Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Борьба за независимость народов Восточной Тропической Африки. Профессиональные союзы
Этнография - Народы Африки

Отсталость экономического развития, разобщенность племен, влияние перешедшей на сторону империалистов аристократической патриархаль- но-родовой верхушки длительное время задерживали развитие национально-освободительного движения порабощенных народов Восточной Тропической Африки. Глухое недовольство колониальным режимом, накипавшая в народных низах ненависть к поработителям выливались от случая к случаю в форму стихийных неорганизованных выступлений, подавлявшихся с исключительной жестокостью.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России открыла новую эру в истории человечества, подняла к политической жизни, к организованной борьбе с колониальным рабством и народы Восточной Тропической Африки. Она породила надежду на скорое освобождение, укрепила веру народов в возможность победы, в свои силы.

Но в первый период общего кризиса капитализма антиимпериалистическое движение не выходило еще за узкие рамки отдельных племен, еще не стало движением общенародным. Наиболее значительными выступлениями против грабительской политики империалистов в этот период были выступления кикуйю в 1921 г. и масаи в 1935 г.

Экономический кризис после первой мировой войны отразился на фермерском и плантационном хозяйстве Восточной Тропичесной Африки. Плантаторы и фермеры Кении решили переложить бремя кризиса на местное население. Они выдвинули тезис: «Бремя должно быть немножко передвинуто». Законом 1918 года размер отработочной ренты был увеличен с 60 до 180 дней в году; так же был увеличен и подушный налог; законом 1920 года были введены кипанди—специальные удостоверения, которые нанимающиеся на работу передавали работодателю и могли получить обратно лишь по оставлении работы; в середине 1921 г. Союз ассоциаций европейских колонистов принял решение о всеобщем, повсеместном и обязательном для всех снижении заработной платы африканцев на одну треть.

Центральная ассоциация кикуйю

10 июня 1921 г. в окрестностях Найроби состоялось большое собрание кикуйю, обсудившее вопрос о сопротивлении наступлению империализма. Организатором движения сопротивления выступил служащий телефонной станции, молодой человек из племени кикуйю, Гарри Туку. Собрание приняло решение об организации Восточно-африканской ассоциации туземцев1 и направило главному уполномоченному по туземным делам резолюцию протеста против наступления на жизненные интересы местного населения. Ассоциация развернула большую агитационную работу среди населения. Гарри Туку в сопровождении группы своих соплеменников кикуйю ездил по стране, собирал многолюдные митинги, призывал к организации сопротивления. Голос Гарри Туку и его товарищей находил горячий отклик в сердцах измученных людей. Повсеместно создавались отделения Ассоциации, вокруг которых сплачивались народные массы.

Движение носило мирный характер. Народ, да и сам Гарри Туку, еще верили в милосердие английского короля и собирались послать ему петицию, полагая, что король не знает об их бедствиях. Но губернатор Кении распорядился арестовать Туку, что вызвало глубокое возмущение в народе. У здания тюрьмы, куда был посажен Туку, собрался народ, требуя освобождения своего любимого агитатора и вождя. Полиция попыталась разогнать демонстрантов, открыла огонь, в результате которого, по неофициальным данным, было убито около 150 чел. Движение было подавлено. Туку остался в тюрьме и просидел там без суда до 1931 г.

карта

Волнение среди масаи в 1935 г. было вызвано земельной экспроприацией. История масаи за период английского империалистического господства сплошь заполнена напряженной борьбой за землю. К моменту установления английского господства в Кении масаи занимали обширную территорию в ее юго-западной части, по обеим сторонам построенной позднее железной дороги Кения—Уганда; их соседями были кикуйю и акамба. С постройкой железной дороги у них отняли в 1904 г. широкую полосу земли, прилегавшую к дороге, и разрезали единую территорию племени на северную и южную части. Когда выяснилось, что северная часть благоприятна для расселения европейских колонистов, колониальные власти решили переселить всех масаи в южную часть.

Северная территория масаи — гористая местность, хорошо орошаемая множеством мелких речек, а южная территория представляет собою полупустынную сухую степь, непригодную для земледелия и малопригодную для животноводства. Масаи решили сопротивляться, они обращались и в апелляционный суд Восточной Африки, и к английскому королю, но все было напрасно. В 1913 г. тысячи масаи были изгнаны со своей земли в северной части и переселены в южный резерват. Очищенная от масаи земля была разделена между несколькими крупными английскими землевладельцами; в частности, лорд Деламер получил 100 тыс. акров. Дважды масаи поднимались на борьбу с целью вернуть отобранные земли, но каждый раз терпели неудачу.

В 1933—1934 гг. колониальные власти вновь начали теснить масаи, отбирать у них земли для европейских горных компаний, переселять их в уже и без того перенаселенные районы. Этот новый бесцеремонный грабеж вызвал сильнейшее возбуждение среди масаи. Создалась обстановка настолько напряженная, что колониальные власти эвакуировали из этого района все европейское население и ввели туда войска. Произошли многочисленные кровавые стычки, кончившиеся новым тяжелым поражением масаи.

Антиимпериалистическое движение после второй мировой войны

После второй мировой войны антиимпериалистическое движение в Восточной Тропической Африке сделало крупный шаг вперед.

В некоторых наиболее отсталых районах антиимпериалистическое движение и сейчас еще ограничивается рамками племени и выступает в форме религиозно-сектантских движений. В северной части Кении и Уганды живет немногочисленное (около 30 тыс. чел.) племя сук. В этом районе нет ни городов, ни промышленных центров, здесь больше всего сохранился старый образ жизни, но гнет империализма стал нестерпим и здесь. В 1950 г. полицейские власти Уганды обнаружили существование религиозной секты «Мизамбве». Судя по материалам.судебного процесса над группой участников секты, все ее члены давали клятву освободить Уганду от европейцев. При этом соблюдалась особая церемония, характерная для тайных обществ прошлого. Подсудимые были арестованы в пещере на горе Эльгон, где они сидели вокруг костра и молили бога «послать им силы, чтобы изгнать европейцев из Восточной Африки»1.

Но для современного антиимпериалистического движения характерны не эти отсталые, а новые, неизвестные ранее черты. Новое в антиимпериалистическом движении народов Восточной Тропической Африки состоит прежде всего в том, что возникли национальные организации: в Кении — Союз африканцев Кении, объявивший своей задачей объединение африканских народов Кении в африканскую нацию; в Танганьике—Ассоциация африканцев Танганьики; в Ньясаленде —Африканский национальный конгресс; в Северной Родезии — Африканский конгресс Северной Родезии. Все эти организации созданы молодой национальной интеллигенцией, которая и возглавляет их. Особенность этих организаций заключается в том, что они перешагнули узкие рамки племени и объединяют демократические силы независимо от племенной принадлежности. Наряду с ними появились крестьянские организации, как Ассоциация африканцев Аруши и Союз африканских фермеров в Уганде, проявляющие большую активность в борьбе не только за специфически крестьянские, но и общедемократические требования. Появились первые молодежные организации, примкнувшие к Всемирной федерации демократической молодежи; делегации Танганьики и Северной Родезии принимали участие в Международном Пражском фестивале демократической молодежи в 1949 г.

Профессиональные союзы

Новое — и решающее — состоит в создании организаций рабочего класса. До второй мировой войны здесь не было ни одной профсоюзной организации, сейчас во всех колониях имеются профессиональные союзы горняков, шоферов, докеров, железнодорожников, печатников, обувщиков, портных и др.Большим достижением рабочего движения явилось объединение профсоюзов Кении, Уганды и Танганьики в Конгресс профсоюзов Восточной Африки. Конгресс объединил африканских и индийских рабочих. Первый съезд Конгресса профсоюзов Восточной Африки открылся в День международной солидарности пролетариата — 1 мая 1949 г. Президентом был избран африканец Фред Кубаи, генеральным секретарем индиец Макан Синг. Конгресс профсоюзов не ограничивался руководством существующими профсоюзами, но оказывал большое идейное и организационное влияние и на неорганизованных в профсоюзы рабочих. Конгресс выступал не только с экономическими, но и с политическими требованиями, отражавшими чаяния всего порабощенного народа, осуществляя, таким образом, руководящую роль рабочего класса в антиимпериалистическом движении.

Рабочий класс уже прошел значительную школу забастовочной борьбы. Статистику забастовочного движения колониальная администрация не публикует. Но и те сведения, которые проникают на страницы печати, показывают, что забастовки рабочих стали обычным явлением и в восточноафриканских колониях. За последние годы зарегистрированы, по данным печати, неоднократные забастовки портовых рабочих Момбасы, Дар- эс-Салама и Линди, бастовали железнодорожники Момбасы, горняки золотых приисков Какамеги, рабочие сахарных плантаций в Рамиси, батраки на европейских фермах в Накуру, рабочие обувной фабрики в Найроби, сахарного завода в Уганде и др. Этот далеко не полный перечень свидетельствует о том, что забастовочное движение охватывает рабочих сельского хозяйства, транспорта и различных отраслей промышленности. Только в Танганьике, по официальным данным, в 1952 г. было 82 забастовки.

Колониальные власти жестоко расправляются с забастовщиками. Ни одна стачка, судя по попадающим в печать сведениям, не проходит беа вмешательства полиции, а часто и ареста руководителей забастовки. Всякое требование рабочих рассматривается как саботаж, бунт, инспирированный «подрывными элементами». Но эти репрессии не могут остановить забастовочного движения.

Конгресс профсоюзов выдвинул требование об установлении минимума заработной платы в 5 фн. ст. в месяц, тогда как средняя месячная зарплата африканских рабочих составляла в мае 1950 г. лишь 42 шилл. 15 мая 1950 г. колониальные власти Кении арестовали президента Конгресса профсоюзов Кубаи, генерального секретаря Макан Синга и запретили Конгресс под тем предлогом, что созданное им объединение профессиональных союзов незаконно. Трудящиеся Найроби вышли на улицу, чтобы протестовать против полицейского произвола. Когда демонстрация была разогнана, рабочие не вышли на работу — началась всеобщая забастовка, продолжавшаяся несколько дней. В истории Кении вто была первая политическая забастовка.