Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка и театр американцев
Этнография - Народы Америки

В англииских колониях по-разному относились к музыке. На Юге музыкальное дарование ценилосьвысоко, умение играть на каком-нибудь инструменте считалось признаком хорошего воспитания. Центром музыкальной жизни был город Чарлстон, где давались публичные концерты. Первый такой концерт состоялся в 1733 г.  народе звучали шотландские, ирландские, французские песни, на плантациях — негритянские спиричуэлзг.

Сильны были музыкальные традиции и в средних колониях. Особенно большой популярностью здесь пользовались немецкие хоры и музыканты в Бетлехеме (Пенсильвания). На их концерты приезжали Дж. Вашингтон, В. Франклин. В Нью-Йорке и Филадельфии в XVIII в. часто устраивались концерты. Ученый, общественный деятель и литератор, Вениамин Франклин увлекался музыкой. Он играл на арфе, виолончели и «гармонике»— инструменте своего собственного изобретения. Для этого инструмента сочиняли музыку Моцарт и Бетховен.

В колониях Новой Англии пуританские обычаи препятствовали развитию музыкальной жизни. Единственно, что разрешали себе строгие пуритане,— пение псалмов. Но так как музыкальное сопровождение отвергалось из-за того, что орган был непременным сопровождением католической церковной службы, пели по памяти. Очень скоро мотивы исказились, и тогда в сборниках гимнов появились ноты. Постепенно инструментальная музыка все-таки отвоевала себе место в церковной службе. Появились и свои композиторы, которые сочиняли музыку для гимнов.

С 20-х годов XVIII в. с ростом иммиграции все большее распространение получает светская музыка. Американские композиторы писали на злободневные волнующие всех темы: Ф. Гопкинс (1737—1797) создал аллегорическую оперу «Храм Минервы», прославлявшую союз Америки с республиканской Францией; У. Биллингс (1746—1800) писал песни и гимны, среди которых был и революционный гимн «Честер». До сих пор звучат в Америке песни С. Фостера, известные и за границей («Старый черный Джо», «О, Сусанна» и др.). Крупные композиторы, переселившиеся в США из Европы, оказали большое влияние на развитие музыкальной культуры страны. В крупных городах организовывались симфонические оркестры, музыкальные школы, а в 1883 г. в Нью-Йорке открылась Метрополитен-опера, на сцене которой выступали французские, итальянские и немецкие артисты. В середине XIX в. в США появились свои композиторы, которые использовали индейский фольклор, американскую тематику. Одной из первых американских опер была опера Г. Ф. Бристоу «Рип Ван Винкль» (1855) по знаменитой повести Вашингтона Ирвинга.

В произведениях Э. Макдоуэла, крупного американского композитора второй половины XIX — начала XX в. также звучали индейские и негритянские народные мелодии. И в эти годы большое влияние на творчество американских композиторов оказывает европейская музыка. Вместе с тем, ряд композиторов продолжают линию развития национальных традиций' (Ч. Айвс, Дж. Карпентер). В 1932 г. в Нью-Йрке был организован «коллектив композиторов» (А. Копленд, А. Адомян, С. Сиг- майстер), сыгравший большую роль в развитии современной прогрессивной музыки. Входившие в него композиторы создали немало опер, хоров, песен прогрессивного содержания, которые широко известны в Америке. Особенно популярны среди трудящихся масс в США песни Э. Робинсона (род. 1911) «Песни о Джо Хилле», «Баллады для американцев».

В годы первой мировой войны в США, а затем и во всех странах Европы вошла в моду джазовая музыка, преимущественно танцевальная. Успех первого негритянского оркестра, Дикси-ленд-джаз-банда, вызвал много подражателей, искажавших негритянскую музыку. Впоследствии стилистические приемы джаза были перенесены в симфоническую музыку. Дж. Гершвин (1898—1937) впервые использовал приемы джаза в своих произведениях (концерт «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», опера «Порги и Бесс», где негритянские мелодии переложены в джазовой манере).

Формалистическое направление в музыке, представленное переселившимися из Европы крупными музыкантами И. Стравинским, А. Шенбергом, Э. Кшенком и другими, оказало немалое воздействие на музыкальную жизнь страны. Так называемая «конкретная» музыка, музыка «электрофонная», из которой изгнана мелодия, наводняет своим грохотом, атональным ревом кино, телевидение, радио. Джазовые песенки легкого, а часто и циничного содержания звучат в ресторанах и дансингах, в парках, где культивируются танцы бесноватых — блек-боттом, буги-вуги, рок-н-ролл, отравляющие вкус широкой публики. Не способствуют развитию музыкальной культуры и так называемые «мыльные оперы». Реклама мыла, косметики, автомобилей, напитков и прочих товаров идет под музыку симфонических концертов и опер.

В США на всю страну имеется всего около десяти оперных театров, из них крупнейший — Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Условия, в которых приходится работать театру, очень тяжелы. От ликвидации его сласают пожертвования любителей музыки. Гастроли иностранных дирижеров, скрипачей, солистов привлекают большее, чем обычно, число слушателей. Среди американских артистов наиболее известны скрипач Иегуда Менухин, певица Мариан Андерсон — обладательница изумительного контральто, тенор Жан Пирс и, конечно, Поль Робсон, пользующийся любовью и уважением трудящихся Америки и многих стран далеко за ее пределами. Всемирное признание получило мастерство молодого американского пианиста Вана-Клиберна, получившего первую премию на конкурсе имени П. И. Чайковского в 1958 г. в Москве.

Как правило, творчество крупных артистов питается в большой степени народным музыкальным фольклором, народной музыкой, которая в США чрезвычайно богата и разнообразна.

Жизнь трудового народа на протяжении всей истории США дала много тем для музыкального народного творчества: песни-баллады времен колонизации, ковбойские ритмические песни, песни золотоискателей и строителей дорог рассказывают о труде и заботах, тяжелой судьбе или удачах. Очень ярки песни золотоискателей времен золотой лихорадки, передающие всю тщету надежд на удачу для бедного труженика.

Четыре долгих года с тех пор прошло,

Как я попал в эту страну В поисках золота среди скал и песка.

И я все еще, по правде сказать.

Так же беден1.

Столь же красноречива песня фермера, записанная в Иллинойсе в начале 90-х годов XIX в.:

Когда фермер приезжает в город В своей поломанной повозке,

О, фермер — человек, который всех их кормит,

Если вы только посмотрите на него,

Я уверен, вы согласитесь,

Что фермер — человек, который всех их кормит Фермер — человек,

Фермер— человек,

Который живет в кредит до тех пор,

Пока не разорится.

Тогда они берут его за руку И выгоняют с земли,

А посредник—человек, который все получает2.

Большинство многочисленных народов США бережно хранит музыкальное богатство своих предков. Множество певческих обществ, народных оркестров и ансамблей имеется по всей стране. То же с народными танцами. В сельских местностях почти не танцуют танго, фокстрот и другие порождения джаза. Танцы разных народов в Америке несколько видоизменились. Старинный французский менуэт постепенно превратился в «Сквер дане»—деревенскую кадриль. Многие танцы сопровождаются песнями. Таков «Ламбетуок», привезенный из Англии. Живут и танцы других народов. Украинский гопак пляшут молодые фермеры не только украинского происхождения. Американцы эстонского, латышского, норвежского, польского происхождения помнят пляски родины своих предков. О сохранении в быту народных танцев заботятся различные национальные общества и клубы.

Театр

На эту сторону жизни американского народа долгое время оказывали влияние традиции протестантской религии и активное противодействие проповедников театральным зрелищам. На развлечения, даже на театр, смотрели как на нечто недозволенное, отсюда и несколько пренебрежительное в прошлом отношение и к театру, и к актерам как к людям, занимающимся неблаговидным делом. Забросать непонравившегося артиста тухлыми яйцами или вывалять в тесте и перьях и протащить по городу на потеху публике считалось делом почти что обыкновенным. И все же театр постепенно завоевывал любовь народа. Сначала это были европейские труппы. В XVIII         в., после окончания войны за независимость возникла отечественная драматургия. Американский театр начал свою историю с небольших передвижных трупп, в которые обычно входили актерские семьи. В конце XIX       в. появились стационарные театры — чаще всего акционерные компании с крупными актерами во главе.

Драматургия второй половины XIX в. представлена такими именами, как Б. Хоуард, Ф. Брет Гарт и другие. Затем реалистические тенденции, связанные с именами этих драматургов, были вытеснены детективными, псевдоисторическими, экзотическими пьесами.

Американцы говорят, что в США нет американского театра, а есть нью-йоркский театр. Если бы нью-йоркские театры не совершали турне по стране, то во многих местностях публика никогда не увидела бы игры профессиональных актеров, настолько незначительна театральная жизнь вне Нью-Йорка. Кино и телевидение вытесняют театр, отнимают у него и зрителей и артистов. Талантливые и известные артисты переходят в Голливуд в погоне за короткой, но шумной славой кинозвезды.

Театр в США находится в руках монопольных организаций. Известны театральные концерны—фирмы Шубертов, Сельвина, Вудза, а также театральные «гильдии», являющиеся трестами, получающими огромные доходы от своих «предприятий».

Вокруг театра идет ожесточенная борьба разных направлений. Одни под прикрытием громких слов о народном театре ратуют за возвращение к средневековой мистерии; другие видят будущее театра в мюзик-холле; третьи проповедуют изгнание из театральной постановки «среды», смещение исторических рамок, а некоторые пропагандируют искусство для искусства. Вся эта разноголосица отражает стремление увести театр от реализма, сделать его орудием реакции, проводником упадочнических идей, пропагандистом «американизма», изгнать из театра серьезное искусство. Пьесы Шекспира, Шоу и других классиков или сходят с американской сцены, или постановки совершенно искажают их смысл. Место классиков занимают Могэм, О'Нейл, Рискин, блестяще поставленные и пустые по содержанию обозрения (шоуз — shows), рекламирующие какой-нибудь товар. Многие американские драматурги и актеры справедливо жалуются на то, что театр превратился в обычный бизнес. Публике преподносят идеологически глубоко вредные пьесы, назначение которых— примирить обывателя с существующим положением, доказать безнадежность борьбы и в то же время внушить ему, что Америка — лучшая страна в мире. Главное в такой постановке — ее оформление. Существует даже выражение «хорошо одетый спектакль». Совершенно подавить прогрессивное направление реакционерам от театра не удается. Как протест против засилия в коммерческих театрах Бродвея халтуры и делячества возникают и укрепляются театры, выдвигающие пьесы серьезного жанра; чаще всего это театры, выросшие из любительских кружков.

На базе театра любителей и актеров-профессионалов («Театр актеров Вашингтонской площади») был создан в 1919 г. театр «Гилд», который ставил в 20-х годах пьесы классиков мировой драматургии (Г. Ибсена, JI. Толстого, Б. Шоу и др.). К этой же группе принадлежали и так называемые государственные театры, созданные на правительственную субсидию для безработных актеров (1935—1936). В 20-х годах появилось много негритянских театров. Однако большинство из них не выдержало конкуренции кино и блестящих обозрений. Иные театры прогорели, другие стали коммерческими.

Огромное значение имеют возникающие в великом множестве по всей стране университетские, рабочие, школьные драматические кружки, которые отражают тягу американской молодежи, простого народа к искусству. В репертуаре самодеятельных театров и кружков среди современных бессодержательных пьес, чаще чем в театрах Нью-Йорка, появляются классические пьесы. Эти театры зачастую не имеют помещения, дают спектакли в амбарах (летние театры студентов так и прозваны «амбарными театрами»), на открытом воздухе; актеры-любители сами мастерят декорации, костюмы. В 1933 г.— в год кризиса артисты в г. Абингдоне (Виргиния) работали за продовольствие. Театр, организованный на кооперативных началах, получил название «Barter theater» (обменный театр). Число таких театров множится, и публика посещает их с удовольствием

В годы второй мировой войны повышенный интерес ко всему русскому, антифашистские настроения в массах вызвали тягу к русскому театру, русской тематике. Мос Харт написала пьесу «Крылатая победа», Лилиан Хеллман—киносценарий «Северная звезда», переработанный в^пьесу и поставленный и в театре. Большим успехом у американских зрителей пользовались пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, К. М. Симонова, Л. М. Леонова. Реакционной послевоенной пропаганде коммерческого театра противостоит деятельность новых прогрессивных театров— «Народной драмы», «Объединенного театра», Гарлемского и др. Они смело ставили пьесы американских писателей А. Мальца, Д. Трамбо и многие другие.