Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Негритянская буржуазия и интеллигенция. Негритянские организации
Этнография - Народы Америки

Особенностью классовой структуры негритянского населения является сравнительная малочисленность и слабость негритянской буржуазии: она составляет меньше 1 % всей американской буржуазии. Причина заключается не столько в том, что негритянская буржуазия молода, что она сформировалась как класс лишь в конце XIX в., сколько в том, что5 в силу политики сегрегации п дискриминации негров, негритянская буржуазия ограничена почти исключительно узким и бедным негритянским рынком. Но и здесь ей приходится выдерживать конкуренцию белой буржуазии, переступающей в погоне за прибылью «цветной барьер».

Еще до официальной отмены рабства существовала небольшая прослойка свободных негров, освобожденных за участие в американской революции, отпущенных на волю по завещанию, выкупленных северными филантропами или бежавших на Север. К началу гражданской войны, к 1861 г., из 4,4 млн. негров — 4 млн. были рабами, остальные 400 тыс.— свободными (free persons of color). Так как законы многих южных штатов либо вообще запрещали свободным неграм проживать на территории штата (Миссисипи, Алабама), либо ограничивали это право, основная масса свободных негров направлялась в северные штаты, особенно в штаты, гра ничащие с Канадой (Огайо, Мичиган, Иллинойс). Юридический и полити ческий статус свободных негров был различным в различных штатах, н в большинстве случаев свободные негры были политически бесправны, н могли выступать свидетелями в суде, не имели права голоса. Они занима лись ремеслом, мелкой торговлей, содержали небольшие трактиры и гости ницы, были среди них слуги, плотники, каменщики, прачки, портних] и т. д. Некоторые свободные негры сами имели рабов (некий Гудэы Бауэ] из Северной Каролины, например, в 1830 г. владел 44 рабами1) и был] такими же противниками отмены рабства, как и белые плантаторы Посл( отмены рабства большинство бывших свободных негров продолжал< заниматься ремеслом и торговлей. Из них и вырос уже к 80-м годам XIX в класс негритянской буржуазии.

Современная негритянская буржуазия почти не связана с производст вом. Это чаще — торговцы и посредники между капиталистическими моно полиями и неграми. У. 3. Фостер2 приводит следующие данные о занято сти негритянской буржуазии: 28 229 — владельцы парикмахерских, 24 571 — торговые агенты и коммивояжеры, 17 422 — владельцы магазинов и лавок, 11 263 — владельцы ресторанов, 3415 — владельцы похоронных бюро, 1000 — содержатели гостиниц, 907 — банкиры и финансиста и т. п.

Так как американские страховые компании не обслуживают негров, негритянская буржуазия создает свои. В 1939 г. в Америке насчитывалось 67 негритянских страховых компаний, в 1944 г.— 240. Большие прибыли получают негритянские похоронные бюро, процветают негритянские салоны красоты, а также предприятия, производящие различные косметические товары, средства для выпрямления волос, средства, якобы делающие кожу белее, и т. п. Немногочисленные негритянские богачи выдвинулись именно в этих областях.

Из-за ограниченности круга деятельности и недостатка капитала большинство негритянских предприятий — небольшие акционерные общества. Негритянские предприятия крайне нестойки, часто разоряются и в первую очередь страдают от кризисов и депрессий. Две трети негритянских предприятий, зарегистрированных в 1909 г., уже не существовали в 1929 г. В 1927 г. в Америке было 300 негритянских банков, а в 1944 г.— только 12. В 1947 г. неграм принадлежало 14 банков с общим капиталом 31         307 345 долларов.

Сложилась и негритянская интеллигенция. По переписи 1950 г., 120 тыс. негров занимались умственным трудом, из них 68 453 были учителями школ и преподавателями колледжей, 3530 — врачами, 1610 — зубными врачами, 1063 — адвокатами и судьями, 376 — журналистами и т. д. Кроме того, к лицам занимающимся умственным трудом, перепись относит 18 тыс. служителей культа3.

Выдерживать конкуренцию экономически более сильной белой буржуазии негритянской буржуазии трудно. Это способствует развитию национализма в среде негритянской буржуазии. Негритянский национализм нанес большой ущерб развитию освободительного движения негров, затушевывая классовые противоречия и классовую борьбу внутри негритянского народа, отвлекая негритянских трудящихся от единственно верного пути к освобождению — пути революционной классовой борьбы трудящихся всех национальностей против всех и всяческих эксплуататоров. Негритянские националисты призывали к сплочению всех негров, независимо от классовой принадлежности, а решение негритянского вопроса они часто видели в массовой обратной иммиграции в Африку и в создании там национального негритянского государства. Кульминационной точки негритянский национализм достиг после первой мировой войны в движении Марка Гарви. Одним из проявлений национализма вЗО-х годах была кампания, проходившая под лозунгом «Не покупайте там, где вас не нанимают!» («Don’t buy where you can’t work!»). Инициатором этой кампании выступала негритянская буржуазия, апеллировавшая к национальному самосознанию негритянских масс как к помощи в конкурентной экономической борьбе с белой буржуазией.

Другое течение, прямо противоположное по форме, но такое же буржуазное по содержанию, выражает стремление негритянской буржуазии приспособиться к условиям капиталистической Америки, стереть кастовые грани между белой и черной буржуазией. Родоначальником этого направления в буржуазной идеологии был известный негритянский общественный деятель, основатель негритянской промышленной школы в Таскиги (штат Алабама) Букер Вашингтон (1859—1915). Основные положения его очень несложной жизненной философии можно изложить следующим образом: белые плохо относятся только к тем неграм, которые ленятся и бездельничают. Негры должны показать белым, что они — полезные члены общества, тогда белые изменят свое отношение к ним. Для этого нужно добиться положения в обществе, обзавестись собственностью, открыть текущий счет в банке. Когда достаточное число негров добьется этого, негритянский вопрос решится сам собой1. Чтобы помочь неграм скорее стать «полезными членами общества», Б. Вашингтон создал в Таскиги школу для обучения негров различным ремеслам, а в 1900 г. основал Национальную лигу негритянских предпринимателей (National Negro business league), ставившую целью развитие в США отдельной негритянской экономики. Белые промышленники охотно поддержали эти начинания: им нужны были дешевые и умелые работники. Миллионер Джон Д. Рокфеллер стал даже патроном-покровителем Таскиги. Призыв Б. Вашингтона использовать каждую возможность заработать деньги понравился белой буржуазии как способ превращения негров в расу штрейкбрехеров, а совет заниматься своими делами и не мешаться в политику («выполнять получше свои обязанности и отложить на будущее осуществление своих прав») сделал философию Б. Вашингтона вполне приемлемой и для современных американских монополистов. В 40-х годах были переизданы книги Б. Вашингтона «От рабства к благам жизни» («Up from slavery»), «История негров» («The history of the Negro») и др., а биография и портреты Б. Вашингтона постоянно печатались реакционными журналами.

Первой значительной организацией негритянской буржуазии и интеллигенции было Ниагарское движение (Niagara movement, 1905), названное так по месту съезда. Ниагарское движение, выступившее с боевой программой объединения негров для борьбы против притеснений и дискриминации, слилось в 1910 г. с центральной негритянской организацией — Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН, National association for advancement of colored people). Это — крупнейшая в современной Америке негритянская организация. В конце 1946 г . она насчитывала в своих рядах до 500 тыс. членов2. У руководства ее находится представители средних классов и белые либералы. Но в настоя- | щее время, в условиях растущего освободительного движения негров, социальная база Национальной ассоциа- | ции расширилась, в нее вступило много трудящихся, с мнением кото- [ рых руководство вынуждено считаться. Председатель Национального ' совета Ассоциации — Чаннинг Тобиас, секре- I тарем до своей смерти в 1955 г. был Уолтер Уайт. Цель НАСПЦН—добиваться реформ и у лучше- , ния положения негров, выступать против вопиющих проявлений дискриминации, не затрагивая, однако, основ того общества, которое с неизбежностью порождает дискриминацию. На состоявшемся в июне 1953 г. 44-м национальном съезде организации была принята в целом прогрессивная программа с требованием отмены сегрегации в образовании, в защиту свободы мысли и свободы науки, против преследований прогрессивных организаций. В современной обстановке эта организация активно выступает в широком негритянском освободительном движении.

Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения издавала свой орган — журнал «Кризис», редактором которого вплоть до середины 30-х годов был У. Дюбуа — выдающийся негритянский ученый, писатель и общественный деятель. Дюбуа выдвигал в ту пору теорию «талантливых 10%» и возлагал все надежды на негритянскую интеллигенцию. Впоследствии он отказался от этой теории. В 1948 г. Дюбуа был исключен из руководства за несогласие с ее программой, а потом он и совсем вышел из Ассоциации. В настоящее время Дюбуа— один из руководителей Американского информационного бюро сторонников мира, член Всемирного Совета Мира. Вместе с другими руководителями бюро подвергался (в 1951 г. и позже) судебным преследованиям. За свою деятельность в защиту мира он удостоен Международной премии мира.

Из других негритянских организаций следует отметить Национальную городскую лигу (National urban league), основанную в 1911 г. В конце 1946 она насчитывала около 25 тыс. членов. В эту организацию входят также и белые. Она финансируется почти исключительно белой буржуазией и находится в тесном контакте с Департаментом труда США и с крупными промышленниками, применяющими негритянский труд. После первой мировой войны Лига поощряла миграцию негров из сельскохозяйственных областей в промышленные центры. «Лига занимается вопросами найма рабочей силы, жилищно-бытовых условий, медицинского обслуживания, отдыха и расовых взаимоотношений»1. В периоды острых классовых боен

Национальная городская лига пропагандировала классовое сотрудничество и выступала против Коммунистической партии и революционного движения в профсоюзах.

Современная негритянская буржуазия неоднородна по своему составу и по роли, которую она играет в негритянском освободительном движении. Небольшая прослойка крупной негритянской буржуазии тесно связана с американскими монополиями и оказывает на негритянские массы реакционное влияние. Другие группы негритянской буржуазии выступают по ряду вопросов совместно с негритянскими трудящимися.