Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Национально-освободительное движение на Мадагаскаре
Этнография - Народы Африки

Мальгаши — народ со сложившейся своеобразной культурой, горячо привязанный к родной земле, имеющий глубокие традиции национально- освободительной борьбы — не примирились и никогда не могли примириться с режимом колониального угнетения. Борьба, начатая три столетия назад, продолжалась с нарастающей силой после превращения острова в колонию французского империализма.

Уже в 1904 г. на востоке Мадагаскара, в районе, населенном бара и бецимизарака, в ответ на насилия колонистов вспыхнуло стихийное крестьянское восстание, которому буржуазные писатели дали.

презрительное название войны «фахавалей» (разбойников). Посланные в район восстания войска жестоко подавили сопротивление разрозненных отрядов восставших. Однако отдельные вспышки восстания продолжались в течение 1905—1906 гг. В 1912 г. среди студентов медицинской школы в Тананариве возникла первая организация национального движения мальгашского народа, известная под названиемV. V. S. (Vy — железо, Vato— камень, Sakelika— ветвь). Организация эта сыграла видную роль в развитии мальгашского национального движения. Из рядов ее вышли политические деятели мальгашского народа — врачи Равоаханги и Разета.

Когда началась первая мировая империалистическая война, колониальные власти, сфабриковав обвинение в заговоре против Франции, в покушении на массовое отравление европейцев, жестоко расправились с участниками движения. В 1915 г. колониальный суд приговорил 40 с лишним человек к различным срокам каторжных работ. Равоаханги, которому едва исполнился 21 год, был приговорен к пожизненной каторге.

Первая мировая война и Великая Октябрьская социалистическая революция положили начало общему кризису капитализма. Кризис колониальной системы империализма, одна из сторон общего кризиса, нашел выражение в развитии могучего национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах. Не остался в стороне от этого движения и Мадагаскар. Большую роль в борьбе мальгашского народа против ига империализма после войны сыграли вернувшиеся на родину солдаты-мальгаши. На фронтах войны, в окопах, в обстановке революционного движения, охватившего Европу в 1916—1919 гг., они получили первые наглядные уроки политической грамоты. Они поняли, кто их истинный враг, и научились ценить дружескую поддержку и солидарность французского народа. С этого времени национальное движение Мадагаскара развивается рука об руку с демократическим движением Франции.

После войны в Париже по инициативе унтер-офицера Жана Ралаимон- го, учителя по профессии, и при поддержке радикально настроенной интеллигенции, группировавшейся вокруг журнала «Аксион колониаль», была организована Французская лига борьбы за предоставление прав гражданства туземцам Мадагаскара. Лига была вскоре запрещена французскими властями, однако ей удалось добиться пересмотра приговора членам V. V. S. и освобождения всех осужденных.

И «Аксион колониаль» и Лига выдвигали скромное требование: применение принципов буржуазной демократии в колониях. В обстановке развертывавшегося революционного движения послевоенных лет этот лозунг сыграл огромную роль в организации всех сил национально-освободительного движения на Мадагаскаре. Под этим лозунгом протекала деятельность группы общественных деятелей Мадагаскара—Ралаимонго, Равоаханги, Дюссака (француз, из мелких колонистов, впоследствии член коммунистической партии Франции), возглавлявших в тот период освободительную борьбу.

Новый и сильный толчок национально-освободительному движению на 'Мадагаскаре дали события 1936 г. во Франции — создание Народного фронта. Во главе движения Национального мальгашского фронта, охватившего широкие слои населения — рабочих, интеллигенцию, крестьянство, встал Ралаимонго. Движение шло под лозунгом «Справедливость, “свобода, мир!». Дюссак (коммунист), Ралаимонго (беспартийный), Равоаханги (социалист) разъезжали по всей стране, организуя митинги и демонстрации. Дюссак создал на Мадагаскаре мальгашскую секцию Коммунистической партии Франции. К этой секции был близок и Разета. В это время на политическую арену Мадагаскара впервые выступил рабочий класс.

В начале октября 1936 г. волна забастовок прокатилась по острову. Трудящиеся упорно отстаивали свои права на объединение, на трудовое законодательство. Декрет 19 мая 1937 г., предоставлявший трудящимся право объединяться в профессиональные союзы, был первой победой, вырванной у французского империализма. Однако декрет 1937 г. касался только тех мальгашей, которые умели писать и читать по-французски; иными словами, большинство рабочего класса Мадагаскара (а особенно сельскохозяйственные рабочие) остались вне этого закона. В результате упорной борьбы рабочие в 1938 г. добились отмены ограничения, после чего профсоюзные организации стали возникать во всех отраслях промышленности. В том же году созданы два профсоюзных центра: один из них объединял профсоюзы служащих, возглавлявшиеся французами, другой— профсоюзы рабочих и батраков, во главе которых стояли мальгаши. Оба объединения входили во Всеобщую конфедерацию труда Франции.

По мере того как нарастало и развивалось народное движение, все откровеннее проявлялись реакционные настроения зажиточной части французского населения, крупных предпринимателей, плантаторов, ко- лонистов. Глубокие корни пустила в этих кругах расистская идеология, проявлявшаяся в расовой дискриминации, в фактах зверской расправы с участниками народного движения. Например, в октябре 1936 г. в Тананариве на Дюссака и Равоаханги было совершено нападение; нападающие скрывались под масками. В декабре 1937 г. группа вооруженных колонистов попыталась устроить над Ралаимонго суд Линча. Ни в одном из этих случаев преступников найти «не удалось», так как они пользовались полной поддержкой колониальной администрации. В этой связи особенно показательно, что 8 мая 1936 г. крупные колонисты и предприниматели послали Муссолини телеграмму с поздравлениями по поводу «быстрой и полной победы» над Эфиопией. Напуганные ростом национально-освободительного движения на острове и демократического движения во Франции, эти люди открыто выражали свои симпатии фашистскому режиму. Накануне войны они добились от властей запрещения Коммунистической партии на Мадагаскаре. Когда разразилась вторая мировая война и во Франции, оккупированной гитлеровскими войсками, у власти утвердились преда- тели-вишисты, пославшие своего представителя на остров, эти перемены встретили полную поддержку реакционных кругов французской буржуазии на острове. В течение двух лет на Мадагаскаре, отрезанном от метро- полии, хозяйничали вишисты и царил фашистский режим насилий и террора по отношению к мальгашскому народу.

В мае 1942 г. английские войска (главным образом, вооруженные силы Южно-Африканского Союза) вместе с войсками Сражающейся Франции высадились на острове и к концу года полностью им овладели. Мальгашский народ надеялся, что освобождение острова из-под власти правительства Петэна изменит положение населения к лучшему. Однако широковещательные обещания союзников, Атлантическая хартия были лишь демагогической фразой. Демагогическими были также обещания дать после войны Мадагаскару самоуправление, а мальгашский народ уравнять в правах с французами.

С приходом союзников фактически ничего не изменилось. На острове хозяйничали англичане, оставившие у власти провишистскую администрацию. Мобилизация рабочей силы на частные предприятия приняла невиданные размеры. В 1941 г. число дней, отработанных'мальгашами по мобилизации, равнялось 2560 тыс.; в 1943 г. оно возросло до 3810 тыс. К тяжелым военным налогам прибавились «добровольно-принудительные платежи» (как их иронически называли мальгаши) в деголлевский «фонд вооружения» (при вишистах — «национальная помощь Виши»), Отказывавшихся платить посылали на принудительные работы. Помимо этого, каждый трудящийся был обязан отработать 20, а потом 30 дней в год бесплатно в пользу администрации для восстановления произведенных войной разрушений. Практически из каждых двух дней один день трудящиеся работали в порядке трудовой мобилизации. В связи с ростом цен на продукты и трудностями в снабжении продовольствием городов, администрация ввела принудительную сдачу продуктов: каждый крестьянин, независимо от того, сажал он рис или нет, обязан был сдавать в «Управление риса» определенное количество тонн необработанного риса по грошовой цене — 1 франк за килограмм. Многие крестьяне покупали для этого рис на черном рынке по 10—11 франков за килограмм. Черный рынок стал средством обогащения предприимчивых служащих колониальной администрации. В лесных районах каждый крестьянин был обязан в принудительном порядке поставлять установленное властями количество каучука в «Управление каучука». Крестьяне бросали на произвол судьбы свои поля, оставляя семьи умирать с голоду, и уходили в лес отбывать эту барщину.

Вторая мировая война окончилась победой Советского Союза над силами фашистской реакции. Результатом войны было отпадение от империализма стран народной демократии и образование могучего лагеря мира и демократии во главе с Советским Союзом. Результатом войны был начавшийся распад колониальной системы империализма.

История мальгашского народа в послевоенные годы — пример героической борьбы за национальное освобождение. В этой борьбе он неизменно опирается на поддержку французского народа, борющегося за установление демократического режима, за возрождение Франции. Как известно, на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. Коммунистическая партия Франции получила наибольшее число голосов и наибольшее число мандатов. В Учредительное собрание впервые вошли два депутата мальгашского народа — врачи Разета и Равоаханги. Основным лозунгом их парламентской деятельности, сформулированным ими на бюро ассамблеи Учредительного собрания 21 марта 1946 г., было требование: «Мадагаскар— свободное государство в системе Французского Союза!». Этот лозунг был положен в основу программы массовой народной партии Демократическое движение за мальгашское возрождение (МДРМ1), организованной Равоаханги и Разета в 1946 г. Объединив в своих рядах представителей самых широких слоев населения (до 80% всех избирателей) — рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, городской мелкой буржуазии, вне зависимости от религии и политических убеждений, эта партия стала организацией широкого народного фронта борьбы за национальное освобождение. Программа МДРМ требовала отмены колониального режима, предоставления мальгашам свободного доступа во все отрасли политической и экономической жизни, а также проведения ряда социальных реформ. Выразителем народных чаяний была мальгашская демократическая периодическая печать. По всему острову один за другим возникали журналы и газеты, обличавшие злоупотребления администрации, рассказывавшие о народно-демократическом движении во всем мире, о борьбе народа Франции с силами реакции, выдвигавшие и отстаивавшие требования мальгашского народа. К 1947 ге издавалось 35 газет и журналов. Каждый номер, разносимый пропагандистами по деревням и поселкам, проникал в самые глухие уголки острова.

Деятельность профсоюзных организаций после второй мировой войны, во время войны совсем заглохшая, оживилась. Созданный на Мадагаскаре после освобождения Франции единый профсоюзный центр объединял в 1945 г. около 80 профессиональных союзов. Забастовочное движение 1946 г. возглавлялось этим объединением.

С целью расколоть народное движение колониальные власти создали новую организацию «Падесм» (партия обездоленных мадагаскарцев), которую администрация хотела использовать против МДРМ. Однако попытка оказалась безуспешной. На первых выборах в Национальное собрание Франции, проведенных 10 ноября 1946 г. в соответствии с одобренной народным референдумом конституцией, кандидаты МДРМ получили 94 073 голоса против 37 351, поданного за кандидатов империалистического блока. Несмотря на репрессии, аресты (800 чел. брошено в тюрьмы) и административное давление, в Национальное собрание Франции прошли члены МДРМ — писатель и поэт Рабеманандзара, Равоаханги и Разета.

Реакционные круги французского населения на острове, тесно связанные с французскими монополиями, а через них — с реакционными кругами в самой Франции, рассматривали результат выборов как объявление открытой войны. Они не скрывали своего недоверия к правительству Франции, в состав которого входили коммунисты, а их симпатии к фашизму были давно известны. Созданная этими кругами в 1946 г. так называемая Лига защиты франко-мальгашских интересов в органе своем «Тана-жур- наль» проповедовала идеи расовой ненависти, террора и насилия по отношению к мальгашам, высказывалась за отделение от Франции1. Режим расовой дискриминации, осуществленный белыми колонизаторами в ЮАС, вызывал зависть Лиги, и ее члены мечтали об установлении аналогичных порядков и на Мадагаскаре. Однако нараставшее народное движение не только ставило непреодолимые препятствия этим планам, но и угрожало самому существованию колониального режима. Чтобы расправиться с национальным движением, колониальная администрация в сговоре с реакционными кругами французского населения пустила в ход все средства — от попыток подкупа прогрессивных мальгашских деятелей до угроз и шантажа. А когда это не помогло, в этих реакционных кругах возник дьявольский план — спровоцировать восстание и, опираясь на помощь иностранных держав, осуществить отделение от Франции. Донесения полицейских агентов свидетельствуют о существовании этого заговора, о тайных поставках оружия из ЮАС, о связях с Интеллидженс сервис и американской разведкой2.

Приближались выборы в Совет Французской республики, назначенные на 30 марта 1947 г. Предвыборная кампания проходила в очень напряженной обстановке. Члены «Падесм» получили оружие, главный склад которого находился в доме председателя партии, Гастона Махазоази. Учитывая возможность различных провокаций, политическое бюро МДРМ обратилось ко всем секциям и членам партии с воззванием, призывавшим «сохранять спокойствие и хладнокровие перед лицом маневров и провокаций, направленных на то, чтобы вызвать беспорядки среди мальгашского населения и саботировать мирную политику МДРМ»3. Это воззвание было опубликовано 27 марта, а в ночь на 30 марта на военный лагерь Мораманга и на военный склад в Диего-Суаресе были организованы провокационные нападения, имевшие целью вызвать беспорядки и сорвать выборы. Несмотря на это, 30 марта выборы все же состоялись. Победа осталась за демократическим движением, в Совет Республики были выбраны три члена МДРМ —'Рахеривело, Жюл£ Ранаиво и Безара. Колониальные власти поспешили обвинить МДРМ в мятеже против французского государства, свалив на нее ответственность за беспорядки 29—30 марта. В ночь на 1 апреля начались аресты. В нарушение конституции был арестован Ранаиво, а вслед за тем — все депутаты, избранные маль- гашами и находившиеся на Мадагаскаре.

Взбешенные успехами демократического движения расисты требовали суда Линча над депутатами: 5 апреля толпа французов-колонистов устроила манифестацию перед резиденцией верховного комиссара с криками: «Господин Коппе, убирайтесь вон!»,— только потому, что Коппе отказался немедленно, без суда повесить всех арестованных депутатов на деревьях Тананариве. Начались кровавые репрессии. Больше двух тысяч мальгашей было убито в первые же дни. К 4 апреля осадное положение было объявлено в десяти дистриктах острова. Репрессии, естественно, вызвали сопротивление. Стихийное восстание началось на восточном побережье (район восстания здесь совпадает с районом, где в 1904 г. началась война «фахавалей») и быстро охватило весь центр страны. Железнодорожное движение повсюду было прервано. Французские власти направили в районы восстания самолеты и танки. С острова Реюньон непрерывно прибывали военные подкрепления. Бомбардировке подверглись города Маханоро, Фарафангана, Манакара, Мораманга и сельские местности вокруг этих городов.

Француздкое правительство распустило МДРМ и запретило деятельность Коммунистической партии на острове. Против депутатов МДРМ было наскоро сфабриковано обвинение.

Коммунистическая партия Франции и прогрессивные круги мальгашского и французского народов организовали кампанию протеста против нарушения конституции и против жестоких репрессий, примененных правительством. Коммунистическая партия Франции требовала послать на остров парламентскую комиссию для расследования на месте, она настаивала на том, чтобы суд над мальгашскими деятелями происходил во Франции, а не на Мадагаскаре.

В конце декабря 1947 г. колониальные власти устроили в Тананариве процесс над большой группой арестованных (75 чел.), обвиненных в подготовке восстания в районе Фианаранцоа. Военный трибунал вынес десять смертных приговоров, остальных обвиняемых осудил на разные сроки каторжных работ и тюремного заключения. В июле 1948 г. военный трибунал в Диего-Суаресе вынес еще четыре смертных приговора и восемь приговоров к каторжным работам на срок не ниже пятнадцати лет каждый. 22 июля 1948 г. в обстановке террора в Тананариве начался процесс над шестью мальгашскими депутатами французского парламента. Прогрессивное общественное мнение всего мира было возмущено этим процессом. Прогрессивная печать во главе с «Юманите» организовала широкую кампанию защиты мальгашских депутатов, и ей удалось добиться смягчения приговора.

Политика репрессий не сломила воли мальгашского народа. Несмотря на осадное положение, трудящиеся продолжают борьбу. Так, уже в январе 1948 г. забастовавшие докеры порта Антаилаха добились повышения заработной платы на 50%. В.ноябре 1949 г. в деревушке Амбоитримандзака близ Тананариве состоялся конгресс Объединения профсоюзов, в котором приняло участие 180 депутатов.

В конце 1950 г. состоялась забастовка рабочих арсенала Диего-Суареса, поддержанная трудящимися о. Реюньон и Коморских островов и продолжавшаяся около месяца. Трудящиеся требовали повысить заработную плату, уничтожить расовую дискриминацию в оплате труда, в предоставлении работы и пр. Забастовка показала, что в ходе борьбы выросла сознательность и сплоченность рабочего класса. В феврале 1953 г. в арсенале Диего-Суарес вновь имела место забастовка.

Объединение профсоюзов, возглавляя стачечную борьбу, организовало движение за введение трудового законодательства. Соединенные усилия трудящихся всего Французского Союза не прошли даром: они добились в конце 1952 г. введения Трудового кодекса. Колониальный террор не смог помешать мальгашскому народу выразить свою волю к миру, не смог помешать принять участие в международном демократическом движении. Член делегации Мадагаскара — Разафиндраламбо выступал на Втором всемирном конгрессе сторонников мира в ноябре 1950 г. в Варшаве. Во Всемирный Совет Мира на этом конгрессе была избрана общественная деятельница Мадагаскара — Разоаноро. Молодежь Мадагаскара посылала своих представителей на Второй всемирный конгресс Федерации демократической молодежи, состоявшийся в сентябре 1949 г. е Будапеште.