Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Борьба коса за независимость в Южной Африке. Войны зулусов против английских захватчиков
Этнография - Народы Африки

Появление Англии в Южной Африке резко изменило положение дел. Народы банту оказались лицом к лицу с более сильным противником, чем голландцы-колонисты. Страницы истории английских захватов в Южной Африке густо залиты кровью. Английские колонизаторы не стеснялись в выборе средств: миссионеров, купцов и охотников использовали в качестве разведчиков и провокаторов, шантажировали вождей племен и подкупали их, сеяли вражду между племенами, вели истребительные войны.

В 1812 г. англичане устроили военные посты по р. Грейт Фиш и изгнали коса за реку. Тем временем раздоры среди коса не прекращались, попрежнему вожди племен вели борьбу между собою. Однако почти сорок лет постоянных стычек с европейцами и появление нового врага показали коса, что порознь им не удастся отстоять родную землю. Было очевидно, что англичане не остановятся на р. Грейт Фиш, но пойдут дальше. Объединение становилось все более необходимым. В это время среди коса появился проповедникМаканда. Он призывал всех коса к единению и поднимал их на борьбу с абелунгу, т. е. с белыми людьми. Вождь Ндламбе сумел использовать учение Маканды в своих интересах, привлек проповедника на свою сторону и объявил Гайку врагом своего народа. Этим воспользовались английские колонизаторы: они поспешили заключить с последним «договор о совместных действиях», перешли р. Грейт Фиш и захватили всю страну, вплоть до р. Кейскама. Коса лишились большей части своих земель.

Угроза колониального порабощения стала совершенно очевидной для всех коса, и это помогло вождю Макомо объединить всех коса и начать в 1834 г. освобождение родной земли. Соединенным силам коса удалось быстро освободить все земли до.старых границ, и Макомо предложил англичанам заключить мир. Но английским колонизаторам нужна была война с целью захвата новых территорий, а не мир. Использовав оправдавший себя обычный прием, они подкупили вождей племен тембу и пондо и с их помощью начали в 1835 г. военные действия. Коса были разбиты и оттеснены за р. Кей, все области западнее р. Кей объявлены территорией английской колонии. В 1858 г. граница была вновь передвинута уже до р. Баши. Все остальные земли коса были присоединены к колонии путем договоров об установлении «протектората» с обманутыми и подкупленными вождями племен тембу и пондо. Границы колонии дошли до земель, населенных другой сильной группой племени банту — зулусами.

Войны зулусов против английских захватчиков

В войнах с коса англичане имели дело с мелкими, разрозненными, враждовавшими друг с другом племенами. Теперь же им пришлось столкнуться с объединением всех зулусских племен, во главе которогоmстояли талантливые вожди — Дингисвайо, Чака и Дингаан.

Английские и бурские реакционные историки Южной Африки потратили немало усилий, чтобы оклеветать, очернить этих замечательных представителей зулусского народа, чтобы лишить порабощенный народ славных традиций его героической борьбы против европейских захватчиков. Они изображают Чаку и Дингаана тиранами, бессмысленно жестокими людьми. Народ же, наоборот, чтит их как своих героев.

Начало объединения зулусских племен положил Дингисвайо — вождь небольшого племени умтетва. Дингисвайо некоторое время жил в английской Капской колонии и наблюдал бесплодную борьбу мелких и разрозненных племен коса против английской колониальной армии1. Можно предположить, что на основе именно этих наблюдений он пришел к выводу о необходимости объединения всех зулусских племен и создания военной организации, способной противостоять английским захватчикам. Вернувшись в свое племя и став вождем после смерти отца, Дингисвайо приступил к осуществлению своих намерений. Ему удалось в жестокой борьбе подчинить себе вождей соседних племен. В 1818 г. он был убит, и его место занял один из его помощников — Чака.

Чака

По своему происхождению Чака (род. около 1787г.) был членом покоренного Дингисвайо небольшого племени амазулу. Еще при Дингисвайо Чака выдвинулся как талантливый полководец и с успехом продолжил дело своего предшественника. Главной его заботой было создание армии, опираясь на которую он мог бы подавить сопротивление мелких племенных вождей. Чака, так же как и Дингисвайо, стремился усовершенствовать старинную военную организацию племени.

В основе этой организации лежал институт возрастных классов, являвшийся одним из важнейших элементов организации общественной жизни народов, стоящих на стадии первобытно-общинного строя. В той или иной форме он присущ почти всем народам мира. Все население мужского пола делится на несколько возрастных групп-классов, каждая из которых выполняет твердо установленные общественные функции, наделена определенными правами и обязанностями. Переход из одного возрастного класса в другой строго фиксируется выполнением ряда обрядов. У зулусских племен все мужчины делились на четыре возрастных класса или, что одно и тоже, проходили в своей жизни четыре социальных ступени. Третий возрастной класс составляли воины: это мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Их главная социальная функция — защита племени от внешних нападений и военные набеги на соседей. В мирное время они жили в своих краалях и занимались мирным трудом. Иногда вождь племени собирал их в своей резиденции для проверки готовности и тренировки.

На основе этой организации Чаке удалось создать некоторое подобие регулярной армии. Чака выделил всю боеспособную часть мужского населения из подчинения вождям племен. Военные отряды были поселены в особые краали, называемые по-зулусски эканда. Каждый крааль имел свое особое название и составлял поселение одного ибуто («полка»), насчитывавшего шестьсот — тысячу воинов. В состав каждого ибуто входили люди самых разнообразных племен. Все они говорили на сходных между собой языках, но основным был зулусский. Чака охотно принимал в свою армию юношей и мальчиков различных племен.

Во главе эканды стоял инкоси («полковник»). Все воины, жившие в эканде, получали питание от Чаки. Женщины и дети в эканду не допускались. Воинам строго запрещалось жениться, лишь в исключительных случаях особо отличившиеся юноши получали на это разрешение. По достижении определенного возраста взрослые воины выходили из эканды, возвращались в свое племя и обзаводились семьями. Полки были сведены в импи («армии»).

Все воины делились на три группы: первую группу составляла молодежь, впервые проходившая военное обучение и еще не побывавшая в сражениях, вторую группу — воины, побывавшие в сражениях, и третью группу — взрослые, уже опытные воины, ветераны. Военное обучение начиналось с 18 лет, когда юноши впервые собирались в военные краали. Поели четырех-шести месяцев обучения их отпускали домой, но они были обязаны ежегодно проходить повторное обучение. Систематические учебные сборы проходили все три группы воинов.

Дав новую организацию вооруженным силам своих племен, Чака ввел новый порядок боя и новое вооружение. До него каждый зулусский воин, вступая в битву, имел при себе несколько метательных копий и большой щит из бычьей шкуры. Закрываясь с головы до ног своим большим щитом, воин подбегал к врагу и бросал в него копья. Каждый воин действовал в одиночку, схватки происходили беспорядочно, никакого руководства боем не было. Чака ввел новый способ применения копья. Каждый воин получил короткое, крепкое ударное копье — ассегай, которым он действовал как штыком, и обязан был предъявить его по окончании боя. Применение нового вида оружия изменило характер ведения боя. Воины были соединены в одну фалангу. Сомкнутым строем, прикрываясь своими щитами и выставив вперед копья, зулусы принимали на себя град стрел и копий противника, а затем сомкнутыми рядами бросались в наступление.

В походе армию сопровождали молодые женщины и мальчики, гнавшие скот и несшие на себе продовольствие. Перед началом боя обоз оставался в укрытии, а войска развертывались в боевой порядок. Центр составляли главные атакующие силы. Справа и слева выделялись отряды для обхода противника с флангов и тыла. Дав время фланговым отрядам продвинуться вперед, основной атакующий отряд начинал наступление сначала шагом, затем постепенно ускорял его; бросаясь в атаку, переходил в бег. Тем временем отряды, выделенные для обхода, ударяли по флангам и стыла. Если атака бывала отбита, полки отходили в исходное положение с выдвинутыми флангами. Атаки повторялись до трех раз, редко больше, после чего в случае неудачи начиналось отступление. Командиры шли впереди своих воинов, поощряя, увлекая их личным примером, а старшие командиры наблюдали за боем с какой-нибудь возвышенности.

Такова была изумительная военная организация зулусов, не знавшая себе равных среди южноафриканских народов. Даже при столкновении с английской регулярной армией, вооруженной ружьями и пушками, она не раз заставляла ее в панике бежать с поля боя. Энгельс восхищался храбростью зулусских войск в их борьбе против англо-бурских захватчиков1.

Опираясь на эту военную организацию, Дингисвайо и в особенности Чака объединили все племена, населявшие территорию между реками Пон- гола и Умзимкулу, т. е. нынешнюю провинцию Наталь, и получившие теперь^общее имя — зулусы; по некоторым данным, племен было около ста. Лишь несколько племен и отдельных родов, не пожелавших утратить свою независимость, ушли на новые земли. Часть зулусов во главе с Моселекатсе переселилась на земли басуто (ныне провинция Трансвааль, район г. Претория), а затем под давлением бурских захватчиков продвинулась еще севернее на земли машона в нынешней Южной Родезии. На новом месте поселения они получили и новое название — матабеле. Другая часть во главе с Сошангане переселилась на земли тсонга в нынешнем португальском Мозамбике, где они стали называться шангаан. Третья часть во главе с Звангендаба, известная теперь под именем ангони, ушла за Замбези. Значительное число зулусов ушло на юг за р. Умзимкулу на земли коса, где они получили название финго, или амафенги. Переселения зулусов вызвали перемещения многих других племен банту Южной Африки и внесли значительные изменения в ее этническую карту.

Объединительная деятельность Дингисвайо и Чаки положила начало процессу слияния зулусских племен в единую народность, завершение которого относится уже к концу XIX в.

Дингисвайо и Чака пытались развивать межплеменные экономические связи, которые скрепили бы это объединение зулусских племен. Дингисвайо установил торговые отношения с португальцами в Мозамбике, оказывал большое содействие развитию ремесел, поощряя производство новых изделий и усовершенствование старых; он создал крупную мастерскую по обработке шкур, на которой было занято около ста человек. Чака всячески содействовал развитию торговых связей зулусов с английскими купцами.

Первое поселение белых среди зулусов основано в 1824 г. Группа английских разведчиков из Капской колонии с лейтенантом Файервеллом и Генри Фином во главе под видом купцов прибыла в 1824 г. к Чаке в Булавайо и заключила с ним договор, по которому Чака уступил небольшой участок земли на месте нынешнего города Дурбан и разрешил вести торговлю с зулусами. В 1828 г. Чака попытался установить дружеские отношения с Капской колонией и через нее с английским королем. С этой целью он отправил в Кейптаун экспедицию, снабженную большим количеством дорогих подарков для генерал-губернатора и короля. Но экспедиции удалось добраться только до Порт-Элизабет, английские власти дальше ее не пропустили. Чака был очень обескуражен, но своего отношения к английским купцам не изменил. Последние вели оживленную торговлю с зулусами, ездили вглубь страны и везде встречали наилучшее отношение со стороны зулусского народа.

28 сентября 1828 г. Чака был убит своим братом Дингааном1. Дингаан. оказавшись во главе объединения зулусов, с успехом продолжал дело Чаки: он укреплял армию, готовился к защите независимости своего народа и в то же время пытался установить мирные отношения с Англией; следуя примеру брата, он в 1830 г. отцравил в Капскую колонию новую миссию, которая также не достигла цели.