Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Древнейшие сведения о расселении африканских народов. Пигмеи. Банту
Этнография - Народы Африки

Нет никаких оснований для предположений, будто Африка была заселена постепенно различными волнами переселенцев. Данные пале- антропологии показывают, что все основные расы Африки сложились на ее территории: средиземноморская раса издревле населяла всю северную часть Африки и большую часть Сахары; к югу от нее, в пределах южной части Судана, складывалась негроидная раса; в Южной Африке происходил процесс формирования койсанской расы, а в Восточной и Северо-Восточной Африке — эфиопской расы. Кроме того, в пределах Центральной Африки издавна жили племена пигмейской расы.

Как же представляется нам древнейшее расселение народов Африки?

Древнейшие сведения о расселении африканских народов

Наиболее ранние древнеегипетские памятники, относящиеся примерно к 3200—3000 гг. до н. э., называют все племена, жившие к западу от Египта, одним общим именем — техену. Позднее, с конца Древнего царства, в египетских надписях появляются упоминания о племенах темху. Техену изображались египтянами рослыми, довольно смуглыми, темху — также рослыми, но, в отличие от техену, светлокожими. Таким образом, египтяне различали два типа древнего населения Сахары и Северной Африки — смуглый и светлый. Начиная с V в. до н. э., древнегреческие писатели объединяют все эти племена под одним общим названием ливийцев и сообщают, что ливийцы отличались светлым цветом кожи; среди них встречались белокурые и голубоглазые. Несомненно, что ливийцы были предками современного берберского населения Северной Африки. Наряду с этим светлокожим типом в Сахаре жили племена с более темным цветом кожи. Геродот называет их мелано- эфиопами, т. е. черными эфиопами. Древние египтяне называли себя «красным народом» и изображали своих соседей-ливийцев белыми, негров — черными, азиатов — желтыми, а себя красно-коричневыми.

О темнокожих народах юга упоминают уже самые ранние надписи древнего Египта. Один из первых фараонов, Ден, сообщает о своих походах в Нубию и о победах над местным населением. Древнеегипетские памятники называют племена юга общим именем нехси. Повидимому, нехси эпохи Древнего царства были народами эфиопской антропологической группы и говорили на кушитских языках. Со времени Среднего царства, т. е. примерно около 2000 г. до н. э., в египетских памятниках появляются упоминания о неграх. Вероятнее всего, это были племена нилотов, которые и теперь живут в верховьях Нила. Еще со времени Древнего царства в египетских памятниках говорится о стране Пунт, стране богов, находившейся где-то далеко на юге. На стенах храма в Дейр-эль-Бахари (в Среднем Египте), выстроенного царицей XVIII династии Хатшепсут, сохранились изображения жителей этой страны, кораблей, посланных в эту страну, и даров, привезенных оттуда: редких растений, доставленных из далекого Пунта в специальных кадках, животных, а также людей. Судя по этим росписям, жители Пунта имели негроидные черты. До сих пор не удалось выяснить местоположение этой страны. Несомненно одно, что страна Пунт должна была находиться где-то в тропиках. Немецкий лингвист Мейнхоф высказал предположение, что ее название обозначает «берег». Дело в том, что в языке суахили, современного населения восточного побережья Африки, берег называется pwani, что в точности соответствует древнеегипетскому названию этой страны. Сопоставление это, конечно, не может служить безусловным доказательством того, что в эпоху Хатшепсут, а может быть и раньше, египтяне застали на восточных берегах Африки народы банту1.

Однако несомненно, что уже в это время Восточная Африка была населена негроидным населением. Кроме них, в центральной части Африки в области тропических лесов жили также низкорослые карликовые народы, которых обычно называют пигмеями.

Пигмеи

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирху- фом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

В настоящее время племена пигмеев сохранились лишь в области тропического леса. Они рассеяны небольшими группами по всему бассейну рек Конго, Огове и Итури. Ко времени появления банту в районе Конго пигмеи были, по всей вероятности, более многочисленны и занимали почти всю Западную Тропическую Африку. Теперь они живут отдельными разобщенными группами. В северо-западной части Конго — в Габоне и в пределах Камеруна — живут пигмеи бекви и акоа, в устье р. Убанги — ба- бинга. К югу от р. Конго рассеяны группы пигмеев бачва, общая численность их, возможно, преувеличенная — около 50 тыс. Особую группу составляют пигмеи, живущие в бассейне р. Итури и менее всех остальных подвергшиеся смешению с племенами негроидной расы. Общая численность пигмеев группы р. Итури достигает 35—40 тыс. В ее состав входят и племена эфе, бамбути-баканго и акка. Эфе живут в верховьях р. Итури, на окраинах девственного леса, и на берегах оз. Альберт — от горы Рувензори до р. Непоко, бамбути-баканго — по обоим берегам р. Итури и по течению рек Ленда, Нгаю и Апара, пигмеи акка — на реках Бомо- канди, Ноко и Руби. Отдельные группы пигмеев встречаются также на горе Рувензори и в Уганде. Несколько особняком от всех остальных пигмеев стоит группа пигмеев батва в области Руанда. Частьбатва живет на бельгийской подопечной территории Руанда-Урунди, другая часть — на западном берегу оз. Танганьика среди племен балуба. Возможно, что обе группы батва еще недавно составляли одно целое. Шебеста, крупнейший исследователь пигмеев, определяет общее их число, причисляя сюда и пигмеев, смешанных с негрским населением, в 80 тыс. Пигмеи не имеют общего самоназвания. Окружающие же их народы банту называют все низкорослые племена батва, или бачва, батуа и т. п., что означает «люди низкорослые», «маленькие люди».

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям. Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это_ „население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Банту

Основное население всей южной оконечности африканского материка, начиная от границ Судана, составляют банту. На основании некоторых соображений можно утверждать, что предки банту жили некогда в северной части бассейна Конго, на рубежах тропического леса и саванн. Позднее они продвинулись к югу, вытеснив из района тропических лесов пигмейские племена, а из Восточной и Южной Африки — бушменов и готтентотов. Бушмены и готтентоты под давлением племен банту отошли на юг в пределы нынешней Капской области, Драконовых гор и Юго-Западной Африки.

Трудно сказать, к какому времени относится продвижение банту на юг. Первыми достоверными упоминаниями о банту являются сообщения .арабских путешественников, которые в VIII—IX вв. н. э. нашли все восточные берега Африки, начиная от Сомалийского полуострова иплоть до Софалы, заселенными племенами, говорившими на языках банту. Об этом свидетельствуют отдельные слова, сохранившиеся у Аль-Хамазани в его «Книге стран» (около 902 г. н. э.), у Масуди в его труде «Золотые луга» (середина X в. н. э.) и у многих других, вплоть до Ибн-Маджида, арабского лоцмана, ведшего в Индию корабли Васко да Гамы. Все они упоминают географические названия и отдельные слова, которые, несомненно, происходят из языков банту.

Выяснить пути передвижения отдельных племен и целых групп банту очень трудно. Нельзя положиться на предания о переселениях и войнах, записанные исследователями со слов местных жителей. Предания эти противоречивы, содержат много неточностей и поэтому не всегда могут служить надежным источником. Лишь сопоставляя данные языковедения, этнографии и археологии, можно выяснить общую картину, но многое остается неясным.

В пределах нынешнего Камеруна распространены языки, весьма близкие по грамматическому строю и отчасти словарному составу к языкам банту. Поэтому вероятнее всего, что предки банту жили в непосредственном соседстве с бантоидными племенами Камеруна и оттуда распространились по южной оконечности материка. Переселение банту шло, очевидно, в обход тропического леса по степям Восточной Африки. Часть племен банту, возможно, проникла в центральные леса с севера или северо- запада и смешалась с аборигенами. В языках северо-западной группы банту наблюдаются существенные отклонения от всех остальных языков этой семьи. Банту, проникшие в Восточную Африку, в районы Конго продвинулись с востока. Этим объясняется близость языков центрального Конго к языкам Восточной Африки. Другая часть племен банту из Восточной Африки продвинулась на юг и оттеснила аборигенов этой части материка — бушменов и готтентотов. Несомненно, что продвижения эти относятся к очень давним временам.

О древней и довольно высокой культуре народов Восточной Африки говорят открытые в 1927 г. в Родезии в горах Матопо наскальные изображения.

Родезийские рисунки изображают сюжеты мифологического характера, различные обряды — вызывание дождя, ритуальное убиение вождя, моление богине дождя. Все это показывает, что рисунки сделаны земледельческим народом, предками современных народов банту. Изучение фольклора народностей современной Родезии дало возможность выяснить многие сюжеты, изображенные на скалах.

О высокой земледельческой культуре свидетельствуют и следы ирригационных сооружений, по преимуществу террас и мтута — особого типа гряд, обнаруженных на протяжении нескольких сот километров на территории Танганьики. Датировать все эти сооружения пока еще не удалось.