Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Ремесло народов Восточной Тропической Африки. Жилища. Обнищание крестьянства
Этнография - Народы Африки

Ремесло как самостоятельная отрасль хозяйства, отделившаяся от земледелия, не получило широкого развития до начала колонизации, теперь оно совсем заглохло. Исчезают понемногу старинные гончарные, деревянные и плетеные изделия, отличавшиеся добротностью и изяществом отделки. Корзины, цыновки, глиняная посуда и другие местные изделия стали гораздо грубее и примитивнее. Это также является показателем обнищания. Привозная жестяная и эмалированная посуда широко входит в быт африканцев, сокращая возможности сбыта местных ремесленных изделий. Уже никто не выплавляет железа из руды, местные кузнецы занимаются лишь починкой земледельческих орудий и различной утвари, выковкой ножей и т. п., используя металлический лом, приобретаемый на рынке.

Жилища

Меньше всего изменений претерпели жилища: народ живет в тех же примитивных хижинах, в каких он жил многие сотни лет до европейской колонизации. Объясняется это главным образом бедностью. Деревянные или каменные дома европейского типа встречаются очень редко, только у аристократической верхушки, богатых плантаторов и купцов.

Старые типы жилищ очень разнообразны, даже иногда в пределах одного племени. У ваньямвези, например, встречаются и круглые хижины с .конусообразной соломенной крышей, и прямоугольные с двускатной или плоской крышей, и ульеобразные. Наиболее типична круглая хижина с конической соломенной крышей; основой служит плетеный каркас. Хижины каждого поселения образуют замкнутый круг, внутри которого находится общий двор. Они отделены одна от другой небольшими изгородями, которые, однако, не заходят на общий двор. Возле каждой хижины расположены пристройка для крупного рогатого скота и зернохранилища в форме высоких, тщательно обмазанных глиной корзин, поставленных на козлы. Внутри жилище делится цыновкой или куском материи, перекинутым через веревку, на помещение для приготовления пищи (здесь же отгорожено место для овец и коз) и помещение для сна. Спят на шкурах и цыновках, постланных на деревянный помост или на пол. В центре первого помещения устроен очаг из камней, вокруг него расставлена утварь —горшки, зернотерки, деревянная посуда и т. п.

Вагого и вахехе строят прямоугольные жилища тембе. Вкапывают несколько столбов, сооружают плетеный каркас крыши и поднимают его на столбы, после чего плетут стены; крыша, покрытая сначала травой или соломой, и стены тщательно обмазывают глиной. Хижины ставят группами вплотную одна к другой,таким образом, что получается замкнутый четырехугольник. Если жилища не образуют замкнутого четырехугольника, то свободное пространство перегораживают плетеной изгородью.

Каждая хижина делится на помещение для людей и помещение для мелкого рогатого скота; помещение для людей имеет два выхода — во внутренний двор и на улицу. Внутренний двор занят крупным рогатым скотом.

Масаи строят свое жилище иначе. Гибкие жерди длиной около 1,5 м вкапывают по эллипсу на расстоянии 20 см одна от другой. Затем делают плетень высотой до метра, концы жердей изгибают и прикрепляют к положенной на столбы перекладине, идущей по большой оси эллипса. Весь этот каркас покрывают слоем сухой травы и затем густо смазывают свежим навозом, смешанным с землей. Раньше хижины покрывали шкурами. В крыше не оставляют никакого от верстия, и дым от очага выходит через входное отверстие, которое на ночь закрывают шкурой или загородкой из колючих ветвей.

Плетеная перегородка делит хижину на две части — помещение для телят и ягнят и собственно жилье. Последнее также делится плетеной перегородкой на две части: большую часть занимает муж, в меньшей располагается жена с маленькими детьми; для взрослых детей строят отдельные хижины. Земляной пол жилого помещения покрыт толстым слоем сухой травы, на которую брошено несколько шкур. Здесь находятся примитивный, сложенный из трех камней очаг, хворост и на определенных местах— предметы домашнего обихода.

Масаи ставят свои хижины близко одна к другой, по замкнутому кру- ty, внутри которого устроен загон для скота. Группа хижин— крааль — состоит из 20—50 построек, обнесенных изгородью. Постройка подобного жилища — дело несложное и недорогое. При возведении его помогают попрежнему еще сородичи и соседи. Работа заканчивается обычно в один день, после чего устраивается угощение. Раньше каждая семья строила для себя несколько хижин. Кикуйю и некоторые другие племена строили отдельные хижины для мужа и жены. У всех восточноафриканских племен, если мужчина имел нескольких жен, каждой из них отводилась отдельная хижина. Старики и взрослые, еще не женатые мужчины жили, в особых хижинах, отличавшихся от обычных меньшими размерами. В центральной части Танганьики у вагого и вахехе в больших четырехугольных тембе жила обычно одна большая семья.

Размещение по отдельным хижинам имело, несомненно, известное санитарное значение. С установлением империалистического господства жилищные условия резко ухудшились. Колониальные власти ввели налоги: за каждую хижину приходится теперь платить ежегодно несколько шиллингов. Теперь вся семья живет в одной-двух хижинах, причем иногда принимает еще «квартирантов». В результате невероятной скученности и антисанитарии резко возросла заболеваемость.

Обнищание крестьянства

Таковы итоги пятидесятилетнего господства империалистов в Восточной Тропической Африке. Раньше крестьянская семья хотя и не без трудностей, но могла обеспечить себя продовольствием, примитивной одеждой и не менее примитивными предметами домашнего обихода, и только стихийные бедствия вызывали голод. Сейчас она не в состоянии сводить концы с концами. Официальный отчет английской администрации по Танганьике за 1937 г. констатирует: «Общепризнано, что жители Африки привыкли к периодическому голоданию... Хотя голод, несомненно, серьезная проблема, но ежегодно повторяющаяся нехватка продуктов питания перед новым урожаем, может быть, представляет собой еще более серьезный вопрос». В аналогичном отчете по Северной Родезии за 1938 г. читаем: «Правительственные чиновники в общем давно признают, что... туземцы страдают от тяжелого недоедания, нередко переходящего в настоящий голод»1. Обследования некоторых районов Уганды установили, что около трети всего населения страдает от серьезных заболеваний на почве недостаточного потребления витаминов.

Детская смертность в английских колониях Восточной Тропической Африки втрое выше, чем в Англии; в некоторых районах Уганды она достигает 336 смертей на тысячу рождений. Эпидемические заболевания часты и уносят огромное количество жизней. Сонная болезнь попрежнему остается страшным бедствием для населения. Массовые перемещения людей способствуют широкому распространению этой болезни, а профилактические мероприятия, проводимые колониальной администрацией (вакцинация), совершенно недостаточны. В 1944 г. сонная болезнь охватила всю долину р. Киру в Танганьике, и единственным средством спасения населения оказалось поголовное его выселение из этой долины. Кения в 1942 г. перенесла эпидемии чумы и желтой лихорадки. Сеть лечебных учреждений ничтожна: одна больничная койка приходится на тысячу человек населения в Кении, на 1540 чел. в Уганде, на 2140 чел. в Ньясаленде, на 2725 чел. в Танганьике, тогда как для европейской части населения Кении одна больничная койка приходится на 250 чел. Не удивительно, что в деревне вынуждены обращаться за «медицинской» помощью к колдунам и знахарям.

Народное образование во всех английских колониях Восточной Тропической Африки попросту отсутствует. Элементарным образованием охвачена незначительная часть детей. В Кении, например, при населении в 3,5 млн. чел. начальную школу посещают лишь около 100 тыс. учеников, т. е. менее чем 0,3%. Общие расходы на образование в расчете на одного человека составляли перед второй мировой войной 54 шилл. на одного европейца и х/2 шилл. на одного человека из африканского населения.

Среднего образования фактически нет; имеется лишь несколько школ профессионально-технического обучения, выпускающих учителей, медицинских сестер, зоотехников, агрономов и других специалистов. На всю Восточную Тропическую Африку имеется только один колледж в Макорере (Уганда), по своему профилю приближающийся к высшему учебному заведению; в нем обучаются немногим больше ста человек; в 1946 г. в этот колледж впервые было принято шесть девушек. Желающие получить высшее образование должны ехать в Европу или в Америку, что доступно лишь одиночкам. В 1946 г. в Англии училось 30 человек из Уганды, столько же из Кении и трое из Танганьики.

В Восточной Тропической Африке есть еще люди, которые знали свободную, независимую жизнь. И эти живые свидетели заявляют, что раньше, до установления английского господства, они жили несравнимо лучше. И тогда, конечно, не было «золотого века», была тяжелая, трудная борьба за кусок хлеба. Но империалистическая Англия вместо цивилизации принесла африканцу «цивилизованное» рабство: обезземеление, высокие налоги, принудительный труд, кнут плантационного надсмотрщика, туберкулез и венерические болезни.