Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Первые попытки колонизации Мадагаскара. Мальгашское государство в начале XIX в.
Этнография - Народы Африки

О раннем периоде истории Мадагаскара можно судить только на основании преданий, исторических хроник, указов царей (кабари), передававшихся изустно из поколения в поколение., но записанных лишь в XIX в.

Государственные образования на территории Мадагаскара возникли задолго до проникновения на остров европзйцев. Мальгашские историче ские предания называют имя Андрианеринерина, около 1300 г. положив шего начало государству Имерина в центральной части острова. Этническую основу этого государства составили племена мерина, расселившиеся в пределах северных отрогов горного массива Анкаратра и в плодородной долине р. Икопа. Позже, в XVI—XVII вв., сложилось государство сака- лавов на западном побережье, государство бецимизарака на восточном побережье и государство бецилео в центральной горной стране, к югу от государства Имерина. К XIX в. все эти государственные образования были покорены Имериной и вошли в состав «королевства Мадагаскар». На восточном побережье и на юге острова в течение долгого времени оставались независимые племена антаиморо, антаисака, бара и др.

XVI—XVII века в истории государства Имерина ознаменовались быстрым развитием феодальных отношений. Внутриполитическая жизнь государства характеризовалась усилением феодальных смут, войн и междоусобиц, борьбой представителей царствующего дома за власть.

Первые попытки колонизации Мадагаскара

В это время на остров начали проникать европейцы. Первыми Мадагаскар посетили португальцы: в 1500 г. один из кораблей Кабраля, направлявшегося в Индию, был отнесен бурей к берегам острова.

В течение последующих полутораста лет попыток обосноваться на острове не было, хотя за это время здесь успели побывать и английские, и французские, и португальские купцы. В середине XVII в., в разгар борьбы между Англией, Францией и Голландией за господство на Индийском океане, Франция сделала первую попытку основать колонии на Мадагаскаре и превратить его в опорный пункт для дальнейшего проникновения в Индийский океан. В 1642 г. экспедиция Жака Прони высадилась на юго- восточной оконечности острова и основала поселение Форт-Дофин. Однако колонисты, встретившие упорное сопротивление прибрежных племен, постепенно вымирали от голода и болезней и лишь изредка получали пополнения из метрополии.

В 1648 г. губернатором острова был назначен Этьен Флакур, который оставил первое описание Мадагаскара и его обитателей1.

Король Людовик XIV и Кольбер, «генеральный контролер финансов», вынашивали планы захвата, колонизации и превращения Мадагаскара в «Восточную Францию». В 1664 г. была организована французская Ост- Индская компания, главной целью которой была эксплуатация богатств «Великого острова». В 1665 г. в Форт-Дофин прибыла первая экспедиция компании, высадившая большую партию колонистов. Едва получив подкрепление, французы повели себя, как завоеватели в покоренной стране: обложили окрестные племена данью, устраивали военные экспедиции вглубь острова для ограбления коренного населения. Забыв межплеменные разногласия, народ объединился в борьбе против чужеземцев-захват- чиков. Постепенно французы оказались в плотном полукольце осаждающего, но невидимого противника. Доступ продовольствия прекратился. В 1674 г. борьба завершилась полным разгромом французских поселений.

Так бесславно кончилась первая попытка превратить Мадагаскар в колонию. Хотя французские короли эдиктом 1686 г., а затем эдиктами 1719, 1720 и 1721 гг. объявляли Мадагаскар владением французской короны, однако это было актом чисто номинальным: вплоть до второй половины XVIII в. французы и не пытались утвердиться на острове.

Ко второй половине XVIII в. относятся две попытки захватить остров. Одну из них предпринял де Модав (около 1763 г.), вторую — авантюрист- поляк Беньовский, действовавший от имени французского короля (1773 г.). И де Модав и Беньовский потерпели полную неудачу.

Мальгашское государство в начале XIX в.

Все эти события оказали известное влияние на историю государства, сложившегося во внутренних областях острова. Необходимость защищаться против захватчиков ускоряла процесс объединения страны.

К концу XVIII в. в государстве Имерина завершился период феодальной раздробленности: в 1794 г. Андрианампоинимерина объединил всю страну Имерина.

Царствование Андрианампоинимерина (1794—1810) известно довольно хорошо. От него дошли кабари, закреплявшие законодательно те изменения, которые произошли в стране в результате процесса развития феодализма. Это так называемые кабари об установлении фокополона (сельской общины), о ее внутреннем устройстве и о регламентации повинностей. Кабари свидетельствуют, что в это время Имерина была феодальным государством. Вся земля считалась принадлежавшей царю, от которого подданные получали право пользования ею. Господствующее сословие государства составляли андриана — феодалы, владевшие большими угодьями. Среди андриана особое положение занимали принцы крови — хаван'андриана и некоторые другие группы знати, имевшие право на водивона — феодальные владения, передававшиеся по наследству, но не подлежавшие отчуждению. Обладание водивона было связано с правом сбора налогов и с правом юрисдикции над населением — крестьянами менакели. Владелец водивона— томпо-менакели пользовался известной долей собранных им в пользу государства налогов, а крестьяне-менакели, прикрепленные к земле, выполняли в его пользу барщинные повинности. Другие группы знати также пользовались различными привилегиями. Они были освобождены от общественных работ, а их земли не облагались налогами в пользу государства. Они имели право на ношение особых одежд, при обращении к ним необходимо было употреблять особые приветствия. На самом низу общественной лестницы стояли анадево—рабы. Основную массу населения составляли хова — лично свободные крестьяне. Их-то главным образом и касались кабари Андрианампоинимерина. Кабари закрепляли следующее административное деление: вся страна делилась на шесть округов, в свою очередь подразделенных на районы, в которые в качестве низших административных единиц входили отдельные деревни.

Деревня составляла основную единицу общественного устройства (фоконолона) и имела свое самоуправление. Во главе фоконолона — сельской общины — стояло выборное лицо — глава общины мпиадиди. В его обязанности входило руководство всеми делами общины* распределение земли между отдельными семьями; он следил за порядком, за сбором налогов; ему вменялась в обязанность организация общественных работ. Община имела право использовать под пастбища или для охоты необрабатываемые земли, называвшиеся тани лава воло («земля длинной травы»).

В основе быстрого развития производительных сил в стране Имерина лежало развитие более прогрессивных методов земледелия — ирригационное земледелие. Орошаемые земли хетра — рисовые поля — были закреплены за общиной. Продажа их не допускалась. Их распределяли между членами общины, и за каждый участок пользующиеся им должны были вносить подать, также называвшуюся хетра или исанкетра. Особой заботой всей общины являлось орошение. Хетра были обычно расположены в речных долинах и на горных склонах. Сложная система оросительных каналов требовала постоянной работы по поддержанию их в порядке. Ирригационные работы считались общегосударственной повинностью (государственной барщиной): в сооружении или исправлении большой плотины должны были участвовать все заинтересованные общины. Кабари говорят совершенно определенно, что за содержание ирригационной системы в порядке отвечает вся община в целом. В обязанность членов общины входила также взаимопомощь при постройке домов — всякий мог рассчитывать на помощь соседей, но и сам должен был помогать им при сооружении жилища. Община в целом отвечала за кражи, совершенные на ее землях. В случае отъезда одного из ее членов община принимала на себя хранение его имущества.

Важно отметить, что в кабари Андрианампоинимерина говорилось о работе на полях как об обязанности каждого общинника. Никто не имел права самовольно уйти из общины в поисках более легких для обработки земель. «Пусть приведут ко мне ленивых, я сам займусь ими»,— говорится в кабари.— «Все это предлог для безделья: все земли моего царства годны (для обработки.— Авт.). Мерина — это яйца, они не должны менять наседки. Пусть приведут ко мне этого человека —я продам его в рабство»1. Таким образом, кабари ясно свидетельствует о том, что простому общиннику запрещалось под страхом продажи в рабство покидать свою общину, землю, которую он обрабатывал. Вся община была обязана наблюдать за тем, чтобы крестьянин не ушел со своей земли: «Отвечают за это не только вожди, община в целом отвечает также. Сосед должен наблюдать за соседом»2. Следовательно, и на территории свободной общины шли процессы закрепощения крестьянства.

С некоторыми изменениями фоконолона существовала в течение всего XIX в. Кабари других царей вносили лишь незначительные изменения в эти порядки, которые складывались постепенно еще до Андрианампоинимерина и типичны для сельской общины.

Англо-французское соперничество и государство Имерина

С начала XIX в. попытки европейцев захватить Мадагаскар возобновились с новой силой. Остров стал объектом ожесточенного англо-французского соперничества. Натолкнувшись на упорное сопротивление мальгашей, Франция, а вслед за ней Англия пустили в ход грязную систему интриг, клеветы и подкупов. Роль проводников европейского влияния взяли на себя христианские религиозные миссии. Миссионеры — католики и протестанты — проникли в страну, вошли в доверие при дворе, получили право основывать школы; они ездили повсюду, собирали информацию, раздували искры вражды и недоверия между населением прибрежных провинций и населением центральных областей острова. Вслед за миссионерами в стране появились ловкие авантюристы-предприниматели, купцы.

Франция укрепилась на восточном побережье Мадагаскара (Таматаве, Форт-Дофин, Сент-Мари и др.). Однако Франция и Англия на этот раз столкнулись не с разрозненными прибрежными племенами, а с сильным, организованным государством. Преемник Андрианампоинимерина, Ра- дама I (1810—1828) в той или иной степени уже подчинил своему влиянию весь остров. Используя англо-французское соперничество, он вытеснил французов из занятых ими местностей. В 1825 г. войско мальгашей разрушило опорные пункты французов в Таматаве, а вслед за тем взяло Форт-Дофин. Однако Радама I был вынужден в борьбе с французами пользоваться английской помощью и, заключив торговый договор с Англией, разрешил въезд в страну английским миссионерам.

После смерти Радамы I царствовала Ранавалона I (1828—1861). Деятельность ее, направленная на то, чтобы любой ценой сохранить независимость страны, отвечала настроениям народа, встревоженного наплывом иностранцев. Наибольшая опасность грозила со стороны англичан. В первые же годы правления королева изгнала из страны миссионеров и расторгла договор с Англией.

Французское правительство решило, что наступил удобный момент вновь вмешаться во внутренние дела Мадагаскара. В 1829 г. к восточному берегу острова подошла военная экспедиция, и на этот раз потерпевшая неудачу. Но в 1833 г. французский военный корабль снова появился в заливе Диего-Суарес. Он имел задание подыскать удобное место в качестве стоянки для флота. Использовав старинное соперничество между Имерина и населением западного побережья — сакалава, французы заключили договор с вождями сакалава и тем утвердили свое влияние на западе острова и на о-вах Носи-Be и Носи-Комба. В ответ на это Ранавалона I издала ряд распоряжений, направленных против европейцев. В 1835 г. мальгашам было запрещено исповедовать христианскую религию. В 1845 г. было опубликовано распоряжение, по которому мальгаш- ские законы распространялись на всех европейцев, а этим последним запрещалось торговать во внутренних районах страны под страхом конфискации имущества и тяжелых наказаний. Одинаково «ущемленные» этим распоряжением, Англия и Франция послали объединенную эскадру, которая бомбардировала Таматаве и высадила десант. Но англо-французские войска были разбиты и позорно бежали. Попытка захватить остров силой опять окончилась провалом.

В условиях непрерывных враждебных происков со стороны европейских держав и сравнительной изоляции острова особенно важно было избежать зависимости от ввоза вооружения и боеприпасов извне. Поэтому королева приняла предложение француза-авантюриста Жана Лаборда организовать производство пороха и ружей. Первая мастерская была создана близ Тананариве. Позже был основан маленький промышленный городок, с пятитысячным рабочим населением, с доменной печью, пудлинговой печью, печью для обжигания извести, зданиями, в которых располагались кузнечные горны, вагранки и пр. Жан Лаборд был назначен воспитателем сына и наследника Ранавалоны I — принца Ракото (впоследствии Радама II).

В 1835 г. типография в Тананариве, попытки основать которую относятся еще к 1826 г., выпустила первую печатную книгу — Библию в переводе на мальгашский язык. В том же году вышли словари англо-маль- гашский и мальгашско-английский.

Растущее национальное самосознание нашло отражение в устной народной поэзии: созданы многочисленные песни, прославляющие память народных героев.

При Радаме II (1861—1863) страна была вновь открыта для бесцеремонного хозяйничания иностранцев, что вызвало в народе глубокое недовольство. Приближенные Ранавалоны открыто обвинили нового короля в измене. В стране началось восстание. После того как король отказался расторгнуть кабальный договор с французами восставшие ворвались во дворец и убили короля. На трон была возведена Розохерина (1863— 1868). Вслед за ней царствовали Ранавалона II (1868—1883) и Ранава- лона III (1883—1897). Страной с 1864 по 1893 г. управлял премьер- министр Райнилайаривони.