Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культурно-бытовые условия индейцев в США
Этнография - Народы Америки

В большинстве отчетов Управления по делам индейцев, а также в этнографических изданиях сообщается, что индейцы перешли в основном к современным американским формам жилища. По данным 1940 г., в обычных, удобных жилищах живет 54 729 индейских семей1. Но те же этнографические издания вносят коррективы в статистические выкладки. Известно, например, что многие индейцы не только не «перешли к новым формам жилищ», но и не могут этого сделать при всем желании. Навахи и сейчас ютятся в полуземлянках без окон, в лучшем случае отапливаемых железной переносной печкой. Бывшие индейцы прерий, некогда жившие в довольно теплых, крытых шкурами «типи», за неимением шкур для покрышек круглый год живут в брезентовых покупных палатках. В штате Оклахома, где, по мнению управления, индейцы давно перешли к «американскому образу жизни», племя кикапу строит себе вигвамы, т. е. попросту шалаши из веток. Очень часто новые типы индейских жилищ — это просто жалкие лачуги из досок, ящиков, старых автомобильных кузовов и прочего «строительного материала». Лишь очень немногие могут построить себе дом с удобствами. Тяжелы бытовые условия индейцев пуэбло. В индейских деревнях мало новых домов. Это большей частью маленькие глинобитные хижины в одну комнату, с земляным полом и чаще без окон. Они немногим удобнее старинных построек — домов-общин, сырых и темных, которые все еще служат убежищем для сотен людей.

У эскимосов р. Юкона, как правило, сохраняются отапливаемые и освещаемые жирниками полуподземные жилища. Их современные жилища тоже не отличаются большими удобствами. Чаще всего это деревянные хижины, состоящие из одной комнаты, наружные стены которой для тепла обложены дерном. В районе мысов Барроу и Хоп вместо дерна для этой цели употребляют снежные плиты. Интересно отметить, что деревянные хижины в какой-то мере сохраняют традиции древних эскимосских жилищ: они обычно имеют одно окно, которое устроено в крыше, где некогда было отверстие, затянутое пузырем.

В одежде индейцев ощущается та же безысходная нищета. Свою национальную одежду большинство индейцев не носит: на ее шитье требуется много времени и средств, да она и неудобна в современой жизни*

Индейская беднота большей частью одевается так же, как все бедняки сельских районов США. Национальный костюм сохраняется в отдельных резервациях в качестве обрядовой, праздничной одежды.

Аляскинские эскимосы широко применяют дешевые покупные ткани, из которых шьют летнюю одежду. Из традиционной одежды сохраняются незаменимые в условиях Аляски парки и меховая обувь.

Изменился и пищеЕой режим индейцев. Охотой, являвшейся основным хозяйственным занятием для многих индейских племен, индейцы центральных областей США давно уже не занимаются, так как в этих областях животные, в особенности крупные (олени, бизоны), истреблены. Охотой могут заниматься лишь индейцы, живущие в лесных районах. Но и для них она стала главным образом средством добычи пушнины в обмен на европейские товары на местных торговых постах (Аляска).

В рационе индейцев все большее место занимают покупные продукты, Батраки и сезонные рабочие, нанятые по контракту, все заработанные деньги тратят в лавках при рабочих лагерях, где за продукты платят втридорога. Лавочники в резервациях бессовестно наживаются на индейцах, пользуясь их незнанием английского языка и широко применяя систему долговой кабалы. Не удивительно, что индейцы считаются весьма «неприхотливыми». По словам Шипли — служащего Бюро трудового устройства, «в основном они питаются бобами»1.

Среди индейцев широко распространены болезни, вызываемые недостаточным питанием (пеллагра, желудочные и другие заболевания). При таких тяжелых экономических нежилищных условиях не удивительны ни большая смертность среди индейцев, ни обилие болезней, свирепствующих в резервациях. Особенно велика детская смертность: в среднем • для индейцев США она составляет 110 случаев на тысячу, у индейцев хопи 180 на 1000в то время как средняя цифра детской смертности для всей страны — 41 на тысячу. На первом году жизни из-за истощения матерей, антисанитарных бытовых условий и т. п. умирают двое-трое индейских детей из десяти, а в племени папаго на первом году жщзни умирает один младенец из четырех2.

Смертность от туберкулеза среди индейцев в несколько раз выше, чем по всей стране3.В 60% случаев причиной смерти индейцев, эскимосов и алеутов Аляски является туберкулез. Страшным бедствием индейских резерваций до сих пор остается трахома; 30% навахов заражено этой болезнью. Во многих резервациях индейцы вынуждены пользоваться загрязненными колодцами и источниками, что вызывает тяжелые желудочно-кишечные заболевания — брюшной тиф и др. В период колонизации индейцы гибли целыми деревнями от эпидемии оспы, завезенной европейцами. Корь, до того неизвестная местному населению, убивала не только детей, но и взрослых.

До 1924 г. никакой регулярной врачебной помощи индейцы не получали. Но и сейчас положение немногим лучше. На лечение индейцев отпускаются ничтожно малые суммы. Подсчитано, что в среднем на медицинское обслуживание каждого гражданина США (не цветного) ассиг- нуетзя в пять раз больше, чем на индейца наваха. При такой постановке дела понятно, почему в резервациях процветают, при попустительстве чиновников Управления по делам индейцев, знахари и шаманы.

Просвещением индейцев ведает Управление по делам индейцев. Фонды на образование выделяются частично этим управлением, частично пополняются из средств, поступающих в виде налогов от самих же индейцев.

В настоящее время более 60 тыс. индейцев не умеют говорить по- английски. Примерно 85% навахов не читают ни по-английски, ни по- испански, и около 65% навахского населения не говорит по-английски. А ведь почти 50 лет одной из основных задач отдела образования Управ ления было обучение индейцев английскому языку, в соответствии с программой усиленной американизации индейцев. Эта задача была возложена на школы-интернаты, обучение в которых создавало для индейцев большие трудности, так как они были обязаны покупать детям европейскую одежду, учебники4. Школы, как правило, находились в отдаленных от резервации городах. Попадая туда, индейские дети должны были забыть все связанное с прежней жизнью в резервации и прежде всего родной язык. Дети изучали отвлеченные науки, которые по возвращении в резервацию оказывались им совершенно ненужными; им старались привить отвращение к образу жизни их народа, презрение к обычаям и культуре индейцев. Некоторые из питомцев этих школ отрывались от своего народа. Другие, однако, не поддавались развращающему влиянию этой системы воспитания. Именно из их среды вышла хотя и немногочисленная, но все же собственная индейская интеллигенция.

С 1929 г. в деле просвещения индейцев была произведена коренная реформа: из одной крайности педагоги пз Управления по делам индейцев перешли к другой, вызывающей не менее нареканий индейцев.1" Наряду со школами-интернатами появились школы ежедневного посещения в самих резервациях. Здесь преподаются в основном практические знания и навыки: уход за скотом, огородничество, управление трактором и другими сельскохозяйственными машинами, которых, кстати сказать, у самих индейцев нет. Эта система обучения готовит из индейцев квалифицированных сельскохозяйственных рабочих, но знания свои им негде применить, так как при найме им поручается самая тяжелая, простая и низкооплачиваемая работа. Преподавание узко практических навыков при нынешнем уровне американизации индейцев тянет их назад. Индейцы протестуют против узко технического образования, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы в конгресс США.

Довольно большое число индейских детей обучается в миссионерских школах, которые содержатся на средства самих индейцев и Управления по делам индейцев и обходятся очень дорого. Наиболее распространены школы при католических миссиях. Школ этих индейцы всегда боялись, так как знали, что детей там ждет принудительное крещение, голодный паек и тяжелый труд на отцов-миссионеров.

О том, каковы были условия жизни индейских детей в таких школах, сообщает исследователь условий труда в США Вильсон: «Их заставляют выполнять всякого рода принудительную работу в невыносимо ужасных условиях—часто в интересах личной наживы. Летом многие из них вынуждены работать на свекольных плантациях Канзаса и Колорадо... Их часто бьют и сажают в карцер за плохо выполненную работу. Многие из них в этих государственных учреждениях заболевают туберкулезом и трахомой»1.

Но даже таких школ у индейцев мало, да и не все дети могут их посещать: этому мешает и отдаленность школ от жилья, и отсутствие соответствующей одежды, и необходимость помогать родителям в полевых работах или на ферме. На июнь 1952 г. из 113 736 индейских детей школьного возраста 19 776 не были записаны в школу и 5706 детей числились среди тех, о которых не было известно, посещают ли они какую-либо школу2. Управляющий по делам индейцев Брофи сообщил в 1947 г., что в индейских деревнях Аляски школу не посещают 2600 детей индейцев, эскимосов и алеутов, потому что в этих деревнях просто нет школ.

Ни Управление по делам индейцев, ни миссионеры различных толков не жалеют сил на религиозное «воспитание» индейцев. Пальма первенства в этой области принадлежит католической церкви. Треть индейского населения США и Аляски официально числится католиками.

Для «обращения» индейцев миссионеры не брезговали никакими средствами. Наиболее действенным из них оказалось лишение голодающих пособия. Индейцы всячески сопротивляются покушению на их религиозную свободу. Одной из форм сопротивления является привнесение в христианские обряды древних верований и тайное совершение «языческих обрядов». Индейцы пуэбло, как правило, христианские праздники отмечают своими национальными плясками, посмотреть на которые приходят даже индейцы из Мексики.

В последнее время довольно широкое распространение получила так называемая «туземная американская церковь», пытающаяся сочетать христианскую догматику с собственными верованиями индейцев. Это — перелицованное и лишенное бунтарского содержания мессианское движение XIX в., введенное в русло учения о непротивлении злу. Другое название этой религии — «пейотизм». Идеологический смысл ее — пас-* сивное осуждение всего, что не имеет отношения к старой культуре индейцев. Пейотизм связан со знахарской практикой. Одним из основных ритуалов этой религии являются собрания индейцев для совместного принятия пейотля—пилюль из мякоти кактуса действующих возбуждающе. В навеянных им грезах о прошлой счастливой жизни индейцы стараются найти забвение. Многозначительны слова одного из последователей пейотизма о действии наркотика, приведенные в книге об индейцах сиу: «Вы себя прекрасно чувствуете. Можете сидеть и видеть, как мимо едут государственные чиновники, и вам до этого нет никакого дела»1. Слова эти красноречиво свидетельствуют о том, как тяжело переносят индейцы унизительный надзор, учрежденный над ними. Наибольшее распространение пейотизм имеет у бывших индейцев прерий, а также среди индейцев запада США.

В тяжелых условиях сопротивления европейским колонизаторам и американскому капитализму, в изнурительной каждодневной борьбе за существование индейцы Северной Америки выказали необычайное мужество, выдержку и душевную стойкость. Через все трудности они пронесли и во многом сохранили свои культурные достижения, созданные упорным трудом. Ведь именно индейцы явились пионерами освоения американского материка. Они показали, что человек может в самых тяжелых условиях создать высокую культуру, извлечь максимум благ из суровой природы, имея лишь минимум средств.

Удобная, теплая меховая одежда охотников северных районов, разумно приспособленный к местным условиям быт, рыболовческая культура, техника и опыт индейцев Аляски; развитое ирригационное земледелие индейцев пуэбло, их строительное мастерство; замечательная техника плетения у индейцев Калифорнии — трудно перечислить все культурные достижения, навыки, изобретения, большинство которых было перенято впоследствии европейскими переселенцами. Индейцы создали богатейший фольклор. Образы и мотивы индейской мифологии, сказок, легенд прочно вошли в сокровищницу американской литературы, вдохновив не одного писателя и поэта. Индейская архитектура Юго- Запада, изобразительное искусство, вышивки, народные танцы обогатили культуру и искусство народов США, хотя сами индейцы, создатели этой своеобразной и во многом высокой культуры, находятся в угнетенном состоянии.

Самое богатое капиталистическое государство в мире оказывается не в состоянии поднять до сносного уровня экономическое благосостояние 0,2% своих граждан. Правящий класс США не заинтересован ни в культурном росте индейцев, необходимым условием которого должно йыть общение их с трудящимся населением страны, ни в сохранении индейцами их старых культурных ценностей. Его более устраивает сохране- шие у индейцев вредных пережитков, религиозных предрассудков или восстановление институтов первобытнообщинного строя, так как все это ^помогло бы держать индейцев в подчинении. Какая-то часть родоплеменной верхушки и шаманов цепляется за прошлое, проповедует национальную обособленность индейцев, стремясь монополизировать свою экономическую и идеологическую власть над индейскими трудящимися.

В. последние годы в США передовая научная общественность проводит большую разъяснительную работу среди населения; музеи страны проводят специальные лекции о культуре индейцев, издают многочислен- шые дешевые публикации, отражающие жизнь различных племен, помогающие бороться с обывательским представлением об индейцах. Добровольные общества и организации, большое участие в которых принимают американские женщины, наблюдают за деятельностью Управления по делам индейцев. По принятой недавно программе часть индейцев переселяется из резерваций в большие города, где можно найти работу. Добровольцы помогают таким индейским семьям устроиться на новом месте, определить детей в школу, связаться с больницей и т. д.

Немногочисленная индейская интеллигенция стремится возродить национальное искусство; среди индейцев немало способных художников, скульпторов, артистов. Но Управление по делам индейцев поощряет произведения, посвященные религиозной тематике в узко традиционных формах. На ежегодной выставке в Анадарко, посвященной культуре индейцев США, представлен только старый индейский быт: инсценируются религиозные обряды, пляски, экспонируются картины художников-примитивистов. Основная характерная черта официального индейского искусства — любование стариной, уход от современной тематики — отражает не столько запросы самих индейцев, сколько стремление заинтересованных кругов отвлечь внимание индейцев от насущных, острых вопросов современности.

Индейская интеллигенция пока еще не в силах противостоять этой политике. Индейцам закрывают дорогу ко всем интеллектуальным профессиям, кроме профессии артиста (только в области индейского искусства), проповедника (только в индейской церкви), учителя (только в индейской школе), мелкого служащего в агентстве при резервациях или в Управлении по делам индейцев. Индеец с высшим образованием — большая редкость в США. Среди американских ученых люди индейского происхождения насчитываются буквально единицами, да и те главным образом метисы. Несколько человек из них связали свою научную и общественную деятельность с жизнью своего народа.

Еще начале] XIX в. талантливый самоучка Секвойя (1760—1843) создал чирокский алфавит. Сын немецкого эмигранта и дочери вождя чироков, Секвойя (или Джордж Гист) был простым охотником. Он принадлежал к той части индейской интеллигенции, которая считала, что только просвещение поможет индейцам сравняться с белыми. Изобретенный Секвойей алфавит распространился не только среди чироков, но и среди других индейских племен Оклахомы. На его основе издавалась сначала библия, а затем стали выходить и газеты. Первой газетой индейцев был «Чирокский феникс», издававшийся с 1828 г. Известна газета криков «Индейский журнал» того же времени. Обе газеты были насыщены самыми острыми вопросами. На их страницах освещалась борьба за независимость, случаи коррупции агентов, вторжений скотоводов на индейские пастбища и т. д.

За полтораста лет резервационного периода индейцы, несмотря на тяжелые условия жизни и дискриминацию, все же дали государству ряд крупных общественных деятелей, инженеров, адвокатов, научных работников. Наиболее выдающимся среди них является генерал Эли-Сэмюэл Паркер (1828—1895), образованный индеец племени сенека, «сахем» своего племени, первый секретарь генерала У.-С. Гранта, главнокомандующего армией северян во время войны Севера и Юга (1861—1865). Это он составил декларацию о капитуляции главнокомандующего южан генерала Ли, происшедшей 9 апреля 1865 г. и закончившей междоусобную войну в Северной Америке. По окончании войны он руководил Управлением по делам индейцев в США. Будучи большим знатоком быта и социального строя своих соплеменников, он, как личный друг Л. Г. Моргана, сообщил ему много ценных и важных данных, вошедших в книгу «Союз ирокезов». В знак дружбы и признательности за помощь, Паркеру и посвятил Морган этот свой первый большой труд, указав в подзаголовке, что он является «плодом их совместных исследований». Большую заслугу перед наукой имеет Артур С. Паркер из той же ирокезской семьи, давший ряд ценных работ по этнографии ирокезов. И, наконец, один из крупнейших этнографов американской школы — Дж. Н.Хыоит (Hewitt), скончавшийся в 1937 г., со стороны матери являлся ирокезом племени тускарора. Ему мы обязаны ценнейшими исследованиями в области верований ирокезов. Многие из его трудов (12 тыс. страниц и 10 тыс. карточек) еще ждут своего опубликования.

Несмотря на искусственную изоляцию, нищету и бесправие, вопреки попыткам задушить национальную культуру индейцев, а самих индейцев низвести до уровня послушных рабов, современные индейцы США и Аляски далеко не отвечают этому идеалу колонизаторов. У. Фостер пишет, что индейские народы обнаруживают большую цепкость, держась за свой язык, религию, племенные обычаи, и даже сохраняют частично свои общинные законы; в Мексике и других странах, где преобладает индейское население, есть много индейцев, живущих самым примитивным бытом. Тем не менее, основная масса индейцев живет в условиях капитализма и подчинена его экономическим и политическим законам

Последнее положение полностью относится к индейцам Северной Америки, и в особенности к индейцам США, давно вовлеченным в капиталистическое производство. Совместный труд сельскохозяйственных ра- бочих-мигрантов, в составе которых — и индейцы, и люди других национальностей, сближает рабочих, независимо от цвета их кожи, вопреки системе неравной заработной платы, расистской агитации, различным уловкам предпринимателей, имеющим целью разобщить трудящихся.

В годы второй мировой войны 30 тыс. индейцев работали на военных заводах бок о бок с американским пролетариатом. Индейцы активно участвовали в этой войне—они были незаменимыми разведчиками и связистами, в частности потому, что их язык не понятен ни одному дешифровщику. Возвращаясь в резервации после победы над фашизмом, индейцы, так же как негры и ветераны войны других национальностей, надеялись на большие перемены в своей жизни. Однако эти надежды не оправдались. Возвратившись на родину, индейские и негритянские ветераны войны оказались в тех же условиях дискриминации.

Неслучайно именно после войны усилилась политическая активность народных масс во всех странах, в том числе и в Соединенных Штатах. И индейцы все чаще поднимают голоса в защиту своих прав. Индейцы протестуют против назойливой опеки чиновников США. «Нам не нужно никаких агентств», — заявляют они комиссиям сената, «изучающим» причины недовольства индейцев. Они требуют прекращения политики изоляции индейцев, введения школ, где их дети могли бы получить всестороннее образование, протестуют против изъятия земель, расхищения естественных ресурсов резерваций.

С гневным протестом против попытки уничтожить остатки их организационного единства, против несправедливой национальной политики выступили ирокезы. 23 октября 1У50 г. в Лейк-Саксессе, после заседания Политического комитета Организации Объединенных Наций, группа вождей ирокезов вручила главе делегации СССР на пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН копию жалобы на дискриминационные действия американских властей в отношении североамериканских индейцев и особенно в отношении ирокезов. Представители ирокезов распространили эту жалобу среди делегаций. В жалобе отмечается, что в настоящее время в американском конгрессе подготовляется ряд законопроектов, которые в случае их принятия «нанесут непоправимый вред социальному и экономическому статусу всего индейского населения». Некоторые из этих законопроектов предусматривают новое сокращение территорий индейских резерваций, вопреки договорам, заключенным между американским правительством и индейскими племенами. Другие законы направлены на дальнейшее ограничение самоуправления внутри индейских племен.

В жалобе указывается на притеснения, чинимые властями штата Нью- Йорк в отношении проживающей в пределах этого штата Лиги ирокезов (так называемой Конфедерации шести наций). В частности, в жалобе говорится, что власти штата обманным путем уже добились отторжения от Лиги ирокезов 18 млн. акров земли. «В то время как США устами своих представителей говорят о необходимости признания в мировой политике прав малых наций,— говорится в жалобе,— внутри США имеется малая нация, которая настаивает, чтобы Соединенные Штаты осуществляли на практике то, что говорят их представители. Конфедерация шести наций (или Лига ирокезов) получила свое признание в истории США, однако за последнее время ей отказывают в существовании как нации... США и другие так называемые западные государства показывают пальцем на страны Восточной Европы и Ближнего Востока... В то же время США силой навязывают индейцам шести наций свое господство над ними. Во время прошлой сессии американского конгресса,— говорится далее в жалобе,— были внесены три проекта законов, которые в случае их принятия будут означать разрушение Конфедерации шести наций.

Эти законы будут насильственно навязаны народу, который не имеет своего представительства в правительстве, принимающем такие законы, и который не имеет никакого желания быть представленным в таком правительстве».

«Несколько лет тому назад,— говорится в разделе жалооы, озаглавленном «Призыв к справедливости» и обращенном к американскому народу,— вы выиграли великую войну. Мы сражались на стороне ваших генералов. Нам говорили, что мы сражались за демократию, за право малых народов. Ваши генералы еще живы, чтобы рассказать о нашей лояльности. Да, кровь наших воинов пролилась на полях сражений Франции, Германии и Японии, как нам говорили, за демократию. Почему же вы желаете порвать священные соглашения между вашей страной и шестью нациями? Наши священные договоры ломаются, как ветви молодого деревца, ваши спекулянты землей приходят, чтобы обмануть, ограбить нас, ваших бывших покровителей—ирокезов, бывших когда-то великой и могучей нацией».

В жалобе указывается, что «в случае необходимости» ирокезы обратятся к правительствам всех стран мира и к Организации Объединенных Наций с просьбой воздействовать на американское правительство с тем, чтобы оно отменило законы, ущемляющие права ирокезов1.

Голос индейцев еще слабо слышен, их борьба разрозненна, индейцы малочисленны и разобщены. Немногочисленный индейский пролетариат не охвачен профсоюзными организациями. Национальное освобождение индейцев неотделимо от борьбы американского пролетариата за демократию страны. Свою борьбу против расовой дискриминации негров, индейцев, мексиканцев и других национальных меньшинств американский пролетариат, возглавляемый Коммунистической партией США, рассматривает как часть борьбы за социальное освобождение от капиталистического рабства. «Не может быть свободным народ, угнетающий другие народы»2. Об этом всегда помнят прогрессивные силы Америки. Защиту прав индейских народов Коммунистическая партия США поставила одной из важнейших своих задач. Она борется против дискриминации индейцев, за предоставление им политических прав и за улучшение их материального положения.