Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Государство Лунда. Государство Бушонго.
Этнография - Народы Африки

Государство Лунда сложилось на территории нынешней португальской колонии Анголы — от верхнего течения р. Кванго вплоть до притоков Замбези и Луалабы; Касонго — между Луалабои и Луапулои; Ьалуба — в пределах Катанги, провинции Бельгийского Конго.

Государство Лунда, населенное народом балунда, было наиболее значительным из всех названных здесь государств; все остальные так или иначе зависели от него. В литературе оно более известно под названием царства Муата-Ямво (по титулу главы государства).  Особенностью государства Лунда, отражавшей еще не изжитые порядки матриархата, было своеобразное разделение власти: наряду с королем, как называли муата- ямво европейские путешественники, пользовалась властью королева — лукокегиа.

Совет знати избирал короля из числа сыновей двух главных жен умершего правителя, а лукокешу — из числа дочерей этих жен. Таким образом, правители государства Лунда — муата-ямво и лукокеша — были всегда братом и сестрой. Выборы муата-ямво утверждала лукокеша, а выборы лукокеши утверждал муата-ямво. Вступление на престол сопровождалось сложными и пышными церемониями. Вся придворная жизнь была строжайше регламентирована. Особа муата-ямво считалась священной: он не должен был касаться земли, никогда не показывался народу, ему запрещалось принимать пищу на глазах своих приближенных. Муата- ямво, так же; как и лукокешу, окружал большой штат придворных.

Доходы государства, его правящей верхушки, знати составлялись из. податей, собираемых с народа, дани с подвластных племен и из награбленного имущества соседних племен. Муата-ямво и подчиненные ему правители областей имели в своем распоряжении военные отряды. Ласерда, побывавший в конце XVIII в. в одной из областей государства Муата-Ямво, во главе которой стоял Казембе, сообщает, что Казембе имел хорошо дисциплинированные отряды, начальники которых каждый вечер сообщали ему новости и получали приказы и пароль, «который передавался так же, как это делается и у цивилизованных народов», говорит Ласерда. Существовали особые гвардейские отряды, патрули, устраивались обходы? для поддержания спокойствия и устранения беспорядков и пьянства. Город Казембе был окружен глубоким рвом длиной в несколько километров. Армия была вооружена шестифутовыми копьями, короткими ассегая- ми для метания и широкими ножами. Защитное вооружение, щиты, закрывавшие все тело бойца, были сделаны из коры и с внутренней стороны оплетены. Перед боем армия располагалась в три линии, первую из которых составляли особые отряды лучников1.

оружиеВнешность обитателей страны Ласерда описывает следующим образом: «Мужчины обычно высокого роста, темноволосые, хорошо сложены и красивы. Их одежда состоит из куска материи, спускающейся от груди да колен и перехваченной кожаным поясом от 4 до 10 пальцев ширины. Праздничная одежда называется муконзо. Она либо шерстяная, либо хлопчатобумажная, но обязательно черного цвета и окаймлена тремя разноцветными полосами другой материи. Спереди она закладывается в большие складки. На руках мужчины носят браслеты из бус, на ногах каури и большие непрозрачные бусы и белые или черные фарфоровые украшения. Прическа состоит из множества больших и маленьких косичек, поверх которых надевается шапочка, украшенная птичьими перьями. Повседневная одежда состоит из куска короткой ткани...

Женская одежда по качеству ткани лучше мужской. Это шерсть или что-нибудь в этом роде. Так же как и мужчины, женщины носят украшения из различных бус на ногах. Их прически отличаются от мужских. Женщины обрезают волосы, оставляя лишь на макушке небольшую прядь* которая, отрастая, придерживает на голове род диадемы. Остальные волосы образуют множество коротких пучков. Обычная ежедневная одежда женщин очень проста — она состоит из небольшого куска ткани» 2.

Государство Касонго, известное в литературе также под названием царства Уруа, и Балуба по уровню своего развития принципиально ничем не отличались от царства Муата-Ямво; почти одинаковым было и их внутреннее устройство.

Государство Бушонго

К северу от этих государств, между реками Сан- куру и Лулуа, существовало почти аналогичное им государство Бушонго. В состав его входило множество племен; ведущую роль играло племя бамбала; его вождь был одновременно и главой государства — нъими. Государство делилось на четыре провинции, которыми управляли сыновья и племянники ньими. В совет при ньими входило восемь вельмож: кими-камбу (глава совета), нъибита (в ведении которого находились войска), постоянные представители от четырех провинций и две женщины. На заседаниях совета присутствовала, занимая самое почетное место, мать царя, которая считалась стоящей выше самого ньими. При дворе имелся большой штат придворных и в их числе особый «придворный историк», хранитель легенд и преданий старины1.

Союзы племен азанде и мангбету

Среди племен междуречья Нила и Конго наиболее крупную роль играли азанде и мангбету. Азанде, иногда неправильно называемые ньям-ньям, принадлежат по языку к суданской группе народов. Судя по их преданиям, азанде некогда жили в бассейне р. Шари и оттуда переселились к востоку. В XVI11 в. они уже не только прочно заняли саванны к западу от верховьев Нила, оттеснив племена нилотов — бари, бонго и мади, но и начали теснить к югу земледельческие племена банту, жившие в тропических лесах бассейна Конго; азанде подчинили и ассимилировали племена абарамбо, бакуту, бири и др. Мангбету, вероятно так же как и азанде,— пришельцы из Западного Судана, они подчинили и ассимилировали некоторые племена нилотов и банту. Языки азанде и мангбету вытеснили языки мелких покоренных племен.

Племена мангбету объединялись в два больших союза племен во главе с верховными вождями, которые получали долю урожая от своих подданных и пользовались монополией на вывоз слоновой кости и меди. Племена азанде составляли единый союз во главе с верховным вождем.

Немецкий путешественник Швейнфурт, попавший в 1868 г. в столицу мангбету, сообщает, что при дворе вождя их Мунза было несколько сот слуг и приближенных. Ему показали кладовые вождя. В раде маленьких хижин хранились яркие украшения из перьев, соломенные шляпы с красными перьями попугая, ожерелья из раковин и львиных зубов; длинными рядами висели меха и шкуры, и среди них меха животных, встречающихся лишь в Западном Судане. В оружейной стояли связанные пачками копья, предназначавшиеся, как объяснили Швейнфурту, для раздачи воинам, которые призывались в столицу перед набегом или охотой. Тут же хранилось множество мечей и боевых ножей с медными бляшками, обозначавшими ранг владельца. В особом помещении хранились изогнутые церемониальные ножи трумбаши, употребляемые на торжествах как знак вождя. Дворец, в котором Мунза принимал Швейнфурта и его спутников, j представлял собою грандиозное, открытое с одной стороны, сооружение, 30 м длиной, 25 м шириной и 17 м высотой, с резными фигурными балками и высокой крышей, сплетенной из листьев рафии.

В 1879—1881 гг. племена азанде и мангбету исследовал и описал известный русский путешественник по Африке В. В. Юнкер1.

Северная часть излучины Конго, а также все побережье севернее нижнего течения Конго были населены большим количеством мелких, разрозненных, хотя и близких по культуре, племен, еще не знавших никаких государственных образований.