Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Африка в период неолита
Этнография - Народы Африки

Эпоха неолита характеризуется появлением новых видов хозяйственной деятельности — земледелия и скотоводства. Изобретение лука еще в мезолите, а может быть еще и в позднем палеолите, облегчило охоту. Дальнейшее усовершенствование орудий труда, появление сверленых и полированных орудий, изобретение гончарства — все это положило резкую грань между предшествующими эпохами, когда население занималось главным образом охотой, и эпохой неолита, когда основу существования составили земледелие и скотоводство. «Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров: это было первое крупное общественное разделение труда».

Приручение “домашних животных и земледелие создали постоянные источники пищи и устранили прежние случайности охотничьего образа жизни. Появилась возможность устойчивого ведения хозяйства. Оседлость становилась уже постоянной. Вместо случайных стоянок, шалашей и заслонов появились хижины, возникли деревни. Изменившиеся условия добывания пищи создали предпосылки для увеличения численности населения.

Все эти изменения произошли не сразу. Орудия совершенствовались на протяжении столетий. Многие ‘стоянки того времени, как показали раскопки в южном Тунисе, показывают постепенность этого перехода; они содержат в нижних слоях орудия капсийского, затем позднекапсий- ского типа, затем орудия переходного к неолиту типа и, наконец, уже неолитические орудия.

Переход от палеолита к неолиту на территории Северной Африки происходил не одновременно. В области шоттов в Тунисе и в долине Нила переход к неолиту начался раньше, чем в других странах Северной Африки и Сахары.

Эпоха неолита очень хорошо представлена по всей Северной Африке.

Северная Африка

Находки этой эпохи содержат каменные полированные топоры, сверленые каменные наконечники боевых палиц, зернотерки, множество костяных орудий различных форм и многочисленные остатки глиняных сосудов. Неолитические орудия и стоянки найдены во множестве как в странах Атласа, так и в Сахаре. Среди стоянок наиболее известны и лучше всего исследованы гроты на побережье Средиземного моря в Алжире и Марокко. Некоторые из них служили убежищем для охотников в течение многих тысячелетий. Всего известно 27 гротов,, большая часть которых находится около Орана. При раскопках в этих гротах в нижних слоях найдены орудия еще мустьер- екого типа и кости давно вымерших животных. Особенно богаты слои неолитического времени, которые содержат много каменных и костяных -орудий и костных остатков. Находки в поздненеолитических стоянках уже содержат железные орудия, что дает возможность их датировки. Так, например, в Ла-Мескиана среди каменных орудий обнаружены железные украшения и железный серп. Вероятнее всего, эти изделия были приобретены местным населением у финикийцев и, следовательно, датируются I тысячелетием до н. э. К этому времени относится основание на северном берегу Африки древнейших финикийских колоний — Утики, Карфагена и др.

Культура населения прибрежных районов этой части Африки в то время была уже намного выше культуры племен, живших во внутренней части страны. Судя по сообщениям греческих и латинских писателей, большинство племен нынешних Алжира и Марокко вели довольно примитивный образ жизни, но скотоводство им уже было давно известно. Несомненно, что в странах к югу от Атласа употребление каменных орудий держалось очень долго. Арабские путешественники, посещавшие Судан в XI в., упоминают о том, что наряду с металлическими орудиями еще бытовали орудия из камня. Постепенный переход от неолита к железу совершался в течение многих веков.

На основании изучения каменных и костяных орудий эпохи неолита, костных остатков, остатков керамики и характера погребений можно утверждать, что в эпоху неолита на территории Северной Африки жили скотоводческие и земледельческие племена, причем в районах, непосредственно примыкающих к Нильской долине, и в южных районах Атласа кочевали племена скотоводов, а население Нильской долины и областей, прилегающих к берегам Средиземного моря, и оазисов Сахары занималось земледелием.

Неолитические культуры древнего Египта изучены довольно хорошо. В Среднем Египте, в частности в Дейр-Таса, раскопки, наряду с костными остатками, дали значительный археологический материал. Население того времени наряду с охотой и рыболовством уже занималось земледелием или, по крайней мере, сбором дикорастущих злаков. В Дейр-Таса найдены полированные топоры, небольшие рыболовные крючки из раковин и кости, довольно грубая керамика.

Стоянки неолитического времени, раскопанные в Файюме, относятся к несколько более позднему времени (приблизительно к V тысячелетию до н. э.). Древние файюмцы занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием и скотоводством. Они сеяли полбу, ячмень, лен. В неолитических стоянках на берегах Файюмского озера, уровень которого был намного выше теперешнего, найдены деревянные серпы с кремневыми зубьями. Файюмцы разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней. Орудиями охоты и оружием им служили лук, стрелы и палицы, наконечники которых утяжелялись круглыми просверленными камнями. Файюмцы знали гончарство и плетение, одежду делали из тканей и кожи.

Еще более поздними являются неолитические стоянки, найденные в Меримде, в 2 км от Розеттского рукава Нила. Древние меримдийцы занимались главным образом земледелием, возделывая пшеницу на орошаемых полях. Около поселений открыты большие, врытые в землю корзины, в которых сохраняли зерно. Жилища меримдийцы устраивали из навешенных на столбы цыновок. Культура неолитического Египта, по мнению большинства археологов, носит типично африканский характер. Это подтверждается тем, что виды культурных растений, зерна которых обнаружены в раскопках, отличаются от переднеазиатских.

Следующую ступень развития представляют бадарийская и амратий- ская культуры.

Бадарийская культура получила свое название по деревне Бадари в Среднем Египте, около которой были найдень* неолитические поселения. Древние бадарийцы были прямыми предками населения Верхнего Египта додинастической эпохи. Они занимались земледелием в болотистой долине Нила. Все черты их культуры представляют собою дальнейшее развитие культуры меримде. Они знали гончарство, ткачество, обработку кожи и т. п. Им была известна ковкость меди, но они не умели выплавлять ее из рудый применяли холодную обработку. Находки малахита свидетельствуют о развитом обмене с Синаем или Нубией.

Неподалеку от Бадари, около местечка эль-Амра, найдены следы неолитических поселений более позднего времени, чем бадарийские. Амра- тийцы жили в круглых хижинах, занимались земледелием, умели обрабатывать медь, строили лодки из стеблей папируса. У них уже существовало рабство, о чем можно заключить по найденным статуэткам пленных людей со связанными за спиной руками. В могилу богатого человека клали изображения его жен и слуг, очевидно предполагая, что они будут сопровождать его в загробную жизнь.

Наконец, последняя из неолитических культур, предшествовавшая эпохе исторического Египта,— это герзейская культура. Она характеризуется дальнейшим усложнением и развитием орудий и оружия, керамики и каменных сосудов. Многочисленные медные долота, боевые топоры, бритвы и т. п. встречаются наряду с кремневыми орудиями. Однако эти кремневые орудия по типу своему отличаются от кремневых орудий предыдущих эпох. Герзейцы жили в глинобитных хижинах, мало чем отличавшихся от хижин крестьян древнего Египта. В могильниках сохранились миниатюрные модели их домов.

Амратийская и герзейская культуры непосредственно предшествовали эпохе объединения Египта и образования в долине Нила рабовладельческого государства. Амратийскую культуру теперь называют условным термином, принятым в археологии,— культурой нагада I, а герзейскую — культурой нагада II. Сосуды нагада II расписаны геометрическим орнаментом, иногда — изображениями людей, животных и лодок. Эта расписная керамика дает основание для датировки, так как сосуды такого типа найдены не только в Египте, но и в Месопотамии, на Крите и в других странах древнего Востока. Это обстоятельство позволило выяснить многие вопросы хронологии и сопоставить археологические культуры древнего Египта с переднеазиатскими. В Месопотамии расписная керамика встречается в слоях периода джемдет-наср и датируется серединой IV тысячелетия до н. э., что позволяет определить древность эпохи нагада II.

В конце IVтысячелетия до н. э., примерно около 3300—3000 гг., произошло объединение Египта. Начиная с этого времени сохранились многочисленные иероглифические памятники. Следует отметить, что самый состав древнеегипетских иероглифов носит типично африканский характер. В их рисунке отразилась флора и фауна нильской долины. Это обстоятельство свидетельствует против неоднократно высказывавшихся взглядов о том, что культура древнего Египта обязана своим происхождением чужеземным завоевателям. Напротив, в культуре древнего Египта мы видим дальнейшее развитие культуры неолита Северной Африки. .

Нубия

История Нильской долины к югу от Египта известна гораздо хуже, чем история Египта. Однако за последние годы было сделано немало археологических открытий и в пределах Англо-Египетского Судана. В результате раскопок около Хартума обнаружены следы поселения неолитического времени. На верхней террасе на берегу Нила найдены каменные и костяные орудия, остатки плетеных корзин со следами зерен и т. д. Найденные здесь же костные остатки человека (скелеты и черепа) имеют ясно выраженный негроидный характер. Так как слой, в котором они открыты, лежал ниже слоя, содержавшего керамику эпохи нагада II, оказалось возможным определить время этого

поселения первой половиной IV тысячелетия до н. э. Значение хартумских находок заключается в том, что они устанавливают наличие негроидной расы в пределах северо-восточной Африки в эту отдаленную эпоху. До последнего времени считалось, что первое упоминание о неграх относится к 2000 г. до н. э.1 Мнение это приходится изменить. Очевидно, что в пределах Восточного Судана еще в IV, а может быть, и в V тысячелетии до н. э. жили негрские племена, занимавшиеся рыболовством, охотой на гиппопотамов и сбором дикорастущих злаков.

К более позднему времени относятся находки в Нубии — в поселениях Аниба, Керма и др. Они дают достаточный материал, чтобы судить о культуре населения древней Нубии. В специальной литературе принято деление нубийских археологических культур на три периода, называемые культурами А, В и С.

Древнейшая культура Нубии, т. е. «культура А», сходна с культурой древнейшего Египта и относится к периоду, предшествовавшему времени образования Египетского государства. Начиная с конца IV тысячелетия до н. э., Нубия и Египет шли по разным историческим путям. Египетские фараоны первых династий эпохи образования Египетского государства предпринимали походы на юг, захватывая там рабов и уводя скот. Нубийская «культура В» (3000—2400 гг. до н. э.) резко отличается от предшествующего периода. Непрерывные походы египтян в Нубию и военные экспедиции фараонов Древнего царства свидетельствуют о непрекращавшемся грабеже южных земель. Хронологически «культура В» соответствует эпохе Древнего царства. Все достижения «культуры А» утрачены. Техника обработки орудий и изготовления сосудов упала, инвентарь гробниц обеднел.

В эпоху «культуры С» (2400—1600 гг. до н. э.) Нубия освободилась от египетских нашествий, что произошло в период смут, начавшихся в Египте с падения Древнего царства, вплоть до начала XII династии, т. е. примерно с 2300 до 2000 г. до н. э. Это время — период наивысшего расцвета Нубии. Находки, относящиеся к этой эпохе (каменные сооружения, богатая керамика, украшения из кости, меди, бронзы, а также полированные каменные топоры), говорят о расцвете нубийской культуры.

Древнейшая история стран к югу от Нубии почти неизвестна. В южной части Англо-Египетского Судана не найдено ни костных остатков, ни каменных орудий. Это объясняется тем, что большая часть страны в верховьях Нила более полугода бывает сплошь заболочена и в этих условиях трудно ожидать каких-либо находок. Отдельные, случайные археологические находки не дают повода для сколько- нибудь основательных заключений.

Западная Тропическая Африка

Древнейшие периоды истории Западной Тропической Африки изучены очень слабо. Систематических раскопок нигде не велось, и поэтому находки отдельных орудий не давали ясной картины. Известно было лишь, что почти всюду, как в Судане, так и в нынешнем Бельгийском Конго, местное население считало полированные топоры «небес- ' ными камнями» и хранило их в качестве амулетов от молнии и грома. Одной из первых значительных находок были каменные орудия, открытые в 1920 г. при раскопках в Бельгийском Конго около оз. Тумба. Грубо обработанные каменные орудия своеобразного вида и довольно больших размеров были отнесены к эпохе палеолита. Такое мнение высказал австрийский археолог Менгин, считавший их непосредственным развитием орудий шелльского и ашельского типов. Это оказалось ошибочным.

Уже на основании тумбийских находок было установлено, что население, пользовавшееся этими орудиями, знало земледелие. Позднейшие находки подтвердили, что культуры тумбийского типа относятся к эпохе неолита и связаны с начатками земледелия. На основании довольно многочисленных находок доказано, что культура тумба была распространена по всему бассейну Конго. На территории Бельгийского Конго археологи установили наличие четырех разновидностей этой культуры, а именно: собственно культура тумба — в районе основного места находок; леопольдвильские варианты — в западной части Бельгийского Конго; руандский вариант — в северо-восточной и катангский вариант — в юго-восточной части этой колонии.

Восточная Африка

Культуры «тумбийского» типа обнаружены в районе тропического леса. Они найдены также и в Восточной Африке. Так, английский археолог О. Брайан нашел их в Уганде, Вейланд — на берегах оз. Виктория, Лики и Оуэн — в Западной Кении в провинции Ньянза. Аналогичные культурны найдены в Кавирондо. Несомненно, что своеобразие местных условий и неизученность археологии Африки объясняют неустойчивую датировку археологических культур. Многие археологи теперь возражают против слишком широкого употребления термина «тумбийская культура», предлагая ввести новые термины: «калинийская», «джокосийская» культуры и т. п., по названиям мест находок.

Во всяком случае несомненно то, что по всей тропической Африке число археологических находок, главным образом эпохи неолита, с каждым годом увеличивается. Датировка их в рамках абсолютной хронологии попрежнему очень затруднительна.

Западный Судан

Культуры «тумбийского» типа найдены также во многих местах Западного Судана. Французский этнограф Ватерло в 1939—1940 гг. раскопал стоянки ранненеолитического времени в районах Ниоро, Фангала и Бамако и в окрестностях Аукера и Ход. По заключению археолога Вофрея, все эти стоянки относятся ко времени раннего неолита, он называет их паратумбийскими. За последние десятилетия число неолитических находок увеличилось, и культуры неолита богато представлены почти на всем протяжении французского Судана. Во многих районах каменные орудия найдены вместе с медными бронзовыми и железными предметами.

Таким образом, археологические данные показывают, что африканский материк был населен уже в самые древнейшие времена. На основании палеантропологических находок можно утверждать, что все современные антропологические типы Африки складывались на ее территории и сформировались, повидимому, в эпоху неолита или, возможно, позднего палеолита1.

Что же представляла собою культура древнейшего населения Африки? Правильны ли утверждения многочисленных буржуазных ученых различных школ и направлений, пытающихся доказать отсутствие творческих способностей у африканцев и объясняющих происхождение их культуры бесконечным рядом заимствований? Мы рассмотрим, какие культурные растения и домашние животные имелись у народов древнейшей Африки, и остановимся на вопросе о древности обработки металла.