя Уильяма Дюбуа книгу с автографом. Но когда Дюбуа сам принес эту книгу, швейцар библиотеки не пустил его на порог.

Несколько отличается от положения в южных штатах положение негров на Севере. В поездах, трамваях и автобусах здесь нет специальных отделений для негров. Но .рядом с негром ни за что не сядут многие американские обыватели. На гостиницах, ресторанах, театрах и кино на Севере нет надписи: «Только для белых»; негра не вытащат в не линчуют за то, что он вошел в ресторан для белых; но ни один негр нь войдет туда, зная, каким унижениям и оскорблениям он может подвергнуться. В США существует поэтому особый справочник («Negro motorist green book»), указывающий, где приезжий негр может остановиться, пообедать, получить медицинскую помощь.

Сегрегация и дискриминация негров, позорные са и по себе, приносят огромный вред еще и тем, что с самого раннего возраста прививают белым американцам яд шовинизма, способствуют распространению самых нелепых и гнусных расистских вымыслов, которые в свою очередь укрепляют •систему дискриминации и сегрегации негров.

Слова «Ыаск» (черный) и «nigger» сделались в Америке синонимами всего отрицательного: «to toil like a nigger» соответствует русскому «трудиться как вол». «Negro’s job», «Negros рау«—плохая, тяжелая работа, низкая плата. И наоборот: «That is white of you» значит «поступить хорошо», поступить, как подобает белому человеку.

Негритянский диалект

Своеобразное положение сложилось в области языка. Современная негритянская интеллигенция и негритянская буржуазия пользуются обычно литературной формой американского варианта английского языка. То, что называется «негритянским диалектом», есть чаще всего не что иное, как разговорный диалект Юга. Особенности этого диалекта касаются главным образом фонетики и грамматики: произношение конечного -ег как uh или ah, звуков d, вместо д , Ъ вместо v, различные сокращения, выпадение слогов в многосложных словах, нарушение правил литературного языка в грамматике (I done, I comes, I knowed и т. д.), связанное со стремлением к унификации языковой системы, наблюдающимся в разговорном языке вообще и т. п.

В американский литературный язык вошло лишь несколько слов негритянского происхождения: «pickaninny» (негритенок), «banjo» (музыкальный инструмент), «voodoo» (африканская языческая религия) и некоторые другие.

Небольшое количество слов афри анского происхождения употребляется в разговорном языке негров Юга: «goober» земляной орех — производное от «gooba» или «guba» (этим словом обозначается земляной орех в Африке); записанное в Луизиане слово «grigri» (чары, колдовать) ведет, по-видимому, свое происхождение от сохранившегося и сейчас в Сенегале слова «gris-gris» (со значением амулет, талисман). Некоторые следы афри канских языков можно также найти в стихах и песнях («voodoo-songs»), кажущихся сейчас бессмысленными, утратившими всякое значение. Н. Пакетт 1 приводит пример таких стихов:

Jig, tig, malaboin,

La chelema che tango Redjoum. . .

В большей степени, очевидно, сохраняются африканизмы в языке и быту негров отдельных изолированных районов США, и в частности, у негров на о-вах Галла вдоль побережья Южной Каролины и Джорджии. Используя благоприятное географическое положение этих районов, работорговцы вплоть до гражданской войны ввозили сюда негров контрабандой непосредственно из Африки, что способствовало постоянному оживлению и возрождению африканских обычаев и верований2. Само название «Галла» (Gullah) трактуется некоторыми исследователями как искаженное «Angola»—название страны и одного из африканских негрских племен. Связь с западно-африканскими племенами обнаруживают, например, собственные имена негров с о-вов Галла. Особенно ярко проявляются африканизмы при общении в семье.

Развлечения

Из-за бедности большинства негритянского населения и перенаселенности негритянских кварталов развлечения у негров весьма ограничены. Площадь, отведенная под кино, театры, парки, спортивные площадки, в негритянских районах в десятки раз меньше, чем в «белых». Поэтому развлечением для негров является простая прогулка по улицам негритянского квартала, обычно многолюдным и оживленным, любая процессия (похороны, шествие верующих, свадьба), собрания, устраиваемые различными братствами и обществами, которые также распространены среди негров, как и среди белых американцев. «В течение теплых месяцев года ни одно воскресенье не проходит без нескольких шествий, с оркестрами духовых инструментов и участниками, украшенными блестящими регалиями. Для устройства процессии достаточно любого предлога —похороны, закладка какого-либо здания, проповедь и т. п.» 3.