Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ирокезы в Канаде. Оджибве, сиу
Этнография - Народы Америки

В Канаде проживает 11—12 тыс. человек, являющихся потомками прежде могущественных ирокезских племен2. Основная масса их сосредоточена в резервациях на юге провинций Онтарио и Квебек. Потомки могауков расселены в Квебеке в резервациях Каюгнавага (3354 человека), Сан-Реги (1474 человека). В провинции Онтарио имеются четыре резервации ирокезов. Остатки всех шести племен Лиги ирокезов представлены в самой большой их резервации Шести наций (около 5 тыс .человек) на Гранд-Ривере близ Брантфорда (Онтарио). Значительное число ирокезов одиночками или отдельными семьями разбросано по всей Канаде. Большая группа ирокезов-католиков живет в резервации Сан-Мишель близ Эдмонтона (Альберта). Около 500 ирокезов, смешавшихся с алгонкинами и ниписсингами, живут в г. Оке (провинция Квебек). Около Квебека расположена резервация гуронов Лоретт- вилль (около 400 человек). Однако современные ирокезы — это в основном метисы, настолько смешавшиеся с окружающим неиндейским населением, что их трудно отличить от него по внешнему виду.

Живут ирокезы оседло, владеют небольшими земельными участками. На участке стоит дом, несколько акров земли заняты под маис, овес, ячмень, картофель; некоторые ирокезы выращивают садовые ягоды. Наследуются земельные участки теперь по отцовской линии. (Характерно, что европейские фамилии также наследуются по отцовской линии, а индейские имена — но материнской.) Обрабатываются поля преимущественно при помощи конного инвентаря, но есть и богатые хозяйства, имеющие трактор и автомобиль.

По наблюдениям Д. Дженнеса, за резервации держатся только богатые ирокезы1.

Большинство индейских хозяйств настолько маломощно, что не обеспечивает семье прожиточного минимума. Основное средство существования — заработок вне резервации. Весной многие индейцы целыми семьями нанимаются на все лето на сельскохозяйственные работы к богатым фермерам. Например, индейцы резервации Шести наций выезжают во фруктовый район Ниагары и все лето живут вблизи фруктовых садов в старых хижинах, выстроенных владельцами садов специально для сезонников- индейцев. Работает на сборе вся семья. Некоторые индейцы нанимаются батраками к белым фермерам. Осенью семьи возвращаются в резервацию, зимой мужчины работают на лесозаготовках. За послевоенные годы многие индейцы стали промышленными рабочими; например, могауки из резерваций Каюгнавага и Сан-РегипрославилисьповсейКанадекак лучшие строительные рабочие — верхолазы. Многие из них уходят на заработки в США, где строят мосты и небоскребы. Молодые индианки этой резервации работают в Монреале стенографистками, продавщицами, прислугой, возвращаясь на ночь в резервацию. Некоторый доход индейцам дает кустарный промысел по изготовлению различных предметов в ложноиндейском стиле для туристов.

Следующим образом описывает резервацию Шести наций советский общественный деятель Пилипчук, посетивший ее в 1955 г.: «В резервации,, о которой идет речь, пять тысяч населения, размер ее 12 X 6 миль. По обе стороны проселка вскоре стали попадаться редкие деревянные дома, более бедные, чем в других местах провинции Онтарио... Одеты они (индейцы) были просто, как одеваются в Канаде рабочие люди... Один из индейцев, Джон Еэрнгам, оказался председателем местной организации ветеранов. войны, насчитывающей в своих рядах 320 человек... Он содержит лавку. Сам работает за 26 миль от резервации (в Гамильтоне), торговлю ведет жена...»1. Дома в резервации одноэтажные и двухэтажные. Обстановка большинства не богата. Дома богатых индейцев выделяются как внешним видом, так и внутренним убранством. Ирокез каюга из этой же резервации так описывает обстановку своего двухэтажного дома: внизу дома одна комната, в которой стоят стол, несколько стульев, кровать для стариков, шкаф, в ней есть печка; в комнате наверху — две кровати для сына и дочери и ложе из маисовых листьев для племянника (сына брата хозяйки).

Маисовый суп, маисовый хлеб, овощи, молоко и масло — обычная пища семьи, мясо едят редко2.

Современная ирокезская молодежь мало чем отличается от окружающей ее канадской молодежи: она работает в промышленности, стремится к тем же развлечениям, что и канадская молодежь, но тем сильнее испытывает дискриминацию во многих областях жизни.

Большинство ирокезов считаются христианами, много среди них католиков (особенно в Квебеке). Довольно значительное число принадлежит к последователям вероучения скандиарио, называемое по имени индейца, проповедовавшего это учение в конце XVIII в. В основе вероучения лежит ^восхваление старины. Оно представляет собой смесь старых верований индейцев и христианства. В резервации Шести наций, например, из 5 тыс. жителей насчитывается 1200 последователей этого вероучения, называемых «язычниками»3. Все свои обряды они отправляют в особых домах-молельнях, именуемых «длинными домами», в память об общинных домах, в которых раньше жили ирокезы. В резервации Шести наций имеется четыре «длинных дома»: два принадлежат каюга, по одному — онондага и сенека. Онейда, могауки и тускарора считаются христианами и не имеют длинного дома. В этих же домах отмечаются еще шесть годовых праздников ирокезов: праздник середины зимы, или нового года, праздники клена, посева, земляники, зеленой кукурузы и урожая. Посещают эти праздники не только «язычники», но и крещеные ирокезы. До сих пор отмечается ирокезский погребальный обряд огиве1.

В 1924 г. канадское правительство отменило державшееся еще в некоторых резервациях слабое подобие древнего ирокезского союза племен, которое стесняло канадские власти в судопроизводстве и административном управлении индейскими резервациями. Благодаря этим мерам, национальная обособленность индейцев уменьшилась, но тем самым понизилась и сила их сопротивления капиталистическому гнету: индейцы лишились остатков своей племенной организации, как-то защищавшей их от колонизаторов.

Оджибве, сиу

Соседями ирокезов в провинции Онтарио являются оджибве, численность которых в 1940 г. достигала 16 тыс.2 Они расселены по резервациям на островах залива Джорджиан- Бей по северному побережью и на о-ве Манитулине (оз. Гурон). Часть оджибве — солто живет в резервациях на восточных берегах оз. Виннипега в провинции Манитоба. Занимаются они немного земледелием, не обеспечивающим, однако, им жизнь, работают в качестве гидов и гребцов на лодках для туристов, в большом количестве посещающих эти места; где это возможно — охотятся на лося и промышляют пушного зверя, но дичь почти исчезла в связи с усиленной вырубкой лесов. Большое значение в экономике оджибве имеет рыболовство, собирание дикого риса в кленового сока. Многие из них работают на лесозаготовках и в промышленности, развивающейся в районах их расселения. Резервации оджибве все сокращаются, на их землях возникают новые города и поселки, селения лесорубов и горняков. Индейцы лишаются не только охотничьих угодий, по и клочков земли, на которых выращивались продовольственные культуры.

Из старых ремесел в незначительной степени поддерживается изготовление из березовой коры коробочек и шкатулок, орнаментированных иглами дикобраза; из последних изготовляются также украшения. Этим занимаются женщины. Их изделия находят спрос среди туристов.

У оджибве еще сохранились некоторые из их древних представлений и обрядов. Значительное место в их жизни занимает, например, отмечаемый ежегодно 1 и 2 ноября день умерших.

Остатки племен сиу живут в основном на юге степных провинций Канады; в четырех небольших резервациях на западе провинции Манитоба живут дакота, на юге Саскачевана — ассинибойн. На юге провинции Альберта сохранились представители племен Конфедерации черноногих: собственно черноногие, или сиксики (1250 человек), кайнахи0 (2002 человека) и пиеган (730 человек). Каждое племя имеет свою резервацию, занимается земледелием, скотоводством и работой по найму у неиндейского населения.

В обрядовой жизни черноногих, особенно кайнахов, от периода их охотничьей жизни сохранилось много обычаев. Еще в 1953 г. в резервации кайнахов было зафиксировано И мужских возрастных обществ, членами которых были все мужчины резервации4. Каждое общество исполняет определенные обряды и пляски, которые приурочиваются, однако, к христианским праздникам. Ежегодно летом устраивается «солнечная пляска», приспосабливаемая к поминкам по умершим. Процесс приспособления старых обычаев к современным условиям принимает у них самые разнообразные формы.

В приморских провинциях Канады расположены резервации микмаков (около 2 тыс. человек). Они возделывают небольшие огороды, занимаются столярным ремеслом (изготовляют дверные и оконные рамы) и плетением корзин. Но главный источник их доходов — сезонные заработки в прилегающих штатах США. Осенью целые семьи, около 35% всех мужчин и юношей, отправляются в штат Мэн на уборку картофеля.