Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Краткие сведения по истории национальных групп США
Этнография - Народы Америки

Эмиграция из Англии в Америку началась еще в XVII в. Развитие мануфактур в Англии, сопровождавшееся огораживанием, вытеснило с земли тысячи крестьян и лишило работы ремесленников — они переселялись за океан, надеясь там получить землю и работу. (Одновременно религиозные распри, выражавшие борьбу между нарождавшейся буржуазией и земельной аристократией, вызвали эмиграцию приверженцев религиозных сект. Одна из сект, называвшаяся сепаратистской, эмигрировала при Якове I в Голландию (в Лейден), а оттуда в Америку, основав на коммерческих началах (паи продавались по подписке) в нынешнем штате Массачусетс первую пуританскую колонию «пилигримов». Вслед за «пилигримами» последовало множество других сектантов. В 1681 г. Уильямом Пенном была создана квакерская колония Пенсильвания с центром в г. Филадельфии. Позднее в Америку прибывали англичане-католики, спасавшиеся от гонений протестантов (так был основан Мэриленд). В общинах процветала религиозная нетерпимость. В пуританских обществах Новой Англии относились нетерпимо к католикам, колонисты Нью-Йорка и южных колоний, принадлежавшие в основном к англиканской церкви, притесняли и тех и других.

Примерно с конца XVII в. число иммиг- рантов-англичан стало падать, а впоследствии часть иммигрантов вернулась в метрополию. С 1881 по 1890 г. из 644 680 английских иммигрантов около одной трети вернулось в Англию.По переписи 1950 г., в США числилось 584 615 англичан и валлийцев, родившихся в Англии; из них более 100 тыс, жило в штате Нью-Йорк; затем по числу англичан иммигрантов идут Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Иллинойс, Калифорния, Огайо, Род-Айленд, Коннектикут. Процент англичан по отношению к другим национальностям, живущим в США, неуклонно понижается. Американцы английского происхождения довольно ровно представлены и в городском, и в сельском населении. Среди потомков английских переселенцев имеются слабо ассимилировавшиеся группы. В Кентукки есть целые поселки американцев, которые считают себя прямыми потомками «пилигримов», прибывших на «Мэйфлауере». Живут они изолированно, почти не общаясь с внешним миром. Только в годы второй мировой войны молодежь стала уходить на приработки в ближайшие шахтерские города. Не менее самобытной остается жизнь жителей Озарка — горной местности на границе Арканзаса и Миссури. Здесь в небольших долинах ютятся деревеньки патриархального облика. С внешним миром общаются главным образом мужчины, которые занимаются продажей дров, охотой и прочими промыслами, сохраняющимися еще с колониальных времен.

Особое место.в английской иммиграции занимают валлийцы. В колонии Пенна было много выходцев из Уэльса, о чем свидетельствуют названия местечек, городов: Марион, Гуинедд, Мальдуин, Норт-Уэльс и многие другие. В 1940 г. в США насчитывалось около 250—300 тыс. валий- цев. Это главным образом шахтеры. Держатся они довольно обособленно. Более всего выходцев из Уэльса в Пенсильвании, меньше в Нью-Йорке, Огайо, Иллинойсе, Мичигане.

Американцы шотландского происхождени я

Шотландцы в Северной Америке появились почти одновременно с англичанами. Враждебное отношение английских колонистов вынуждало шотландцев искать свободные земли на границе —западнее Аллеган, в Кентукки, 1еннесси. Довольно много шотландцев было привезено в Виргинию, Северную и Южную Каролину насильственно, в числе «кабальных слуг». И сейчас очень часто в этих областях встречаются шотландские фамилии. В войне за независимость шотландцы сыграли активную роль противников Англии. Впоследствии по отношению к американцам шотландского происхождения организованной национальной дискриминации, как, например, по отношению к ирландцам, не было. Об этом свидетельствует множество шотландских имен среди государственных деятелей США (президенты Монро, Грант, Вильсон — выходцы из американизировавшихся шотландских семей). Американцы шотландского происхождения до некоторой степени придерживаются обычаев своей родины. В США более тысячи всевозможных шотландских обществ, клубов. По вероисповеданию большинство шотландцев пресвитериане, среди них много последователей различных пуританских сект. Число шотландцев среди современных иммигрантов невелико. В 1950 г. в США числилось около 245 тыс. человек, родившихся в Шотландии.

Американцы ирландского происхождения

Первыми ирландцами в Северной Америке были поселенцы, прибывшие в 1621 г. на побережье в месте нынешнего Ньюпорта. Ирландское поселение в Нью- Гэмпшире составилось из беглецов с о-ва Барбадоса, куда ирландские крестьяне были проданы англичанами в рабство. Поселения эти были незначительны, но с середины XVII в., когда Кромвель согнал с земли ирландских крестьян нескольких графств (Ольстер, Мюнстер и Ленстер), крестьяне эти либо сами бежали в Америку, либо переправлялись туда насильственно. В 1649 г. на плантации южных колоний доставлено было 170 ирландцев; в 1650 г. еще сто мужчин и женщин из Ирландии попали на плантации Виргинии; через год тысяча ирландцев прибыла в колонии Новой Англии; в 1653 г. было создано ирландское поселение в Мэне; в 1654 г. в Новую Англию привезли еще 400 ирландцев. Между 1652 и 1655 гг. примерно 6500 ирландцев было доставлено в английские колонии. В 1660 г. во всех 13 колониях засчитывалось 10 тыс. ирландцев. Некоторые из них были крупными землевладельцами и купцами, однако большинство составляли крестьяне, ремесленники (ткачи), обученные рабочие, которым нечего было делать на разоренной англичанами родине. Большая часть свободно иммигрировавших ирландцев предпочитала Пенсильванию, где к католикам относились более терпимо.

В XVIII в. приток ирландцев увеличился. Безжалостный английский колониальный режим, английские законы против ирландской торговли, ремесла и мануфактуры, захват англичанами земель ирландских крестьян, гонения на католиков и пресвитериан, а также страшные голодовки изгоняли из Ирландии ремесленников, крестьян, рабочих, торговцев. За 1714—1720 гг. в Бостон прибыло 44 судна с иммигрантами из Ирландии. Селились эти иммигранты в западной пограничной полосе, в Мэне, Нью-Гэмпшире. В 20-х годах XVIII в. в отдельных колониях были изданы законы, ограничивавшие ирландскую иммиграцию.

В XIX в. состав ирландской иммиграции изменился, она стала почти исключительно крестьянской. Крестьяне, сельскохозяйственные рабочие бежали от жестокой эксплуатации, голодовок и безработицы. За одно десятилетие (1850—1860) в США прибыло 914 119 ирландцев, в то время как за 1820—1830 гг.— только 50 724. Большое число ирландской городской и сельской молодежи уезжало в Америку на время: девушки — зара^ ботать на приданое, молодые парни — помочь семье. Из их числа вербовали сельскохозяйственных рабочих, шахтеров, рабочих по прокладке железных дорог и т. п. Особую группу ирландцев в Америке представили политические эмигранты, из среды которых вышло много политических, общественных деятелей, людей науки и искусства.

Американцы французского происхождения

Первым поселением французов в Северной Америке была небольшая колония гугенотов, построившая на атлантическом побережье близ устья р. Сент-Джонс форт Каролину (1562). Жители этой колонии, почти совершенно истреоленные испанским отрядом, присланным сюда, чтобы очистить берег от французов и построить испанские форты во Флориде, не оставили после себя никаких следов. Другая колония французов — Луизиана, названная так в честь короля Франции Луи (Людовика) XIV, первые поселения в которой относятся к началу XVIII в., оказалась более долговечной. Первоначально в Луизиане, кроме солдат и миссионеров, появились скупщики пушнины и трапперы, часть которых осталась в Луизиане навсегда. Поселения французов возникали по Миссисипи и ее притокам. Сюда же после Великой французской революции бежали, спасаясь от народного гнева, аристократические семьи со своей челядью. Около 30 тыс. такого рода иммигрантов осело в крупнейших городах — Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и пр. Многие состоятельные семьи скупали плодородные земли и вели плантационное хозяйство, используя рабский труд негров. В 1789—1795 гг. из Вест-Индии в Луизиану переселилось некоторое количество плантаторов, бежавших от восстания вест-индских рабов.1

Много французов иммигрировало в США в годы буржуазных рево* люций и политических переворотов: за каких-нибудь десять лет (40-е годы XIX в.) в США прибыло 77 тыс. французов.

В дальнейшем из Франции в США шел постоянный, но небольшой приток иммигрантов примерно от 1 до 3 тыс. в год. По переписи 1950 г., в США было зарегистрировано 1412 тыс. назвавших родным языком французский. В это число входят те, кто либо сам родился во Франции, либо имеет родителей — уроженцев этой страны. Кроме того, сюда включены франко-канадцы, а также сохраняющие в быту французский язык жители Луизианы и Техаса — потомки французских колонистов. В этих областях живеттакже довольно большое число креолов, т. е. потомков французов, вступивших в браки с индейскими женщинами. Смешанные браки такого рода сейчас обычно не осуждаются, если, конечно, речь идет о браках между людьми одного и того же общественного положения и культурного уровня. Более того, современные семьи, претендующие на индейского предка — обязательно вождя, гордятся этим: примесь индейской крови придает потомку бывшей французской аристократии еще более романтический колорит. Потомки французских солдат, торговцев пушниной, трапперов, селившихся в Луизиане, и сейчас живут в глухих районах нижнего течения Миссисипи. Их жизнь немногим отличается от охотничьего быта их предков. В этих: местах французский язык сохраняется в быту, особенно среди старшего поколения. Но это беднейшая часть американцев французского происхождения, традиции которых сохраняются вследствие обособленности.

Французские и итальянские традиции поддерживаются в какой-то степени и местной креольской земельной аристократией, которая ведет свое происхождение от состоятельных поселенцев Луизианы. Самый «французский» город Юга — Новый Орлеан, основанный в 1718 г. Довольно большая часть жителей города — французского происхождения. В Новом Орлеане сохранилось несколько старофранцузских домов. К французскому элементу города примешан итальянский. Иммигрантов из Италии Новый Орлеан привлекал сходством многих итальянских и французских обычаев и общностью религии. В конце 1930-х годов там насчитывалось 50 тыс. жителей итальянского происхождения. Это красочный и шумный город, напоминающий портовые города южной Франции или Италии.

Ежегодные карнавалы, католические праздники, французская и итальянская речь, совсем французские по облику рынки, полные фруктов и овощей, довершают это сходство.

Американцы франкоканадского и англоканадского происхождения

Согласно переписи 1950 г., выходцы из Канады составили в США более 980 тыс., большинство их (758 тыс.)— из французской Канады. Главные районы сосредоточения канадцев — штаты Новой Англии и другие, граничащие с Канадой. Довольно значительная часть ан- глоканадцев живет и работает в США на фермах, много среди них также квалифицированных рабочих, служащих. Никаких особых отличий в жизни англоязычных американцев из Канады нет. Иначе обстоит с франкоканадцами. Ранние переселенцы из Канады, французы селились на о-ве Манхаттане, в Массачусетсе, Виргинии, Мэриленде, Род-Айленде. Потомки их не представляют этнически обособленной группы. Многие современные франкоканадские семьи, сохранившие связи с родиной, в быту говорят по-французски, отдают детей в школы, где преподают французы; состоятельные родители посылают детей учиться в Квебек.

Американцы немецкого происхождения

6 октября lbbo г. в Филадельфию прибыло 30 немецких семей меннонитов1. Глава переселенцев Франц Пасториус купил у Уильяма Пенна участок земли, который и стал первой немецкой колонией в Северной Америке — Джермантаун (в нынешнем штате Пенсильвания). Большинство немецких иммигрантов конца XVII — начала XVIII в. прибывало в Америку через Голландию и Англию. Это были меннониты, а также сектанты других толков, большей частью беднота — ремесленники и крестьяне, которые должны были в Америке отрабатывать стоимость проезда за океан. Смельчаки бежали от кредиторов в Виргинию, Мэриленд, Северную Каролину, Джорджию. Несмотря на запретительные законы, изданные многими правительствами немецких государств с целью воспрепятствовать эмиграции ремесленников, приток переселенцев в Северную Америку из немецких стран неуклонно рос. Американские вербовщики развивали в Германии энергичную деятельность. В первой половине XIX в. значительное место занимала политическая эмиграция. Деятели буржуазных партий, интеллигенты становились основателями многочисленных немецких политических клубов, обществ. По переписи 1940 г., в США было 4950 тыс. лиц, считавших немецкий язык родным. Сюда относятся выходцы из Германии (среди них часть немецких евреев), Австрии, Швейцарии.

Правительство Вильгельма II, а позже фашистское правительство считало американских немцев резервом для шпионажа. В США, особенно перед второй мировой войной, раздувались прогерманские настроения, широко насаждались тайные и легальные организации вроде «Немецко- Американского союза», который имел свои военные лагери, форму и тому подобное. Но подавляющее большинство американцев, на которых •фашисты рассчитывали как на бывших подданных Германии, не пошло на эти уловки. Сотни тысяч американских «немцев» сражались в частях американских войск против фашистов.

Американцы шведского происхождения

Первые шведские поселения появились в Северной Америке в XVII в. В 1638 г. переселенцы, прибывшие из Швеции на двух кораблях, избрали местом поселения приток р. Делавэра, где построили форт

Кристина (из него вырос город Уилмингтон), положив начало колонии Новая Швеция в заливе Делавэр и по реке того же названия. В 1653 г. шведская королева Кристина подарила некоему Евену Шюту местность, где сейчас расположен г. Филадельфия. Поселения шведов подвергались постоянной опасности, так как голландцы все время нападали на шведские форты. В 1655 г. они одержали окончательную победу и Новая Швеция перестала существовать; небольшая часть поселенцев (около 40 человек) осталась на территории, захваченной голландцами. До середины XIX в. шведская иммиграция в Америку была незначительной и ограничивалась небольшим числом зажиточной молодежи, интеллигенции, торговцев, эмигрировавших преимущественно по религиозным и политическим мотивам. Группы всякого рода сектантов, например, баптистов, создавали свои общины в Висконсине, Иллинойсе.

С середины XIX в. из Швеции переселялись главным' образом крестьяне, позже эмигрировало много рабочих. В 1950 г. в США числилось 1190 тыс. лиц шведского происхождения, из них четверть родилась в Швеции. Большая часть выходцев из Швеции живет в крупных промышленных городах. Среди них много квалифицированных рабочих — электромонтеров, инструментальщиков и пр. На их пути нет рогаток, которые расставлены перед неграми, китайцами, славянами. Большую роль играют различные шведские общественные организации, которые помогают иммигранту обосноваться и удерживают его в кругу «шведских» интересов. Шведские школы, церковь, клубы, магазины, буржуазная пресса прилагают все усилия к уловлению душ «соотечественников», к отвлечению их от классовых интересов и к вербовке «голосов». Особенной слаженностью, как уже упоминалось, отличается работа шведских организаций в г. Чикаго, где живет много шведов. Буржуазия шведского происхождения наравне со всей американской буржуазией эксплуатирует американских трудящихся.

На среднем Западе живет много фермеров шведского происхождения* Это потомки пионеров, расчищавших земли Миннесоты, Огайо, Висконсина, Иллинойса и др. Прослойка зажиточных фермеров среди них невелика, большая часть — среднего достатка и мелкие фермеры.

Американцы голландского происхождения

Вест-Индская компания монополизировала голландскую колонизацию Северной Америки и вербовала поселенцев не только в Нидерландах, но и во всех европейских странах. В середине XVII в. жители Нового Амстердама на о-ве Манхаттане (будущий Нью-Йорк) говорили на 18 языках.

Колонии голландцев, носившие общее название «Новые Нидерланды», были на Манхаттане, в Род-Айленде, в долинах рек Гудзон и Мохок, в устье р. Делавэра и по левому берегу р. Коннектикута, но в конце XVII в. во всех селениях этих колоний жило не более 3 тыс. поселенцев, из них голландцы составляли лишь половину. Однако голландский язык_ долгое время оставался доминирующим во многих областях. В Нью-Йорке, например, вплоть до XIX в. на голландском языке говорили не только выходцы из Голландии, но и местные немецкие и французские поселенцы.

С середины XIX в. из Голландии в Америку бежали от гонений голландской реформатской церкви крестьяне — последователи наиболее радикальных кальвинистских сект. Немалую роль в эмиграции голландцев играли и экономические причины. Первая партия переселенцев, возглавляемая Ван Раальтом, купила на собранные в Голландии деньги землю близ оз. Мичигана, напоминавшую по природным условиям голландские дюны. Другая группа основала поселение Пелле в Стови. В 30— 40-х годах XIX в. из Голландии в Северную Америку выехали католики, поселившиеся в Висконсине, на р. Фоксе. Там и сейчас живут их потомки: Наибольшее число американцев голландского происхождения живет в штате Мичиган, некоторые сохраняют в домашнем обиходе голландский язык. Это более относится к жителям сельских мест, фермерам, из поколения в поколение занимающимся разведением тюльпанов и сохраняющим до некоторой степени обычаи Голландии. Они отмечают праздник Санта- Клауса (6 декабря), освобождение Лейдена (3 октября), день рождения королевы Юлианы. Церковные организации голландцев цепко держатся за свою паству, диктуя ей нормы поведения. У голландцев США нет такой обильной прессы, как, например, у немцев и др. Их газеты печатают статьи с двойным текстом— голландским и английским, число подписчиков довольно ограниченно. Американцев, назвавших родным языком голландский, немного — 270 тыс., из них почти половина — 103 тыс.— уроженцы Голландии.

Американцы норвежского происхождени я

По переписи 1S50 г., в США учтено 855 тыс. американцев норвежского происхождения, из них родившиеся в Норвегии составляют четвертую часть. Первая колония норвежцев в США была создана в 1825 г. В Норвегию приходили так называемые «американские письма»— один из излюбленных видов ьербовки иммигрантов, распространенный более всего в скандинавских странах. Норвежские крестьяне перечитывали эти письма, мечтая о просторах Америки. Большие выгоды от эмиграции получали норвежские судовладельцы и всякого рода агенты, которые рассылали по стране вербовщиков. Владельцы крошечных участков, батраки залезали в долги, чтобы оплатить проезд в Америку, и долгое время вынуждены были работать на предпринимателей, финансировавших переезд через океан. С конца 60-х годов XIX в. состав норвежской иммиграции в США изменяется. Все большую роль в ней играет пролетариат (36,25% всех иммигрирующих).

В штате Висконсин центром норвежской колонизации является графство Дейн. В Миннесоте, Северной и Южной Дакоте, Вашингтоне, Орегоне живет довольно много потомков переселенцев из Норвегии. Они составляют 6% всего сельского населения этих штатов; там же среди городского населения их меньше (4,8%).

Большая часть выходцев из Норвегии — лютеране. В большинстве церквей, обслуживающих норвежцев, уже около 30 лет служба идет на двух языках — норвежском и английском. Норвежских школ не много: большинство норвежцев второго поколения посещают американские школы. Церковные организации, в сельских местностях в особенности, стремятся сосредоточить всю общественную жизнь норвежских американцев в кругу интересов церковной общины. Для этого организуются клубы с религиозным направлением, пикники для юношества; религиозные празднества сопровождаются увеселениями, выступлениями хоров. Танцы, особенно современные, осуждаются. Первое и второе поколения норвежских иммигрантов сохраняют в быту норвежский язык, отмечают национальные норвежские праздники, о которых третье поколение уже не помнит.

Американцы итальянского происхождения

История открытий в Америке связана со многими славными итальянскими именами — Христофор Колумб, Америго Веспуччи, братья Тонти — спутники Ла Саля, Джованни и Себастьян Каботто и др.

Итальянцы боролись в рядах революционной американской армии в годы войны за независимость. Но до войны Севера с Югом число итальянских эмигрантов в США было незначительным. В начале XIX в. в США прибывали политические эмигранты из Италии, среди них ученые, художники, дельцы, миссионеры, направлявшиеся на западные земли. В 80 -х годах иммиграция итальянцев резко возросла, а состав иммигрантов изменился. Теперь это были главным образом крестьяне и преимущественно мужчины, которых гнала в Америку нужда. Они работали на прокладке железных дорог, строительстве мостов, в шахтах и на каменоломнях, получая ничтожную плату из рук ловких посредников, своих же соотечественников. С 1880 по 1905 г. в США выехало из Италии 4700 тыс. человек. После 1905 г. иммиграция итальянцев несколько снизилась: с 1905 по 1930 г. их приехало 3600 тыс.1 Часть итальянцев уезжала на родину, другие, подработав, выписывали из Италии свои семьи и становились постоянными жителями городских трущоб.

Сравнительно большое число итальянцев обосновалось в торговом мире: в одном только Нью-Йорке—более 10 тыс. итальянских ресторанов, парикмахерских, различных магазинов, лавок итальянских вин, оливкового масла и пр. Около 10% всей итальянской иммиграции занято в сельском хозяйстве. Славятся виноградники американцев итальянского происхождения в Калифорнии; имеются хозяйства виноградарей в долине Гудзона в штате Нью-Йорк, в Алабаме; в Джорджии и Луизиане также можно найти фермеров с итальянскими фамилиями. Все же и в сельском хозяйстве американцы итальянского происхождения и итальянские иммигранты принадлежат в большинстве своем не к фермерству, а к необеспеченным слоям сельскохозяйственных рабочих (по переписи 1940 г. их насчитывалось 354 тыс. в числе нефермерского сельского населения и только 107 тыс. итальянцев-фермеров).

Итальянские иммигранты — одна из самых больших иммигрантских групп в США. В 1950 г. насчитывалось 1427 тыс. человек, родившихся в Италии, и 3144 тыс. американцев, чьи мать или отец родились в Италии* И хотя только 3770 тыс. сохраняют итальянский язык, американцы итальянского происхождения имеют свою прессу, многочисленные общества и клубы, позволяющие им сохранять связи между земляками.

В основном американцы итальянского происхождения расселены по всей стране. Больше всего их в Пенсильвании, Нью-Джерси, Массачусетсе, Коннектикуте и в больших городах, особенно в Нью-Йорке. В городах они живут отдельными кварталами — в «маленьких Италиях».

Итальянцы исповедуют католичество. Однако характерно, что в церковных организациях среди крупного духовенства самих итальянцев мало. Высшую иерархию составляет духовенство ирландского или немецкого происхождения.

Испаноязычные американцы

Испанцы появились в Северной Америке одними из первых европейцев. В XVI в. это были отряды завоевателей, прошедших по юго-восточной и юго- западной областям Северной Америки, позже там же возникли испанские колонии. Более всего следов ранней испанской колонизации сохранилось на юго-западе. Здесь много небольших городов типично испанской планировки, с центральной площадью, на которой стоят официальные здания и церковь, а от площади идут узкие улицы, застроенные домами с внутренними двориками.

Среди испаноязычного населения США первое место по численности принадлежит мексиканцам, затем идут потомки испанских колонистов, далее — эмигранты из современной Испании и, наконец, пуэрториканцы2. Иммигранты из Испании в основном стали прибывать в начале XX в., причем довольно большое число их возвращалось на родину, В 1950 г. в США было не более 45,5 тыс. человек, родившихся в Испании. Они сосредоточиваются преимущественно в Нью-Йорке, Калифорнии, меньше — во Флориде, Ныо-Джерси и Пенсильвании. Среди них много политических эмигрантов, которые были вынуждены покинуть франкистскую Испанию.

Американцы финского происхождения

Финны появились в Америке в XVII в. вместе со шведскими колонистами, основавшими колонию на территории нынешнего штата Делавэр. Позже, когда шведские колонии в Северной Америке были отняты Нидерландами, финны направлялись в Америку не только через Швецию, но и через Норвегию. Финские моряки, попадавшие на русских кораблях на Аляску, часто оставались там. Жили охотой, работали на лесоразработках в районе г. Ситхи. Золотая лихорадка 1848 г. привлекла довольно много финнов в Калифорнию. Финны, иммигрировавшие в 1880—1890 гг., работали на строительстве железных дорог, на шахтах, на лесозаготовках. Финны, поселившиеся в сельской местности и мечтавшие о приобретении земли, в большинстве своем не были в состоянии купить сколько-нибудь плодородный участок. Они приобретали заброшенные фермы, с истощенной почвой, и мужественно, упорно, терпеливо превращали ее в пригодную для земледелия (так же поступали польские крестьяне, украинцы и другие).

Точно учесть число финнов, живущих в США, почти невозможно, так как они приезжали с норвежцами, шведами, голландцами и перепись не отделяла их от этих народов.

Американцы латышского и эстонского происхождения

Небольшое число латышей прибыло в Северную Америку в XVII в. также вместе с шведскими колонистами. Последующие волны латышской иммиграции не были значительными почти вплоть до XX            в. После подавления восстания рижского пролетариата в 1905 г. в США прибыли политические иммигранты — латыши. По большей части это были квалифицированные рабочие, люди передовых взглядов и члены прогрессивных организаций. Половина всех латышей живет в крупных промышленных центрах (в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Филадельфии и Балтиморе). Большинство иммигрантов-крестьян, рассчитывавших при переселении приобрести землю, было жестоко обмануто в своих надеждах. В сельских местностях живет очень немного выходцев из Латвии: близ Истона (Пенсильвания), в поселении между Амстердамом и Олбени (штат Ныо-Иорк) и в Висконсине. Американские латыши сохраняют связь с Латвией, говорят дома на латышском языке, имеют многочисленные общественные организации (драматические, хоровые и др.).

Большинство живущих в США эстонцев сосредоточено в среднеатлантических штатах и в Калифорнии. На о-ве Лонг-Айленде и в Нью- Джерси есть несколько мелких эстонских ферм, где разводят овощи, фрукты и кур для продажи в ближайших городах. Наибольшее количество эстонских ферм имеется в тихоокеанских штатах — Вашингтоне и Орегоне. В основном иммигранты из Эстонии — рабочие, крестьяне, моряки, бежавшие от притеснений царского правительства и эстонских помещиков, кулаков, от воинской повинности и пр. Они оказывались в США на положении парий. Эстонцы не образовывали колоний, где вновь приехавшие иммигранты могли бы найти на первое время приют. До первой мировой войны у них почти совсем не было общественных организаций. Как и миллионы других иммигрантов США, эстонские рабочие и крестьяне скитаются по заводам, докам, работая в качестве подсобников, а в годы кризисов первыми оказываются без работы.

Американцы славянского происхождения. Русские

В 1940 г. в США было зарегистрировано около 580 тыс. человек, назвавших русский язык родным, В этом числе русские, белорусы, украинцы, грузины, евреи. Среди этих 580 тыс.— люди самого различного происхождения: великорусские и украинские крестьяне, иммигрировавшие еще до первой мировой войны, рабочие западных областей царской России, политические эмигранты, евреи, бежавшие от черносотенных погромов, и, наконец, белоэмигранты. Так же пестр их состав и по религиозной принадлежности. Есть среди них православные, иудеи, есть и сектанты разных толков.

С 1812 по 1841 г., пока в Калифорнии существовала русская колония Росс, туда переселялись русские с Аляски. Многие колонисты селились с испанцами, мексиканцами и индейцами, брали себе из их среды жен. После ликвидации колонии часть колонистов ушла на Индейскую территорию. Есть сведения, что и сейчас встречаются индейцы (или метисы), которые считают своими предками выходцев из колонии Росс (но точных данных об этом нет). В Сан-Франциско есть Русская река, Русский форт с действующей православной церковью, куда в День благодарения собираются американцы русского, украинского, белорусского происхождения, живущие в русском районе города.

Говоря о русских иммигрантах, прибывавших в США перед первой мировой войной, американские историки отмечают, что они отличались большой организованностью. На предприятиях тяжелой индустрии, на лесоразработках — они сразу же вступали в профессиональные союзы, активно включались в рабочее движение. Эта волна эмигрантов из царской России в значительной мере состояла из русских рабочих. Среди выходцев из России более всего рабочих, живущих в крупных городах, а также шахтеров и лесорубов. В настоящее время более 30 тыс. человек, назвавших родным языком русский, живут и работают на фермах.Одиночными семьями или небольшими группами живут «русские» фермеры в пригородных местностях штатов Южная Дакота, Техас, Колорадо, Висконсин, Пенсильвания, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Массачусетс, Коннектикут.

Колонии выходцев из России имеются в крупнейших городах запада— Сан-Франциско, Лос-Анжелосе. Особенно интересны поселения русских сектантов — молокан. Деды их, молокане из Поволжья, были высланы за уклонение от воинской повинности на Кавказ, откуда они, гонимые за свои убеждения, эмигрировали в Америку. Часть попала в Лос-Анжелес, где многие работали мусорщиками, другие стали грузчиками в Сан-Франциско. Меньшая часть, имея кое-какие деньги, обосновалась в Аризоне и завела фермы Большая колония молокан в г. Фениксе представляет собой общину, спаянную и крепкую, бережно хранящую обычаи и язык родины.

Особое положение занимают белоэмигранты (как русского, так и украинского происхождения). Они являются источником антисоветской пропаганды, из их среды американские разведывательные органы и реакционные организации черпают клеветнические вымыслы о Советском Союзе, набирают шпионов, используют их в антисоветских кампаниях. «Общество русской императорской гвардии», «Группа офицеров русского флота», «Общество креста св. Андрея» — откровенно монархические организации, вся деятельность которых связана с черносотенной возней во имя восстановления монархии,со службой в американской разведке.

Выходцы из Украины (восточной и западной)—большей частью жители городов, заводских и шахтерских поселков. Как и русский пролетариат, украинские рабочие отличаются своей организованностью. Люди старшего поколения пользуются в быту украинским и русским языками, помнят украинские песни. Около половины всех жителей США, считающих себя украинцами (44 тыс.), живут в сельских местностях небольшими группами, из них 33 тыс.— на фермах.

Так, в Северной Дакоте многие поселения имеют украинские названия: Киев, Украина и др. В Ныо-Джерси есть своя Nova Ukrai- па (Новая Украина).

Поляки и др. славяне

В США живет около 3 млн. людей польского происхождения. Более всего поляков в Чикаго — около полумиллиона, в Детройте — 300 тыс.; подавляющее большинство поляков сосредоточено на востоке страны и в Приозерном районе, о чем свидетельствуют многочисленные польские названия го-* родов: Полишвиль в Иллинойсе, Вильно в Мичигане, Краков, Полония, Собески в Висконсине. Первые значительные переселения польских иммигрантов относятся к 30-м и 60-м годам XIX в. В эти годы в США бежа» ли от преследований царского правительства участники польских восстаний. Позже от голодовок и безземелья уезжали в Америку польские крестьяне, рабочие, мелкие торговцы, главным образом из прусской Польши. В конце XIX в. и в начале XX в. бедному человеку трудно было приобрести земельный участок. Фонд бесплатно раздаваемых государственных земель был исчерпан, приходилось покупать участки через вторые или третьи руки. Злоключения таких горемык—эмигрантов ярко рисует польский писатель Генрих Сенкевич в своей повести «За хлебом». Единственное, на что мог рассчитывать бедный польский крестьянин,— это приобрести участок, истощенный многолетними посевами и заброшенный владельцем.

Более всего* выходцев из Польши — в индустрии: на сахарных заводах, текстильных фабриках, в шахтах. Католические организации всеми силами стремятся сохранить влияние церкви на польских католиков. Польский католический союз, основанный в 1874 г., насчитывает 180 тыс. членов. Он охватывает самые разнообразные стороны общественной жизни американских поляков. В его руках польские школы, клубы для молодежи. В США 560 польских приходских школ, в которых учится около 300 тыс. детей.

Судя по переписи 1940 г., в США было 35 тыс. болгар-иммигрантов. и их детей, родившихся в США. К болгарам, однако, причислены и родственные им македонцы. Большая часть последних — жители Македонии, бежавшие в Америку после восстания против турецкого ига .(1903), есть также жители Добруджи и других областей. Всего лишь 500 человек из них — фермеры. Живут они около Софии (Нью-Мексико), а также в штатах Юта, Техас, Мичиган, Монтана и Оклахома. Сравнительно мала среди них прослойка интеллигенции, а рабочие — больше неквалифицированные, так как существующие в США порядки ограничивают для них возможность получить место с более высоким окладом. Американские болгары создали много организаций, связанных с освободительным движением народов Болгарии.

В первой половине XVIII в. в Америке появилось значительное число* далматинцев протестантов. Они обосновались в Джорджии, и главным их занятием было разведение шелковичного червя. В Новом Орлеане на промыслах далматинцы работали искателями жемчуга, в Калифорнии разводили фруктовые деревья, занимались рыболовством.

Словенцы, хорваты и сербы эмигрировали из Австро-Венгрии (конец XIX в.). Хорваты и словенцы — католики. Сербы принадлежат к православной церкви.

Евреи

В США живет около 5 мли. евреев, из них околс 40% не родились в стране. До Октябрьской революции основная масса еврейских переселенцев приезжала из России,. Польши, Австро-Венгрии. В годы гитлеровского режима в США бежали евреи из Германии и оккупированных немцами стран.

Американские евреи по преимуществу жители больших городов. В Нью-Йорке живет около 2 млн. евреев, причем большинство сосредоточено в беднейшей части города — Ист-Сайде. Среди евреев США многие заняты в торговле, в промышленности, преимущественно в легкой (в особенности швейной). Такое профессиональное распределение не случайно, так как среди еврейских иммигрантов было много мелких торговцев и ремесленников. Вместе с тем на долю евреев приходится значительное число лиц интеллигентного труда — врачей, юристов, журналистов.

В США существует довольно неприкрытая дискриминация по отношению к евреям. Некоторые предприятия не принимают евреев на работу, высшие учебные заведения сокращают прием студентов иудейского вероисповедания. Зачастую евреев не принимают в клубы и в спортивные общества; в некоторых высших учебных заведениях они вынуждены создавать свои спортивные команды, так как «стопроцентные американцы» не желают принимать их в свои организации.

В США существует множество антисемитских организаций. Вместе с тем имеют распространение и сионистские и другие реакционные еврей- ские организации, которые используются империалистическими кругами США для отвлечения трудящихся от классовой борьбы.