Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Негры США: краткий исторический очерк
Этнография - Народы Америки

Начало ввоза рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки совпало со вступлением Англии в эпоху колониальных завоеваний,

Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке—Джемс- таун — было основано в 1607 г. Через двенадцать лет, в 1619 г. к берегам Северной Америки причалил первый корабль, привезший негров2.

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе'на юге Северной Америки, где на землях, раздаваемых королями своим приближенным, устраивались крупные земледельческие~хозяй- ства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге. Тем не менее, и в северных штатах имелись рабы, главным образом домашняя прислуга, сельскохозяйственные батраки и т. п.

Первые негры были привезены в Америку в качестве законтрактованных (indentured) работников, но очень скоро система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 г. в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 г. в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Так негры стали рабами.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.1.

Негритянские племена Африки находились на различных ступенях социального и экономического развития, имели свои обычаи и говорили на языках, распределявшихся по трем основным лингвистическим семьям— банту семито-хамитской и суданской2. У некоторых племен существовало рабство для военнопленных и преступников, а также рабство на экономической основе (долговое).

До конца XVII в. торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 г. эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 г., когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами. Негров ловили, покупали, на них обменивали товары, их грузили в зловонные трюмы кораблей и везли в Америку. Вся Африка превратилась, по выражению К. Маркса, в «заповедное поле охоты на чернокожих» 3. Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории (slave factories), куда партиями сгоняли рабов, связанных за шею веревками и скованных цепями. Здесь, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Документы показывают, что на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Закованных в кандалы негров загоняли в трюме на полки, расстояние между которыми было настолько мало, что на каждого человека приходилось пространства меньше, чем в гробу.

Рабы массами гибли в бараках факторий и во время перевозок. Но хотя на одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге — задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству,— торговцы рабами получали баснословные барыши: спрос на негров был так велик, а рабы были так дешевы и так быстро окупали себя. Негры были настолько дешевы, что плантаторам было выгоднее за короткий срок замучить раба на непосильной работе, чем эксплуатировать его дольше, но осмотрительнее. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях в некоторых районах Юга не превышала ше- сти-семи лет.

Рабовладение вначале развивалось медленно. Так, в 1670 г. в Виргинии было лишь около 2 тыс. рабов (примерно 5% всего населения). Но уже к 1715 г. рабы составляли около одной трети населения Виргинии, Северной и Южной Каролины и Мэриленда (46 тыс. из 123 тыс.). По мере роста плантационного хозяйства шло дальнейшее увеличение ввоза рабов. По данным Бюро переписи США, до 1 января 1808 г., когда ввоз рабов был запрещен законом, в Соединенные Штаты было ввезено около 400 тыс. негров. С начала XIX в. по 1860 г. число рабов с 893 тыс. увеличилось до 4 млн.

Несмотря на запрещение ввоза рабов в 1808 г., работорговля не прекратилась. Она просуществовала в скрытой форме вплоть до официального освобождения негров во время гражданской войны 1861—1865 гг. Негров ввозили теперь контрабандой, что еще больше увеличивало смертность при перевозке. Подсчитано, что с 1808 по 1860 г. в Соединенные Штаты было доставлено контрабандой около полумиллиона рабов. Предметом торговли стали, кроме того, негры, специально «выращиваемые» на продажу в некоторых рабовладельческих штатах Юга (особенно в Южной Каролине и Виргинии).

Буржуазные историки-расисты любят противопоставлять неграм индейцев — свободных охотников, умиравших, но не покорявшихся рабовладельцам. Из этого делается вывод, что рабство — естественное состояние негров. Однако уже самая посылка подобного противопоставления есть фальсификация истории. «Негр есть негр, лишь в определенных условиях он становится рабом»,— писал К. Маркс1. Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко негры поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры^ привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага — плантаторов. Так, уже в 1663 и 1687 гг. были раскрыты крупные заговоры негров в Виргинии, а в 1712 г. гарнизону Нью-Йорка с большим трудом удалось предотвратить захват города восставшими рабами- неграми. За период с 1663 по 1863 г., когда рабство негров было отменено, зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров2, в том числе такие крупные, как восстания под руководством Като (1739) в Стоно (Южная Каролина), Габриэля, иногда называемого по имени хозяина Габриэлем Проссером (1800), в Хенрико (Виргиния), Денмарка Вези (1822) в Чарлстоне (Южная Каролина) и Ната Тёрнера (1831) в Саутгемптоне (Виргиния).

Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам. «Вся общественная система в южных штатах,— замечает Ф. Фонер,— держалась на прямом подавлении негров силой оружия»1.

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Бегство требовало от негра большой смелости и мужества,— ведь если беглого раба ловили, ему отрубали уши, а иногда, если он оказывал вооруженное сопротивление, и руки, или клеймили его раскаленным железом. Тем не менее негры — мужчины, женщины и даже дети — бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII в. рабство было упразднено (см. ниже). По данным Г. Эптекера2, не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г. Число негров, погибших в дороге или схваченных и казненных рабовладельцами, никогда не будет известно.

Особенно массовыми стали побеги рабов с плантаций во время революции 1774—1783 гг. Негры сыграли важную роль в борьбе американских колоний против английского владычества. Джордж Вашингтон, долгое время не решавшийся вербовать негров в солдаты, в 1776 г. был вынужден прибегнуть к этой мере ввиду наступления англичан и общего тяжелого положения в стране. По некоторым подсчетам, в армии Вашингтона было не менее 5 тыс. негров, многие из которых отличились в борьбе: Крисп Аттакс, Питер Сэлем, Остин Дебни, Джеймс Армистед, Дебора Геннет и др. Негры-ветераны, освобожденные за военные заслуги от рао- ства, увеличили число свободных негров Севера и Юга. Но революция 1774—1783 гг. не решила вопроса о рабстве и его отмене. Новая конституция по существу исходила из признания рабства, что видно из ряда ее статей3. Под давлением рабовладельцев в 1793 г. был принят общенациональный закон о беглых рабах. Остальные вопросы о рабстве передавались на усмотрение отдельных штатов. Однако во время революции и вскоре после нее рабство было отменено в северных и северо-западных штатах.

Восстания рабов, их борьба за свое освобождение не только сеяли страх среди плантаторов; они будили сознание американцев, способствовали развитию широкого демократического движения, которое вместе с борьбой самих негров привело в конечном счете к ликвидации рабства.

Наиболее ранние выступления против рабства в Северной Америке восходят к концу XVII в. Их авторы — квакеры и представители некоторых других религиозных сект — отрицали рабство, как противоречащее принципам христианской религии и морали. В 1775 г. в Филадельфии было сформировано первое в Америке местное общество борьбы с рабством. Одним из организаторов общества был Вениамин Франклин. В 90-х годах XVIII в. подобные общества существовали уже во многих штатах. Но в начале XIX в. наблюдается некоторый упадок движения за освобождение негров, и получает широкое распространение иллюзия, что после запрещения ввоза рабов рабство должно угаснуть само собой. В действительности, однако, произошло иначе.

Изобретение хлопкоочистительной машины (джина), во много раз ускорившей очистку хлопка, вызвало подъем хлопководства и значительно увеличило спрос на рабов, а начало промышленного переворота в Европе, а затем и в Соединенных Штатах, еще более усилило спрос и на хлопок, и на рабов. Цена на раба с 300 долларов в 1795 г. возросла до 900 долларов в 1849 г. и до 1500—2000 долларов накануне гражданской войны. Резко усилилась интенсификация рабского труда и эксплуатация рабов.

Всё это привело к новому обострению классовых противоречий, к новому подъему освободительного движения негров и их белых союзников. Волна восстаний негров, охватившая в первой половине XJX в. весь юг США, была связана, кроме того, с революционным движением негров в Вест-Индии в конце XVIII и в начале XIX в. К 30-годам XIX в. относится формирование в США общенационального организованного аболиционистского движения (движения сторонников освобождения негров).

Выдающимися вождями аболиционистов были Уильям Ллойд Гаррисон и Фредерик Дуглас. Гаррисону (1805—1879) принадлежит заслуга создания в 1833 г. в Филадельфии Американского общества борьбы с рабством и целой сети аболиционистских обществ, число которых в 50-х годах XIX в. превышало 2 тыс. Американское общество борьбы с рабством объединяло и белых аболиционистов, и свободных негров. В декларации общества, принятой на съезде в Филадельфии в декабре 1833 г., говорилось, что рабство, в котором американцы держат своих сограждан, противоречит «принципам естественной справедливости, республиканской формы правления и христианской религии, подрывает благосостояние страны и угрожает миру, союзу и свободам штатов». Далее выдвигалось требование немедленного, без переселения в Африку, освобождения негров, путем «убеждения сограждан аргументами, обращенными к их разуму и совести»1.

Основное требование, содержащееся в декларации,— требование немедленного освобождения рабов без выкупа и без экспатриации—было революционным. Слабость программы общества — в непонимании реального пути освобождения негров, в отказе от политической борьбы и переоценке роли морального увещевания и пропаганды.

У.-Л. Гаррисон в течение 34 лет до 1865 г. издавал и редактировал центральный орган аболиционистов журнал «Освободитель»(«Liberator»), обличавший рабство и рабовладельцев. Первый номер журнала вышел в 1831 г., в год восстания рабов под руководством Ната Тёрнера.

Дуглас (1817—1895), прославленный вождь негритянского народа, был вице-президентом Общества борьбы с рабством. Его мать — негри- тянка-рабыня, отец — белый; сам Дуглас, его братья и сестры были рабами. В 1838 г. Дуглас бежал на Север и стал замечательным общественным деятелем — борцом за свой народ, за его политическую организацию, блестящим оратором и писателем. С 1838 г. Дуглас издавал наиболее популярную до гражданской войны газету «Северная звезда» («North star»), известную впоследствии как «Frederick Douglass’ paper».

Аболиционизм не был однородным движением. Здесь в единый демократический фронт слились и борьба фермеров и рабочих против рабовладения, и деятельность части северной промышленной буржуазии, заинтересованной в ликвидации рабства как экономически невыгодного, и искреннее возмущение либеральной, демократически настроенной интеллигенции позором рабства. Наиболее активными аболиционистами были сами негры. Между различными течениями в аболиционистском движении существовали серьезные разногласия по многим политическим вопросам, и, в частности, но вопросу о применении силы в борьбе против рабства— разногласия, приведшие позднее к расколу.

Деятельность аболиционистов протекала в обстановке террора и преследований со стороны плантаторов и их пособников. Нуяшо было незаурядное мужество, чтобы выступать против рабства не только в южных штатах, но и на Севере. Так, в 1837 г. в северном штате Иллинойс был убит видный аболиционист И. Ловджой.

Среди аболиционистов следует также назвать имена Уэнделла Филлипса, Гарриэт Бичер-Стоу, чей роман «Хижина дяди Тома» (1851) в значительной мере способствовал собиранию сил аболиционистов, и др. Большую роль в аболиционистском движении играли американские марксисты Иосиф Вейдемейер, Фридрих Зорге, Адольф Дуэ и др. Некоторые из них сражались в годы гражданской войны в рядах северян.

Значительный вклад в развитие аболиционистского движения внесли памфлеты и книги аболиционистов-негров: знаменитый «Призыв Уокера» («Walker’s appeal», 1829), звавший рабов к вооруженному восстанию, статьи и открытые письма Г. Гарнета, памфлеты У. Нелла, воззвание Ф. Дугласа «Требования негров, рассмотренные с точки зрения этнологии» («Claims оf Negroes ethnologically concerned», 1854) и др. У. У. Браун и Д. Пеннингтон ездили по городам США и других стран, ведя пропаганду против рабства и собирая средства, необходимые для борьбы.

Одна из замечательнейших фигур аболиционистского движения — бывшая рабыня Гарриэт Табмен, активнейшая участница «тайной дороги» (underground railway). «Тайная дорога» представляла собой цепь убежищ для беглых рабов по пути из рабовладельческих штатов в Канаду. В работе «тайной дороги» принимали участие тысячи негров и белых, многие из которых известны только под псевдонимами. Совершая поездку за поездкой из южных штатов на Север, Г. Табмен лично освободила из рабства свыше 300 негров и воодушевила на бегство тысячи. За голову Г. Табмен в 1856 г. плантаторы объявили награду в 40 тыс. долларов, но схватить ее не удалось. В период гражданской войны Г. Табмен сражалась в войсках северян и в партизанских отрядах.

К середине XIX в. рабство изжило себя. Изобретение прядильных машин, введение различных технических усовершенствований повысили производительность труда в промышленности и резко увеличили потребность в хлопке. Труд рабов, даже при условии жесточайшей его эксплуатации, оставался малопроизводительным, продуктивность его не соответствовала новым требованиям промышленности. Система рабства тормозила также развитие капитализма в США и образование единого внутреннего национального рынка. Отмена рабства стала, таким образом, необходимым условием для дальнейшего развития капитализма. Кроме того, отрицая за частью народа все человеческие права, система рабства являлась угрозой для благосостояния и гражданских свобод всего американского народа и вызывала растущий протест негров и широкое движение против рабства среди различных слоев американского населения.

Однако плантаторы не собирались добровольно отказаться от власти. В 1820 г., в результате Миссурийского компромисса, они добились установления границы рабства по 36°30' северной широты. В 1850 г. под нажимом плантаторов Конгресс принял новый закон о беглых рабах, гораздо более суровый, чем закон 1793 г. 1J а в 1854 г., благодаря биллю о        Канзасе и Небраске, предоставившему решение вопроса о рабстве на той или иной новой территории самим поселенцам, были уничтожены какие-либо юридические преграды для распространения рабства на всей территории США. Однако все это в свою очередь привело к усилению волнений рабов и к росту аболиционистского движения в десятилетие, предшествовавшее гражданской войне.

Предгрозовой вспышкой гражданской войны в Соединенных Штатах была гражданская война в Канзасе, за которой последовало восстание Джона Брауна (1859). Браун (1800—1859), белый фермер из Ричмонда (Огайо), видный аболиционист и деятель «тайной дороги», задумал со- вершить поход в Виргинию, поднять всеобщее восстание рабов и образовать в горах Мэриленда и Виргинии свободный штат как базу для борьбы за освобождение всех рабов. В ночь на 16 октября 1859 г. Браун с небольшим отрядом в 22 человека (из них пять негров) двинулся на г. Харперс- Ферри и захватил арсенал. Однако поход Джона Брауна оказался недостаточно подготовленным. Оставшись без поддержки, отряд Брауна был окружен и после ожесточенного сражения разгромлен. Тяжелораненный Джон Браун был захвачен в плен, обвинен в государственной измене и подстрекательстве рабов к мятежу и приговорен к повешению. В своей последней речи на суде Браун отверг все предъявленные ему обвинения и признал себя виновным только в одном — в намерении освободить рабов 2.

Казнь Джона Брауна вызвала взрыв возмущения во всем мире, и приблизила кризис, который разразился в 1861 г. Первый удар нанесли плантаторы: в 1860 г., после избрания президентом А. Линкольна, представителя Севера, они объявили о выходе ряда южных штатов из состава Союза, а в начале 1861 г. атаковали войска северян у форта Самтер. Так началась гражданская война Севера и Юга.

В гражданской войне 1861—1865 гг. стояли задачи буржуазно-демократического преобразования общества, уничтожения рабства и передачи политической и экономической власти по всей стране в руки промышленников Севера. В статье «Гражданская война в Северной Америке» К. Маркс охарактеризовал положение следующим образом: «Современная борьба между Югом и Севером есть... не что иное, как борьба двух социальных систем — системы рабства и системы свободного труда... Она может кончиться лишь победой одной из этих систем»3.

Война приняла затяжной характер из-за нерешительной политики правительства Авраама Линкольна, отражавшей реальные противоречия сил, столкнувшихся в войне, и в то же время колебания буржуазии. Основную цель войны Линкольн видел в сохранении союза штатов, в возвращении в союз 11 мятежных штатов Юга, а не в уничтожении рабства. И лишь когда северяне потерпели ряд поражений и обстановка на фронтах стала угрожающей, под давлением народных масс и при огромной активности самих негров Линкольн подписал закон о конфискации рабов плантаторов-мятежников (6 августа 1861 г.), о запрещении выдачи беглых рабов (31 марта 1862 г.) и об освобождении с выкупом негров в округе Колумбия (16 апреля 1862 г.). И, наконец, 22 сентября 1862 г. была опубликована историческая Прокламация об освобождении (Emancipation proclamation), по которой с 1 января 1863 г. все рабы в мятежных штатах, если мятеж не будет прекращен, получали свободу «отныне и навеки». С 1 января 1863 г. рабы, правда, только в отложившихся штатах, получили личную свободу.

После победы северян и освобождения негров важнейшим вопросом стал вопрос о перестройке всей политической и экономической жизни на Юге, вопрос о реконструкции Юга. В марте 1865 г. было учреждено Бюро по делам беженцев, освобожденных негров и покинутых земель (The Bureau of freedmen, refugees and abandoned lands) во главе с генералом О.-О. Говардом. В задачи Бюро входила всесторонняя помощь освобожденным неграм в новых для них условиях. Бюро просуществовало до 1868 г., и деятельность его имела большое положительное значение.

Однако негры были освобождены без выкупа, но и без земли, без средств к существованию. Крупное плантационное землевладение не было уничтожено, политическая власть рабовладельцев была лишь на некоторое время поколеблена, но не сломлена. И хотя негры сами с оружием в руках принимали участие в борьбе за свое освобождение, хотя свыше 200 тыс. негров сражалось в армии северян и 37 тыс. из них пали в этой войне,— негры не получили ни настоящей свободы, ни, тем более, равноправия. Освободившись от рабства у плантаторов, они попали в кабалу к тем же плантаторам и были вынуждены на кабальных условиях работать у своих прежних хозяев наемными рабочими или арендаторами. «Рабство отменено, да здравствует рабство!»,— так определил положение один из реакционных деятелей той эпохи.

После убийства Линкольна 14 апреля 1865 г. и прихода к власти Э. Джонсона, проводившего политику уступок по отношению к плантаторам, реакция в южных штатах вновь подняла голову. В 1865—1866 г. в различных штатах Юга были введены так называемые «черные кодексы» (Black codes), по существу восстанавливавшие рабство негров. Типичны, например, законы, принятые в 1865 г. в штате Миссисипи1. По этим законам неграм, под страхом пожизненного тюремного заключения, отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, урезывались гражданские свободы негров и ограничивалось их право владеть землей. Почти во всех южных штатах у негров оспаривалось избирательное право, и негры фактически устранялись от участия в политической жизни. Согласно закону о подмастерьях (Apprentice law), все негры — подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей (poor minors), отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям. Негры допускались только к самым тяжелым и грязным работам. Во многих штатах существовали законы о бродяжничестве (Vagrant laws), по которым негры, не занятые на постоянной работе, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады или насильственно возвращались на работу к прежним плантаторам. Законы о бродяжничестве применялись крайне широко, и им всегда давалось толкование, угодное плантаторам. В южных штатах процветала система кабального пеонажа, использования труда арестантов, которые часто приковывались к одной цепи и должны были выполнять работы по прокладке дорог или другие тяжелые работы, проводившиеся в том или ином штате. Была установлена также «система общественной изоляции и сегрегации (отделения) негров, система джим-кроуизма 2. Это значило, что негры могли селиться только в определенных, строго ограниченных районах, посещать только определенные и низшего разряда гостиницы, рестораны, театры, ездить только в вагонах с надписью «для цветных». Это означало тысячи мелких и крупных унижений, которым и поныне в той или иной степени подвергаются негры в современной Америке.

Результатом массового движения протеста как негров, так и белых республиканцев против «черных кодексов» и событий на Юге США было одобрение конгрессом 13-й поправки к конституции об отмене рабства (1865), 14-й поправки о гражданских правах негров (1868) и 15-й поправки об избирательных правах негров (1870). В 1867—1868 гг. конгресс утвердил законы о реконструкции Юга, в соответствии с которыми южные штаты разделялись на пять военных округов и там вводилась военная диктатура, осуществляемая войсками северян. Штаты избирали свои временные органы власти на основе всеобщего избирательного права (включая негров), причем конфедераты, бывшие активные участники мятежа, лишались права голоса. Негры оказались избранными в законодательные учреждения ряда штатов. Так, Г. Эптекер указывает1, что в штате Миссисипи после выборов 1870 г. в палате представителей было 30 негров, а в сенате — пять. «В 1866 г.,— пишет У. Фостер о Юге,— начинается десятилетие самого широкого демократического развития штатов, подобного которому не было ни до того, ни после»2. В этот период был проведен ряд прогрессивных буржуазно-демократических преобразований: установлены всеобщее избирательное право для мужчин и новые права для женщин, создана государственная школьная система и система обеспечения престарелых, введено гражданское равноправие, отменены «черные кодексы» и т. д.

Но основная задача революции — перераспределение земли, уничтожение плантационного хозяйства, а тем самым и политической и экономической мощи и засилия рабовладельцев,— решена не была. Это дало возможность реакции в южных штатах собрать силы и перейти в наступление. Начали создаваться многочисленные террористические группы, совершавшие убийства, избиения и другие акты насилия против негров и их белых союзников и разжигавшие расовую ненависть.

Одной из таких групп был Ку-клукс-клан, организованный в 1865 г. в Теннесси. Ку-клукс-клан3 возник как контрреволюционная террористическая организация рабовладельцев для подавления и запугивания освобожденных негров. Ку-клукс-клан был организацией тайной , деятельность его окружалась атмосферой загадочности, был принят ритуал масонских лож4. Одетые в ставшую традиционной форму — белые балахоны с прорезами для глаз и рта, с крестом на груди, темными ночами совершали «рыцари» Ку-клукс-клана свои кровавые и грязные дела — налеты, поджоги, убийства—и исчезали бесследно. Они убивали негров и прогрессивных белых деятелей, устраивали негритянские погромы. Один из наиболее кровавых погромов произошел в 1866 г. в Новом Орлеане.

Излюбленным методом куклуксклановцев было линчевание. Суд Линча 1 — самосуд, жестокая и кровавая расправа без суда. Линчевание — не просто убийство. Оно сопровождается самыми изощренными садистскими пытками и издевательствами над жертвой, которую обычно вешают или сжигают заживо, облив керосином или варом. Суд Линча был использован плантаторами для установления режима террора над освобожденными неграми. В 1871 г. террор Ку-клукс-клана достиг таких размеров, что президент У. Грант был вынужден назначить следствие и издать закон о запрещении Ку-клукс-клана. После этого Ку-клукс-клан ушел в подполье, но преступная деятельность его не прекратилась.

Добившись осуществления своих целей и боясь дальнейшего углубления революции, буржуазия Севера пошла на сделку с рабовладельцами для организации единого фронта против рабочего и фермерского движения и национально-освободительной борьбы негритянского народа. К 80-м годам XIX в. оформился сговор между капиталистами Севера и плантаторами Юга, который носит в истории название компромисса, или предательства, Хейса — Тильдена (1877). Хейс — кандидат в президенты от республиканской партии, партии северной буржуазии, получил поддержку плантаторов и был избран президентом после того, как обещал вывести с Юга войска северян. Этим компромиссом закончился период реконструкции.

Освобожденные негры оказались на Юге в крайне тяжёлых условиях. Американская буржуазия «... постаралась на почве «свободного» республиканско-демократического капитализма восстановить все возможное, сделать все возможное и невозможное для самого бесстыдного и подлого угнетения негров.. Замкнутость, заскорузлость, отсутствие свежего воздуха, какая-то тюрьма для «освобожденных» негров — вот что такое американский юг»,— писал В. И. Ленин2.

Большинство негров в качестве издольщиков продолжало работать на хлопковых полях и на фермах, часто принадлежавших прежним хозяевам или их детям. Система издольщины, сложившаяся в южных штатах после гражданской войны, полностью отдавала арендатора на милость землевладельца. У издольщика не было никакой собственности, ни земли, ни средств производства, ни скота, ни денег, ничего, кроме рабочих рук. Издольщики жили в глубокой нищете, платя плантатору за право пользоваться землей половину, а иногда и две трети урожая. Одновременно повсюду в южных штатах восстанавливаются «черные кодексы» и вводятся законы, под тем или иным предлогом лишающие негров избирательных и гражданских прав. Снова устанавливается сегрегация негров и белых в общественных местах, в школах и т. д.

Вступление США в стадию империализма ознаменовалось усилением реакции во всех областях жизни. Участились и антинегритянские выступления и погромы. Резко пошла вверх кривая линчеваний. Одновременно выступают погромщики от литературы (Диксон, Пейдж и др.), в произведениях которых содержались прямые призывы к расправе с неграми. Снова было пущено в ход испытанное идеологическое оружие рабовладельцев — «теория» превосходства белой расы. Реакционные силы капитализма находили всё новые формы порабощения негритянского населения, рассматривая его как источник сверхприбылей. К 1915 г. Ку- клукс-клан был реорганизован и превратился в орудие борьбы крупного капитала и монополий против коммунистов, профсоюзного движения, национально-освободительного движения негров и против других про- грессивных сил Америки.

В годы первой мировой войны, чтобы оправдать вступление США в империалистическую бойню и привлечь в армию негров, американская буржуазия провозгласила своей целью защиту мировой цивилизации, культуры и демократии от немецких варваров и обещала неграм коренным образом изменить их поЛжение после войны. Многие негры были обмануты этими обещаниями. Свыше 400 тыс. негров служило в американской армии во время первой мировой войны. Сотни американских негров получили высшие французские, бельгийские и американские награды за храбрость и отвагу. Но когда негритянские солдаты начинали понимать захватнические, несправедливые цели и сущность первой мировой войны, они отказывались плыть за океан и служить пушечным мясом ради интересов американских империалистов. Так, в августе 1917 г. восставшие солдаты негритянского полка в Хьюстоне (Техас) перебили офицеров и отказались ехать в Европу. Восстание было жестоко подавлено, многие негритянские солдаты расстреляны, а 200 солдат приговорены к долголетней каторге.

Когда война окончилась и солдаты-негры вернулись в Америку, там ничего для них не изменилось. Негров, поступивших во время войны на заводы и фабрики, теперь увольняли. В связи с кризисом послевоенного времени резко ухудшилось, в частности, положение негров-фермеров и сельскохозяйственных батраков. Многих вернувшихся из армии солдат-негров линчевали за то, что они посмели выходить на улицу в военных мундирах и при орденах. Напуганная все возрастающим гневом негритянского народа, американская буржуазия перешла к методам прямого насилия и инспирировала в 1917 и 1919 гг. массовые негритянские погромы, прокатившиеся по всей стране. Особенно кровопролитным был погром в Сент-Луисе летом 1917 г. В 1919 г. в Чикаго, где погромщики получили отпор со стороны негритянских рабочих и бывших солдат, происходили настоящие уличные бои.

Острое недовольство и возмущение негритянских солдат, мелкой буржуазии и части рабочих и батраков использовал авантюрист Марк Гарви, возглавивший движение негров за возвращение в Африку1. Реакционные утопические буржуазно-националистические лозунги Гарви — создание африканской негритянской империи, «Африка для африканцев»— не получили поддержки передовой части негритянского народа. Вскоре обнаружилось, что Гарви вступил в соглашение с Ку-клукс-кланом и добился его невмешательства в свои дела, объявив свою организацию антикоммунистической. Эти разоблачения вызвали массовый выход негров из гарвистских организаций. После ареста Гарви за махинации с общественными деньгами гарвизм постепенно сходит на нет. В 20-х годах негритянское националистическое движение ослабело в связи с вступлением Америки в период так называемого «просперити».

Кризис 1929—1933 гг., развернувшийся на базе общего кризиса капиталистической системы хозяйства, положил конец иллюзиям о прочности американского «процветания» и вызвал дальнейшее обострение классовой борьбы. В эти годы с большей чем когда-либо прежде четкостью в Америке происходит размежевание сил демократии и прогресса, с одной стороны, и сил реакции и фашизма — с другой. В США появляются многочисленные фашистские и профашистские организации и группы, снова идет вверх кривая линчеваний (по официальным данным, в 20-х годах зафиксировано 19—20 линчеваний в год, в 1631 г.—79, в 1934 г.—84), был провален в сенате из-за обструкции южных сенаторов закон против линчеваний (об изъятии дел о судах Линча из ведения судебных органов отдельных штатов и о передаче их федеральным властям и федеральному суду). Но 30-е годы были периодом растущей сплоченности и организованности американского рабочего класса, проявленных им в грандиозных массовых стачках. Это было время большой политической активности американского пролетариата и передовой интеллигенции, особенно в избирательных кампаниях 1932 и 1936 гг., когда Коммунистическая партия США выдвинула своих кандидатов Уильяма Фостера и негра-комму- ниста Джеймса Форда.

В 30-х годах меняется характер негритянского освободительного движения. До тех пор освободительное движение возглавляла негритянская буржуазия, которая стремилась направить его по ложному, буржуазнонационалистическому пути. Теперь вождем движения становится негритянский пролетариат, выросший в результате пролетаризации негров и передвижения их в промышленные районы Севера в годы первой мировой войны и после нее.

Впервые в широком рабочем движении 30-х годов негры-рабочие почувствовали себя частью американского рабочего класса. Их борьба против расовой дискриминации влилась в общий фронт борьбы против капиталистического рабства. Именно поэтому американские рабочие так горячо откликнулись на судебные процессы в Скотсборо (штат Алабама) в 1931 г. и в Атланте (Джорджия) в 1937 г. В 1931 г. в Скотсборо были приговорены к смертной казни по ложному обвинению в изнасиловании белых женщин девять негритянских юношей, младшему из которых было тринадцать лет, а старший едва достиг девятнадцати. Совместное выступление белых и черных рабочих, протест общественности всего мира заставил Верховный суд США пересмотреть дело; семеро юношей были освобождены, двое приговорены к тюремному заключению, но жизнь их была спасена.

В Атланте был осужден на 20 лет каторги по закону о преследовании за мятеж, введенному еще во время гражданской войны, негр-коммунист Энджело Херндон, организовавший в 1932 г. объединенную демонстрацию белых и черных безработных и провозгласивший классовую солидарность рабочих независимо от цвета кожи. Широкая кампания протеста со стороны рабочих Америки и всего мира заставила суд выпустить Херндона на поруки. В кратчайший срок была собрана в виде добровольных пожертвований сумма, необходимая для внесения залога. А в июле 1937 г. закон, по которому осудили Энджело Херндона, был признан неконституционным.

В 1936—1938 гг., когда в Испании шла борьба народа против фашистских мятежников, был создан Негритянский комитет помощи испанской демократии. В рядах добровольцев Интернациональной бригады сражалось много негров. Некоторые из них пали смертью героев в этой борьбе — Алонзо Уотсон,Оливер Лоу, Мильтон Херндон (брат Энджело Херндона)идр.

Большую разъяснительную и организационную работу вела среди негров в эти годы американская компартия — единственная партия, до конца последовательно защищающая интересы негритянского народа. По призыву компартии была проведена мощная демонстрация 6 марта 1930 г. и ряд других демонстраций белых и негритянских безработных. Коммунисты вовлекали негритянских рабочих и издольщиков в стачечное движение, вели борьбу в профсоюзах против дискриминации негров, проводимой реакционными лидерами, руководили кампаниями за освобождение юношей из Скотсборо и Энджело Херндона. Многочисленные книги и брошюры американских коммунистов популяризировали точку зрения компартии по негритянскому вопросу1.

В годы так называемого «нового курса» негры добились некоторых конкретных уступок от правительства Ф. Д. Рузвельта, который привлекал отдельных негров в государственный аппарат, правда на незначительные посты. Однако никаких существенных реформ правительство Рузвельта не провело — не были законодательно запрещены линчевания и сегрегация, не были отменены избирательный налог, существующий во многих штатах, и дискриминация негров и т. д.

Негры приняли участие во второй мировой войне; они ненавидели фашизм и его расистские теории и понимали, что если для них нет демократии сейчас, то еще хуже будет в случае победы фашизма. Большое значение имело также то обстоятельство, что США выступали во второй мировой войне в одном лагере с Советским Союзом — страной свободы и равноправия наций.

Около 1 млн. негров вступили или были призваны в армию в США в эту войну. В освободительной борьбе против фашизма негры показали себя прекрасными солдатами, многие из них были награждены орденами и медалями за воинскую доблесть. Однако политика расовой дискриминации, сегрегации и джим-кроуизма продолжала оставаться официальной политикой правящих кругов США. Негры подвергались дискриминации даже при призыве в армию и при прохождении службы. Они проходили военную службу в специальных частях, их старались не допускать в морские и летные школы, старались не дать им специальной квалификации. Так, из 19 тыс. негров, служивших во флоте, свыше 4 тыс. использовалось в качестве поваров и официантов, а остальные — на тяжелых нестроевых работах. Подсобной работой занимались в большинстве случаев и так называемые негритянские авиационные части. К концу второй мировой войны всего 8600 негров имели офицерские звания (из них: 1 генерал и 34 полковника и подполковника; высший чин негра во флоте — лейтенант).

Особенно усилилась дискриминация негров после окончания второй мировой войны в связи с общим наступлением реакции в США. 27 августа 1949 г. в Пикскилле, недалеко от Нью-Йорка, была совершена фашистская провокация против негритянского народа и солидарности американских трудящихся. В этот день банда фашистских хулиганов напала на зрителей, собравшихся послушать песни замечательного негритянского певца и прогрессивного общественного деятеля Поля Робсона, и хотела его линчевать. В течение целого вечера несколько десятков белых и негров самоотверженно отбивали атаки пьяных громил, действовавших- при попустительстве полиции. Однако наглая вылазка американских фашистов не запугала трудящихся. Ровно через неделю, 3 сентября, в Пикскилле состоялся концерт Поля Робсона, на котором присутствовало не менее 25 тыс. человек. Это было большой победой прогрессивных людей США. Концерт охраняли специальные отряды черных и белых рабочих-добровольцев, которые сорвали все попытки хулиганов помешать Робсону петь.

1955—1956 гг. отмечены новым подъемом борьбы негров за свободу и равноправие. Национально-освободительное движение негритянского народа — одно из наиболее широких демократических движений в современной Америке. Как указывалось в проекте резолюции XVI съезда Коммунистической партии США1, для современного этапа развития освободительного движения негров характерна, в частности, возросшая роль негритянского городского населения и негритянского пролетариата, укрепление связи с профсоюзным движением, перенесение центра борьбы на Юг, в цитадель расизма, где в связи с индустриализацией значительно выросла численность рабочих и где наряду с негритянскими рабочими в борьбу включаются широкие слои интеллигенции, священники и т. д. Очень популярен сейчас среди негров лозунг «Добиться свободы к 1963 г.» (т. е. к столетней годовщине освобождения от рабства). Показательные факты приведены, например, в статье Эсланды Робсон2. Негры активизируют борьбу во всех сферах жизни: переселяются из гетто в близлежащие «белые» районы, несмотря на яростное сопротивление Ку-клукс-клана, ведут упорную борьбу в профсоюзах и т. д. Негритянские политические деятели начали кампанию против конгрессменов- расистов, добиваясь их отзыва из конгресса.

Негры начали осознавать свою политическую силу. Все большее распространение получает сейчас возглавляемое священником М.-JI. Кингом движение за то, чтобы в президентских выборах 1960 г. приняло участие не менее 5 млн. негров южных штатов. Негры намерены воспользоваться своими политическими правами и заставить правительство отказаться от политики расовой дискриминации. Негры осознали и свою большую экономическую силу, с успехом использовав ее в экономических бойкотах. Превосходную выдержку и организованность показали, найри- мер, негры в Монтгомери (Алабама), где в течение года с декабря 1955 г. население бойкотировало автобусную компанию, проводившую дискриминацию в отношении негров. По всей стране устраивались митинги в поддержку негров Монтгомери и собирались средства. Местные власти арестовали и предали суду по обвинению в заговоре 90 руководителей бойкота, и в том числе всех негритянских священников города. Но ни сломить, ни запугать негров не удалось. Борьба завершилась победой негритянского населения Монтгомери, заставившего автобусную компанию в декабре 1956 г. отменить дискриминационные порядки и сегрегацию. Аналогичные бойкоты были проведены и в других городах Юга.

17 мая 1954 г., в итоге многолетней борьбы негров и всех демократических сил США, а также сильного давления со стороны мирового общественного мнения, Верховный суд США принял решение о запрещении расовой сегрегации в государственных школах. Однако осуществление этого решения было в основном предоставлено самим неграм.

В Вашингтоне и некоторых городах штатов Оклахома, Миссури, Кентукки и других удалось добиться известных успехов3. Но на крайнем Юге реакционные местные власти отказались выполнить решение Верховного суда, вследствие чего в южных штатах создалась чрезвычайно напряженная обстановка. В ряде городов произошли серьезные столкновения и для восстановления порядка были введены федеральные войска.

Тем не менее негры полны решимости добиться осуществления своих прав. Об этом свидетельствует, например, грандиозная демонстрация, состоявшаяся в Вашингтоне у памятника Линкольну 17 мая 1957 г., в день третьей годовщины принятия Верховным судом решения о запрещении сегрегации. В этот день в Вашингтон, чтобы выразить свой протест против антинегритянского террора в южных штатах и заявить о своей солидарности с борющимися за гражданские права и свободу, съехалось со всех концов страны свыше 50 тыс. негров.

Во всем мире стали известны события, разыгравшиеся в сентябре 1957 г. в Литл-Роке (штат Арканзас), где губернатор-расист Фобус попытался силой не допустить девять негритянских детей в школу, раньше принимавшую только белых. Действия Фобуса и бесчинства местных куклуксклановцев вызвали огромное возмущение по всей стране. В Литл- Рок были посланы федеральные войска. В течение трех месяцев негритянские школьники ходили в школу под охраной солдат, мужественно пробиваясь сквозь строй озверевших хулиганов, и одержали нелегкую победу.

На стороне американских негров — все честные люди США и всего мира, которые понимают, что борьба американских негров за свободу и равноправие является частью общей борьбы против империализма, расизма и колониального гнета, которая идет во всем мире.