Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Политические и гражданские, права негров
Этнография - Народы Америки

До освобождения в 1861—1865 гг. негритянские рабы не имели никаких прав — ни гражданских, ни политических, ни человеческих. Рабу не разрешалось даже защищаться от белого человека, а если раба убивали, то это понималось как нанесение убытка владельцу раба и возмещалось уплатой штрафа. Так, по закону 1667 г. в одной из южных колоний владелец, убивший раба ненамеренно, не подлежал даже штрафу. Если же владелец убивал раба намеренно, он должен был уплатить в общественную казну 15 фунтов.

После окончания гражданской войны федеральный конгресс США принял 13-ю (1865), 14-ю (1868) и 15-ю (1870) поправки к Конституции об отмене рабства, о признании негров равноправными гражданами США и об избирательных правах негров. Однако в период, последовавший за реконструкцией, южные штаты приняли к этим поправкам ряд дополнений, сводящих значение поправок на нет. Так, в 1890 г. власти штата Миссисипи фактически лишили негров избирательных прав, введя образовательный ценз и избирательный налог. В 1898 г. в Луизиане была введена так называемая «статья о дедушке» («Grand-father clause»), по которой избирательными правами могли пользоваться только потомки тех, кто имел право голоса перед гражданской войной 1861—1865 гг., т. е. только белые.

Негры в современной Америке бесправны вдвойне. Негры бесправны потому, что принадлежат в своем большинстве к беднейшим слоям американских трудящихся, угнетенных экономически и политически в условиях американской демократии доллара. Негры бесправны еще и потому, что они принадлежат к угнетенному народу.

Боясь свободного волеизъявления негритянского народа, американская буржуазия стремится помешать ему воспользоваться его формальными демократическими правами. К ее услугам — послушный государственный аппарат, законодательство, реакционные антинегритянские организации и т. д.

В 13 штатах США действует имущественный ценз, лишающий права голоса многие тысячи негров. Ценз оседлости, требующий проживания в данном месте от 6 месяцев до 2 лет (законы в разных штатах неодинаковы), лишил в 1948 г. права голоса 2 млн. избирателей, в том числе многих негров, которым чаще, чем кому бы то ни было, приходится переезжать с места на место в поисках работы. В 19 штатах, где существует образовательный ценз, прежде чем внести избирателя в избирательные списки, специальная комиссия проверяет его познания в американской конституции и в других вопросах. Подобная проверка открывает возможность для произвола, особенно по отношению к неграм.

И, наконец, в пяти южных штатах до сих пор применяется наиболее циничный способ лишения избирательных прав — так называемый избирательный налог (poll tax). Размер избирательного налога, который должен быть уплачен задолго до выборов, достигает 3 долларов. При крайней нищете негритянских масс избирательный налог представляет для них большое препятствие на пути к избирательным урнам. Этот налог лишает иа Юге политических прав около 10 млн. избирателей, в том числе многие тысячи негров.

У американской буржуазии есть и другие средства помешать неграм голосовать — террор, запугивания, убийства. В 1946 г. в США во время выборов было линчевано 20 негров. Убедительным комментарием к американской «демократии» является убийство в 1948 г. в Джорджии негров— ветеранов второй мировой войны Роберта Малларда и Мейси-Иост Снай- ла и других, принявших участие в голосовании. В последние годы в связи с ростом негритянского освободительного движения в США наблюдается увеличение политической активности негритянских масс. Так, в 1956 г. накануне президентских выборов в 11 штатах Юга зарегистрировался в среднем один из каждых четырех негров избирательного возраста, т. е. хотя и крайне недостаточное, но все же большее чем когда-либо прежде число избирателей-негров. Однако в голосовании в 1956 г. принимало участие в Миссисипи лишь 4% всех избирателей-негров, в Алабаме 10,3%, в Арканзасе 16,5%, в Виргинии 20%.

Семь штатов Юга имеют 52 членов палаты представителей и 14 членов сената, в то время, как негры, составляющие в этих штатах половину населения, не имеют вконгрессе США ни одного представителя. В законодательных органах 48 штатов имеется 7520 депутатов и сенаторов. Из них негров — 0,2%, тогда как негры составляют 10% населения США. В 1956 г. в конгрессе США было три негра-члена палаты представителей, но ни •одного негра-сенатора.

Американский суд, подчиненный интересам монополий, также проводит дискриминацию негров. В Америке почти нет негров-судей, очень мало негров-юристов, негры полностью исключаются из числа судебных заседателей. Американский суд часто решает дело в пользу белого, независимо от того, на чьей стороне правда. Как говорят негры, «американский суд не страдает дальтонизмом» («is not color-blind») или, как выразился один чикагский прокурор: «Речь идет не о том, виновен негр или нет, а о расовом подчинении».

Ряд приговоров американского суда — настоящие легальные убийства негров. Такими убийствами являются смертный приговор шести негритянским юношам из Трентона (близ Нью-Йорка) в 1948 г., заведомо ложно обвиненным в убийстве белого; смертный приговор семи мартинсвильским юношам (Виргиния) в 1949 г. (приведенный в исполнение в 1951 г.) по провокационному обвинению в изнасиловании; смертный приговор Розе Ингрэм и ее сыновьям 14 и 17 лет, которые, защищаясь, убили хулигана, напавшего на их мать (лишь в результате кампании протеста, охватившей всю страну, смертная казнь Ингрэмам была заменена пожизенным тюремным заключением). В 1951 г. был казнен на электрическом стуле по стандартному обвинению в «изнасиловании» Вилли Макги, проведший в тюрьме шесть лет (с 1945 г.).

Американская буржуазия распространяет «теорию» о повышенной пре* 'ступности негров. Эта «теория» основывается на статистике арестов. Так, по переписи 1940 г., в тюрьмах США было значительно больше (относительно) негритянских мужчин и негритянских женщин, чем белых мужчин и женщин1. Статистика арестов не дает, однако, правильного представления о преступности среди негров. Преступность среди негров не выше, чем среди низов американского общества, к которым относится основная масса негров по положению и по условиям жизни. Но арестовывают негров чаще. Их сажают в тюрьму иногда без всякого повода, за проступки, которые не считались бы проступками для белого человека: за «дерзкое поведение», выражающееся в споре с белым, за то, что негр занял в трамвае или автобусе место, предназначенное для белых, даже если оно пустовало и т. д. Особенный разгул произвола и беззаконий характеризует судопроизводство в южных штатах, где труд заключенных широко применяется на плантациях, на строительстве железных дорог, осушке болот и других тяжелых работах. В периоды сева или уборки урожая в южных штатах начинается вакханалия арестов. За неграми охотятся, их провоцируют на столкновения, арестовывают без всякого юридического основания, а затем заключенных негров продают землевладельцам, нуждающимся в рабочей силе.

В 30-х годах появилась книга прогрессивного американского журналиста Джона Спивака «Негр из Джорджии»1. Спиваку довелось побывать в южных штатах и увидеть каторжные лагери в Джорджии, и он не мог молчать о том, что увидел. Кровавые злодеяния помещика-садиста, на совести которого кровь многих десятков замученных негров, шериф, продающий заключенных, каторжные лагери,— все это кажется кошмарным вымыслом. Однако Спивак не только подтверждает все документами и фотографиями, но доказывает типичность приведенных фактов. События, око- торых рассказал Снивак, вызвали возмущение общественного мнения. Правительство вынуждено было создать комиссию для расследования. Но деятельность комиссии по понятным причинам оказалась безрезультатной, а власти Джорджии объявили Джона Спивака на территории этого штата вне закона.

В каторжных лагерях созданы нечеловеческие условия жизни. Изнурительный труд, плохое питание и антисанитария приводят к огромной смертности заключенных. Заключенные часто становятся жертвами чудовищных бесчинств и издевательств. В июле 1947 г. газеты сообщали о дикой расправе над группой заключенных негров в концентрационном лагере Брансуик в 'Джорджии, где пьяные стражники ради потехи убили семь и ранили шесть заключенных негров.

Специфически американским способом осуществления «правосудиям является суд Линча. Суд Линча — наглядное применение лозунга «разделяй и властвуй». Линчевания нужны американским эксплуататорским классам для того, чтобы заглушить классовую борьбу, чтобы отвести народный гнев в безопасное для них русло. Линчевания инспирируются, когда нарастает недовольство американских рабочих илиферме- ров; они направлены, с одной стороны, на то, чтобы навести страх на негров, а с другой — убедить белых рабочих и фермеров в том, что, хотя •они и бедствуют и находятся на самом низу социальной лестницы, они все же стоят выше негров и обладают всеми правами американских граждан, и в том числе «священным» правом линчевать негров.

Суд Линча — не стихийный акт разъяренной толпы, это преднамеренное убийство, подготовленное подстрекательством реакционной прессы и пособничеством полиции и властей. Организаторами судов < шича являются Ку-клукс-клан, Американский легион и другие фашистские организации, субсидируемые американскими монополистами. Цинизм американских реакционеров доходит до невероятных размеров, до анонсирования предстоящих линчеваний в газетах, до трансляции самосудов по радио. Согласно подсчетам ван Дейзена1, с 1889 по 1942 г. было линчевано 4707 человек, из них 3814 негров. Только за три года (с сентября 1945 г. по 1948 г.), по далеко не полным подсчетам, было линчевано свыше 50 негров — ветеранов второй мировой войны. Многочисленные убийства негров— бывших военнослужащих показывают определенную цель американских реакционеров — запугать самую свободомыслящую часть негритянского народа — негритянских солдат, вернувшихся из армии с твердым намерением осуществить свои демократические права.

Большинство убийств негров, совершенных за последнее время, носит ярко выраженный политический характер. Так, в декабре 1951 г. в Мимсе (Флорида) взрывом бомбы, брошенной в его дом, был убит негритянский общественный деятель Г. Мур и смертельно ранена его жена.

Нередко куклуксклановцы устраивают массовые негритянские погромы. В октябре 1946 г. негритянский погром произошел в Теннесси,, Причиной погрома послужило то, что группа негров спасла от линчевания ветерана второй мировой войны Джеймса Стефенсона и его мать. Полиция разоружила негров, и тогда банда оголтелых погромщиков ворвалась в негритянский квартал, разрушила и разграбила ряд домов, убила нескольких негров. Прибывшая к концу погрома полиция произвела аресты,, но не среди насильников, а среди защищавшихся негров. 100 негров было арестовано, двое убиты в местной тюрьме, 29 — осуждены местным судом за «попытку совершить убийство или за соучастие в такой попытке».

На примере погрома в Теннесси ясно видно сращивание американской полиции с погромными куклуксклановскими отрядами. Насилия поли» ции — новая, современная форма суда Линча. Достаточно сказать, что больше половины негров, убитых белыми в последнее время, было убито именно полицейскими. В 1949 г. засвидетельствовано свыше 30 случаев, убийства негров полицейскими.

Борьбу против судебной несправедливости и линчеваний негров ведут НАСПЦН, Конгресс борьбы за гражданские права (возглавляемый У. Паттерсоном) и другие организации. В последние годы в результате борьбы демократических сил число линчеваний несколько сократилось, однако специального законодательства против линчеваний в США до сих пор нет.