Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Кино американцев. Аляска
Этнография - Народы Америки

Кинопромышленность США поставлена на широкую ногу и в основном сосредоточена в руках нескольких крупных фирм Голливуда. К ним относятся «Метро-Голдвин-Майер», «Парамаунт», «XX век — Фокс», «Юниверсал», «Юнайтед артистс», «Братья Уорнер», «РКО» и «Колумбия пикчерс». Эти фирмы получают огромные прибыли и выпускают или, как метко выражаются в Голливуде, «выстреливают» фильмы в поражающих количествах. Кинопредприниматели стандартизуют и технику съемки, и сами жанры выпускаемых кинокартин. Недаром американская киностатистика распределяет кинофильмы по категориям, стандартам. Фильмы-мелодрамы подразделяются следующим образом: «мелодрама-действие», «мелодрама таинственная», «мелодрама убийства», «мелодрама-шпионаж». Кроме мелодрам, имеются фильмы из жизни ковбоев и Дальнего Запада (westerns — от английского West — запад), драмы, комедии, фарсы, фильмы биографические, исторические, спортивные и т. д.

Идеологическая направленность большинства американских кинофильмов рассчитана на воспитание в народе определенных взглядов, на отвлечение зрителей от событий сегодняшнего дня. Многие из них сеют вредные иллюзии, протаскивая, где только можно, идею «равных возможностей», насаждают в массах дух расизма и презрения к неамериканским народам, возбуждают дурные инстинкты, демонстрируя всякие ужасы, сдобренные порнографией. Прогрессивные профсоюзные деятели в подобных картинах оказываются обязательно провокаторами, негры — глупы или жестоки, индейцы — свирепы и дики, иммигранты — просто какие-то неполноценные субъекты, только янки умны и удачливы. Чрезвычайное распространение за последнее время приобрели фильмы детективного характера и фильмы, рисующие всякого рода патологические переживания и болезни; фильмы о привидениях, чертях; фильмы с «ужасами», вызывающие болезненные ощущения, презрение к жизни, равнодушие к чужим страданиям, привычку видеть убийство и пр.

Имеется особая категория фильмов, которые на первый взгляд кажутся прямо-таки потрясающими основы. Достаточно вспомнить фильм «Сенатор», который шел на советских экранах. В этом фильме герой, молодой руководитель бойскаутов в одном из штатов Дальнего Запада, неожиданно для себя становится сенатором. В Вашингтоне он сталкивается со всякими темными махинациями, узнает грязную подоплеку политических дел. Все увиденное совершенно не укладывается в его простодушной голове. Этот «парень с Запада» решает бороться с мошенниками, показанными в фильме довольно реально, и, конечно, побеждает, так как его речь, длившаяся 24 часа, растрогала сердце одного из злодеев и тот публично раскаялся. «Разоблачительный» фильм оканчивается1 самой дешевой и вредной по идеологическому осмыслению мелодрамой.

Католическая церковь субсидирует выпуск фильмов, пропагандирующих католицизм, вроде «Песни Бернадетты», повествующей о «чуде» в Лурде в Пиренеях, или фильмов на библейские темы. От нее не отстает и протестантская церковь, создавшая особую комиссию для заказа картин в Голливуде. В 1947 г., судя по сообщениям газет, 7500 церквей имели свои киноустановки, 10 тыс. протестантских церквей заказали кинооборудование. Подобные фильмы смотрят миллионы американцев и, в особенности, молодежь, сознание которой ежедневно отравляют кино, телевидение, комиксы, журналы и газеты, где рекламируются фильмы и кинозвезды.

Есть в Америке художественные фильмы, прогрессивные по направлению, хотя выпуск их всячески затрудняется. В 30-х годах в Голливуде существовало несколько прогрессивных киноорганизаций («Фронтирс фильм», «Фильмы за демократию», «Антифашистская лига»), которые помогли американцам увидеть настоящие художественные фильмы. Среди активных участников этих организаций был и Поль Робсон. В годы второй мировой войны прогрессивные деятели кино создали такие прекрасные антифашистские фильмы, как «Табачная дорога», «Золя», «Лисички» и т. д.

Говоря об американском кино даже в кратком очерке, нельзя не вспомнить об Уолте Диснее — авторе изумительных по техническому исполнению мультипликационных фильмов, забавные герои которых вошли в мировую кинематографию (Микки Маус, Дональд Дэк, Кролик Освальд и многие другие). В 1923 г. Дисней открыл небольшую студию в Лос- Анжелесе. Его первая картина «Кролик Освальд». С появлением звукового а затем и цветного кино он выпустил огромное количество фильмов о маленьком забияке — Мышонке Микки, его подруге Минни, деревянном человечке Пиноккио, очаровательном олененке Бэмби. В 1935 г. Уолт Дисней был награжден орденом Почетного Легиона «за создание нового вида искусства, распространяющего доброжелательные чувства во всем мире», получил медаль Лиги Наций, награду на советском кинофестивале и другие награды на фестивалях в Венеции, Брюсселе. В Лос- Анжелесе создан детский парк, где воспроизведены герои фильмов Диснея, любимые американскими ребятами.

В октябре 1947 г. в Голливуде заседала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, обвинявшая прогрессивных деятелей Голливуда в «коммунистической пропаганде». В результате работы комиссии собралась конференция кинопромышленников и постановила «очистить» Голливуд от левых элементов. Множество прогрессивно настроенных деятелей кино было выброшено на улицу. Пришлось уехать и Чарли Чаплину, обличавшему фашизм — создателю чудесных фильмов о маленьком человеке, неудачливом бедняке («Новые времена», «Огни большого города» и др.), образ которого так противоречит официальной версии о мальчике-газетчике, который стал владельцем предприятия. Однако прогрессивные традиции в американском кино упорно пробивают себе дорогу в океане фильмов третьего сорта. Все чаще появляются фильмы, осуждающие войну, картины, в которых делается попытка ставить острые вопросы современности, среди них такие, например, как «Пылающий крест» (фильм, направленный против Ку-клукс-клана). «Независимое производственное объединение» и «Интернациональный союз шахтеров и рабочих плавильных заводов США», в которые вошли изгнанные из Голливуда режиссеры, сценаристы и артисты, выпустили фильм о стачке горняков. Фильм этот под названием «Соль земли», среди других американских фильмов, видели и советские зрители.

Аляска

Несколько обособленное положение занимает отделенная от Соединенных Штатов территорией Канады Аляска, объявленная в 1958 г. 49-м штатом США. Она приобретена правительством США у России в 1867 г. Аляска занимает площадь в 1500 тыс. км2, и значительная ее часть расположена за полярным кругом. Климат здесь довольно разнообразный: в северной части (выше 68° с. ш.) — суровый, арктический, с продолжительной (не менее десяти месяцев) зимой и коротким летом, во время которого часто бывают ветры, бури, снегопады; в районе Берингова моря — несколько мягче, в области внутренней Аляски — резко континентальный, с продолжительной и очень сухой зимой, коротким, но теплым летом; наконец, на юго-западе (Алеутские острова) и на юго- востоке Аляски — наиболее мягкий для здешних мест (средняя температура в январе —1°, в июне +12,6°). Гористая часть Аляски (ее юг и югск восток) является продолжением Скалистых гор. Аляскинский хребет тянется по южному побережью Аляски на 1000 км. Равнинную часть области пересекает р. Юкон, которая для Аляски имеет столь же важное значение, как Миссисипи для центральных равнин Северной Америки, Аляска богата полезными ископаемыми. Здесь есть уголь, мрамор, цветные металлы. Всемирноизвестны аляскинские золотые прииски.

Население Аляски слагается из самых различных элементов: прежде всего это коренные жители (индейцы, алеуты и эскимосы). Они в настоящее время составляют треть населения области. Пришлое население сосредоточено в городах или около предприятий добывающей промышленности. Фермерское население также группируется недалеко от крупных городов, которые оно обслуживает. В мелких селениях на р. Юконе и в прибрежных эскимосских селениях встречаются лишь одиночные представители пришлого населения: учителя школ, миссионеры, торговцы, сборщики налогов.

Огромные пространства Аляски очень мало населены. Во внутренней территории Аляски — вне города Фэрбенкса, военных баз и немногочисленных ферм — помимо эскимосов, пастухов при оленьих стадах и индейцев, проживают лишь около 8 тыс. трапперов, издавна там обосновавшихся; многие из них женаты на индианках. Основное занятие трапперов и в настоящее время— охота. Шкуры убитых животных они продают в ближайшие лавки торговых компаний. Местная крупная буржуазия на Аляске чрезвычайно немногочисленна. Почти все владельцы крупных промышленных предприятий Аляски — жители США. Они эксплуатируют 98% всех богатств Аляски. Местная буржуазия сейчас представлена преимущественно владельцами гостиниц, магазинов, фотографий и других сравнительно мелких предприятий.

Весной на Аляску ежегодно приезжают на заработки примерно 20 тыс. рабочих из США, которые осенью уезжают обратно, так как большинство предприятий как в рыбной, так и в добывающей промышленности носит сезонный характер. Сезонников оплачивают лучше, чем местных рабочих Аляски. Наличие такой «рабочей аристократии», которая к тому же и не проживает на Аляске, затрудняет рост политической сплоченности и сознательности среди пролетариата Аляски.

Города Аляски, расположенные в живописных местностях, часто привлекают большое количество туристов. Владельцы магазинов, гостиниц, даже города заманивают туристов рекламами. В рекламах для каждого города Аляски изобретено какое-нибудь заманчивое прозвище: Ситха — «красивейшее место на Аляске», Кадьяк — «мечта фотографа», Кетчикон — «первый город в Аляске», Фэрбенкс — «золотое сердце Аляски». Однако города эти не всегда достаточно благоустроены. В Фэрбенксе, университетском городе, улицы вымощены совсем недавно и не было современного водоснабжения; чистую воду продавали в бутылках, а из крана водопровода шла грязная, ржавая вода.

В столице Аляски г. Джуно находится аляскинский «Белый дом» с колоннами, в котором живет губернатор Аляски. В большом шестиэтажном доме помещаются правительственные учреждения; это дом стандартного типа, похожий на обычные современные американские постройки. На Аляске построено много военных аэродромов, баз и т. п.

Пришлое население Аляски потребляет почти исключительно привозимые из США припасы. США ежегодно ввозят в Аляску почти на 5 млн. долларов пищевых продуктов; продукты, как правило, консервированные. Очень немногие жители Аляски имеют возможность купить свежее продовольствие; оно есть только в больших городах, около которых расположены фермерские хозяйства. Все съестные припасы на Аляске стоят в несколько раз дороже, чем в США. Это относится и к промышленным товарам.

Одежда пришлого населения Аляски заметно отличается от той, какую носят в США. Многие поселенцы Аляски заимствовали одежду эскимосского типа. Довольно широкое распространение получила меховая одежда — парка и особенно меховая обувь. На улицах Фэрбенкса, а также и в других городах, многие ходят в эскимосской обуви. Некоторые американки пользуются мягкой эскимосской обувью вместо бот, надевая их на туфли.

Только с начала XX в. появились для детей пришлого населения начальные и средние школы. Обучение ведется по программам, примерно таким же, как в США. В 1922 г. в 9 км к северу от Фэрбенкса был открыт университет, в настоящее время имеющий несколько факультетов. Университет расположен в четырех каменных домах и восьми деревянных строениях различной величины; в них помещаются и общежития. Однако последних мало.

Чтобы иметь средства к существованию, многие студенты вынуждены работать в течение лета на фермах около Фэрбенкса, на горнодобывающих предприятиях, осенью — охотиться.