Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Культура мальгашей на Мадагаскаре: жилище, утварь, искусство
Этнография - Народы Африки

Материальная и духовная культура мальгашей своеобразна и представляет огромный интерес и содержанием, и богатством форм. Мальгашская культура есть результат сложного переплетения различных элементов культур малайского и африканского миров. Но богатство ее форм в значительной мере обусловлено и разнообразием географических условий острова. А это в свою очередь указывает на длительный процесс приспособления отдельных этнических групп Мадагаскара к сложным условиям внешней среды.

Природные условия, климат, материал, из которого изготовляется утварь, строятся дома и т. д., определили особый местный колорит трех районов острова, отличающихся друг от друга формами материальной культуры.

Жилище, утварь

Население восточного побережья (бецимизарака, антаиморо, антаисака и др.) максимально использует равеналу и бамбук. Дома здесь сооружают на столбах, дабы предохранить постройку от сырости и от затопления во время ливней. Каркас дома — деревянный, для остального материал доставляет равенала: потолок делают из коры, стены из черешков листьев, крышу, двускатную и высоко поднятую, покрывают листьями. По фасаду устраивают балкон под одной крышей с домом. В предгорьях равеналу заменяют бамбуком. Утварь очень проста. Воду держат и носят в бамбуковых сосудах. Тарелки и ложки иногда деревянные, но до сих пор часто пользуются тарелками и ложками из сложенных и склеенных листьев равеналы и выбрасывают их после употребления. Керамическими изделиями почти не пользуются.

На западе страны (сакалава) и на юге (антандрои, махафали и др.) жилище ставят прямо на земле. И здесь это — четырехугольная каркасная постройка, но стены тростниковые, а крыша покрыта пальмовыми листьями. У сакалава иногда встречаются хижины круглые в плане. Стены их делают из бамбука, а крышу, поддерживаемую одним столбом в центре хижины, кроют соломой. В этих районах население широко использует дерево: деревянные тарелки и ложки, деревянные подойники особой формы, деревянные сосуды для воды, деревянная скульптура. Богато орнаментированная деревянная утварь нередко служит украшением дома. Здесь, на юге острова, у махафали, распространены характерные погребальные сооружения, связанные с культом предков, так называемые алоала. Алоала — деревянный резной столб — 2—5 м высотой, богато украшенный геометрическим и растительным орнаментом, скульптурными изображениями людей, птиц и животных.

В центральной горной стране, климат которой прохладен и не слишком влажен, у мерина и бецилео, дома глинобитные, из белой или красной глины, однокамерные, прямоугольные в плане, с высоко поднятой островерхой крышей, которую поддерживают 1—3 столба. Жилище это имеет глухие восточную и южную стены (в защиту от сильных ветров), двери и окна расположены в западной и северной стенах. В зажиточных домах число помещений увеличивается, крышу делают черепичную, по фасаду устраивают балкон. Для изготовления утвари используют камень, глину, металл: каменные ступки для риса, каменные и металлические лампы, разнообразнейшие глиняные изделия. Погребальные сооружения также каменные: у мерина — высокие столбы из необработанного камня, у бецилео — столбы из отделанных и орнаментированных плит.

Следует сказать, что отмеченные выше особенности в материальной культуре отдельных районов все более и более уходят в прошлое. Развитие капитализма и сопутствующее этому перемешение больших групп населения способствуют постепенной нивелировке локальных особенностей культуры.

При всем разнообразии форм единство культуры мальгашей совершенно несомненно. Это сказывается хотя бы в том, что на самой разнообразной по форме, материалу, бытовому назначению утвари, на культовых сооружениях, на тканях и плетениях мы всюду находим орнамент единого, характерного для мальгашей стиля.

Жилища разных районов, так внешне не похожие, имеют и много общего: четырехугольный план, остроконечная двускатная крыша, с высоко поднятой коньковой балкой, строгая ориентация дома с севера на юг. Наконец, почти не варьирует внутренняя планировка дома. Пример наиболее характерного типа планировки — жилище населения центральной горной страны. Входная дверь в западной стене дома — ближе к южной стене. Очаг не в центре помещения, а ближе к входной двери. Южная часть дома заставлена утварью и орудиями, здесь складывают лопаты ангади, ставят ступку, сосуды с водой; здесь же отгорожено место для коз и овец. В северной «почетной» половине помещают предметы культа и кровать хозяина дома — громоздкое сооружение, закрытое деревянными створками. Довольно большое пространство под лежанкой, также закрывающееся створками, служит для хранения разных припасов, иногда там же держат домашнюю птицу. Наружные стенки кровати обычно покрыты художественной резьбой. В центральной части рисунка — реалистически выполненные жанровые сцены, животные, люди, растения. Боковые полосы с геометрическим орнаментом окаймляют центральное изображение.

В последние годы среди зажиточных слоев населения и в центре страны, и на побережье получил большое распространение одноэтажный, поставленный на очень высокий фундамент, кирпичный дом, с двускатной черепичной крышей. В жилые комнаты можно проникнуть только по легкой приставной лесенке.

Домашние производства и народное искусство

Единство мальгашской культуры проявляется в технике земледелия, а также в широком распространении одинаковых приемов ремесленной техники. В колониальный период большинство ремесел, некогда высокоразвитых (выплавка железа и кузнечное ремесло, ювелирное, гончарное и др.)? пришло в упадок, не в силах конкурировать с импортными дешевыми фабричными изделиями. Из ремесел, сохранивших по сей день свое значение, следует остановиться на плетении и ткачестве.

Плетение распространено повсеместно. Из тростника, особым образом обработанного, из соломы плетут самые разнообразные предметы — корзины, мешки, шляпы, безделушки, цыновки на пол, цыновки, служащие скатертями и салфетками, цыновки, украшающие схены дома. Нередко эти изделия по богатству узоров и сочетанию красок представляют подлинные произведения искусства. Резная мебель и утварь, плетеные цыновки и безделушки изящной работы — не роскошь, их можно встретить в самом бедном доме. В этом проявляется большой художественный вкус народа, естественное стремление украсить жилище.

Несмотря на ввоз дешевых европейских тканей, не утратили значения домашнее прядение и ткачество. Это странное на первый взгляд явление связано с тем, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей своего национального костюма — ламба. Набедренная повязка у мужчин, юбка у женщин почти вытеснены европейской одеждой. Но ламба— прямоугольный кусок ткани, либо белого цвета, либо с тканым узором из узких цветных полос и широкой каймой по краям — составляет непременную часть костюма. Способов носить ее существует множество. Работая в поле, крестьянин обматывает ее вокруг пояса. В холодные дни закутывается в нее с головой. Отправляясь в город, он набрасывает ее на плечи, перекинув один конец через плечо. Ламба ткут из хлопчатобумажных или шелковых ниток. Шелковые ламба, изготовленные искусными ткачихами- бецилео, стоят очень дорого. Шелковая ламба темнокрасного цвета (ламба- мена) играет большую роль в еще бытующих погребальных обрядах мальгашей, в качестве погребального одеяния для покойников.

Из грубых видов волокна (пальма рафия) изготовляют декоративные ткани. Особенно славится рабаны сакалавов из района Кондрехо. Это ткань, украшенная многоцветным геометрическим орнаментом. Растительные краски для пряжи все чаще заменяются анилиновыми. На табачнозеленом, красном или оранжевом фоне вытканы стилизованные фигуры людей и животных, сложные геометрические рисунки, характерные рисунки, воспроизводящие узоры змеиной кожи.

Таким образом, изобразительное искусство мальгашей носит преимущественно прикладной характер: резьба по дереву и камню, роспись по керамике, узоры и орнаменты на тканях и плетеных изделиях. И в стиле, и в композиции, и в содержании этих изображений, характерных для всего населения острова, проявляются оригинальность и своеобразие искусства мальгашей..

Даже живопись, получившая развитие сравнительно поздно и находящаяся под несомненным влиянием французского искусства, даже она носит глубокую печать своеобразия и оригинальности, столь свойственных всей мальгашской культуре. Природа родной страны, труженик-крестьянин, деревенские пейзажи — излюбленные темы художников. Картины худож- ников-мальгашей —Рамананкамонжи, Разана-Манирака, Рабемананцоа и др. — регулярно выставлялись в художественном салоне, организованном художниками в 1935 г. в Тананариве.

Особого внимания заслуживает музыкальное и поэтическое творчество мальгашей. Народная песня, стих существуют только в музыкальном оформлении. Лишенная рифмы поэзия мальгашей отличается строгим ритмом, подчеркнутым музыкальным сопровождением. Излюбленный музыкальный инструмент — валиха. Этот струнный инструмент представляет собою ствол бамбука длиной около метра, по окружности которого оттянуты вместо струн волокна его верхнего слоя. Изменяя длину этих волокон, можно получать различную высоту тона. Другой характерный инструмент — ножной ксилофон, на котором одновременно играют две девушки, расположившись одна против другой. Кроме этих музыкальных инструментов, у мальгашей есть еще разные виды флейт, гобои, барабаны и т. д.

Из характерных видов народного творчества назовем хаин-тени — состязание в остроумии, красноречии и находчивости двух поэтов-импро- визаторов. Темы импровизаций разнообразны — от торговых сделок до бесед между двумя влюбленными. Хаин-тени исполняется в форме речитатива. Особо меткие и остроумные выражения соревнующихся бытуют в народе в качестве пословиц и поговорок.

О фольклоре в целом можно сказать то же, что о любом виде мальгашского народного творчества: при всем богатстве местных форм, местных вариантов, для всего острова характерны одни и те же сюжеты сказок, мифов, басен, песен, одни и те же излюбленные герои.

Современная мальгашская литература, непосредственно связанная с народным творчеством, нередко черпает из этого источника сюжеты и формы произведений. Из прозаиков на Мадагаскаре известны С. Радзаобе- лина, автор исторических рассказов и повестей, Жак Рабеманандзара, Ра- дзаонах Целатра, С. Разафимакефа Дондавитра и др. Развивается поэзия;

наиболее известные поэты-лирики— ЖанНаривонии Раманантоанина Ни Авана. Появляются сочинения, посвященные стихосложению на мальгашском языке (авторы их — Т. Ренизанаболона и Жюль Раминосоа). Романы, повести писателей-мальгашей печатаются на страницах периодических изданий. До недавнего времени выходили: «Д’Аволона» («Лунный свет»), «Теон-ни марина» («Правда»), «Ни Мараина» («Утро»), «Такарива» («Вечер») и др. Коллективом ученых и писателей под руководством Равелодзоа- на и Габриэля Рад зонах создан мальгашский толковый словарь — Фира- кетана.

Таким образом, вопреки полувековым усилиям колонизаторов, вопреки особым образом организованной системе школьного обучения, богатая и своеобразная культура мальгашского народа продолжает развиваться и сейчас.

Вся система школьного образования построена так, чтобы исключить возможность самостоятельного культурного развития народа. По замыслу французских властей система школьного образования преследует две* задачи: «офранцузить» мальгашей, заставить их говорить и думать по- французски, и подготовить кадры послушных колониальных чиновников. Из учебных программ изгнаны история, география, литература. Колонизаторы опасаются, что эти дисциплины могут помочь развитию критического мышления у мальгашей.

Строго проводится различие между образованием для европейцев и образованием для «туземцев». Школы, программы, постановка образования для европейцев не отличаются от школ метрополии. Школа для мальгашей разделена на три ступени. Хотя начальное образование объявлена обязательным, фактически лишь очень немногие дети имеют возможность посещать школу. Подавляющая масса населения (90%) неграмотна. Школы второй и третьей ступени имеют узко профессиональный уклон. Их задача — подготовка квалифицированных рабочих и мелких служащих колониального аппарата. Для девушек существуют школы медицинских, сестер. Дети живут в течение нескольких лет изолированно от родителей, в интернатах. Обучение ведется на французском языке.

Высшее образование дает только медицинская школа в Тананариве, выпускающая врачей-мальгашей, основанная еще до завоевания острова.

Вопреки политике империалистов, мальгашский народ, используя малейшую возможность, еще не отнятую колониальным режимом, создает свою собственную национальную интеллигенцию.

Молодая мальгашская интеллигенция, по своему происхождению тесно связанная с состоятельными слоями общества, все же играет значительную роль в формировании национального самосознания, в деле объединения и сплочения всех сил антиимпериалистического лагеря на Мадагаскаре.