Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Положение женщины в США. Воспитание молодежи. Отдых и развлечения
Этнография - Народы Америки

Формально американские женщины добились довольно высокого положения в обществе. По конституции, они с 1919 г. получили избирательные права, и в этом отношении приравнены в правах к мужчинам. В общественной жизни женщины, особенно из среды буржуазии и интеллигенции, проявляют большую активность. Они участвуют в различных общественных организациях, в политической жизни, имеют право на получение высшего образования.

Тем не менее действительного равенства женщин с мужчинами в Америке все же нет. Несмотря на все достижения американского женского движения, целью которого было добиться женского равноправия (суфражистское движение), и в общественной жизни, и на производстве, и в семье трудящаяся американка встречается со всякими ограничениями.

Буржуазное общество ставит на пути американской женщины многочисленные преграды, унижая ее человеческое достоинство. Преграды эти не одинаковы для разных классов; женщины из среды крупной буржуазии ощущают их в меньшей степени, но и для них существуют определенные ограничения, стесняющие их свободу.

Хотя американские женщины получили после многолетней борьбы избирательные права, осуществить их оказалось нелегко. С 1917 по 1945 г. в конгрессе было всего 38 женщин1. В последнем составе конгресса 17 женщин-депутатов.

На производстве и в учреждениях женщине недоступен целый ряд должностей, женщины не во всех штатах имеют возможность заниматься некоторыми профессиями. Так, в 33 штатах сохраняются статьи конституции, по которым женщины не допускаются к юридической практике; в 19 штатах женщина не может быть избрана присяжным заседателем; в некоторых штатах замужние женщины не имеют права заниматься преподаванием; в штатах Делавэр, Нью-Гэмпшир, Северная и Южная Каролина, Юта и Невада женщина вообще не может заниматься никакой работой без согласия мужа; в штате Аризона жена по закону обязана отдавать весь свой заработок мужу и т. д.2 Есть штаты, по законам которых женщины не имеют права заключать какие-либо договоры. Почти во всех штатах права замужней женщины ущемлены в пользу ее мужа. В некоторых штатах при разводе женщина теряет все права на семейное недвижимое имущество. В штатах Аризона, Калифорния, Луизиана и других муж получает полный контроль над общей семейной собственностью, независимо от вклада жены. В 41 штате муж по закону имеет право потребовать возвращения ушедшей от него жены. В штате Алабама до сих пор существует издевательский закон, по которому муж может наказывать жену палкой «не толще двух пальцев». В статье 51 кодекса штата Джорджия правовые взаимоотношения супругов формулируются следующим образом: «Муж— глава семьи, и супруга подчинена ему; ее законное гражданское существование сливается с существованием мужа, за теми изъятиями и в той мере, в какой закон признает за ней отдельное существование либо для ее защиты и пользы, либо для поддержания публичного порядка»1. И венцом всего законодательства в отношении женщин являются утвержденные некоторыми штатами правила о женщинах-матерях. В трех штатах мать, у которой родился внебрачный ребенок, приговаривается к тюремному заключению и сидит в тюрьме до тех пор, пока не назовет имени отца ребенка2. Само существование таких статей в конституциях штатов, может быть извлекаемых и используемых не часто, открывает* однако, возможность для ущемления свободы женщины.

В семьях иммигрантов первого поколения сохраняется своеобразие отношений, присущих данной этнической группе, не говоря уже о классовой принадлежности этих групп, которая налагает свой отпечаток на иммигрантскую семью, как и на семью американскую. Так, в греческих семьях иммигрантов первого поколения, если муж работает, то жена сидит дома, даже не ходит за покупками. В отдельных городах, где живут греки, существуют греческие общественные организации, к которым принадлежат только мужчины. Дети учатся в греческих школах. По вечерам мужчины развлекаются в греческих кофейнях. В церкви женщины сидят отдельно. Выполнение религиозных семейных обрядов лежит на их обязанности. То же примерно относится и к городским армянским и польским семьям, первого поколения в особенности. Муж — работник в семье, он быстрее знакомится с обычаями и языком страны, он ведает всеми денежными делами, сам закупает продукты. Армянки из буржуазной среды имеют свою общественную организацию с религиозной направленностью. Наиболее активной общественной жизнью живут женщины из буржуазных еврейских семей. Как правило, они весьма деятельны и быстро осваиваются, приобретая черты, присущие любой американской буржуазной женщине. Клубы, бридж, благотворительность — обычный круг их интересов.

Женщины на производстве также подчинены всяким ограничениям. Так как зачастую женщинам платят вдвое меньше (по официальным данным Министерства труда, 17 млн. работающих женщин получают заработную плату на 40% ниже заработной платы мужчин за равный труд), предпринимателям часто выгоднее использовать именно женский труд, и за последние десятилетия применение женского труда выросло. Один работник не в состоянии прокормить семью, и женщинам приходится идти работать. Некоторые должности в учреждениях и магазинах почти исключительно заполняются женщинами (секретари, продавщицы и т. д.). Промышленные предприятия охотно берут на производство женщин. При введении поточного метода на производстве трудовой процесс становится все более простым и не требует квалифицированного труда.

Утвержденный в 1947 г. комиссией сената и палаты представителей законопроект о равной оплате для женщин и мужчин даже не был поставлен на голосование в конгрессе. В США нет федеральных законов о минимальной заработной плате и максимальном рабочем дне для женщин. В некоторых штатах такие законы есть, но они постоянно нарушаются.

На заводах многих штатов беременность не является основанием для от» пуска, чаще всего женщина просто теряет работу.

Воспитание молодежи

Для американского народа характерны деловитость, практичность. Эти качества с детства развивают семья, школа и детские общественные организации, которые занимаются не только физическим, но и политическим воспитанием в духе национализма и приверженности к капиталистическому строю. Практические навыки прививаются и особыми клубами спортивного, общественного и церковного характера. Для сельской молодежи существуют клубы, называемые «Четыре эйч» (4 Н — начальные буквы слов: «здоровье — сердце — голова — руки»: health, heart, head, hands). Здесь сельская молодежь учится шить, готовить, ухаживать за скотом и т. д. Но, судя по материалам обследований положения сельской молодежи произвольно выбранных районов, участие в клубной жизни ограничено. Ни клуб «4 Н», ни «Будущие фермеры Америки», задача которых не только прививать практические навыки, но и воспитывать молодежь в духе «американизма», не имеют среди трудящейся сельской молодежи особенного успеха. Большая часть сельской молодежи вообще не связана ни с какой организацией, ни школьной, ни общественной, ни церковной, так как для этого она не имеет ни времени, ни денег. Но клубы посещают чаще всего дети зажиточных фермеров и студенты. Большое внимание уделяет американская печать проблеме так называемого «несчастного поколения», т. е. подростков. Имеется даже специальный журнал, ставящий своей целью борьбу с нездоровыми явлениями в их среде. В печати часто сообщают об участиввшхся браках несовершеннолетних, развивающемся среди молодежи пьянстве, поножовщине и случаях, когда пускается в ход огнестрельное оружие, имеющееся у многих юношей.

Большое беспокойство американской общественности вызывает рост преступности, в особенности преступности детской. Печать сообщает о детской безнадзорности, о росте гангстерских банд молодежи, буквально терроризующих население. Обследование 1477 американских городов, про- изведенное федеральным бюро, показало, что 42,3% арестованных в 1955 г. за тяжелые преступления не достигли 18-летнего возраста1. Фильмы с нагромождением ужасов, рекламирующие удачливых бандитов и роскошь, детективные «револьверные» романы и комиксы, телевизионные передачи такого же содержания множатся с каждым днем, несмотря на протесты родителей, педагогов, общественных деятелей, справедливо усматривающих в них развращающее воздействие на детей.

Отдых и развлечения

Грудящемуся населению остается мало времени для отдыха и развлечений. В свободное время рабочий, придя домой, копается в огороде или садике у дома или что-нибудь мастерит. Очень часто так называемое свооодное время используется для дополнительного заработка — починки автомобильных шин или еще для какой-нибудь работы в этом роде. Все большее место в быту американцев занимает телевидение, которое вытесняет кино. Преобладают развлекательные программы-концерты, приключенческие фильмы, демонстрация которых постоянно прерывается рекламой товаров, выпускаемых субсидирующей программу фирмой. Направленность этих программ не отличается от продукции Голливуда, выпускающего реакционные или отвлекающие от насущных проблем современности фильмы. «Кто может лучше удержать семью в ее жилище, оторвать ее от тяжелых проблем ненадежности и угрозы войны, чем Маверик, Перри Мейсон, Эдди Фишер» (популярные актеры и персонажи фильмов.—Ред.), — замечает автор статьи в газете «Уоркер» (2 ноября 1958 г.). В. В. Маяковский в своих очерках о поездке в Америку рассказал о том, как развлекаются американцы:

«После обеда состоятельным — театры, концерты и обозрения, где билет первого ряда на голых дам стоит 10 долларов...

Парам победнее — многоместный автобус на «Кони-Айленд»— Остров увеселений. После долгой езды вы попадаете в сплошные русские (у нас американские) горы, высоченные колеса, вздымающие кабины, таитянские киоски, с танцами и фоном — фотографий острова,— чертовы колеса, раскидывающие ступивших, бассейны для купающихся, катание на осликах — все это в таком электричестве, до которого не доплюнуть и ярчайшей международной парижской выставке.

В отдельных киосках собраны все отвратительнейшие уроды мира,— женщина с бородой, человек-птица, женщина на трех ногах и т. п.— существа, вызывающие неподдельный восторг американцев.

Здесь же постоянно меняющиеся, за грош нанимаемые голодные женщины, которых засовывают в ящик, демонстрируя безболезненное прокалывание шпагами; других сажают на стул с рычагами и электрофици- руют,пока от их прикосновения к другому не посыплются искры»1.

По вечерам в квартире мелкого служащего или рабочего высокой квалификации собираются соседки и члены швейного клуба. Занимаясь кройкой и шитьем, слушают радио или смотрят телевизионные передачи.

В семье более обеспеченной мать семейства может быть членом какого- нибудь клуба, для вступления в который нужно иметь, так сказать, «политический кредит», принимает участие в деятельности своей церковной общины, занимается благотворительностью. Любимая игра женщин этой среды, как и женщин из более богатых слоев буржуазии, — бридж. Молодежь танцует, ходит в кино, читает, но по большей части детективные романы и иллюстрированные журналы. Студенческая молодежь уделяет много внимания спорту, причем отдельные виды спорта (верховая езда, охота) являются привилегией обеспеченной учащейся молодежи. Прогулки в автомобилях на большие расстояния, отдых в горах и катание на тобогганах, на лыжах — круг развлечений богатого студенчества. Вместе с тем в связи с высокой стоимостью обучения в колледжах и университетах значительное число юношей и девушек, чтобы заплатить за обучение или обеспечить себе кратковременный отдых, работают официантами, грузчиками и т. п.

В сельских местностях круг развлечений иной. В протестантских семьях сохраняется аскетическое отношение к развлечениям, в особенности к новшествам. Идет это еще с колониальных времен, когда сторонники протестантского пуританизма выступали вообще против развлечения, в особенности в воскресные дни: в этот день не работали театры, запрещались купание, прогулки, рыбная ловля и прочие «светские» удовольствия. Но в городах, особенно в крупных, эти ограничения смягчались, а теперь с ними почти перестали считаться. Гораздо дольше они держались, и сейчас в какой-то степени сохраняются, в сельских районах с протестантским населением. Так, в одной из семей обеспеченных фер- меров-лютеран, жителей штата Миннесота, на церковь тратят гораздо больше, чем на развлечения. Дети три раза в месяц посещают воскресную школу лютеранской немецкой церкви. В этой школе взрослая дочь фермера бесплатно преподает катехизис, а сын заменяет отсутствующих учителей. В доме фермера всюду развешены девизы, вроде «Христос — глава этого дома». По вечерам в свободное время вся семья поет хором. Начинают с гимнов, потом с большим азартом распевают под гитару ковбойские песенки, особенно любимые на Среднем Западе. Слушают радио, газету читают только местную. Любимые игры — пинг-понг и хальма (вид шашек). В танцах молодежь придерживается строгих норм — за талию даму не берут. Танцуют кадриль, водят хороводы с песенками вроде «Веселого мельника»1.

Сельская молодежь понемногу отходит от обычаев своих родителей. Чтобы избежать стесняющего контроля старших, уходят в чужую деревню или ближайший город потанцевать на свободе.

В сельских местностях западных штатов популярны петушиные бои. Бойцовых петухов тщательно воспитывают, заостряют им шпоры, тренируют к состязаниям. Практикуются собачьи драки, также вызывающие азартное любопытство. Одним из традиционных развлечений американцев являются родео. Некогда ковбои сгоняли два раза в год скот для клеймения и отбирали животных на убой. После работы они устраивали состязания искуснейших ковбоев — родео. Постепенно родео превратилось в заправские спортивные праздники, длящиеся по нескольку дней. На родео съезжаются скотоводы, фермеры, местные индейцы в своих костюмах, тысячи любопытных. Участники родео состязаются в укрощении диких лошадей, в умении заарканить теленка; девушки участвуют в эстафетных скачках. Группы состязающихся стараются перетянуть ДРУГ У Друга веревку и т. д. Специфическим зрелищем являются религиозные праздники индейцев, устраиваемые из коммерческих соображений. «Солнечная пляска» индейцев апсарока, «змеиная пляска» индейцев пуэбло привлекают туристов своей экзотичностью.

Особую любовь питают американцы к бейсболу. В Америке сушссч- вуют две бейсбольные лиги — Национальная и Американская. Каждая лига состоит из восьми команд, состязающихся на «знамя» (а не на кубок). Команда, выигравшая четыре игры в ежегодных соревнованиях, объявляется чемпионом. Заключительные игры проводятся межд командами Бостона, Вашингтона Сент-Луиса и Чикаго. Команды остальных городов к большим соревнованиям не допускаются, но лучшие игроки из их среды могут надеяться попасть в команды, входящие в лиги. У каждой команды есть свой «босс» (хозяин). Так, например, некий Джемс Фэрли на средства специально образованного для эксплуатации спортивных команд синдиката купил самую знаменитую команду «Янки Нью-Йирка». Как и во всех видах профессионального спорта, в бейсболе имеются привилегированные спортсмены-чемпионы. Чемпионы получают большие деньги, и на их популярности наживаются боссы команд. Команда только подыгрывает чемпиону. Интерес к профессиональному бейсболу, подогреваемый рекламой, ограничивается, однако, бейсбольной лихорадкой в дни генеральной игры. Большие симпатии вызываем бейсбол в школах и колледжах, рабочих клубах. Для спортивных команд школьных и других учебных заведений в гораздо меньшей степени, чем для профессионального спорта, характерен неприятный Дух меркантилизма, и публика с удовольствием ходит на матчи между командами учебных заведений.

Такое же, если не большее, значение имеет футбол, отличающийся по стилю игры и по костюму от нашего футбола и от английского регби. Футболисты надевают шлем из проволоки и кожаные нагрудники, необходимые для защиты тела, так как игра ведется грубо. Гол в американском футболе засчитывается не только при попадании в ворота, но и при переходе мяча за «лицевую линию» перед воротами. Нападающие ограждают своего игрока с мячом, действуя всем телом, но не руками. Защита может пускать в ход руки. Команда защиты старается оттереть нападающего с мячом от его команды и, чаще всего, сбить с ног и прижать к земле (это называется «даун»). Нападающая команда, получившая 4 дауна и не подвинувшаяся на определенное расстояние вперед, к воротам противника, должна перейти на противоположную сторону поля, уступить мяч противнику и защищать свои ворота.

В Америке нет общенациональных профессиональных футбольных команд. Есть лишь местного значения футбольные «лиги», например «Большая десятка» на Среднем Западе. Для общенационального представительства на футбольных матчах международного значения отбирается команда из лучших игроков различных университетских и других команд. Постоянной сборной нет, есть лишь постоянное для нее название — «Вся Америка».

В основном футбол распространен в колледжах и университетах и, так сказать, стал их привилегией. Традиционными стали состязания между отдельными университетами. Гарвардский и Йельский университеты — постоянные соперники в футболе. На розыгрыш приезжают давно окончившие университет «болельщики». Но командам колледжей и университетов приходится платить за стадион, мячи, спортивные костюмы, и очень часто плата, взимаемая за проход на стадион в дни соревнований, не окупает издержек спортивного клуба.

Летом спортивные клубы университетов устраивают гребные гонки, привлекающие множество зрителей. Опять-таки главные соперники в состязании — команды Гарвардского и Йельского университетов.

В университетах и колледжах США большой любовью пользуется игра индейского происхождения — лакросс. Играют с мячом и ракетками, загоняя мяч на площадку противника. Стикболл, багеттуэй — игры, несколько отличающиеся от лакроса, так же грубы и часто кончаются увечьями.

Бега представляют особенно широкое поле для всякого рода жульничества. В Нью-Йорке и других городах целая банда гангстеров живет доходами от ставок на «темную лошадку»— заранее им известного, но неизвестного публике победителя. Ежегодное всеамериканское состязание «Кентукки дерби» в Луисвилле, впервые организованное в 1875 г., привлекает наибольшее внимание публики.

Чисто коммерческий характер принял в Америке бокс. В огромном зале Мэдисон-сквер Гарден в Нью-Йорке происходят состязания по боксу, результаты которых становятся известны всей стране.

Особое место занимают в жизни американцев клубы. Только условно мы помещаем описание клубных организаций и клубной жизни в отдел развлечений, так как большей частью клубы имеют более разносторонние задачи и тесно связаны с религиозной, деловой, общественной, политической сторонами жизни. Клубов, масонских лож и прочих обществ в Америке великое множество. Клубы «деловых людей», клубы инженеров, адвокатов, молодежные, женские клубы, клубы толстяков, холостяков, спортивные, клубы разных религиозных общин и много других. В руках буржуазии клубы — большая сила. В большинстве клубов под видом ученых дискуссий, благотворительных мероприятий, увеселительных сборищ проводится воспитание масс, создается общественное мнение. Менее всего все эти клубы беспартийны. В деловых клубах промышленнофинансовых дельцов собирается, так сказать, генеральный штаб буржуазии, возникают партийные группировки, заключаются сделки между партиями. Членские взносы в таких клубах доходят до 10 тыс. и более долларов. Клубы покупают небольшие острова в Атлантическом океане. Миллионер Луис У оси приобрел для своего клуба британский остров Кат-Ки, где несколько десятков миллионеров имеют свои бунгало, яхты, штат прислуги и всевозможные развлечения *.

Имеют распространение и рабочие клубы при крупных предприятиях. Большей частью они поддерживаются не только рабочими, но и предпринимателями, ибо клубы эти имеют специальное назначение. Они призваны пропагандировать социальный мир и общность интересов предпринимателей и рабочих. Такие клубы часто имеют свои издания, по названиям которых можно судить о назначении публикаций такого рода. Так, например, в 1930-х гг. выходили «Фордовский рабочий», «Миротворцы», «Служба превыше всего» и т. д. 2

В жизни американских студентов большую роль играют особые очень замкнутые организации — братства и сестричества. В них обычно входят дети состоятельных родителей, которые дают деньги на постройку общежития для братства. Организации эти носят спортивный и развлекательный характер, однако в то же время принадлежность к ним является мерилом общественной значимости студента. Для участников братств и сестричеств созданы лучшие учебные и бытовые условия. Вступление в эти организации связано с определенными испытаниями.

В клубах вырабатываются определенные вкусы, мораль. Умело поставленная агитация играет на слабых струнах человеческой натуры, взывая к чувству эгоизма, желанию личного успеха. Большую роль в жизни сельских молодежных клубов играют праздники. Праздники проводятся шумно, с играми, состязаниями, пеньем. На состязаниях каждая из состязающихся партий выбирает своего крикуна — иелл-лидера3. Он назначает особый возглас для своего клуба, и в нужный момент все кричат хором что-нибудь бессмысленное, но воодушевляющее. Особенность подобных праздников заключается не только в шуме и веселье, но и в торжественном оформлении. На торжество приглашают гостей, которые обязательно должны выступить с речами. Кроме того, устраивают угощение в складчину. На сельских праздниках премируют отличившихся в выращивании овощей, скота, в домоводстве и прочих фермерских добродетелях.

Многочисленные женские клубы имеются в каждом городе: клубы деловых женщин, клубы женщин, окончивших университет, художественные, благотворительные, культурные клубы. Особенно много женских клубов, занимающихся вопросами здравоохранения, охраны материнства и младенчества, так как государственной заботы обо всем этом нет. Отсюда «союзы матерей», «общины», клубы «взаимопомощи», «защиты прав работницы» и т. д. Можно полагать, что изобилие всякого рода клубов в США — не только подражание английским обычаям. Большое значение в выработке этой традиции, видимо, имели условия жизни в колониях, требовавшие от колонистов совместного решения некоторых вопросов еще не устроенного быта. Вместе с тем обилие всяких клубов и обществ свидетельствует о большой общительности американского народа, которая также, очевидно, возникла в далекие годы колонизации, освоения Запада.

Много в США и тайных обществ и масонских лож. «Сыновья Италии», «Великий католический орден», «Рыцари Колумба» имеют филиалы во многих городах Америки. Масонские ложи сохраняют по сию пору пышные мистические обряды, клятвы Добром, Справедливостью, Истиной. На деле ложи и тайные общества имеют резко выраженную классовую направленность. Зачастую под мистическими одеждами ложи скрывается реакционная фашистского типа организация (к таким «тайным братствам» относится и Ку-клукс-клан).

Одна из самых крупных фашистских организаций в США — Американский легион. Он образован в 1919 г. офицерами американского экспедиционного корпуса по заданию Генерального штаба для борьбы с прогрессивными настроениями в армии. Субсидируют Американский легион крупнейшие монополии США, чьим интересам и служит эта организация. Возглавляет Американский легион исполнительный комитет во главе с «национальным командиром», избираемым ежегодно. Обычно на эту должность выбираются влиятельные люди из промышленных и финансовых кругов. Низовые организации легиона («посты») разбросаны по всей стране. Они выполняют функции тайной полиции и штрейкбрехерских организаций,

Из религиозных праздников наиболее популярно празднование рождества. На городских площадях ставят елки, в магазинах усиленно рекламируются елочные украшения и рождественские подарки. В этот день детям наряжают елку, в комнатах развешивают гирлянды из ветвей хвойных деревьев, остролиста и омелы. Деда Мороза в Америке зовут Санта Клаусом, так же как и в Западной Европе. Ожидая подарков, дети кладут около своих кроваток в ночь под рождество чулки. В сельских местностях дети ходят славить Христа, получая при этом угощение. На рождество принято делать родственникам подарки.

Необходимые принадлежности стола на рождество — плум-пудинг и жареная индейка. Фермеры Айдахо, занимающиеся разведением индеек, более всего сбывают их в ноябре и декабре. День благодарения (Thanksgiving day) празднуют в ноябре в память о том, как пилигримы возносили благодарность богу за первый урожай, полученный ими в Новом Свете. Это народный праздник. На стол подают индейку с распущенным хвостовым оперением. Дети фермеров и жителей небольших городов мастерят для этого праздника «Джек-фонарик»: в пустой тыкве прорезают глаза, нос, рот, а внутри ставят зажженную свечу и ходят по домам с поздравлениями.

Шумно празднуют американцы День независимости (4 июля), один из самых больших праздников в США. Устраиваются иллюминации, общественные гуляния.

Кроме этих общих почти праздников, каждый штат и отдельные районы имеют свои праздники. В Аризоне отмечают день принятия Аризоны в число штатов (14 февраля). Техас имеет свой День независимости, т. е. день отделения от Мексики (2 марта), в некоторых южных штатах отмечают день рождениякомандовавшеговойскамиюжан в войну 1861—1865 гг. генерала Ли, повсюду отмечают день рождения Джорджа Вашингтона (22 февраля), а также, главным образом на Севере, Авраама Линкольна (12 февраля).

Потомки голландских колонистов на Среднем Западе празднуют свой день тюльпанов, швейцарцы штата Висконсин до сих пор отмечают день, в который мужчины и женщины одного из швейцарских селений отбили нападение немецких солдат. В этот день женщины выходят из церкви раньше мужчин, которые провожают их, сняв шляпы — в память о героическом поведении женщин: выйдя в тот памятный день из церкви раньше, они предупредили мужчин о готовящемся нападении.