Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общая этнографическая и лингвистическая характеристика народов Западной Тропической Африки
Этнография - Народы Африки

Общая численность населения всех колоний Западной Тропической Африки — около 20 млн. Коренное африканское население составляет 99% всего населения Западной Тропической Африки. Европейское население в этих колониях не превышает одного процента: в Бельгийском Конго — всего лишь 0,6% (77 тысяч в 1953 г.), во Французской Экваториальной Африке 0,5% (20 тысяч в 1953 г.) и лишь в Анголе немногим больше процента — 44 тыс. (1940 г.). Постоянное европейское население Анголы — фермеры, владельцы плантаций, рабочие, в основном — португальцы. В южной части Анголы живут буры.

В Бельгийском Конго и во французских колониях европейское население состоит почти исключительно из служащих колониальной администрации и разного рода компаний; в южной части Бельгийского Конго начинает постепенно складываться прослойка европейского фермерства; европейские рабочие более или менее многочисленны лишь в горнопромышленных районах Катанги и Кило-Мото. В Бельгийском Конго и во французских колониях кое-где встречаются арабы. Официальные португальские переписи отмечают, что в Анголе живет около 30 тыс. мулатов.

Реакционная буржуазная наука утверждает, что коренное население Западной Тропической Африки представляет собою безбрежное море самых разнообразных племен и народов. Буржуазные исследователи — этнографы и лингвисты — насчитывают сотни племен, языков и наречий. Официальная колониальная статистика также учитывает много сотен и даже тысяч отдельных племенных единиц; достаточно сказать, что в 1919 г. в Бельгийском Конго колониальная администрация насчитывала 6095 племен.

Анализ официальных списков племен показывает произвольное зачисление в группу племен самых разнообразных групп населения. В этих списках встречаются группы по 100—150 чел., выделенные и обособленные по чисто административным соображениям. Так, например, обособленно живущая часть какого-нибудь рода в силу своей изолированности признавалась самостоятельным племенем. В число отдельных племен попадали изолированные деревни, отдельно живущие группы, объединенные единством занятий, как то: рыболовы, гончары и т. п.

Изучение языков Западной Тропической Африки показывает, однако, что за кажущейся множественностью племен вырисовываются контуры довольно крупных этнических образований.

Слабые зачатки государств, существовавшие до появления европейских захватчиков, в процессе колонизации разрушены. Исчезли, распавшись на составные части, государства Лунда, Конго, Бушонго и др. Однако многовековое единство племенных союзов и этнических групп не могло исчезнуть бесследно. Рассматривая современную лингвистическую карту Конго, мы видим, что следы прежних объединений продолжают сказываться в единстве языков, в близости отдельных наречий и диалектов: на языке луба, со всеми его диалектами, говорит в общей сложности около 3,5 млн. чел., что составляет одну треть населения Бельгийского Конго; на диалектах языка конго (киконго) говорит свыше 1 млн. чел., т. е. почти 10% всего населения Бельгийского Конго. Так же обстоит дело в Анголе, где на языках умбунду и кимбунду говорит свыше 60% всего населения Португальской Анголы.

Общая этнографическая и лингвистическая характеристика народов

Если попытаться наметить на основании лингвистических и этнографических данных карту расселения основных групп племен и народностей Западной Тропической Африки, то в самых общих чертах расселение получит примерно следующий вид.

Северную ее часть населяют народы, говорящие на суданских языках. Они составляют основное население всей северной части Бельгийского Конго и всей южной половины Французской Экваториальной Африки. В то время как народы банту в языковом отношении единообразны, народы, говорящие на суданских языках, распадаются на множество отдельных групп. Языковая, а следовательно, и племенная дробность характерна для этой части страны. Наиболее значительные группы племен (по приблизительным подсчетам 1944 года) в пределах Французской Экваториальной Африки: гбвака — 165 тыс., сара — 100 тыс., байя — 200 тыс., банда — 50 тыс. и санго — 275 тыс. чел.*; в пределах Бельгийского Конго: нгбанди — 115 тыс.2, азанде — 810 тыс.3, момфу — 55 тыс., баленду — 160 тыс. чел. Таким образом, общая численность народов, говорящих на суданских языках, в пределах Западной Тропической Африки составляет около 2 млн. чел.

В северо-восточной части Бельгийского Конго живут народности, говорящие на языках нилотской группы. Главнейшие из них алур (270 тыс. чел.) и барм (45 тыс. чел.). Большая часть их сородичей составляет основное население Англо-Египетского Судана и Кении. Так, например, в пределах Англо-Египетского Судана живет 140 тыс. бари.

К югу от народов, говорящих на суданских языках, живут народы банту. Общая численность их в пределах Западной Тропической Африки составляет около 17—18 млн. Они распадаются на ряд групп.

В северо-западной части Западной Тропической Африки, в районе подопечной территории Французского Камеруна, живет большая группа племен пангве; ее называют иногда фанг, или пахуип. В состав ее входит много отдельных племен — булу, яунде, собственно пангве и др. Каждое из них имеет свой язык, свои обычаи, но в целом все племена эти составляют некоторое единство. Оно проявляется прежде всего в том, что языки их имеют несомненное сходство, хотя и меньшее, чем сходство других языков банту центральной части Конго. Они относятся к северо-западной группе языков банту, которая имеет ряд особенностей, резко отличающих ее от всех остальных групп банту.

Пангве считаются пришельцами в районы лесов с востока. Предполагают, что они расселились здесь, оттеснив прежних обитателей — пигмеев. Какого-либо политического объединения племена пангве никогда раньше не составляли. Племена этой группы имеют много общего: все они занижаются земледелием подсечно-огневого типа, ведут свое хозяйство в лесах; формы поселения в известной степени одинаковы; тождественны материальная культура и религиозные верования. Их предания также отражают единство исторических судеб. Следовательно, группу пангве можно считать единой этнической группой. В ней насчитывается около 1250 тыс. чел., что составляет почти половину населения всего Французского Камеруна.

Общую численность банту северо-западной группы, включая дуала (численностью около 240 тыс.), можно определить примерно в 1500 тыс.

народы

К югу от северо-западной группы банту в нижнем течении р. Конго, к северу и югу от устья, живут баконго. Они составляют западную группу банту. К ним относятся: собственно баконго — 1 млн.1, бавили — 35 тыс., баквесе — 65 тыс., бапенде — 125 тыс. и др. Общая численность западных банту — около 1300 тыс. Все эти племена говорят на языках, очень близких друг к другу. Язык киконго, наиболее распространенный среди племен низовьев Конго, один из четырех основных языков бассейна Конго. Когда первые европейские путешественники основали в устье р. Конго свои первые фактории, язык киконго стал главным языком в сношениях между европейцами и местными племенами. Позднее, с установлением бельгийской колонизации, он стал языком официальных учреждений, контор, военных постов, факторий и т. п. в низовьях р. Конго. С течением времени из него выработался особый жаргон, принятый и колониальной администрацией. Этот жаргон воспринял много французских слов, и он получил название «государственного языка» — килета (от французского слова «l’etat» с префиксом ки, обозначающим язык).

Язык киконго объединяет более миллиона человек местного населения, издавна составлявшего культурное единство. На этой именно территории существовало, как было сказано, еще в XVI в. государство Конго. После его исчезновения местные диалекты отдельных племен, ставших самостоятельными, начали обособляться, но в настоящее время, под влиянием новых условий, идет интенсивный процесс образования единого языка. Местные племенные особенности понемногу сглаживаются, прежние родовые порядки исчезают. Колониальные власти во время второй мировой войны мобилизовали все мужское население на работы по прокладке дорог и строительству портовых сооружений, тем самым способствуя уничтожению изолированности племен. Среди баконго создается своя интеллигенция, растут кадры железнодорожных и портовых рабочих, среди них набираются команды и низший технический персонал для обслуживания пароходов.

На языке киконго издается несколько газет («Минзаму миайенге» — «Вестник мира» и др.)* Все это способствует объединению баконго в одну народность.,

К югу от баконго, в пределах Анголы, живут этнические группы лунда и мбунду. К ним относятся племена и народности, говорящие на языках: умбунду — около 1750 тыс. чел., кимбунду — около 1 млн.2, чокве (киоко) — около 500 тыс., лунда — 350 тыс., нгангела — 625 тыс. чел. Общая численность народов лунда, мбунду и близких к ним по языку и культуре племен и народностей Анголы — около 4500 тыс. Все народы Анголы в значительной степени сходны по культуре с народами южной части Бельгийского Конго и некоторых районов Северной Родезии. Многие из них входили в состав государств Муата-Ямво и Анголы. Налицо предпосылки к созданию в Португальской Анголе единой народности.

К северо-востоку от баконго, вверх по течению р. Конго и ее притоков, в болотистых тропических лесах живут племена басаката, бадиа и др. Все они до сих пор довольно изолированы и удержали многие черты древних общественных порядков. Общая их численность около 80 тыс. По языку к ним близки батеке, которых насчитывается 250 тыс. Батеке разделены р. Конго и колониальной границей; половина их живет в пределах Французской Экваториальной Африки.

Далее к северо-востоку, вдоль по течению рек Конго и Убанги, живут племена группы бангала и др. Общая численность их около 750 тыс., из них-бангала 700 тыс. Бангала, занимающие выгодное в экономическом отношении положение — в среднем течении Конго и устьях Убанги, Лу- кение, Касаи и других многоводных притоков Конго, издавна были посредниками в торговле между племенами центра страны и побережья Атлантического океана. Когда бельгийская колонизация достигла этих районов, бангала явились естественным связующим звеном между колониальной администрацией и племенами внутренней части страны. В стране бангала были основаны военные посты, и первые контингенты Force pub- lique (полицейских отрядов из местного населения) набирались среди бангала. Язык бангала (лингала), бывший уже до прихода европейцев главным торговым языком населения всего среднего течения Конго, стал языком военных частей, языком армии. Это значение он сохранил до сих пор и теперь служит языком всех военных объединений на всей территории Бельгийского Конго. Кроме того, лингала — один из самых распространенных языков во всей северной части Конго.

К востоку от бангала, по обоим берегам р. Конго, живут мелкие племена — нгомбе, буджа, локеле и др. Наиболее значительные из них — нгомбе, численность которых составляет около 150 тыс.

В северо-восточной части Конго, в лесной стране к востоку от Стэнливиля, живут мелкие племена бабира (35 тыс. чел.), варега (50 тыс.), ваге- ниа, бакуму и другие, общей численностью около 150 тыс. Они составляют одну языковую группу. Все эти племена до последнего времени были мало затронуты европейским влиянием. Однако с открытием золотых россыпей Кило-Мото положение их существенно изменилось. Язык бабира стал языком горняков этого района. Очевидно, что большая часть рабочих набирается из их числа.

Совершенно особую группу, резко отличную от бабира, варега и др., живущих в лесной части северо-восточного Конго, составляют их восточные соседи — баньяруанда и барунди. История стран Урунди и Руанда теснейшим образом связана с историей Уганды и вообще Восточной Африки. Хотя эта страна населена народами, говорящими на тех же языках банту, что и вся основная часть населения Бельгийского Конго, тем не менее по своей культуре, истории и общественному устройству она связана со странами, лежащими к востоку от нее.

Баньяруанда (т. е. «люди страны Руанда») насчитывают около 5 млн. чел., из которых более 2 млн. живут в Бельгийском Конго. Численность барунди определяется в 1,5 млн., из них один миллион живет в Бельгийском Конго. В языковом и культурном отношении с ними сливаются мелкие племена, общей численностью около 150 тыс. Эта почти 7-миллионная группа имеет все предпосылки к образованию единой народности, а затем и нации.

Всю центральную часть котловины бассейна Конго населяют племена группы монго-нкунду. До недавнего времени население в этой части Конго представлялось хаосом отдельных самостоятельных племен. Однако лингвистические и этнографические исследования показали, что они составляют известное единство. Это Выражается прежде всего в том, что их языки, близкие между собой, составляют только две группы — нкунду и монго. Кроме того, каждая из этих групп объединена сходством материальной культуры, обычаев и обрядов, что объясняется, повидимому, общностью их происхождения. Однако история этих групп неизвестна, и местные предания сохранили лишь память о бесконечных переселениях и войнах отдельных племен между собой.

Единство описываемых племен столь очевидно, что бельгийский этнограф ван дер Керкен, исследователь этой группы, счел необходимым предложить особое название этой общности «l’Ethnie Mongo», что можно перевести «этническая группа монго»1. Племена, относящиеся к этой группе, живут в лесной полосе Конго, занимаются мотыжным земледелием, а по берегам рек — рыболовством. В общественном отношении они давно миновали стадию материнского рода, у некоторых из них уже ко времени появления европейцев начиналось классовое расслоение, выделилась знать и распространилось рабство. Общая численность племен группы монго-нкунду составляет около 800—850 тыс. В политическом отношении они никогда не составляли какого-либо единства.

Наиболее значительную группу среди племен и народностей Конго, несомненно, представляют балуба. Балуба населяют саванны южной части Бельгийского Конго и верховья почти всех левых притоков р. Конго. Земледелие и охота издавна служат главным средством их существования; в культурном отношении они намного превосходят своих северных соседей.

Балуба были этническим ядром и господствующим племенем государства Балуба, существовавшего в XVII в. Правители государства переселяли отдельные роды своего племени в разные части страны, создавая себе, таким образом, опору во всех присоединяемых областях. Непокорные племена были разделены и расселены по всей стране, среди других племен балуба, говоривших на близких языках. Так, еще несколько веков назад начал складываться единый язык килуба, имеющий несколько диалектов. Одновременно с образованием единого языка шел процесс образования и культурной общности. Однако в XVIII в. начался упадок государства Балуба, а позже под ударами империалистической колонизации оно прекратило свое существование. Темне менее,следы созданной им культурной и языковой общности до сих пор сохранились1. В настоящее время на языке килуба говорит около 3,5 млн. чел.; из них небольшая часть живет в Северной Родезии.

Еще различаются отдельные племена и этнические группы, но грани между ними быстро стираются, создается единая народность. На территории балуба создана мощная горнодобывающая промышленность. Район Катанги, бывший прежде центром добычи меди, стал теперь, кроме того, центром добычи урайовых руд. Сюда сгоняются в принудительном порядке рабочие со всей колонии. Многие из них остаются здесь жить навсегда, воспринимая язык и культуру балуба; уже сложился многочисленный пролетариат. Район Катанги — средоточие антиимпериалистического, национально-освободительного движения всего Бельгийского Конго. На языке килуба ведется преподавание в школах, издается несколько газет («Нзубу этье» — «Наш дом» и др.). Он получил столь широкое распространение, что бельгийская колониальная администрация намеревается сделать его официальным «туземным» языком всего Конго.

Язык суахили

Чтобы завершить картину языкового и этнического состава населения Западной Тропической Африки, необходимо выяснить место языка суахили. Распространение языка суахили на территории Конго относится к XIX в. и связано с появлением арабов — рабовладельцев и торговцев, в отрядах которых было немалое число уроженцев Восточной Африки, говоривших на языке суахили. Некоторое время арабы господствовали в восточной части нынешнего Бельгийского Конго; их влияние исчезло лишь после захвата страны бельгийцами. Потомки арабизированных суахили остались в пределах Бельгийского Конго, число их очень незначительно. В первой половине XX в. язык суахили получил широкое распространение в пределах Конго в сильно измененной форме диалекта кингвана, что означает «язык свободных», как называли себя арабы. Кингвана употребляют по преимуществу торговцы и ремесленники, население крупных городов и селений, расположенных около больших дорог или по берегам рек. В Конго он не имеет определенной этнической основы и, распространяясь в иноязычной среде, претерпел сильнейшие видоизменения в фонетической системе и словарном составе, испытав на себе влияние основного языка того или иного района. Образовались отдельные говоры кингвана (говор Среднего Конго, Костерманвиля, Элизабетвиля и т. п.).

Этнический состав населения Западной Тропической Африки действительно сложен. Хозяйственно-культурная отсталость народов к началу капиталистической эпохи, губительные последствия работорговли и невероятно жестокий колониальный режим задержали эти народы на начальных стадиях развития этнических общностей. Основой этнической общности, учит И. В. Сталин, является язык как средство общения людей. Главные этапы развития языковой, а вместе с тем и этнической общности И. В. Сталин определяет так: «... от языков родовых к языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей и от языков народностей к языкам национальным...»2. Народы Западной Тропической Африки

цаходятся сейчас на втором из этих этапов — на переходе от языков племенных к языкам народностей. В Западной Тропической Африке еще много изолированных племенных языков с числом говорящих на них в несколько тысяч человек. Это и создает представление о бесконечном множестве языков и диалектов, об этническом хаосе. Но общая численность населения, говорящего на этих языках, совершенно ничтожна и составляет по отношению ко всему населению лишь несколько процентов. Основная масса населения принадлежит к нескольким формирующимся народностям. Из 14 млн. человек населения Бельгийского Конго и Руанда- Урунди около 7 млн., т. е. почти половина, принадлежит к баньяруанда — барунди; 3,5 млн., т. е. одну четверть, составляют балуба; 1 млн.— баконго. Вместе взятые, эти три народности исчисляются в И млн. (почти 75% всего населения).

Процесс формирования народностей идет очень сложным, извилистым путем. Он начался еще до империалистической колонизации. Установление колониального режима привело к распаду слабых государственных образований и складывающихся народностей. «Бывают и обратные процессы,— писал И. В. Сталин,— когда единый язык народности, не ставшей ещё нацией в силу отсутствия необходимых экономических условий развития, терпит крах вследствие государственного распада этой народности, а местные диалекты, не успевшие ещё перемолоться в едином языке,— оживают и дают начало образованию отдельных самостоятельных языков»1.

Примерно то же произошло и в Бельгийском Конго, только на более низкой стадии общественного развития. В рамках государственных образований складывались языки народностей. С распадом государства, при отсутствии экономической общности между отдельными районами и племенами, распадались и не окрепшие еще языки складывавшихся народностей, оживали племенные языки. Постепенно, уже в новых условиях колониального режима, под влиянием новых факторов, вновь начался процесс перехода от племенных языков к языкам народностей. Колониальные власти перемешивают население разных племен, переселяя их, сгоняя мужское население на строительство дорог, в промышленные центры и т. п., выделяя и поощряя развитие отдельных языков в целях общения с разноплеменным населением. Вместе с тем колониальный режим задерживает экономическое развитие народов, лишает их возможности развивать свою культуру, разделяет их колониальными и административными границами и тем самым задерживает формирование народностей.

В этих противоречивых условиях и происходит развитие этнической общности народов Западной Тропической Африки.