Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Жилищные условия и здравоохранение негров. Негритянское образование
Этнография - Народы Америки

Жилищныи кризис является страшным бичом трудящихся в современной Америке. Негритянские* трудящиеся страдают от жилищного кризиса еще больше, чем белые. «Все, от чего страдают массы белых рабочих», — низкая заработная плата, скверные жилищные условия, слабое здоровье и прочее, — затрагивает негритянских рабочих в гораздо большей степени,— пишет Ю. Кучинский в исследовании о положении рабочего класса в. США1.

Сегрегация заставляет негров селиться в определенных немногочисленных, районах городов —в негритянских гетто. Таковы негритянские- гетто: Гарлем в Нью-Йорке, Южная сторона в Чикаго, Седьмой участок в Филадельфии, Пятый участок в Буффало, Горный округ в Питтсбурге, Северо-западное предместье в Вашингтоне, «Райская Долина» в Детройте и т. д.

Районы, где живут негры, принадлежат обычно к самым бедным, самым грязным, самым неблагоустроенным и перенаселенным. Исключение составляют лишь кварталы, населенные негритянской буржуазией, например, Сахарный Холм в Гарлеме. Но большинство негров живет в трущобах. Обследование, проведенное в декабре 1948 г. в округе Колумбия, показало, что хотя процент негритянского населения равен там 30, негры составляют 70% жителей трущоб. Американские трущобы не раз описаны писателями, в частности Т. Драйзером. Это — страшные места, с полуразрушенными жалкими лачугами, часто без окон, с узкими, темными, немо- щенными улочками, покрытыми грудами мусора, который здесь месяцами не убирается. В мусорных кучах роются в поисках съестного голодные люди и собаки. Здесь нет канализации, и потоки грязной сточной воды текут прямо по улицам. Американские трущобы,— рассадник всевозможных заболеваний.

Негритянские гетто чрезмерно перенаселены. В Чикаго, например, на 1 км2 негритянского района в 1945 г. жило 90 тыс. человек, в то время как в остальных районах — 20 тыс. Крайняя бедность заставляет многие негритянские семьи брать постояльцев, что приводит к еще большей скученности. По подсчетам Г. Мюрдаля \ в городах Севера квартирантов держат 29% негритянских семей. В некоторых семьях и пансионах негры живут посменно: одни из них пользуются жилой площадью и постелями в ночное время, другие — днем. Такая система называется системой «неостывающей постели» («hot-bed system»). Жилища негров, за редким исключением, лишены самых элементарных удобств. Однако из-за перенаселенности негритянских кварталов, порождаемой «ограничительными статьями» (договорами, заключенными между домовладельцами, с тем чтобы не продавать и не сдавать жилища неграм), негры платят за свои жилища значительно дороже, чем белые. В 1949 г. в районах со смешанным населением негры платили за одинаковые квартиры на 30% больше, чем белые2. На уплату за квартиру уходит 20—25% заработка белой семьиг негритянская семья иногда тратит на квартирную плату до 40% своего бюджета.

Расовая нетерпимость белых нередко используется спекулянтами. Они вселяют в намеченный район несколько негритянских семей и, когда белые начинают оттуда выезжать, скупают за бесценок земельные участки и перепродают их втридорога неграм. Таким парадоксальным способом происходит расширение негритянских гетто. Во многих случаях вселение негров в районы с белым населением приводит к серьезным столкновениям, вызывает так называемые расовые бунты. Так, вселение 14 негритянских семей в «белый» район Чикаго в 1942 г. послужило причиной кровопролития со многими человеческими жертвами. Столкновение было подготовлено кампанией разнузданной антинегритянской пропаганды, проведенной желтой прессой. На этой же почве произошли погромы в Детройте в 1943 г., в результате которых было убито 34 человека, 500 ранено и произведены огромные разрушения, убытки от которых исчисляются многими миллионами долларов.

Еще более остро стоит жилищный вопрос на Юге США. В некоторых городах штата Техас неграм вообще не разрешено селиться. В Майами {Флорида) и в ряде других городов неграм запрещается пользоваться магазинами, расположенными за пределами негритянского района, запрещается работать и даже появляться в «белой» части города позже установленного часа.

Цифры, приводимые Мюрдалем1, показывают, что в Саванне (штат Джорджия) свыше 55% домов, заселенных неграми, либо совсем непригодны для жилья, либо нуждаются в капитальном ремонте. Многие жилища находятся под угрозой обвалов, и проживание в них опасно для жизни. Не лучше положение и в других городах Юга. Из-за отсутствия водопровода негритянские семьи иногда вынуждены пользоваться водой из колодцев, расположенных зачастую в непосредственной близости от общественных уборных. Это приводит к массовым отравлениям и эпидемиям желудочно-кишечных заболеваний.

Что касается жилищ негров-издолыциков и сельскохозяйственных батраков, то они поражают даже видавших виды американских журналистов и обследователей. Их отчеты рисуют картину страшной нищеты. Большинство негров живет в землянках или хижинах, построенных из пустых ящиков или тонких досок, с фанерными крышами, без окон и дверей. Ветер в любое время года свободно гуляет внутри такого жилища. В домах нет печей, и пища готовится на небольших кострах, разводимых тут же в комнате. Вместо мебели употребляется старая рухлядь или деревянные ящики, постелью служит куча соломы, брошенная на сырой земляной пол. Свои жилища негры-издольщики вынуждены строить в нездоровых болотистых местах, где землевладельцы им чаще всего отводят участки для аренды.

Нищенская заработная плата и плохие жилищные условия являются причиной высокой смертности и большого распространения болезней среди негритянского населения. Наиболее распространены болезни, вызываемые недоеданием, нищетой, плохими жилищными условиями (туберкулез, пеллагра, цинга, злокачественное малокровие, рахит, желудочные заболевания).

Хотя рождаемость среди негров выше, чем среди белых, значительно меньший процент негритянских детей выживает. В 1940 г. из каждой тысячи негритянских детей умирало, не достигнув 1 года, 73 ребенка; из каждой тысячи белых детей — 43. Смертность негритянских женщин от родов была в 1947 г. в три раза выше, чем среди белых. Смертность среди негров в целом на 50% выше, чем среди белых (в 1949 г. для белых 8,4% , для негров — 12,6%), а число негров, умирающих от туберкулеза, в три-пять раз, от пеллагры — в пять раз, от малярии — в девять раз больше числа белых, умирающих от тех же болезней. Особенно велико различие в смертности белых и негров от туберкулеза, ненормальных родов и детских болезней2. Значительно меньше и средняя продолжительность жизни негров. Средняя продолжительность жизни белого американца — на восемь лет больше, чем негра. Продолжительность жизни негритянской женщины в среднем на девять лет меньше, чем белой3.

Высокая смертность среди негров имеет также своей причиной^чрезвы- чайно низкий уровень здравоохранения в США. Больниц для негров мало, они хуже оборудованы, их персонал менее квалифицирован, чем в больницах для белых. По официальным сведениям, одна больничная койка приходится для белых на каждые 139 человек, для негров — на 1941 человека. Значит, негр имеет в 14 раз меньшую, по сравнению с белым, возможность получить стационарную медицинскую помощь.

Больницы для белых негров, как правило, не принимают. Негр может умереть на улице у дверей больницы для белых, но медицинская помощь ему оказана не будет. Так, в марте 1937 г. в приемной никербокской больницы умерла известная негритянская певица Бесси Смит, пока врачи совещались, принимать ее или нет.

Негритянских врачей в США совершенно недостаточно. По переписи 1940 г., в Америке было 4 тыс. негров — врачей, хирургов, ветеринаров, что составляло лишь 2% всего числа медицинских работников в США, в то время как негры составляли 10% всего населения. Белые же врачи пациентов-негров почти не обслуживают.

Недостаток негритянских врачей приводит, особенно на Юге, к появлению многочисленных шарлатанов-знахарей, торгующих «святой водой» и целебными травами и приносящих своей деятельностью большой вред.

Негритянское образование

Во времена рабства негры были почти поголовно неграмотны. Во многих рабовладельческих штатах действовали законы о суровых наказаниях для всех тех, кто попытался бы научить негра-раба грамоте. По закону, принятому в Южной Каролине в 1740 г. и подтвержденному в 1834 г., виновному в таком «преступлении» белому грозил штраф в 100 долларов.

В собрании документов из истории США1 есть документ о суде над некой г-жой Дуглас в Норфолке (Виргиния), обвинявшейся в том, что она учила детей рабов грамоте; г-жа Дуглас была приговорена к месяцу тюремного заключения.

Если же виновным оказывался свободный негр, то его приговаривали к тюремному заключению и публичной порке.

Идеологи рабовладельцев говорили о вреде образования для негров, о том, что образование якобы развращает негров, портит цх нравственность. На деле плантаторы сознательно обрекали негритянские массы на невежество для того, чтобы их легче было эксплуатировать. Об этом недвусмысленно говорится в любимой поговорке плантаторов: «Дать негру в руки букварь, значит потерять работника» («То put a spelling book in a Nigger’s hand as to lose a plow hand»).

По переписи 1865 г., произведенной сразу же после отмены рабства, среди негров было только 5% грамотных, многие из которых лишь умели написать свое имя. После освобождения среди негров начало распространяться образование. Ряд школ создало Бюро по делам освобожденных негров, учрежденное конгрессом в 1865 г. Некоторое количество школ было построено на средства религиозных общин и северных филантропов.

Законы расовой дискриминации и сегрегации, определяющие жизнь американского негра, распространяются и на область просвещения. В 19 южных штатах до мая 1954 г. законом было закреплено раздельное обучение белых и негров во всех школьных учреждениях, от детских садов до университетов. И хотя параллельное существование школ для белых и школ для негров значительно увеличивало расходы на образование, отделение негров от белых строго проводилось в жизнь. На Севере белые и негры могли посещать одни и те же школы, но расовая дискриминация существовала и здесь. Она сказывалась в размещении учеников (негры обычно сидят отдельно от белых на задних партах) и в отношении к ним учителей. Известны случаи, когда преподаватели сажали рядом белых и цветных учеников в качестве наказания для белых учеников (!). Многие ученики- негры предпочитали поэтому посещать школы в негритянских районах, хотя бы они и были расположены значительно дальше. Все это, по существу, приводило к практике раздельного обучения белых и негров и на Севере.

Ежегодно в США миллионы детей остаются за стенами школ, так как они вынуждены зарабатывать на жизнь. Например, в штате Миссисипи 45% негров никогда не посещало школы. Да и школ для негров значительно меньше, чем этого требует число негров школьного возраста. Большинство школьных зданий лишено необходимых удобств, а часто — мало пригодно для использования. Обследование негритянских школ в Техасе показало, что только 19% школьных зданий соответствовало установленному стандарту. Ипогда негритянские школы вообще не имеют своих помещений и вынуждены кочевать с одного места на другое. В Миссисипи 40%, а в Алабаме 65% всех школ для негров не имеет постоянных помещений2. Школы для негров переполнены, в классах занимается сразу по 60—65 учеников, резко различающихся по возрасту и по степени подготовленности, многие ученики в течение целого учебного дня вынуждены стоять из-за недостатка мест. Школы почти полностью лишены пособий, что очень затрудняет преподавание. В 1943—1944 гг. на образование негритянского ребенка тратилось в три-пять, а в некоторых штатах Юга — в семь раз меньше средств, чем на белого1.

Даже продолжительность учебного года различна для белых учеников и для негров. В 17 южных штатах нормальный учебный год был установлен для белых учеников в 167 дней, а для негров — в 148. В периоды уборки урожая все негритянские школы Юга закрываются, так как дети работают на плантациях. Известны случаи, когда учителей, пытавшихся нарушить этот установленный плантаторами обычай, изгоняли, а школы сжигали.

В негритянских школах не хватает преподавателей, на низком уровне стоит и само преподавание. Это связано с очень тяжелыми условиями, в которые поставлен учитель, тем более учитель-негр, в Соединенных Штатах. Американские учителя вообще получают невысокую заработную плату, но заработная плата негритянских учителей значительно ниже, чем белых. В 1952 г. жалованье учителей-негров в южных штатах составляло менее двух третей жалованья остальных учителей; в штате Миссисипи различие было еще больше2. Все это, а кроме того еще зависимость от произвола местных магнатов, особенно на Юге, делает профессию негритянского учителя в Америке трудной и непривлекательной.

17 мая 1954 г. Верховный суд США запретил расовую сегрегацию в государственных школах, пересмотрев решение 1896 г., допускавшее сегрегацию, «если обеим расам предоставлялись равные возможности». В ряде городов и местностей США началось слияние школ для негров и школ для белых. Но на Крайнем Юге, где сосредоточена большая часть негритянского населения, местные власти в течение трех лет саботировали постановление Верховного суда. Четыре южных штата (Южная Каролина, Луизиана, Джорджия и Миссисипи) приняли законы о передаче государственных школ в ведение местных органов и советов частных лиц, чтобы сохранить сегрегацию. Губернаторы этих штатов открыто высказали свое намерение не подчиняться решению Верховного суда.

Большинство высших учебных заведений и университетов негров не принимает. Были случаи, когда неграм приходилось через суд добиваться разрешения поступить в высшее учебное заведение. Так, в ноябре 1948 г. студент-негр был принят в университет в Оклахоме по решению суда, в котором говорилось, что он может слушать лекции только через приоткрытую дверь аудитории. Во всем мире известна тяжба, которую в течение трех лет вела молодая негритянка Отерина Люси в Таскалусе (Алабама) за право изучать библиотечное дело в Алабамском университете. В 1956 г. она добилась зачисления в университет, но вскоре ей запретили посещать занятия в интересах... «ее собственной безопасности», а потом и совсем исключили из университета.

В США существуют особые отдельные высшие учебные заведения для негров. Министерство образования США сообщало, что в 1948 г. в США было 91 высшее учебное заведение для негров с четырехлетним курсом обучения (включая университеты, технические и специальные учебные заведения) и 17 колледжей, педагогических и других училищ с двухлетним «обучением1. Наиболее известные негритянские высшие учебные заведения: Говардский университет (округ Колумбия), университет в Атланте (Джорджия), Фискский университет (Теннесси), Хэмптонский институт .(Виргиния), медицинский колледж в Нашвилле, промышленная школа в Таскиги (Алабама), созданная в 1881 г. Букером Вашингтоном, и др.В 1950 г. в высших учебных заведениях США обучалось 116 190 негров, из них только 2—3 тыс. в университетах Юга. Негру в Америке очень трудно получить высшее образование, но даже если ему это удается, крайне трудно найти себе работу по специальности. Часто негры, имеющие ученые степени докторов различных наук, вынуждены работать официантами, грузчиками, лифтерами, проводниками в поездах и т. п.