Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Древняя культура Западной Тропической Африки. Государство Конго
Этнография - Народы Африки

Западная Тропическая Африка, особенно область тропического леса, т. е. все французские владения в бассейне Конго и значительная часть Бельгийского Конго, была и продолжает оставаться до сих пор наиболее отсталой частью африканского материка. Тропическая природа оказывает, несомненно, сдерживающее влияние на темпы развития народов, населяющих Западную Тропическую Африку: непроходимые джунгли ставят серьезные препятствия для развития экономических и культурных связей между отдельными племенами и народами, ограничивают их хозяйственную деятельность и т. д. Достаточно сказать, что для Западной Тропической Африки характерно почти полное отсутствие животноводства. Главным занятием огромного большинства населения бассейна Конго издавна было и остается до сих пор примитивное мотыжное земледелие, дополняемое рыболовством и охотой.

Западная Тропическая Африка значительно позже других частей континента стала объектом внешних влияний. Народы банту, изолированные от остального мира, жили здесь многие века, развивая свою собственную культуру.

Древняя культура

История народов бассейна Конго мало изучена. В 1920 г. в районе оз. Тумба (Бельгийское Конго) найдены каменные орудия эпохи неолита1. Изучение археологических памятников Конго показало, что древнейшее население страны занималось охотой, земледелием и рыболовством. Теперь можно считать установленным, что весь бассейн Конго был заселен уже в эпоху неолита.

Вопрос о переходе народов Африки и, в частности, народов Западной Тропической Африки от каменных орудий к изготовлению металлических орудий труда породил немало самых разнообразных концепций. Одни буржуазные этнографы утверждают, что знакомство с обработкой железа принесено в Африку из южной Азии малайцами; другие предполагают, что африканцы научились обрабатывать железо у «хамитов»; наконец, третьи считают, что техника обработки железа — результат египетского влияния. Все эти теории не имеют оснований. Нет никаких доказательств, что малайцы когда-либо проникали в глубь Африки, так же как ничто не подтверждает существования «хамитских» влияний. Первые две гипотезы основаны на антиисторической концепции культурных кругов. Что же касается возможности проникновения в центральную Африку древних египтян, то и это предположение приходится отбросить. Древнеегипетские источники позволяют утверждать, что влияние Египта ограничивалось лишь областью порогов Нила и узкой линией побережья Восточной Африки, не дальше нынешней Кении, и никогда не проникало далеко на материк. Все эти фантастические гипотезы, основанные на общих соображениях, исчезают при изучении конкретных данных по технологии выплавки металла и приемов, употребляемых народами Африки при обработке меди и железа. Народы Африки перешли к обработке железа и научились добывать его из различного рода железных руд самостоятельно.

В южной части Конго, в районе Катанги, которая и сейчас является центром медедобывающей промышленности, население издавна выплавляло медь. Из этого района еще в XVIII в. по всему бассейну Конго расходились особой формы медные слитки — ханда, служившие единицей обмена у многих племен. Такие «деньги» и формы для их отливки, датируемые приблизительно XIV—XVI вв., найдены при археологических исследованиях в Северной Родезии.

Недра Северной Родезии и южной части Бельгийского Конго, в особенности район Катанги, исключительно богаты медными рудами. Нередко медь выходит на поверхность земли, так что нет необходимости устраивать шахты. Инженерь1-металлурги, изучавшие эти районы, сообщают, что местное население рассказывало о случаях, когда камни очага (куски медной руды) под действием сильного огня начинали «таять». Очевидно, это могло навести на мысль о возможности выплавки и обработки меди. Трудно сказать, к какой эпохе можно отнести изобретение плавильных печей, но, во всяком случае, во всей Северной Родезии и южной части Катанги найдено множество следов старинных шахт для добычи меди и золота. Наиболее примитивные способы выплавки металла засвидетельствованы в южном районе Бельгийского Конго. Нередко медную руду выплавляли в термитниках, формой своей напоминающих конус и достигающих иногда в высоту полтора человеческих роста. Сооружения эти сделаны из огнеупорного состава, основу которого составляет глинистая масса, смоченная клейкой жидкостью и перемолотая челюстями муравьев. Термитники служили превосходными естественными доменными печами. Их очищали снизу, устраивали отверстие для стока металла и специальные поддувала для подачи воздуха. Печь загружали сверху, засыпая поочередно слой древесного угля и слой руды; воздух подавали при помощи ручных мехов.

Далеко не все племена умели выплавлять руду. Искусство это было распространено главным образом в южной части Конго и Анголы, т. е. за пределами тропического леса; многие племена получали от своих соседей уже готовые слитки, и из них местные кузнецы изготовляли мотыги, ножи, металлические украшения и т. п. Некоторые племена достигли большого мастерства в обработке металла; так, например, кузнецы нкунду умели изготовлять литые бронзовые украшения. Образцы для отливки изделий они вырезали из дерева и оттискивали их в песке, получая таким образом нужные для отливки формы.

Народы Западной Тропической Африки создали своеобразную земледельческую культуру с издавна присущими ей характерными чертами. Многие растения (сезам, тропический вид сорго и др.) были окультурены в глубокой древности именно в этой части континента. Большое достижение народов Западной Тропической Африки составляет введение культуры масличной пальмы. Сезам и масличная пальма дают растительные жиры, восполняя этим недостаток животных жиров в пищевом рационе местного населения, так как в условиях тропического климата, когда целые области поражены мухой цеце, укус которой смертелен для крупного рогатого скота, скотоводство почти невозможно.

И тем не менее, первые путешественники всегда отмечали богатство этого края, упитанность и крепкое телосложение его обитателей. Так, например, бразилец португальского происхождения Ласерда, посетивший Тропическую Африку в XVIII в., писал: «Эта обширная страна очень населена. Путешественник не может пройти и мили, чтобы не миновать какую-нибудь банза или либата1. Климат в 10 лигах2 от морского берега столь же благословенный и здоровый, как в Португалии, и почва столь плодородна, что приносит урожай сторицей. Здесь растет в изобилии крупное и мелкое просо, называемое масамбала, и похожее на просо сорго, называемое мосанго. То и другое дает хорошую муку. Здесь также много бобов разных сортов, кроме того горох, вика и чечевица. Растет прекрасная пшеница, но ее разводят только белые и мулаты, которые живут в глубине страны и занимаются торговлей. Здесь нет недостатка в арбузах, дынях, тыквах, в бататах разных видов и сортов, маниоке и высоком сахарном тростнике. Мы находили гуавы, апельсины и лимоны. В стране могут произрастать всевозможные виды злаков, и при хорошей обработке почвы можно получить самые прекрасные плоды»3. Исследуя условия питания в Бельгийском Конго, Бигвуд и Тролли доказали, что до начала европейской колонизации негры прекрасно питались, используя природные ресурсы своей области1.

Материалы для характеристики общественного устройства народов Западной Тропической Африки, даже в ее недалеком прошлом, чрезвычайно скудны. Письменных памятников до XVI в. нет никаких. Начиная с XVI в. сохранились отчеты и донесения европейских, в первую очередь португальских, путешественников. Этнографическое изучение началось лишь в конце прошлого столетия.

В Западной Тропической Африке наряду с народами, достигшими уже высокого уровня развития, имеется много очень отсталых племен. Наиболее отстали по своему общественному устройству племена лесной части. Большинство народов Западной Тропической Африки к XVI в. находилось на разных ступенях развития патриархального рода и лишь некоторые из них достигли начальных стадий классового общества и создали свои государства.

Государство Конго

Наиболее известное и значительное из этих государств — государство Конго, создание которого местные предания приписывают Ними-а-Лукени, жившему, как сообщают португальские источники, за несколько веков до появления португальцев.

Границы государства Конго на севере проходили севернее низовьев р. Конго, на востоке простирались за р. Кванго, а на юге достигали нынешнего города Луанда.' Вся эта обширная область делилась на провинции, в свою очередь разделенные на округа. В состав государства входили самые разнообразные племена: баконго, басунди, майомбе, бавили и др. Все они говорили на разных диалектах языка киши-конго2. Основу его составлял язык племени баконго, который, распространяясь среди народов, входивших в состав государства, вытеснял прочие языки, обогащаясь за их счет. В результате складывался язык, единый на всей территории страны.

Население Конго занималось преимущественно земледелием. Культивировались главным образом бататы, различные виды проса и сорго, а также бананы. Позднее к ним прибавились ввезенные европейцами из Америки маниока и кукуруза. Охота и рыболовство уже в те времена имели лишь подсобное значение. Основным земледельческим орудием была деревянная мотыга с железным наконечником. Вся работа по обработке полей приходилась на долю женщин, мужчины выполняли только наиболее трудные работы по расчистке лесных участков и по постройке хижин, плели цыновки, сети, верши, корзины и шили из цыновок одежды. Они же занимались гончарством и резьбой по дереву и слоновой кости. Из дерева вырезали рукоятки мотыг, мечей, черенки ножей, музыкальные инструменты, подставки под голову, заменяющие подушки, посуду — ковши; чаши, кубки, бокалы, а также фигурки предков.и танцевальные маски. Особое место занимали кузнецы — нгангула\ название это связано со словом нганга — колдун, знахарь. В своем лице нгангула объединял функции не только кузнеца, но и колдуна, он же руководил обучением юношества. Кузнечное дело, пользовавшееся большим уважением, было окутано особой тайной, и претенденты на трон царя должны были показать свое умение в этом ремесле. Кузнецы обрабатывали железо, медь и золото.

конго оружиеЗначительного развития достигло общественное разделение труда. По всей стране шла оживленная торговля, существовали специальные базарные дни и установившиеся единицы обмена: раковины и платки определенного размера, выполняющие функции эквивалента. Несколько платков, сплетенных из волокон пальмы рафии1, составляли о]щу макуту — наиболее крупную «денежную» единицу. С берега шла соль, из центра страны — слоновая кость, шкуры и плетеные изделия. В конце XVI в. увеличился спрос на рабов и слоновую кость. С развитием работорговли наряду с макутой «всеобщим эквивалентом» стал раб. Так как рабов вывозили в Америку, называемую тогда еще Индией, то рабов называли «pezze (ГIndia» («индийской монетой»).

Еще задолго до появления европейцев правители областей и округов^ а также деревенские начальники обязаны были содействовать безопасности торговли. Они должны были наблюдать за дорогами, время от времени расчищать тропы от зарослей, сооружать переправы через реки, заботиться об исправном состоянии мостов из лиан, держать наготове лодки для переправ и сооружать хижины для привалов, если по дороге в течение дня пути не встречалось никаких селений.

Большинство населения составляли свободные земледельцы, жившие общинами. Земля представляла общинную собственность, но каждая община обязана была сообща обрабатывать специально выделенные участки, урожай с которых поступал в государственную казну. Крестьяне должны были обрабатывать поля нкулунту—старейшин, начальников деревень, отдавать им часть своего урожая и охотничьей добычи. Они платили, кроме того, подати и выполняли разные повинности. Наряду со свободным крестьянством в государстве Конго существовал, хотя и незначительный, класс рабов. По большей части рабов захватывали в войнах с соседними племенами, однако в их числе было немало долговых рабов, т. е. прежде свободных общинников, попавших в рабство за долги. Глава государства был самым крупным рабовладельцем. Его рабы добывали золото и медь в царских рудниках.

Все управление страной находилось в руках знати — мфуму, которая из своей среды избирала царя. Из среды знати царь назначал правителей областей и округов и других своих чиновников. Высшие чиновники носили титул нгуди-анкама, что буквально означает «главные матери»; португальцы нередко называли их министрами. Придворные чиновники и правители областей назывались мани-мфуму. Многие из них были ближайшими родственниками царя. Наследование шло первоначально по женской линии, от дяди к племяннику (сыну сестры); позднее установился отцовский счет родства и сын наследовал отцу. История государства Конго полна примеров постоянной борьбы за престолонаследие сыновей и племянников. В этом нашла свое отражение смена древних обычаев матриархата новыми порядками отцовского рода. Во многих государствах Западной Тропической Африки большую роль играла мать царя или жена царя, нередко бывшая его сестрой.

Двор царя, отличавшийся большой пышностью, находился в столице государства — Мбанза-Конго. Это был довольно большой город, со множеством построек и с населением в несколько десятков тысяч человек. Царя окружали чиновники, выполнявшие его разнообразные поручения. Повеления царя передавались по стране при помощи барабанов или через гонцов. Постоянной армии еще не было. В случае войны на военную службу являлось все взрослое мужское население. Наряду с ополчением при царе были постоянные дружины. Вооружение состояло из луков, копий, щитов и метательных ножей. В XVI в. цари Конго вооружали свои дружины огнестрельным оружием, которое получали в обмен на рабов.

Из всех государственных образований Западной Тропической Африки государство Конго достигло наибольшего развития. Все другие представляли собою, по существу, лишь зачаточные формы государств. Наиболее крупные из них — государства Лунда, Касон- го и Балуба, занимавшие обширную территорию в юго-восточной части бассейна Конго, там, где тропическрш лес постепенно сменяется саваннами.