Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Происхождение мальгашей с Мадагаскара. Мальгашский язык
Этнография - Народы Африки

Происхождение коренного населения острова и история Мадагаскара — интереснейшая историческая проблема. По своему физическому типу мальгаши резко отличаются от населения близкого африканского материка и имеют-несомненную связь с далекой Юго-Восточной Азией. Черты малайского типа особенно ярко представлены в центральной части острова— среди мерина и бецилео. Однако население Мадагаскара в его настоящем виде не может быть безоговорочно названо малайским. Антропологический состав его до сих пор недостаточно выяснен. Несомненно лишь, что среди мальгашей существует несколько антропологических типов: наряду со светлыми, явно монголоидными, встречаются также более темные, негроидные. По исследованиям мадагаскарского ученого Рацимаманга, эти антропологические типы перемешаны на всей территории острова и представлены среди всех групп населения Мадагаскара, но не равномерно. По его данным, среди мерина в центральной части острова 90% населения относится к монголоидному типу, среди антаиморо всего лишь 60%, а в западной части острова среди сакалава преобладают негроидные антропологические типы.

До сих пор Мадагаскар почти не исследован в археологическом и палеантропологическом отношении. Изучены лишь погребения в районе Вохемара (в северо-восточной части острова); установлено что 80% найденных там черепов имеют негроидные черты. Однако из этих данных нельзя еще сделать каких-либо выводов.

Современный язык населения Мадагаскара — мальгашский — принадлежит к западной группе индонезийских языков, которые составляют часть малайско-полинезийской семьи языков. Он сходен с языками населения о-вов Индонезии.

Этнографическое изучение Мадагаскара показало, что материальная культура мальгашей, несомненно, имеет южноазиатское происхождение. Кузнечные мехи, например, по своей форме и устройству отличаются от африканских, но весьма сходны с малайскими. На Мадагаскаре применяли так называемое духовое ружье, т. е. стрелометательную трубку, или сарбакан. Оружие это, неизвестное в Африке, было распространено среди малайских народов. Лодки с балансиром, встречающиеся в некоторых районах Мадагаскара, типично малайские. Способы обработки рисовых полей, устройство домов, форма намогильных столбов и т.д.— все это указывает на связь культуры народов Мадагаскара с культурой народов Юго-Восточной Азии.

Итак, данные этнографии и лингвистики указывают на то, что население Мадагаскара относится к числу народов индонезийского мира. Данные же антропологии говорят об участии в этногенезе мальгашей, кроме монголоидного типа, также и негроидных элементов. Что представляло собой первоначальное население острова? Каким образом и когда проникли на Мадагаскар индонезийцы? Таковы вопросы, над решением которых потрудилось не одно поколение ученых. Но до сих пор проблема происхождения мальгашского народа не может считаться решенной. Несомненно лишь, что монголоидный компонент, который большинство исследователей связывает с переселением индонезийцев, имеет на острове более позднее происхождение,   Переселение индонезийцев на Мадагаскар было, очевидно, облегчено муссонами, дующими во всей северной части Индийского океана вдоль берегов Индии, Аравии, Сомалийского п-ва и захватывающими северную часть Мадагаскара. Способствовало этому и морское течение, направленное от южных островов Индонезии на запад, к Мадагаскару. Совершить такое путешествие было под силу индонезийцам, имевшим большие суда с балансирами.

Арабский географ XII века Идриси в книге по географии, составленной им для Рожера II Сицилийского (1154 г.), упоминает, что жители Суматры отправляются в страны Зенджей (т. е. в Африку) и понимают их язык. Он же упоминает, что жители Комра (арабы называют Мадагаскар Джезират-аль-Комр) торгуют на восточном берегу Африки. К какому времени относилось переселение индонезийцев, сказать трудно. Вероятно, первые переселения могут быть отнесены к X—VI вв. до н. э., последующие с Суматры — ко II в. до н. э. и, наконец, последние переселения имели место между I и X вв. н. э.

Относительно происхождения и антропологического типа древнейшего населения острова существует много гипотез. Так, на основании сходства некоторых черт культуры населения Мадагаскара с культурой Меланезии Грандидье и Готье считали это древнее население меланезийским. Но при таком решении остается неясным вопрос о возможности переселения

на Мадагаскар примитивных негроидных племен из Меланезии. Надо иметь в виду, что меланезийцы намного уступают в мореходном деле народам Индонезии, и трудно представить себе, что примерно две тысячи лет назад целые племена сумели совершить далекий путь через Индийский океан. Наконец, веским доводом против гипотезы Грандидье является то, что в языке населения Мадагаскара почти не обнаружено следов языкового родства с Меланезией.

Другие исследователи предполагают, что остров первоначально заселяли племена, в антропологическом отношении сходные с банту Восточной Африки. Но и этот взгляд вряд ли может выдержать сколько-нибудь основательную критику.

Говоря о проблеме заселения Мадагаскара, обычно исходят из современ- - ного состава населения Восточной Африки, предполагая, что банту искони заселяли все восточное побережье Африки. Однако известно, что южные банту еще в X в. жили значительно севернее, возможно в районах Кении или северной Танганьики, и лишь позднее двинулись к югу. Древнейшее население всего востока Африки, как показали раскопки, составляли народы эфиопского и койсанского расового типа. Естественнее всего предположить, что автохтонное население Мадагаскара было близким к этому древнейшему населению Восточной Африки. Позднее на остров прибыли южноазиатские монголоиды, а позднее — негры банту (в результате работорговли). Так, вероятно, возник антропологический тип мальгашей.

Мальгашский язык

Сходство мальгашского языка с малайским было отмечено путешественниками еще в XVI—XVII вв. Уже первые португальские мореплаватели, посещавшие различные районы побережья, дон Луис Фернандос де Васкон- селос, Луис Мариано, Фредерик де Хутман и др., отмечали, что все население острова говорит на одном языке, очень близком к малайскому1.

Изучение мальгашского языка показало, что его грамматический строй, как морфология, так и синтаксис, во всех своих чертах сходны с яванским, малайским и другими языками западной Индонезии. Особенностью всех этих языков, как и вообще всех языков агглютинативного типа, является наличие всевозможных аффиксов, при помощи которых образуются имена существительные, прилагательные, глаголы и т. д. Эти аффиксы могут быть не только префиксами или суффиксами, но также и инфиксами. Например, причастия образуются при помощи инфикса па, ni: fitaka — «обман», finitaka — «обманутый»; gadra — «оковы», ginadra — «закованный», «находящийся в оковах», «узник». Некоторые группы имен существительных образуются при помощи префикса и суффикса одновременно: ady — «сражение», fa-adi-ana —«оружие».Спряжение и различные формы глагола образуются при помощи различных приставок. Особенностью мальгашского языка, как и других языков малайско-полинезийской семьи, составляют инклюзивные и эксклюзивные местоимения. Так, например, инклюзивное местоимение 1 л. мн. ч. atsika означает: «мы вместе с вами», т. е. с теми людьми, к которым обращаются; эксклюзивное местоимение 1            л. мн. ч. zahay обозначает: «мы без вас».

Словарный состав мальгашского языка почти целиком состоит из слов, входящих в основной словарный фонд малайско-полинезийской семьи языков. Число слов, заимствованных из арабского языка, незначительно.

Особое значение для изучения истории мальгашей имеют санскритские слова. Многие языковеды обращали на них особое внимание, надеясь таким образом установить время переселения индонезийцев на Мадагаскар. Исследования показали, что многие слова санскритского происхождения, представленные почти во всех языках Индонезии, отсутствуют в маль- гашском языке. Так, например: рыболовная сеть в малайском, яванском, батакском, даякском и других языках — djala имеет санскритское происхождение, тогда как в мальгашском языке употребляется другое слово — haratu. Санскритское слово ruti—«хлеб» засвидетельствовано в малайском, яванском и других языках, в мальгашском же языке употребляется слово mufu местного происхождения. Так же обстоит дело со словами «мед», «сахар», «хлопок», «стекло», «змея», «слон», «слоновая кость», «лев» и т. д.1 Из этого следует, что ранние переселения индонезийцев на Мадагаскар произошли до проникновения индийского влияния в Индонезию.

Однако между Мадагаскаром и Индией существовали культурные и торговые связи, на что указывают мальгашские названия месяцев и некоторых божеств санскритского происхождения.

Несомненно, что после заселения острова население Мадагаскара находилось в оживленных сношениях с восточным берегом Африки. Мальгашский язык подтверждает факт воздействия культуры банту на мальгашей. Названия почти всех домашних животных в мальгашском языке — африканского происхождения: собака — атЪиа (на языке суахили— mbwa), осел — ampundra (суах.—punda), бык — umbi, anombi (суах.— ngombe), баран — anondri (суах.—nondi), коза — uzi (суах.—mbuzi). В числе этих названий есть и слово «маниока» — mahogo (суах.—muhogo). Так как маниока была завезена в Африку из Америки лишь в XVI в., то очевидно, что некоторые из слов банту попали в язык мальгашей довольно поздно.

Мальгашский язык иногда называют итальянским языком южных стран. Говоря так, имеют в виду его звучность, обилие гласных и плавных согласных и отсутствие резких гортанных звуков. Исследователи мальгашского языка отмечают различия в отдельных говорах. Наибольшей звучностью и обилием гласных отличается речь населения восточной части Мадагаскара.

Мальгашский язык очень богат словами, обозначающими конкретные понятия. Названия различных трав, частей растений, глаголы, обозначающие специализированные действия, и т. п.— представлены в нем гораздо богаче, чем в европейских языках. Абстрактные понятия передаются при помощи сложных слов, которые, благодаря самой структуре языка, образуются очень просто.

До появления арабов мальгаши не имели своей письменности. Первые рукописи сура-бе («большое письмо»), т. е. рукописи на мальгашском языке, написаны арабским алфавитом. Мальгаши приспособили арабский алфавит для передачи звуков своего языка и на его основе создали свою собственную письменность, т. е. сделали то же, что и персы, турки и многие африканские народы, например, суахили на восточном берегу Африки, фульбе и хауса в Западном Судане. Вследствие несходства фонетического состава арабского и ui льгашского языков, в письменности сура-бе одинаковые начертания передают нередко различные звуки, и, наоборот, одни и те же звуки передаются различными начертаниями. Рукописи читаются с трудом. Древнейшие из них относятся к XVII в. Большинство их содержит тексты религиозного и магического содержания и лишь изредка — поэтические произведения. Только среди населения крайнего юга Мадагаскара (антаиморо) сохранились записанные таким образом легенды и исторические предания. Сура-бе не имела значительного распространения. Знание письменности ограничивалось узким кругом ученых-знатоков, по преимуществу мулл и знахарей.