Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Религия. Церкви и секты американцев
Этнография - Народы Америки

Официально в США нет ни государственной религии, ни государственной церкви. По конституции США, каждый гражданин США вправе исповедовать любую религию (1-я поправка в конституции, в «Ьилле о правах», принятом в 1791 г.). Однако в конституциях отдельных штатов очень долго сохранялось признание той или иной господствующей церкви. По конституции штата Массачусетс, до 1822 г. избирательным правом пользовались лишь лица, принадлежавшие к пуританской церкви; в Пенсильвании для занятия официальной должности требовалась вера в Ветхий и Новый завет. Правда, с 1790 г. требования несколько смягчились, достаточно было слыть верующим в бога.

Законами штатов устанавливались ограничения для католиков, для людей, исповедовавших иудаизм, а в некоторых штатах — для атеистов.

В США насчитывается 265 вероисповеданий, сект и толков. Среди них есть мелкие (от нескольких десятков и менее последователей; секта «Первобытных друзей», например, состоит из 14 человек) и крупные, число последователей которых доходит до десятков миллионов.

Обилие различных церквей и сект в США связано с этнической историей страны, которую заселяли люди самых различных национальностей и вероисповеданий. Обращает на себя внимание множество протестантских толков. Здесь и методисты, и лютеране, и пресвитериане,и меннониты, и многие, многие другие — это наследие религиозных гонений и войн в Европе XVII—XVIII вв. Но среди ранних поселенцев были и католики, искавшие, как и их противники, в Америке убежища от преследований протестантов (английские католики в годы царствования Якова Стюарта, ирландцы при Кромвеле и др.).

Более поздняя иммиграция из Ирландии, а также из Восточной и Южной Европы, Италии и Польши тоже увеличивала католическое население страны.

Уже в XIX в. в США жили представители почти всех религий мира. И все же наиболее многочисленны по числу приверженцев протестантские церкви (всего 41,9 млн. верующих из общего числа учтенных членов религиозных общин в 72,5 млн.; из них 16 335 тыс. баптистов, И 656 тыс. методистов, 6410 тыс. лютеран и 6110 пресвитериан), католическая (61 4/о тыс. верующих) и иудаистская (5 млн. человек). Они- то и оказывают наибольшее влияние на политическую, экономическую и «кз’льтурную жизнь страны.

Основной- социальной базой протестантских сект считается средняя и мелкая буржуазия, фермеры. Католическая церковь более широко охватывает рабочих (среди которых очень много лиц ирландского, польского, французского, итальянского происхождения). Принадлежность к некоторым сектам протестантской церкви рассматривается как признак хорошего тона и высокого общественного положения. Такова епископальная церковь, унитарианская и конгрегационалистская секты в Новой Англии, голландская реформатская церковь в штате Нью-Йорк, или пресвитерианская в штатах Среднего Запада. Кдк правило, потомки «старых американцев» (old americans), причисляющие себя к англосаксам, принадлежат к тому или иному толку протестантской церкви (епископальной, баптистской, методистской, пресвитерианской). Негры тоже в основном протестанты, но у них свои секты, отдельно от белых.

Протестантское вероучение в прошлом, на протяжении всей истории английских колоний в Америке и истории США, было наиболее удобным для буржуазии. Его догмы наложили сильный отпечаток на идеологию многих рядовых американцев. «Протестантская этика», в частности кальвинистское учение о «предопределении», широко привилось в Америке. Согласно этому учению, бог предопределил судьбу людей, одних — к вечному спасению, других — к вечному осуждению, но человек не может знать, какое именно из этих предопределений его ждет. При жизни он должен стремиться к успеху в деловой жизни, в промышленности, земледелии или торговле, и достижение успеха будет внешним признаком благодати божьей, признаком праведности. Таким образом, погоня за богатством угодна богу. Человек должен все время увеличивать свой капитал.

Католическая церковь приобретает в США все большую силу. Объявив себя церковью угнетенных национальных меньшинств и иммигрантов, она развивает энергичную миссионерскую деятельность и среди американских индейцев, треть которых — католики. Прежде католицизм в Америке, в особенности в южных штатах, считался «неамериканской» религией и католики подвергались преследованиям со стороны националистических организаций. Но в последнее время положение изменилось. Правящие круги Америки имеют в лице католической церкви и Ватикана опытного союзника в Европе. 80% всех пожертвований Ватикан получает из США, а американский католицизм превратился в наиболее мощную из всех католических организаций мира. Кардинал Нью-Йоркский Спеллман, пользующийся поддержкой государственного департамента США, является фактическим главой католической церкви, диктующим Ватикану волю Уолл-стрита.

Католическая церковь и Ватикан поставили весь свой опыт и свои организации на службу американскому империализму. Они прилагают все усилия к тому, чтобы идеологически обосновать и оправдать захватническую политику США на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке и в других зонах. Крупные организации промышленников охотно сотрудничают с церковными организациями и финансируют их для борьбы с прогрессивным движением в своей стране.

Интересно распределение католиков по стране. Менее всего их в южных штатах; они составляют большинство лишь в Луизиане (потомки французских переселенцев), в Техасе (мексиканцы) и Кентукки. В то же время в северных и западных штатах, основателями которых были люди самых различных религиозных воззрений и куда поступал наиболее мощный и пестрый в национальном и религиозном отношении приток иммигрантов, число католиков относительно велико. Основная масса католиков сосредоточивается в крупных городах — Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Иудаизм также распространен главным образом в больших городах восточных штатов.

Помимо многочисленных христианских сект, принесенных в Америку из Европы, на чисто американской почве возникло много мелких, а также две крупные новые секты: «Христианская наука» и секта мормонов. «Христианская наука», основанная Марией Бэкер в 1892 г. и насчитывающая сейчас около 300 тыс. приверженцев, проповедует идею вечности и реальности духа и иллюзорности материи. Более интересны мормоны как специфически американское явление. Официальное название секты «Church of Jesus Christ of latter day Saints» («Церковь Иисуса Христа святых последнего дня»). Она была основана около 1830 г. некиим Джозефом Смитом, который объявил о якобы найденной им «Книге Мормона», повествующей об истории «американских израильтян», попавших в Америку много веков назад1. Смит объявил себя пророком церкви мормонов и создал сложный аппарат для поддержания своей власти. Он провозгласил догмат о дозволенности многоженства, которое практиковалось руководителями мормонов и раньше. В общине произошел по этому вопросу раскол, и Смит жестоко расправился с недовольными. Он был заключен в тюрьму и затем убит ворвавшейся в тюрьму толпой. После его смерти мормоны были изгнаны из г. Индепенденса, где они было обосновались. В 1846—1848 гг. под предводительством Брайама Юнга, своего нового пророка, они переселились в штат Юта на берега Большого Соленого озера. Здесь ими был построен большой город Солт-Лейк-Сити, неплодородные земли превращены в цветущие поля. Но порядки в секте были варварскими. Мормоны должны были слепо подчиняться главе секты, и самым тяжелым грехом объявлялось непослушание ему. Малейшее неповиновение каралось тайными отрядами «ангелов-мстителей». Сам Юнг скопил огромное состояние, и в 1850 г. президент США Филлмор назначил его губернатором территории Юта. До 1870 г. в секте процветало многоженство; отмена его была вызвана тем, что территорию, где жили мормоны не принимали без этого условия в федерацию США на правах штата.

В США процветают секты, поражающие дикостью и изуверством своих обычаев. К ним принадлежит секта «святой веры» (в графстве Уайз штата Вирджиния). Приверженцы этой секты берут в руки ядовитых змей, пьют отравленную воду; тот, кто после таких испытаний остается в живых, получает при жизни звание «святого». Последователи «секты прыгунов» (или шейкеров2) скачут до изнеможения, приводя себя в исступление.

Загнивание американского капитализма и в связи с этим усиление реакции в стране отразились и в области религии. Около 1920 jv в церквах и сектах США возникло два течения — фундаменталистов и модернистов. Первые, отражая интересы наиболее реакционно настроенной части американской буржуазии и духовенства, пытались противопоставить угрозе растущего «неверия» незыблемый авторитет библии, проповедуя слепое принятие на веру всех христианских догматов. Вторые, напротив, пытались сгладить противоречия между нелепыми религиозными сказками (вроде догмата о непорочном зачатии и плотском «воскресении» в день «страшного суда») и данными науки. Верх взяли фундаменталисты; на модернистов начались гонения. На генеральной ассамблее пресвитерианцев в Принстоне (1925) только 1,5% всех священников осмелились выступить с просьбой о разрешении более либерального толкования некоторых религиозных догматов. Одержав победу в церкви, фундаменталисты повели наступление на школу и просвещение. В южных штатах закон запретил преподавание эволюционного учения. Учитель Джон Скопе из г. Дейтона (штат Теннесси) был осужден в 1925 г. за преподавание учения Дарвина. Судебный процесс в Дейтоне получил многозначительное прозвище «обезьяньего».

В противовес фундаментализму, идущему напролом и действующему грубым насилием, те, кто причисляет себя к модернистскому течению, используют более гибкие, демагогические средства. Они стараются модернизировать религию и культ, привлекая публику рекламой чисто американского характера, ничем не отличающейся от рекламы ресторанов, кабаре, кино. По улицам шествуют люди-сандвичи с плакатами на груди и спине: «Приготовьтесь встретить бога. Ступайте в церковь методистов! Всегда необыкновенные аттракционы! Сегодня у нас счастливое воскресенье!». В церкви методистского священника Рейснера выступали известные чемпионы спорта, кинозвезды, цирковые артисты, при церкви был открыт биллиард, прихожане не пели, а насвистывали религиозные гимны. У Рейснера нашлись последователи.

Католические священники время от времени устраивают «чудеса». В конце 1940 г. в Нью-Йорке появился «святой» мальчик, итальянец Джо Витоло, которого якобы посетила богоматерь, обещав явиться всенародно в определенный день. Тысячи доверчивых людей с нетерпением ожидали чуда на пустыре возле дома Джо; когда же чуда не последовало, полиция еле спасла «святого» от гнева обманутых паломников.

Особые старания прилагают церкви всех толков для воздействия на учащуюся молодежь. Несмотря на то, что официально церковь в Америке отделена от государства, в школах многих штатов преподают религиозные предметы. Кроме того, церковные организации имеют свои учебные заведения. Самой многочисленной их сетью обладает католическая церковь: в 1950 г. в католических колледжах и университетах обучалось 35 тыс. студентов, 25 тыс. в семинариях, 100 тыс. в специальных школах и институтах и 10 тыс. в нормальных школах1. Протестантских учебных заведений гораздо меньше, общее число учащихся в них — 800 тыс. Отчасти это объясняется тем, что протестантское вероучение достаточно много излагается в светских школах. Существуют также воскресные школы и многочисленные молодежные организации, контролируемые церковью (Христианская ассоциация молодых людей, Христианская ассоциация молодых женщин и многие другие, менее значительные). Протестантские секты южных штатов связаны с Ку-клукс-кланом, католическая церковь поддерживает тесные отношения с другой фашистской организацией — «Рыцари Колумба», опираясь на эти террористические союзы для вящего поддержания авторитета церкви.

Для усиления религиозной пропаганды ряд крупнейших религиозных организаций США решил в 20-х годах покончить с постоянной грызней между сектами. В 1928 г. была создана «Национальная конфедерация христиан и евреев»—. межцерковный совет протестантов, католиков и-евреев. Отдельные церковные организации устраивают братания представителей самых различных религий (включая ислам, индуизм и др.), обставляя их с большой торжественностью. Проводится слияние близких друг другу протестантских толков: так, большая часть протестантских общин примкнула к «федеральному совету христианских церквей в Америке», объединившему около 25 млн. протестантов, Все это делается для укрепления влияния церкви на массы.

Американское население опутано сетью разнообразных суеверий. Вера в спиритизм, колдовство и амулеты, в предсказания будущего до сих пор отягчает сознание не только невежественных, неграмотных людей, но разделяется многими интеллигентами. В дни кризиса 1930 г. бизнесмены на нью-йоркской бирже носили на пиджаках особые значки с надписью «Дела идут хорошо». Студенты американских колледжей носят амулеты (часто купленные у индейцев), якобы приносящие удачу на экзаменах. Большой популярностью пользуются многочисленные предсказатели — астрологи, спириты. Распространен автомат-предсказатель; пытающий судьбу опускает в него мелкую монету («никель») и получает «исчерпывающий прогноз» на будущее.

Для «среднего американца» принадлежность к той или иной религиозной общине является мерилом общественного веса человека. Церковные организации США обладают большой властью, которую распространяют на все стороны жизни. Церковная община крепко держит своих членов, играя на их политических и экономических нуждах, создавая общественное мнение. И хотя для многих американцев принадлежность к церковной общине — дело чисто формальное, они не осмеливаются с ней порвать.

Все же, вопреки усиленной деятельности религиозных организаций, располагающих большими средствами для удержания верующих, замечается медленный, но неуклонный отход американцев от религии. Быстрее всего падает, по-видимому, влияние иудаизма, с его крайне обременительными бытовыми запретами. Однако наблюдается отход и от тех религий, которые хорошо приспособляются к капиталистической действительности. Здесь отход трудящихся от религии вызывается ростом ^сознательности, пониманием классовой эксплуататорской роли религии.

В середине 20-х годов было подсчитано, что протестантские церкви теряют ежегодно около полумиллиона своих приверженцев.